Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации18.11.2013
Размер0.79 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.19 «Основы медицинских знаний»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050104 «Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»

050104 «Безопасность жизнедеятельности со специализацией Информационная безопасность»

Очная / заочная форма

Утверждено на заседании кафедры БЖД и ОМЗ

ФК и БЖД факультета

(протокол № 12 от 28 марта 2008 г.)
Зав. кафедрой И.А. Мещерова

Раздел 1. Программа учебной дисциплины


    1. Автор программы: Рябых Л.Н., старший преподаватель кафедры БЖД и ОМЗ

1.2 Рецензенты: И.Н. Михейкина, врач высшей категории Мурманского областного

консультативно- диагностического центра;

Е.П. Сивков, канд. пед. наук, доцент кафедры БЖД и ОМЗ (МГПУ)

1.3 Пояснительная записка

Основная цель курса «Основы медицинских знаний» - дать будущим специалистам в области безопасности жизнедеятельности теоретические знания и практические навыки в области охраны здоровья учащихся; организации санитарно-просветительной работы с учащимися и их родителями; оказания первой медицинской помощи.

Основные задачи курса:

- формирование у студентов представлений о профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний; о неотложных состояниях, причинах и факторах, их вызывающих;

- овладение студентами знаниями о признаках неотложных состояний; о принципах проведения профилактических мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний в детских коллективах;

- выработка у студентов умений оказывать первую помощь при травмах, ранах, кровотечениях; проводить простейшие реанимационные мероприятия.

К концу изучения курса студенты должны:

- иметь представление: о признаках нарушения здоровья ребенка, профилактике инфекционных заболеваний; неотложных состояниях, причинах и факторах, их вызывающих;

- знать: признаки неотложных состояний; принципы проведения профилактических мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний в детских коллективах; структуру и задачи службы медицины катастроф; методы, средства и способы организации оказания первой медицинской помощи в условиях ЧС различного происхождения;

- уметь: вести индивидуальную и коллективную работу по профилактике заболеваний и травм; оказывать первую помощь при травмах, ранах, кровотечениях, угрожающих симптомах острых инфекционных заболеваний; проводить простейшие реанимационные мероприятия.

Курс «Основы медицинских знаний» изучается во втором и третьем семестрах. Он представлен следующими видами учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов предусматривает конспектирование изученной литературы, составление выписок, пометок, выполнение заданий, заполнение таблиц, подготовку реферативных сообщений.

Форма отчетности по курсу «Основы медицинских знаний» - экзамен.

.

1.4 Извлечение из ГОС ВПО

Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы, их вызывающие. Виды неотложных состояний. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности. Физиологические пробы определения здоровья. Применение лекарственных средств. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы

Шифр и

наименование

специальности

Курс


Се-местр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-

емкость

Всего

ауд.

ЛК

ПР


ЛБ

Сам. раб.

050104 Безопасность жизнедеятель-ности со специализацией

1, 2


2, 3


180

80

40

40

-

100

экзамен

050104 Безопасность жизнедеятель-ности (заочн.)

1, 2


2, 3


180

14

8

6

-

166

экзамен


1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий

(примерное распределение учебного времени)


№№
пп

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

Лекции

Практ. занятия

Самост. работа

1

Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп

6

4

2

10

2

Инфекционные заболевания, их профилактика

12

6

6

14

3

Детский травматизм и его профилактика

4

2

2

10

4

Первая медицинская помощь при несчастных случаях и травмах

18

8

10

20

5

Медицина катастроф

12

6

6

12

6

Болезни цивилизации

14

8

6

20

7

Уход за больным, применение лекарственных средств

14

6

8

14




итого

80/14

40/8

40/6

100/166



1.6.2 Содержание разделов дисциплины

Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп

Понятие «здоровье». Критерии оценки общественного и индивидуального здоровья. Группы здоровья. Здоровье учащихся различных возрастных групп. Особенности подросткового возраста. Диспансеризация школьников. Общие признаки нарушения здоровья ребенка.

Школьные формы патологии (нарушения зрения, нарушения осанки, неврозы) и их профилактика. Основные направления деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья детей. Оптимизация условий обучения и воспитания. Организация оздоровительной работы в школе.

Инфекционные заболевания, их профилактика

Понятие о болезни. Классификация болезней. Понятие об инфекционных заболеваниях. Общее понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии Особенности инфекционных заболеваний. Краткая характеристика возбудителей инфекционных заболеваний. Механизмы передачи инфекционных заболеваний. Инфекционный процесс. Эпидемический процесс. Основные направления борьбы с инфекционными заболеваниями. ОРВИ – причины, проявления, уход за больным, профилактика. Кишечные инфекции – причины, проявления, уход за больным, профилактика. Детские инфекции - причины, проявления, уход за больным, профилактика. Туберкулез – причины, формы заболевания, профилактика социальная, санитарная и специфическая. Заболевания, передающиеся половым путем – причины, проявления, профилактика личная и общественная. ВИЧ/СПИД – эпидемиология, проявления, профилактика. Заразные паразитарные заболевания – причины, проявления, профилактика.

Детский травматизм, его профилактика

Понятие о неотложных состояниях. Понятие о травмах. Характеристика детского травматизма. Профилактика детского травматизма в семье и школе. Профилактика дорожного травматизма. Устранение травмоопасных ситуаций. Предупреждение травматизма в школе. Безопасность детей во время прогулок и экскурсий.

Первая медицинская помощь при несчастных случаях и травмах

Определение понятия «первая медицинская помощь». Последовательность мероприятий при оказании первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах. Признаки перелома костей. Первая медицинская помощь при переломах. Ожоги – классификация, проявления. Первая медицинская помощь при ожогах. Обморожения, первая медицинская помощь при обморожениях. Раны, виды ран. Первая медицинская помощь при ранах. Кровотечения – виды, признаки кровотечений. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Острая сосудистая недостаточность – обморок, шок. Первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности. Острая сердечная недостаточность, первая медицинская помощь при приступе стенокардии. Гипертонический криз, первая медицинская помощь. Судороги – причины, виды судорог. Первая медицинская помощь при судорожных состояниях. Терминальные состояния. Понятие о реанимации. Показания к проведению реанимации. Простейшие реанимационные мероприятия. Критерии эффективности реанимационных мероприятий.

Медицина катастроф

Определение понятия «медицина катастроф». Основные поражающие факторы катастроф. Факторы, влияющие на количество пострадавших и характер повреждений.

Основные поражающие факторы катастроф. Факторы, влияющие на количество пострадавших и характер повреждений. Объем и виды медицинской помощи при ЧС.

Структура службы медицины катастроф. Медицинская помощь при химических поражениях. Медицинская помощь при радиационных поражениях. Особенности оказания медицинской помощи при стихийных бедствиях.

Болезни цивилизации

Особенности жизнедеятельности цивилизованного человека. Болезни цивилизации – ожирение, гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, онкологические заболевания, аллергические заболевания. Причины, проявления и профилактика этих заболеваний.

Уход за больным, применение лекарственных средств

Определение жизненно важных функций организма. Лечебное питание. Режимы физической активности больных. Личная гигиена больного. Меры воздействия на кровообращение. Понятие о лекарственных средствах. Виды действия лекарственных средств. Пути введения лекарственных средств. Лекарственные формы.

Заболевания органов дыхания, уход за больным. Профилактика заболеваний органов дыхания. Болезни крови и сердца, их профилактика. Заболевания органов пищеварения, уход за больным. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Заболевания почек и мочевыводящих путей, уход за больным. Профилактика заболеваний почек.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения

№ п/п

Наименование раздела

Тема

Кол-во часов

Форма самост. раб.

Форма контроля

1

Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп


Физиологические пробы определения здоровья.

Вегето-сосудистая дистония у школьников. Особенности оздоровительной работы на Кольском Севере

10

Изучение литературы, написание рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов

2

Инфекционные заболевания, их профилактика

Распространенность инфекционных заболеваний в настоящее время.

Особо опасные инфекции

14

Изучение литературы, написание конспектов и рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов, выполнение тестовых заданий

3

Детский травматизм, его профилактика

Профилактика детского травматизма в семье.

Особенности травматизма школьников

10

Изучение литературы, написание конспектов и рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов

4

Первая медицинская помощь при несчастных случаях и травмах

Первая медицинская помощь при обморожениях, электротравме и утоплении


20

Изучение литературы, написание конспектов и рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов, выполнение тестовых заданий

5

Медицина катастроф

Поиск, сортировка и эвакуация пострадавших в ЧС.

История, цели и задачи Российского Общества Красного Креста.

Организация службы медицины катастроф за рубежом.

12

Изучение литературы, написание конспектов и рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов

6

Болезни цивилизации

Законы, принципы и правила экологии, связанные со здоровьем человека.

Биологическое действие загрязнителей окружающей среды. Атмосферный воздух и здоровье. Питьевая вода и здоровье. Экология жилых и общественных помещений.

Радиоактивность в доме

Электромагнитные поля и здоровье. Шум в жилой среде.

Экология продуктов питания. Эндоэкология

20

Изучение литературы, написание конспектов и рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов

7

Уход за больным, применение лекарственных средств

Особенности ухода за больными детьми. Уход за лежачими больными.

Особенности применения лекарственных средств у детей. Фитотерапия. Гомеопатия

14

Изучение литературы, написание конспектов и рефератов


Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск