Урока природоведения по теме «Экологическая безопасность»





Скачать 94.74 Kb.
НазваниеУрока природоведения по теме «Экологическая безопасность»
Дата публикации22.06.2014
Размер94.74 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Описание урока природоведения по теме «Экологическая безопасность», созданного на основе технологии «Перспектива»

Автор: Кудряшова Ольга Валерьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ п.Сайга Томской области
Цели урока:

  1. Формирование бережного отношения учащихся к природе, к своему здоровью.

  2. Знакомство учащихся с принципами работы в рамках образовательной технологии «Перспектива»

Задачи:

  1. Познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнений»;

  2. Рассказать о правилах личной экологической безопасности;

  3. Создать условия для развития навыков «взвешенного типа мышления» в ходе совместной деятельности;

  4. Способствовать формированию и развитию навыков владения речью в ходе дискуссии на тему «Земля - наш дом: бережём дом – бережём здоровье»;

  5. Организовать работу учащихся в группах, формируя и развивая при этом навыки коммуникативного взаимодействия.


Сценарий урока

В рамках технологии разработки и оценки создаются четыре творческие группы: новаторы, оптимисты, пессимисты, эксперты.
Сама технология предусматривает четыре этапа - четыре раунда (по количеству созданных, творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях, таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения.

Каждый этап-раунд длится около 10 минут:

  • 3-4 минуты – выступление «новаторов»;

  • 2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;

  • 2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);

  • 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 10 –бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.

Критерии оценивания группы новаторов: достоверность излагаемого материала, использование дополнительной литературы, опора на жизненный опыт (примеры из жизни), четкость речи.

Критерии оценивания пессимистов и оптимистов: если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов.

Суммарно по времени четыре раунда займут около 40-42 минут.

3-5 минут - завершающая часть урока, выводы, награждения.

Длительность урока - 45 минут.
Подготовительный этап - работа под полями «белой шляпы»

Всем ученикам предлагается прочитать дома страницы 29-33 учебника [2], просмотреть дополнительный материал (который учащиеся находят самостоятельно) и подумать над проблемой «Что такое экологическая безопасность?»

Замечание: Ребята уже проходили учебный материал в начале года по таким вопросам, как: Что такое экология и что она изучает?; Почему наша природа в опасности?

Все учащиеся заранее разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа заранее получает задание - вопрос, о котором необходимо будет рассказать на предстоящем уроке:

- Что такое экологическая безопасность? – 1 группа

- Как защититься от загрязнённого воздуха? – 2 группа

- Как защититься от загрязнённой воды? – 3 группа

- Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества? – 4 группа

Также следует рассказать о ходе предстоящего урока, познакомив ребят со сценарием.
Ход урока

Уважаемые ребята!

Сегодня мы будем обсуждать проблемы экологической безопасности.

Я предлагаю участвовать в этом всем, но организованно.

Для работы мы создадим 4 творческие группы, и каждая группа будет работать над своим вопросом в рамках рассматриваемой сегодня проблемы.

Следует особо сказать о том, что каждая группа на определенном раунде будет работать в определенной ролевой позиции:

  • Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать?

-Отмечать в выступлении все положительное.

  • Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?

-Отмечать в выступлении все отрицательное.

  • Третья группа – «эксперты».

- Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.

  • Четвертая группа - «новаторы». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее.

В конце занятия поведем итоги, узнаем победителя. Следует напомнить ребятам о 10-ти бальной оценочной шкале и обратить внимание на таблицу, в которой есть графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.
1 раунд: Выступление первой группы.

Вопрос: что такое экологическая безопасность?

Тезисы выступления учащихся:

- Люди загрязняют окружающую среду. Много мусора.

- Загрязняющие вещества движутся по цепочке.

- Человек дышит загрязненным воздухом, пьёт загрязненную воду, употребляет в пищу продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества.

- Главное для человека – охранять воздух, почву, воду.

- Необходимо соблюдать правила личной экологической безопасности.

- Экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязнённой, испорченной окружающей среды.
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:

  • Дети выступали очень организованно.

  • Выделили главное.

  • Рассказали о цепи загрязнения.

  • Чётко сформулировали вывод.

Пессимисты:

  • Ребята не указали источники загрязнения: промышленные предприятия, транспорт и др.

  • Они рассказали о цепи загрязнения, но не указали на неё.

  • Катя слабо знает материал.

Эксперты:

  • К сказанному мы хотим добавить, что ребята убедительно, чётко говорили, было интересно слушать.

  • Хорошо и во время Надя изобразила схему «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека».

  • Мы думаем, что выступление было бы более интересным, если бы ребята нашли примеры из жизни о существующих цепях загрязнений.

  • Новаторам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 8 баллов. Пессимистам – 9 баллов.


Изменяются ролевые позиции. Теперь каждая группа будет работать под полями другой «мыслешляпы».

2 раунд: Выступление второй группы.

Вопрос: как защититься от загрязнённого воздуха?

Тезисы выступления учащихся?

- Мы дышим загрязнённым воздухом по вине фабрик, заводов.

- Чтобы защитить себя, надо соблюдать некоторые правила.

- Ходить лучше по тем улицам, где меньше ездит машин.

- Не следует останавливаться на улице возле автомобиля с работающим двигателем.

- Не следует долго задерживаться в местах, где накурено.

- Гулять лучше там, где больше зелени.

- Дома надо разводить комнатные цветы.
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:

  • Молодцы, перечислили все способы защиты от загрязнённого воздуха.

Пессимисты:

  • Перечислили только те способы, которые указаны в учебники, не воспользовались дополнительной литературой.

  • Не сказали, что спортом и физкультурой надо заниматься там, где больше зелени.

  • Не все комнатные растения очищают воздух.

Эксперты:

  • Ребята- новаторы говорили четко, понятно. Все, что было в учебнике, ребята рассказали хорошо.

  • Было бы интересно услышать, а существуют ли у нас в крае источники загрязнения воздуха?

  • Пессимисты правы, что надо было привлечь дополнительную литературу.

Новаторам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 9 баллов. Пессимистам – 10 баллов.
Изменяются ролевые позиции.

3 раунд: Выступление третьей группы.

Вопрос: как защититься от загрязнённой воды?

Тезисы выступления:

- В загрязнённых водоёмах нельзя купаться, а тем более пить воду.

- В дома поступает хлорированная вода, а хлор вреден для человека.

- Воду надо очищать с помощью бытового фильтра.

- Если нет фильтра, отстаивать воду целые сутки в открытой посуде.

- Пить лучше кипяченую воду.
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:

  • Андрей и Вова хорошо рассказали о том, как защититься от загрязнённой воды. Говорили без запинки.

  • Использовали дополнительную литературу.

  • Никита нарисовал рисунок на доске о том, как происходит загрязнение воды.

Пессимисты:

  • Не всегда следили за речью товарищей, перебивали, торопились.

Эксперты:

  • Рассказывал каждый сам по себе, не видно групповой работы.

  • Не рассказали об источниках загрязнения воды.

  • Новаторам ставим 8 баллов. Оптимистам ставим 10 баллов. Пессимистам – 8 баллов.


Изменяются ролевые позиции.

4 раунд: Выступление четвертой группы.

Вопрос: как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества?

Тезисы выступления:

- Не стоит собирать ягоды и грибы около дорог.

- Следует всегда мыть овощи и фрукты.

- Не надо есть рыбу, выловленную в загрязнённой воде.

- Не ешьте продукты, у которых истёк срок хранения.

Оптимисты:

  • Даша хорошо рассказала о том, что было в учебнике.

  • Девочки привели собственные примеры из жизни.

Пессимисты:

  • Девочки не указали, что мыть овощи и фрукты надо кипячёной водой.

  • Нельзя собирать грибы и ягоды около свалок.

  • Не сказали о том, что фрукты надо мыть не только для того, чтобы смыть грязь. Ведь их ещё обрабатывают ядохимикатами, которые вредны для нашего организма.

Эксперты:

  • Мы думаем, что группе следовало бы воспользоваться дополнительной литературой. Например, можно было бы рассказать о том, как правильно использовать удобрения для растений при их выращивании. Ведь использование большого количества удобрений делает овощи и фрукты вредными для здоровья.

  • Группа работала дружно, ребята слушали друг друга.

  • Новаторам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 9 баллов. Пессимистам – 9 баллов.


Заполняем таблицу, считаем очки.


Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты

Штрафы

Итого

1 группа

9

9

8




26

2 группа

9

8

9




26

3 группа

8

9

9

- 1

25

4 группа

9

10

10




29


Победившая группа выходит на награждение. Все поздравляют. Учитель вручает каждому значок «Эколог» и предлагает проанализировать получившиеся результаты занятия с позиции набранных баллов.
Личные педагогические выводы

Ребята ответственно отнеслись к проводимому занятию. Работали с интересом, увлечённо. Желание правильно донести нужную информацию слушателям, поддержка своих товарищей, доброжелательность к соперникам отмечалась всеми участниками занятия.

Следует обратить внимание на момент в ходе занятия, когда одна из групп выразила недовольство полученной оценкой, и завязался спор. После занятия все вместе проанализировали причину и поняли, что необходимо очень четко и тщательно вырабатывать критерии оценивания каждой подгруппы, и экспертам следует придерживаться выбранных критериев.

В процессе анализа занятия стало ясно, что важным является такой критерий, как сплоченность в работе группы. Ребята поняли, как сложно объективно оценить любую работу и что важно четко определять критерии оценивания.

Дети получили удовольствие от проведенного занятия.
Литература


  1. Прищепа Т.А., Качество мышления – основной ресурс успешности, методическое пособие, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Томск, 2004

  2. Плешаков А.А., Мир вокруг нас», учебник для 3 класса, часть 2, 2004

  3. Целеусова Т.Ю., Максимова Т.В., Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс, 2004

  4. Ананьева А.А., Преподавание основ охраны природы в начальной школе, Томск, 1994



ФОТОРЕПОРТАЖ С УРОКА







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока природоведения по теме «Экологическая безопасность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
Урока природоведения по теме «Экологическая безопасность» iconМетодическая разработка урока окружающий мир по теме: «Экологическая безопасность Земли»
Работы по подготовке к отопительному сезону (Внешний осмотр, составление дефектной ведомости)
Урока природоведения по теме «Экологическая безопасность» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урока природоведения по теме «Экологическая безопасность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Урока природоведения по теме «Экологическая безопасность» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Урока природоведения по теме «Экологическая безопасность» iconУрока окружающий мир по теме «Закрепление и систематизация пройденного...
По теме «Закрепление и систематизация пройденного материала – «Экологическая катастрофа»
Урока природоведения по теме «Экологическая безопасность» iconЭкологическая гидрохимия учебно-методический комплекс
«Химия», магистерские программы «Химия нефти и экологическая безопасность», «Техногенные загрязнения и качество экосистем», «Химия...
Урока природоведения по теме «Экологическая безопасность» iconУрок окружающего мира в 4 классе по теме «Экологическая безопасность»
Сегодня мы проведем необычный урок. На этом уроке мы вместе с вами должны будем решить очень важную проблему. А какую, мы определим...
Урока природоведения по теме «Экологическая безопасность» iconУрока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха»
Программа под руководством В. В. Пасечника. Учебник В. М. Пакуловой, Н. И. Ивановой «Введение в естественнонаучные предметы. Природа....
Урока природоведения по теме «Экологическая безопасность» iconОсновная образовательная программа по направлению 022000. 68 Экология...
...
Урока природоведения по теме «Экологическая безопасность» iconХранение: чз
Выполнение разделов «охрана труда», «экологическая безопасность», «гражданская оборона» в дипломном проекте
Урока природоведения по теме «Экологическая безопасность» iconФакультет иностранных языков
Выполнение разделов «охрана труда», «экологическая безопасность», «гражданская оборона» в дипломном проекте
Урока природоведения по теме «Экологическая безопасность» iconУрока т календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе
Календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе (составлено по программе и учебнику Плешакова А. А., Сонина...
Урока природоведения по теме «Экологическая безопасность» iconПлан-конспект урока по теме «Здоровье человека и безопасность жизни»
...
Урока природоведения по теме «Экологическая безопасность» iconУрок природоведения по теме «Заповедники и национальные парки»

Урока природоведения по теме «Экологическая безопасность» iconЛекция 1 Общие понятия безопасности жизнедеятельности
Выполнение разделов «охрана труда», «экологическая безопасность», «гражданская оборона» в дипломном проекте


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск