Скачать 94.74 Kb.
|
Описание урока природоведения по теме «Экологическая безопасность», созданного на основе технологии «Перспектива» Автор: Кудряшова Ольга Валерьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ п.Сайга Томской области Цели урока:
Задачи:
Сценарий урока В рамках технологии разработки и оценки создаются четыре творческие группы: новаторы, оптимисты, пессимисты, эксперты. Сама технология предусматривает четыре этапа - четыре раунда (по количеству созданных, творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях, таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения. Каждый этап-раунд длится около 10 минут:
Критерии оценивания группы новаторов: достоверность излагаемого материала, использование дополнительной литературы, опора на жизненный опыт (примеры из жизни), четкость речи. Критерии оценивания пессимистов и оптимистов: если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов. Суммарно по времени четыре раунда займут около 40-42 минут. 3-5 минут - завершающая часть урока, выводы, награждения. Длительность урока - 45 минут. Подготовительный этап - работа под полями «белой шляпы» Всем ученикам предлагается прочитать дома страницы 29-33 учебника [2], просмотреть дополнительный материал (который учащиеся находят самостоятельно) и подумать над проблемой «Что такое экологическая безопасность?» Замечание: Ребята уже проходили учебный материал в начале года по таким вопросам, как: Что такое экология и что она изучает?; Почему наша природа в опасности? Все учащиеся заранее разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа заранее получает задание - вопрос, о котором необходимо будет рассказать на предстоящем уроке: - Что такое экологическая безопасность? – 1 группа - Как защититься от загрязнённого воздуха? – 2 группа - Как защититься от загрязнённой воды? – 3 группа - Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества? – 4 группа Также следует рассказать о ходе предстоящего урока, познакомив ребят со сценарием. Ход урока Уважаемые ребята! Сегодня мы будем обсуждать проблемы экологической безопасности. Я предлагаю участвовать в этом всем, но организованно. Для работы мы создадим 4 творческие группы, и каждая группа будет работать над своим вопросом в рамках рассматриваемой сегодня проблемы. Следует особо сказать о том, что каждая группа на определенном раунде будет работать в определенной ролевой позиции:
-Отмечать в выступлении все положительное.
-Отмечать в выступлении все отрицательное.
- Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.
В конце занятия поведем итоги, узнаем победителя. Следует напомнить ребятам о 10-ти бальной оценочной шкале и обратить внимание на таблицу, в которой есть графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам. 1 раунд: Выступление первой группы. Вопрос: что такое экологическая безопасность? Тезисы выступления учащихся: - Люди загрязняют окружающую среду. Много мусора. - Загрязняющие вещества движутся по цепочке. - Человек дышит загрязненным воздухом, пьёт загрязненную воду, употребляет в пищу продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. - Главное для человека – охранять воздух, почву, воду. - Необходимо соблюдать правила личной экологической безопасности. - Экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязнённой, испорченной окружающей среды. Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления. Оптимисты:
Пессимисты:
Эксперты:
Изменяются ролевые позиции. Теперь каждая группа будет работать под полями другой «мыслешляпы». 2 раунд: Выступление второй группы. Вопрос: как защититься от загрязнённого воздуха? Тезисы выступления учащихся? - Мы дышим загрязнённым воздухом по вине фабрик, заводов. - Чтобы защитить себя, надо соблюдать некоторые правила. - Ходить лучше по тем улицам, где меньше ездит машин. - Не следует останавливаться на улице возле автомобиля с работающим двигателем. - Не следует долго задерживаться в местах, где накурено. - Гулять лучше там, где больше зелени. - Дома надо разводить комнатные цветы. Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления. Оптимисты:
Пессимисты:
Эксперты:
Новаторам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 9 баллов. Пессимистам – 10 баллов. Изменяются ролевые позиции. 3 раунд: Выступление третьей группы. Вопрос: как защититься от загрязнённой воды? Тезисы выступления: - В загрязнённых водоёмах нельзя купаться, а тем более пить воду. - В дома поступает хлорированная вода, а хлор вреден для человека. - Воду надо очищать с помощью бытового фильтра. - Если нет фильтра, отстаивать воду целые сутки в открытой посуде. - Пить лучше кипяченую воду. Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления. Оптимисты:
Пессимисты:
Эксперты:
Изменяются ролевые позиции. 4 раунд: Выступление четвертой группы. Вопрос: как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества? Тезисы выступления: - Не стоит собирать ягоды и грибы около дорог. - Следует всегда мыть овощи и фрукты. - Не надо есть рыбу, выловленную в загрязнённой воде. - Не ешьте продукты, у которых истёк срок хранения. Оптимисты:
Пессимисты:
Эксперты:
Заполняем таблицу, считаем очки.
Победившая группа выходит на награждение. Все поздравляют. Учитель вручает каждому значок «Эколог» и предлагает проанализировать получившиеся результаты занятия с позиции набранных баллов. Личные педагогические выводы Ребята ответственно отнеслись к проводимому занятию. Работали с интересом, увлечённо. Желание правильно донести нужную информацию слушателям, поддержка своих товарищей, доброжелательность к соперникам отмечалась всеми участниками занятия. Следует обратить внимание на момент в ходе занятия, когда одна из групп выразила недовольство полученной оценкой, и завязался спор. После занятия все вместе проанализировали причину и поняли, что необходимо очень четко и тщательно вырабатывать критерии оценивания каждой подгруппы, и экспертам следует придерживаться выбранных критериев. В процессе анализа занятия стало ясно, что важным является такой критерий, как сплоченность в работе группы. Ребята поняли, как сложно объективно оценить любую работу и что важно четко определять критерии оценивания. Дети получили удовольствие от проведенного занятия. Литература
ФОТОРЕПОРТАЖ С УРОКА |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы... «Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности... | Методическая разработка урока окружающий мир по теме: «Экологическая безопасность Земли» Работы по подготовке к отопительному сезону (Внешний осмотр, составление дефектной ведомости) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности... «Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда» | Урока окружающий мир по теме «Закрепление и систематизация пройденного... По теме «Закрепление и систематизация пройденного материала – «Экологическая катастрофа» | ||
Экологическая гидрохимия учебно-методический комплекс «Химия», магистерские программы «Химия нефти и экологическая безопасность», «Техногенные загрязнения и качество экосистем», «Химия... | Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Экологическая безопасность» Сегодня мы проведем необычный урок. На этом уроке мы вместе с вами должны будем решить очень важную проблему. А какую, мы определим... | ||
Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» Программа под руководством В. В. Пасечника. Учебник В. М. Пакуловой, Н. И. Ивановой «Введение в естественнонаучные предметы. Природа.... | Основная образовательная программа по направлению 022000. 68 Экология... ... | ||
Хранение: чз Выполнение разделов «охрана труда», «экологическая безопасность», «гражданская оборона» в дипломном проекте | Факультет иностранных языков Выполнение разделов «охрана труда», «экологическая безопасность», «гражданская оборона» в дипломном проекте | ||
Урока т календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе Календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе (составлено по программе и учебнику Плешакова А. А., Сонина... | План-конспект урока по теме «Здоровье человека и безопасность жизни» ... | ||
Урок природоведения по теме «Заповедники и национальные парки» | Лекция 1 Общие понятия безопасности жизнедеятельности Выполнение разделов «охрана труда», «экологическая безопасность», «гражданская оборона» в дипломном проекте |