ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурга (М.: Мнемозина).
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 5 классе отводится 170 часов из расчета 5 часов в неделю.
Уровень обучения: базовый.
При формировании познавательной деятельности обучающихся используется групповая, парная, самостоятельная работа. С целью активизации познавательной деятельности используются:
словесные методы: беседа, рассказ, объяснение;
наглядные: демонстрации, натуральные объекты;
практические занятия;
объяснительно-иллюстративный метод;
проблемно-поисковый метод.
Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:
повторение и контроль теоретического материала;
разбор и анализ домашнего задания;
устный счет;
математический диктант;
самостоятельная работа;
контрольные срезы.
Целью изучения математики в 5 классе является:
Интеллектуальное развитие, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
В ходе обучения математике по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
систематическое развитие понятия «числа»;
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;
переводить практические задачи на язык математики;
осуществление функциональной подготовки обучающихся;
овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности;
подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
В ходе изучения курса обучающиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин. Получают начальные сведения о вычислениях на калькуляторе.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Натуральные числа и шкалы:
Чтение и запись натуральных чисел. Отрезок. Измерение и построение отрезков. Координатный луч, единичный отрезок, координаты точек. Сравнение чисел.
Основная цель — систематизировать и обобщать сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Сложение и вычитание натуральных чисел:
Сложение, свойства сложения. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Уравнение.
Основная цель — закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Умножение и деление натуральных чисел:
Умножение, свойства умножения. Деление. Упрощение выражений, раскрытие скобок. Порядок выполнения действий. Степень числа.
Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
Площади и объемы:
Площадь, единицы измерения площади. Формула площади прямоугольника. Объем, единицы измерения объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Основная цель — расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
Обыкновенные дроби:
Окружность, круг. Доли, обыкновенные дроби. Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей:
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения. Округление чисел.
Основная цель — выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
Умножение и деление десятичных дробей:
Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение и деление десятичной дроби на десятичную дробь. Среднее арифметическое.
Основная цель — выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Инструменты для вычислений и измерений:
Микрокалькулятор. Проценты. Угол, измерение и построение углов. Чертежный треугольник, транспортир. Круговые диаграммы.
Основная цель — сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
Итоговое повторение курса математики 5-го класса.
Учебно-тематическое планирование
Дата
| № учебного занятия
|
Раздел, тема
| Часы учебного времени
| Формы контроля результата
|
|
| §1. Натуральные числа и шкалы
| 14
| К. р. № 1
|
| 1-2
| Обозначение натуральных чисел
| 2
|
|
| 3-5
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник
| 3
|
|
| 6-8
| Плоскость, прямая, луч
| 3
|
|
| 9-10
| Шкалы и координаты
| 2
|
|
| 11-12
| Меньше или больше
| 2
|
|
| 13-14
| Контрольная работа № 1
| 2
|
|
|
| §2. Сложение и вычитание натуральных чисел
| 20
| К. р. № 2-3
|
| 15-17
| Сложение натуральных чисел и его свойства
| 3
|
|
| 18-20
| Вычитание
| 3
|
|
| 21-23
| Числовые и буквенные выражения
| 3
|
|
| 24-26
| Буквенная запись свойств сложения и вычитания
| 3
|
|
| 27-28
| Контрольная работа № 2
| 2
|
|
| 29-32
| Уравнение
| 4
|
|
| 33-34
| Контрольная работа № 3
| 2
|
|
|
| §3. Умножение и деление натуральных чисел
| 22
| К. р. № 4-5
|
| 35-37
| Умножение натуральных чисел и его свойства
| 3
|
|
| 38-40
| Деление
| 3
|
|
| 41-42
| Контрольная работа № 4
| 2
|
|
| 43-44
| Деление с остатком
| 2
|
|
| 45-49
| Упрощение выражений
| 5
|
|
| 50-52
| Порядок выполнения действий
| 3
|
|
| 53-54
| Степень числа. Квадрат и куб
| 2
|
|
| 55-56
| Контрольная работа № 5
| 2
|
|
|
| §4. Площади и объемы
| 13
| К. р. № 6
|
| 57-58
| Формулы
| 2
|
|
| 59-60
| Площадь. Формула площади прямоугольника
| 2
|
|
| 61-62
| Единицы измерения площадей
| 2
|
|
| 63-64
| Прямоугольный параллелепипед
| 2
|
|
| 65-67
| Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда
| 3
|
|
| 68-69
| Контрольная работа № 6
| 2
|
|
|
| §5. Обыкновенные дроби
| 23
| К. р. № 7
|
| 70-71
| Окружность и круг
| 2
|
|
| 72-74
| Доли. Обыкновенные дроби
| 3
|
|
| 75-77
| Сравнение дробей
| 3
|
|
| 78-80
| Правильные и неправильные дроби
| 3
|
|
| 81-83
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
| 3
|
|
| 84-85
| Деление и дроби
| 2
|
|
| 86-87
| Смешанные числа
| 2
|
|
| 88-90
| Сложение и вычитание смешанных чисел
| 3
|
|
| 91-92
| Контрольная работа № 7
| 2
|
|
|
| §6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
| 16
| К. р. № 8
|
| 93-95
| Десятичная запись дробных чисел
| 3
|
|
| 96-98
| Сравнение десятичных дробей
| 3
|
|
| 99-102
| Сложение и вычитание десятичных дробей
| 4
|
|
| 103-106
| Приближенные значения чисел. Округление чисел
| 4
|
|
| 107-108
| Контрольная работа № 8
| 2
|
|
|
| §7. Умножение и деление десятичных дробей
| 21
| К. р. № 9
|
| 109-112
| Умножение десятичных дробей на натуральные числа
| 4
|
|
| 113-116
| Деление десятичных дробей на натуральные числа
| 4
|
|
| 117-120
| Умножение десятичных дробей
| 4
|
|
| 121-125
| Деление на десятичную дробь
| 5
|
|
| 126-127
| Контрольная работа № 9
| 2
|
|
| 128-129
| Среднее арифметическое
| 2
|
|
|
| §8. Инструменты для вычислений и измерений
| 19
| К. р. № 10-11
|
| 130-131
| Микрокалькулятор
| 2
|
|
| 132-135
| Проценты
| 4
|
|
| 136-137
| Контрольная работа № 10
| 2
|
|
| 138-140
| Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник
| 3
|
|
| 141-143
| Измерение углов. Транспортир
| 3
|
|
| 144-146
| Круговые диаграммы
| 3
|
|
| 147-148
| Контрольная работа № 11
| 2
|
|
| 149-168
| Итоговое повторение курса математики 5-го класса
| 20
|
|
| 169-170
| Итоговая контрольная работа № 12
| 2
|
|
| Итого
| 170
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Натуральные числа и шкалы
Обучающиеся должны знать/понимать:
понятия число, цифра, натуральный ряд чисел, разряд, класс; отрезок, длина отрезка, плоскость, прямая, луч; координатный луч, единичный отрезок, координата точки;
правила чтения и записи многозначных чисел, сравнения чисел.
Обучающиеся должны уметь:
читать и записывать многозначные числа;
строить прямую, отрезок, луч; определять длину отрезков, сравнивать отрезки между собой;
строить координатный луч, находить координаты точек и строить тоски по координатам.
Сложение и вычитание натуральных чисел
Обучающиеся должны знать/понимать:
понятия слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; буквенное выражение, значение выражения; уравнение, корень уравнения;
свойства сложения и вычитания;
переместительный и сочетательный законы сложения;
формулу периметра многоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
пользоваться свойствами сложения и вычитания, законами сложения;
находить значение числовых и буквенных выражений;
находить корни уравнений.
Умножение и деление натуральных чисел
Обучающиеся должны знать/понимать:
понятия множитель, произведение; делимое, делитель, частное, неполное частное; остаток; степень числа, квадрат и куб числа;
свойства умножения и деления;
распределительный закон умножения относительно сложения и относительно вычитания;
правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять умножение и деление натуральных чисел;
пользоваться свойствами умножения и деления;
пользоваться распределительным законом умножения при упрощении выражений;
соблюдать порядок выполнения действий при вычислении значений выражений;
возводить число в квадрат и куб.
Площади и объемы
Обучающиеся должны знать/понимать:
понятия площадь, объем; прямоугольный параллелепипед, куб;
формулы площади прямоугольника и квадрата, объема параллелепипеда и куба;
единицы измерения площадей и объемов, их соотношения.
Обучающиеся должны уметь:
вычислять площадь прямоугольника и квадрата, объем прямоугольного параллелепипеда и куба по формулам;
пользоваться основными единицами измерения площади и объема, переводить одни единицы измерения в другие.
Обыкновенные дроби
Обучающиеся должны знать/понимать:
понятия окружность, радиус, диаметр окружности; доля, обыкновенная дробь, числитель, знаменатель дроби, правильная, неправильная дробь, смешанное число;
правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;
свойство деления суммы на число;
правила сложения и вычитания обыкновенных дробей и смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.
Обучающиеся должны уметь:
строить окружность с помощью циркуля;
читать и записывать обыкновенные дроби;
сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;
пользоваться свойством деления суммы на число;
переходить от одной формы записи к другой: представлять смешанное число в виде неправильной дроби и наоборот;
выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Обучающиеся должны знать/понимать:
понятия десятичная дробь, приближенное значение чисел с недостатком, с избытком;
правило сравнения десятичных дробей;
правила сложения и вычитания десятичных дробей;
правило округления чисел.
Обучающиеся должны уметь:
читать и записывать десятичные дроби;
переходить от одной записи к другой: представлять правильные дроби и смешенные числа в виде десятичных дробей;
сравнивать десятичные дроби между собой, изображать их на координатном луче;
выполнять сложение и вычитание десятичных дробей;
округлять числа.
Умножение и деление десятичных дробей
Обучающиеся должны знать/понимать:
правила умножения десятичной дроби на натуральное число, на на десятичную дробь;
правила деления десятичной дроби на натуральное число, на на десятичную дробь;
понятия среднее арифметическое, средняя скорость движения.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять умножение и деление десятичных дробей;
вычислять среднее арифметическое нескольких чисел, среднюю скорость движения.
Инструменты для вычислений и измерений
Обучающиеся должны знать/понимать:
понятия процент; угол, прямой, развернутый угол, градус, транспортир, биссектриса угла; круговая диаграмма;
правила пользования микрокалькулятором;
правила построения и измерения углов с помощью транспортира, построения прямого угла с помощью чертежного треугольника.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять все арифметические действия с помощью микрокалькулятора;
переводить десятичные дроби в проценты и наоборот;
строить прямые углы с помощью чертежного треугольника;
пользоваться транспортиром для измерения и построения углов;
читать и изображать круговые диаграммы.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике. Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике. Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты). ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
Виленкин, Н. Я. Математика. 5 класс. М.: Мнемозина, 2011, 280 с.
Зубарева, И. И. Математика. Самостоятельные работы. М.: Мнемозина, 2008.
Зубарева, И. И. Математика. Контрольные работы. М.: Мнемозина, 2008.
Минаева, С. С. 30 тестов по математике: 5 – 7 классы. М.: Издательство «Экзамен», 2011, 190с.
Шклярова, Т.В. Сборник упражнений по математике: 5 класс. М.: «Грамотей», 2010, 128с.
Чесновов, А. С., Нешков, К. И. Дидактические материалы по математике: 5 класс: практикум. М.: Академкнига/Учебник, 2011, 144с.
Ершова, А. П., Голобородько, В. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. М.: ИЛЕКСА, 2008, 176с.
Попов, М. А. Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2010, 127с.
Попова, Л. П., Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс. М.: ВАКО, 2012, 96с.
|