Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс»





Скачать 348.29 Kb.
НазваниеРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс»
страница1/2
Дата публикации17.08.2014
Размер348.29 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2


c:\documents and settings\субботина\мои документы\мои рисунки\изображение\изображение 032.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: Пасечник, В. В., Латюшин, В. В., Пакулова, В. М. (2008 г.).

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс», М., Дрофа, 2008 г.

Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

- овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность в жизни» - и распределен по соответствующим темам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общенаучных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

В рамках преподавания курса природоведения могут быть эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). В соответствие с изменением отдельных разделов курса природоведения необходимо уделить особое внимание новому разделу «Здоровье человека и безопасность жизни», не отраженному, или частично отраженному, в УМК:

  • Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс (учебник). М.: Дрофа,2008;

  • Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс (рабочая тетрадь). М.: Дрофа,2009;

  • Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. М.: Дрофа,2002 (рабочая тетрадь для учителя);

  • Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2008;

  • Тематическое планирование «Биология» 5-11 классы/ авт.-сост. М.В.Оданович, Н.И.Старикова, Е.М.Гаджиева, Е.Ю.Щелчкова. – Волгоград: Учитель,2009.

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Практические работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


Введение

Вселенная

Строение и свойства вещества

Воздух

Вода

Горные породы

Почва – особое тело Земли

Организмы

Растения – посредники между небом и Землёй

Грибы

Животные – братья наши меньшие

Человек. Его здоровье и безопасность жизни

Природа едина


2

6

10

7

4

3

4

6

8

2

6

4

5

2

6

10

7

4

3

4

6

8

2

6

4

5

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0




Итого

67

67

0

Резервное время – 1 час
Содержание рабочей программы

Тема 1 Введение

Разнообразие природы, воздействие человека на природу.

Тема 2 Вселенная

Вселенная, звезды, созвездия, Полярная звезда, Большая и Малая медведицы, яркость звезд. Солнце – звезда, ближайшая к Земле. Солнечная система, кометы, планеты, метеоры, метеориты, астероиды. Солнечная система, ее состав. Ось Земли, Северное и Южное полушария, орбита, экватор, високосный год, суточное и годовое движение Земли. Земля – местообитание живых организмов.

Планета Земля. Положение Земли в солнечной системе, смена дня и ночи, времен года. Сферы Земли ( литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера) Луна – спутник Земли, кратеры, лунные фазы.

Тема 3 Строение и свойства веществ

Тела и вещества. Строение твёрдых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твёрдых, жидких и газообразных телах Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические и химические явления, химические реакции.

Температура тела.

Тема 4 Воздух

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (бесцветность, прозрачность, объём, упругость, теплопроводность, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Барометры. Химические свойства воздуха. Горение. Дыхание. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.

Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды своей местности по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Тема 5 Вода

Три состояния воды. Состав воды. Физические свойства воды. Температура плавления льда и кипения воды. Изменение объёма воды при нагревании.

Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Тема 6 Горные породы

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы ( гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Тема 7 Почва – особое тело Земли

Почва, её образование. Разнообразие почв. Структура почв.

Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Разнообразие почв. Эрозия почв, её виды. Охрана почв.

Тема 8 Организмы

Организм. Свойства живых организмов. Условия живых организмов: среда обитания, факторы среды обитания.

Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Тема 9 Растения – посредники между небом и Землёй

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые.

Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и другие. Значение культурных растений в жизни человека.

Тема 10 Грибы

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Тема 11 Животные – братья наши меньшие

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Тема 12 Человек. Его здоровье и безопасность жизни

Человек. Органы и системы органов. Травмы человека. Первая помощь при травмах. Вредные привычки и их профилактика. Здоровый образ жизни.

Тема 13 Природа едина

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.


Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока

Виды деятельности


Формы контроля

Оборудование

Наглядность

Дата проведения

план

факт

1

Природа живая и неживая. Человек и природа

вводный

Разнообразие природы, воздействие человека на природу

Перечислять тела, вещества и явления природы. Характеризовать тела, вещества и явления природы, находить взаимосвязь живой и неживой природы, приводить примеры воздействия человека на окружающую среду, доказывать взаимосвязь живой и неживой природы

Фронтальный опрос

Таблицы

Картинки с изображением живой и неживой природы

05-10

Сент.




2.

Сезонные изменения природы осенью

Экскурсия

Изменения в природе осенью: погоде, растениях, животных, деятельности человека

Называть признаки изменений в природе

Отчёт об экскурсии по плану




05-10

Сент.




3.

Вселенная. Звезды на небе.

Комбиниро-

ванный

Вселенная, звезды, созвездия, Полярная звезда, Большая и Малая медведицы, яркость звезд.

Перечислять известные созвездия, давать определения терминам, давать характеристику звездам, созвездиям, определять стороны горизонта с помощью Полярной звезды, находить на карте звездного неба Большую и Малую медведицы. Готовить сообщения и презентации о звездах.

Фронтальный опрос

Сообщения

Таблицы

Рисунки

12-17

Сент.




4.

Солнце. Солнечная система.

Комбиниро-

ванный

Солнце – звезда, ближайшая к Земле; Солнечная система, кометы, планеты, метеоры, метеориты, астероиды; Солнечная система, ее состав

Давать определения терминам, перечислять планеты и тела солнечной системы. Характеризовать Солнце как звезду, ближайшую к Земле, описывать строение солнечной системы, давать характеристику кометам, метеоритам, метеорам, вести наблюдения за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого месяца. Готовить сообщения и презентации о планетах.

Фронтальный опрос

Презентации о планетах

Таблицы

Слайд-презентации

12-17

Сент.




5.

Планета Земля.

Комбиниро-

ванный

Ось Земли, Северное и Южное полушария, орбита, экватор, високосный год, суточное и годовое движение Земли, Земля – местообитание живых организмов. Планета Земля , ее положение в солнечной системе, смена дня и ночи, времен года.

Давать определения терминам, называть полюса и полушария Земли, размеры нашей планеты. Характеризовать положение Земли в Солнечной системе, объяснять значение вращения Земли вокруг совей оси и Солнца. Прогнозировать изменения на планете Земля в случае изменения положения ее оси или орбиты.

Работа с картой полушарий, глобусом

Географический диктант

Таблицы

Карта полушарий

Компас

19-24

Сент.




6.

Сферы Земли

Комбиниро-

ванный

Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера.

Перечислять внешние оболочки Земли. Характеризовать оболочки, их состав, строение, процессы. Прогнозировать влияние деятельности человека на внешние оболочки Земли.

Фронтальный опрос

Таблицы

19-24

Сент.




7.

Луна – естественный спутник Земли.

Комбиро-

ванный

Луна – спутник земли, кратеры, лунные фазы.

Давать определения терминам, перечислять фазы Луны. Объяснять причины образования фаз Луны, характеризовать Луну как спутник Земли, сравнивать Землю с ее спутником.

Сообщения

Индивидуальный опрос

Таблицы

26-01

Сент.




8.

Обобщение по теме «Вселенная»

Обобщение

и система-

тизация знаний

Солнечная система, ее состав. Солнце – звезда, ближайщая к Земле. Планета Земля, ее положение в солнечной системе, смена дня и ночи, времен года; Естественные спутники Земли.

Перечислять небесные тела, называть расстояние от Земли до Солнца, называть лунные фазы, перечислять оболочки Земли. Характеризовать Солнечную систему, положение Земли в Солнечной системе, объяснять смену дня и ночи и времен года. Готовить сообщения и презентации.

Тестирование

Решение задач

Материал для тестирования и решения задач

26-01

Сент.




9.

Тела и вещества

Комбиниро-

ванный

Вещества, состояние веществ, свойства веществ.

Перечислять агрегатные состояния веществ. Характеризовать и сравнивать различные тела (форма, цвет, размеры, состояние). Соотносить между собой тело и вещество, приводить примеры тел, состоящих их разных веществ, делать выводы об агрегатных состояниях вещества.

Фронтальный опрос

Заполнение таблицы

Таблицы

03-08

Окт.




10.

Свойства твердых тел, жидкостей и газов

Комбиниро-

ванный

Свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность.

Перечислять свойства твердых тел, жидкостей и газов, давать определения терминам. Характеризовать свойства твердых тел, жидкостей и газов, приводить примеры и демонстрировать упругость и пластичность.

Фронтальный опрос

Заполнение таблицы

Бруски, сосуды с водой, воздушные шары

03-08

Окт.




11.

Вещества чистые и смеси

Комбиниро-

ванный

Вещества. Смеси

Перечислять вещества и смеси. Характеризовать свойства веществ и смесей, делать выводы. Приводить примеры применения свойств веществ человеком.

Индивидуальный опрос

Таблицы

Картинки чистых веществ и смесей

10-15

Окт.





12.

Молекулы

Комбиниро-

ванный

Молекулы, свойства молекул, атомы, химический элемент, химический знак.

Давать определения терминам, называть частицы, из которых состоят вещества. Давать характеристику молекул, их свойств, атомов, химических элементов, показывать на доске запись некоторых химических элементов с помощью химических знаков.

Графический диктант

Рисунки с изображением молекул

10-15

Окт.




13.

Диффузия. Взаимодействие молекул.

Комбиниро-

ванный

Движение молекул, диффузия в газах, жидкостях, твердых веществах. Скорость диффузии, сила притяжения, условия притяжения

Давать определения терминам, называть частицы, из которых состоят вещества. Характеризовать движение как естественное состояние молекул, диффузию в газах, жидкостях, твердых веществах, скорость движения молекул разных веществ. Составлять рассказы.

Фронтальный опрос

Работа по карточкам-заданиям

Таблицы

17-22

Окт.




14.

Простые и сложные вещества

Комбиниро-

ванный

Простые и сложные вещества, вещества органические и неорганические, состав клеток человеческого организма.

Называть тела живой и неживой природы, неорганические и органические вещества, перечислять простые вещества. Давать характеристику простым и сложным веществам, органическим и неорганическим, сравнивать их, находить черты сходства и отличия, делать выводы.

диктант

Рисунки с изображением простых и сложных веществ

17-22

Окт.




15.

Явления природы: физические и химические.

Комбиниро-

ванный

Физические и химические явления

Давать определения терминам. Давать характеристику физическим и химическим явлениям, приводить примеры явлений, сравнивать физические и химические явления.

Фронтальный опрос

Таблицы

24-29

Окт.




16.

Горение.

Комбиниро-

ванный

Горение, его значение, топливо, его виды. Способы тушения горящих веществ.

Давать определения терминам. Давать характеристику процессу горения, объяснять его значение. Характеризовать различные виды топлива, приводить примеры. Объяснять способ тушения горящих веществ.

Фронтальный опрос

Таблицы

Свечи

24-29

Окт.




17.

Окисление.

Комбиниро-

ванный

Окисление, медленное окисление, дыхание.

Давать определения терминам. Давать характеристику окислительным процессам. Приводить примеры медленного окисления, объяснять роль кислорода в процессе дыхания живых организмов.

Индивидуальный опрос

Таблицы

07-12

Нояб.




18.

Обобщение по теме: «Строение и свойства вещества»

Обобщение и системати-

зация знаний

Строение веществ: молекулы, атомы, элементы, разнообразие веществ, простые и сложные, органические и неорганические. Явления природы: физические, химические.

Перечислять простые и сложные вещества, неорганические и органические вещества; называть частицы, из которых состоят тела и вещества, давать определения терминам. Давать характеристику строению вещества: молекулы, атомы, элементы. Характеризовать разнообразие веществ. Объяснять явления природы: физические, химические, приводить примеры.

тестирование

Материал для тестирования

07-12

Нояб.




19.

Состав воздуха. Значение воздуха в природе и для живых организмов. Охрана воздуха.

Комбиниро-

ванный

Состав воздуха. Примеси

Давать определения терминам. Знать состав воздуха, примеси. Готовить сообщения и презентации и воздухе.

Графический диктант

Таблицы

14-19

Нояб.




20.

Физические и химические свойства воздуха.

Комбиниро-

ванный

Воздух занимает пространство; воздух сжимаем и упруг; использование свойств воздуха человеком.

Называть свойства воздуха. Знать, что воздух занимает все предоставленное ему пространство, воздух сжимаем и упруг, использование свойств воздуха человеком.

Фронтальный опрос

Заполнение таблицы

Таблицы

Стакан с водой
кусочек почвы, колба с пробкой и трубкой в ней

14-19

Нояб.




21.

Атмосферное давление

Комбиниро-ванный

Вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты. Давление воздуха.

Знать термины атмосфера, атмосферное давление. Объяснять что такое вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты, давление воздуха на окружающие предметы со всех сторон.

Индивидуальный опрос

Барометр -анероид

Таблицы

21-26

Нояб.




22.

Барометры. Нагревание воздуха от поверхности земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.

Комбиниро-

ванный

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Воздух плохой проводник тепла и холода. Изменение температуры воздуха с высотой. Снеговая линия.

Давать определения терминам. Находить на карте горы со снежными вершинами. Знать об изменении плотности воздуха с высотой, единицах измерения атмосферного давления, барометрах; о нагревании воздуха от поверхности Земли, о том, что воздух плохой проводник тепла и холода; о снеговой линии. Готовить сообщения и презентации об осадках.

диктант

Карта полушарий

Барометр-анероид

Таблицы

21-26

Нояб.




23.

Осадки и их виды.

Комбиниро-

ванный

Облака, осадки и их виды.

Перечислять вещества и явления природы. Знать об облаках, осадках и их виде.

Индивидуальный опрос

Сообщения

Таблицы

28-03

Дек.




24.

Движение ветра в горизонтальном направлении. Ветер. Работа ветра в природе.

Комбиниро-

ванный

Ветер и причины его образования, флюгер, скорость ветра, работа ветра.

Давать определения терминам, перечислять явления природы. Объяснять причины образования ветра, знать работу ветра в природе.

Фронтальный опрос

Таблицы

Флюгер

28-03

Дек.




25.

Погода. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Урок-игра

Погода, признаки погоды. Предсказания погоды.

Давать определения понятиям и терминам, перечислять явления природы. Знать, что такое погода, признаки погоды своей местности, предсказание погоды, влияние погоды на здоровье человека. Готовить сообщения и презентации о воздухе.

Сообщения


Таблицы

Карточки с заданиями

Календарь погоды за месяц

05-10

Дек.




26.

Три состояния воды. Состав воды.

Комбиниро-

ванный

Теплопроводность различных состояний воды.

Давать определения понятиям и терминам. Знать, что жидкая вода – плохой проводник тепла, теплопроводность, свойства твердой воды, туман, пар.

Графический диктант

Таблицы

05-10

Дек.




27.

Физические свойства воды. Изменение объема воды при нагревании

Комбиниро-

ванный

Сжатие воды при охлаждении, расширение воды при температуре 4 градуса, температура кипения воды и плавления льда.

Перечислять тела, вещества и явления природы. Знать о сжатии воды при охлаждении и расширения ее при температуре +4 градуса.

Фронтальный опрос

Таблицы

Колба с водой

12-17

Дек.




28.

Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Значение воды в природе и жизни человека. Охрана воды.

Комбиниро-

ванный

Раствор, взвесь, растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе. Работа воды в природе.

Давать определения понятиям и терминам. Знать, что такое раствор, взвесь, растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе, работа воды в природе. Значение воды и ее охрана.

Индивидуальный опрос

Сообщения

Стаканы с водой, марганцовка, песок

12-17

Дек.




29.

Обобщение по темам «Воздух» «Вода».

Повторительно-обобщающий




Давать определения понятиям и терминам. Знать, что жидкая вода – плохой проводник тепла, теплопроводность, свойства твердой воды, туман, пар, знать о сжатии воды при охлаждении и расширении ее при температуре +4 градуса.

Тестирование

Работа по карточкам


Материал для тестирования Карточки с заданиями

19-24

Дек.




30.

Горные породы. Разнообразие горных пород.

Комбиниро-

ванный

Происхождение горных пород, минералы.

Давать определения понятиям и терминам. Знать о внутренних оболочках Земли, горных породах, происхождении горных пород, минералов.

Фронтальный опрос

Коллекция горных пород

19-24

Дек.




31.

Обломочные горные породы. Использование человеком обломочных пород.

Комбиниро-

ванный

Выветривание. Обломочные горные породы. Использование человеком обломочных пород.

Давать определения понятиям и терминам. Знать о разрушении горных пород под воздействием природных факторов, выветривания, использовании обломочных пород члеовеком.

Диктант: текст с пропущенными словами

Коллекция горных пород

26-31

Дек.




32.

Полезные ископамые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Комбиниро-

ванный

Руда. Руды черных и цветных металлов. Свойства металлов.

Давать определения понятиям и терминам. Знать о рудах черных и цветных металлов, свойства металлов, нерудных полезных ископаемых.

Фронтальный опрос

Заполнение таблицы

Коллекция горных пород

26-31

Дек.




33.

Почва, ее образование. Разнообразие почв, структура почвы.

Комбиниро-

ванный

Образование почв, структура почвы, горизонт, кислые почвы.

Давать определения понятиям и терминам. Знать об образовании почвы, о почвах структурных и бесструктурных, о почвенных горизонтах, кислых почвах.

Фронтальный опрос

Таблицы

Образцы почвы

09-14

Янв.




34.

Состав и свойства почвы. Плодородие почвы.

Комбиниро-

ванный

Состав почвы, капилляры.

Давать определения понятиям и терминам. Знать о неорганических и органических веществах почвы, о солончаковой почве, капиллярах.

Сообщения

Индивидуальный опрос

Таблицы

Образцы почвы

Стакан с водой

Кусочек почвы

09-14

Янв.




35.

Обработка почвы. Почва и растения.

Комбиниро-ванный

Влияние почвы на растения, влияние растений на почву.

Давать определения понятиям и терминам. Знать о влиянии удобрений и способах обработки почвы, о влиянии почвы на растения и почвы от растений.

Фронтальный опрос

Таблицы

Коллекция минеральных удобрений

16-21

Янв.




36.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Комбиниро-

ванный

Эрозия почв, ее виды. Растения защитники почвы, человек – защитник почвы.

Давать определения понятиям и терминам. Знать о ветровой и водной эрозии почв, об обработке почв, о том, что растения – защитники почвы, что человек – защитник почвы.

тестирование

Таблицы

Материал для тестирования

16-21

Янв.




37.

Организм. Свойства живых организмов.

Комбиниро-

ванный

Организм. Свойства живых организмов.

Давать определения понятиям и терминам. Знать, что такое организм, о свойствах живых организмов. Составлять кроссворды.

Фронтальный опрос

Таблицы

23-28

Янв.




38.

Условия жизни организмов. Экология – наука взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Комбиниро-

ванный

Среда обитания, факторы среды. Экология.

Давать определения понятиям и терминам. Знать, что такое среда обитания, факторы среды обитания, экология. Готовить сообщения и презентации об организмах.

Индивидуальный опрос

Сообщения

Фрагменты видеофильма

23-28

Янв.




39.

Знакомство с увеличительными приборами.

Комбиниро-

ванный

Лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, клетка.

Давать определения понятиям и терминам. Знать, что такое лупа, микроскоп, окуляр, объектив. Иметь представление о клетке. Уметь работать с микроскопом.

Диктант: текст с пропущенными словами

Микроскоп

лупа

30-03

Фев.




40.

Клеточное строение организмов.

Комбиниро-ванный

Клетка. Оболочка. Цитоплазма. Ядро. Одноклеточные и многоклеточные организмы; ткань, орган.

Давать определения понятиям и терминам. Знать, что такое клетка, оболочка, цитоплазма, ядро, одноклеточные организмы, неклеточные организмы, ткань, орган, многоклеточные организмы. Готовить сообщения и презентации об организмах.

Графический диктант

Микроскоп, готовые препараты

Таблицы

30-03

Фев.




41.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Комбиниро-

ванный

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Давать определения понятиям и терминам. Знать: организм, его свойства; среда обитания организмов, факторы среды; строения организмов.

Фронтальный опрос

Таблицы

Фотографии

05-10

Фев.




42.

Обобщение по темам «Почва» «Организмы».

Повторительно-обобщающий

Организм, его свойства; среда обитания организмов, факторы среды; строение организмов.

Давать определения понятиям и терминам. Знать: организм, его свойства, среда обитания организмов, факторы среды, строения организмов.

Тестирование

Графический диктант

Материал для тестирования и диктанта

05-10

Фев.




43.

Характерные признаки растений

Комбиниро-

ванный

Общие признаки растений, отличительные признаки растений, пигменты, хлорофилл, фотосинтез.

Давать определения понятиям и терминам. Знать общие и отличительные признаки растений; что такое пигменты, хлорофилл, фотосинтез. Готовить сообщения и презентации о растениях.

Фронтальный опрос

Таблицы

Комнатные растения

12-17

Фев.




44.

Растения цветковые и нецветковые

Комбиниро-

ванный

Растения цветковые и нецветковые, цветок – орган растения.

Давать определения понятиям и терминам. Знать, что бывают растения цветковые и нецветковые, уметь их различать, что цветок – орган растения.

Заполнение таблицы

Таблицы

Комнатные растения

12-17

Фев.




45.

Цветковые растения, их органы.

Комбиниро-

ванный

Органы цветкового растения и их функции.

Давать определения понятиям и терминам. Знать органы цветкового растения и их функции.

диктант

Комнатные растения, гербарные экземпляры, модель цветка вишни

19-24

Фев.




46.

Дикорастущие растения. Лекарственные растения.

Проектный

Многообразие дикорастущих растений, ядовитые растения.

Давать определения понятиям и терминам. Знать о многообразии дикорастущих растений, их местах обитания, что такое аптекарские огороды, знать ядовитые растения. Готовить сообщения и презентации о лекарственных растениях.

Сообщения, презентации о лекарственных растениях

Слайд-презентации

Гербарии

19-24

Фев.




47.

Охрана растений, растения Красной книги

Комбиниро-

ванный

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения.

Давать определения понятиям и терминам. Знать, что есть растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Готовить сообщения и презентации о растениях, занесенных в Красную книгу.

Сообщения, презентации о растениях , занесённых в красную книгу

Слайд-презентации

26-02

март




48.

Многообразие культурных растений.

проектный

Овощные, зерновые, плодовые, технические культуры и их разнообразие.

Давать определения понятиям и терминам. Знать, что такое овощные, зерновые, плодовые, технические, декоративные растения, их разнообразие. Готовить сообщения и презентации о культурных растениях.

Сообщения, презентации о культурных растениях

Опыт по прорастанию семян фасоли

Слайд-презентации

26-02

март




49.

Обобщение знаний по теме: «Растения»

Обобщение и системати-

зация знаний




Давать определения понятиям и терминам. Определять ядовитые растения нашей местности.

тестирование

Материал для тестирования

04-09

март




50.

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Комбиниро-

ванный

Грибы одноклеточные и многоклеточные; питание грибов, значение грибов.

Давать определения понятиям и терминам. Знать, что есть грибы одноклеточные и многоклеточные, о питании грибов, значении грибов.

Фронтальный опрос

Таблицы

Фотографии

04-09

март




51.

Шляпочные грибы. Правила сбора грибов.

Проектный

Шляпочные грибы, их строение, грибы-двойники.

Давать определения понятиям и терминам. Знать, что такое шляпочные грибы, их строение, правила сбора грибов. Уметь различать ядовитые грибы. Готовить сообщения и презентации о грибах.

Индивидуальный опрос

Сообщения

Таблицы

Слайд-презентации

11-16

март




52.

Характерные признаки животных.

Комбиниро-

ванный

Многообразие животных по способу питания.

Давать определения понятиям и терминам. Знать о многообразии животных по способу питания о том, что такое клетчатка.

Фронтальный опрос

Таблицы

Фотографии

11-16

март




53.

Условия жизни и многообразие диких животных.

Комбиниро-

ванный

Условия жизни диких животных, животные одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные; среды обитания диких животных.

Перечислять тела, вещества и явления природы. Иметь представления об условиях жизни диких животных, животных одноклеточных и многоклеточных, позвоночных и беспозвоночных, о средах обитания диких животных.

Индивидуальный опрос

Таблицы

Фрагменты видеофильма

18-23

март




54.

Значение животных в природе и жизни человека. Охрана животных.

Комбиниро-

ванный

Значение животных в природе и жизни человека. Животные Красной книги, меры охраны диких животных.

Давать определения понятиям и терминам. Знать о значении животных и для человека, о животных Красной книги, о мерах по охране диких животных. Готовить сообщения и презентации о животных, занесенных в Красную книгу.

Сообщения, презентация о животных

Слайд-презентации

18-23

март




55.

Домашние животные, многообразие и условия их жизни.

Проектный


Многообразие домашних животных

Давать определения понятиям и терминам. Знать примеры сельскохозяйственных животных. Иметь представление о животноводстве. Готовить сообщения и презентации о домашних животных.

Сообщения, презентация о животных

Слайд-презентации

01-06

Апр.




56.

Обобщение знаний по теме «Грибы» «Животные»

Обобщение и система-

тизация знаний




Давать определения понятиям и терминам. Знать о значении животных и грибов в природе и для человека.

Тестирование

Материал для тестирования

01-06

Апр.




57.

Общий обзор строения человека.

Комбиниро-

ванный

Органы и системы органов.

Давать определения понятиям и терминам. Знать об особенностях влияния физических, химических и биологических факторов среды на организм человека. Уметь определить показатели развития своего организма.

Фронтальный опрос

Таблицы

08-13

Апр.




58.

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях. Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.




Травмы человека. Первая помощь при травмах.

Давать классификацию травм. Уметь оказать первую медицинскую помощь при кровотечении, ожогах, ушибах.

Фронтальный опрос

Таблицы

Бинты

08-13

Апр.




59.

Вредные привычки и их профилактика.

проектный

Здоровый образ жизни.

Давать определения понятиям и терминам. Знать, что такое вредные привычки, как они влияют на человека и как предупредить их появление. Готовить сообщения и презентации о вредных привычках.

Сообщения, презентации о вредных привычках

Слайд-презнтации

15-20

Апр.




60.

Образ жизни человека и его здоровье.




Здоровый образ жизни

Давать определения терминам здорового образа жизни. Уметь организовать свой образ жизни с минимальным воздействием негативных факторов на здоровье. Знать, что такое закаливание, рациональное питание, польза физических упражнений.

Диктант: текст с пропущенными словами

Таблицы

15-20

Апр.




61.

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые цепи.

Комбиниро-

ванный

Пищевые связи-цепи питания. Пищевые сети. Природа – единое целое.

Давать определения понятиям и терминам. Знать, что такое пищевые связи, цепи питания, пищевые сети. Понимать, что природа – единое целое.

Составление пищевых цепей

Рисунки, фотографии

22-27

Апр.




62.

Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Комбинир-

ванный

Взаимосвязь в природе. Правила поведения в природе.

Использовать определения терминов. Знать о взаимосвязях в природе, о правилах поведения в природе. Готовить памятки, рисовать плакаты и рисунки по охране природы.

Самостоятельная работа

Плакаты по охране природы

22-27

Апр.




63.

Экскурсия «Сезонные изменения природы весной»

Экскурсия





Давать определения понятиям и терминам. Знать о многообразии живой природы.

Отчёт об экскурсии




29-03

май




64.

Охрана природы


Комбиниро-

ванный




Использовать определения терминов. Знать о взаимосвязях в природе, о правилах поведения в природе, знать мероприятия по охране природы.

Фронтальный опрос

Таблицы

29-03

май




65.

Растения и животные Костромского края.

Экскурсия в школьный музей природы




Давать определения понятиям и терминам. Знать о многообразии живой природы.







05-10

май




66.

Обобщение по темам «Человек. Его здоровье и безопасность жизни» «Природа едина»

Повторительно-обобщающий




Давать определения терминам здорового образа жизни. Использовать определения терминов. Знать о взаимосвязях в природе, о правилах поведения в природе, знать мероприятия по охране природы.

Тестирование

Материал для тестирования

05-10

май




67.

Обобщающий урок за курс «Природоведение. Природа. Живая и неживая»

Урок-игра




Давать определения понятиям и терминам. Использовать определения терминов при описании живой и неживой природы.




Карточки с заданиями для игры

12-17

май




  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс» iconРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс» iconРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс» iconРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. В. Латюшин, В. М. Пакулова – М.: Дрофа 2010. Согласно действующему Базисному учебному плану, на обучение в 5-м классе отводится...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс» iconРабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая»
Рабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс» iconРабочая программа учебного курса «Природоведение. Природа. Неживая и живая.»
«Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс» iconУрока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха»
Программа под руководством В. В. Пасечника. Учебник В. М. Пакуловой, Н. И. Ивановой «Введение в естественнонаучные предметы. Природа....
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс» iconРабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка...
Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс» iconПакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для...
В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009. Календарно-тематический план составлен применительно к учебной программе...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс» iconУчебного курса по природоведению «Природа. Неживая и живая» для 5 класса
Данная рабочая программа учебного предмета природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс» iconРабочая программа по учебному предмету «Природа. Неживая и живая»...
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс» iconКонспект №1 Цель: Познакомить с понятиями «Природа», «Живая природа»,...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс» iconОт 29. 08. 14г. Мкоу ильинская оош рабочая программа по природоведению 5 класс
Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы мо РФ и умк в. В. Пасечника. Календарно-тематический...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс» icon«Живая и неживая природа» 1 класс система Занкова Цели урока
Л. М. Зеленина и др. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 М.: Просвещение, 2008...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа живая и неживая 5 класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск