Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе





Скачать 239.68 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе
Дата публикации21.08.2014
Размер239.68 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

МОУ Суховерховская основная общеобразовательная школа

Утверждаю
«___»______________2013 г.

Директор школы: ________________/И.Н. Малинова/

Рабочая программа

по предмету «Природоведение»

на 2013-2014 учебный год
в 5 классе

Количество часов в год – 68 ч.

в неделю – 2 ч.

Учитель: Лебедева Н.Л.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по природоведению составлена на основе:

  • государственного стандарта основного общего образования;

  • авторской программы А.А.Плешакова, Н.И.Сонин, Природоведение, 5 класс. - М.: «Дрофа», 2005.


Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
1. А.А.Плешаков, Н.И.Сони. Природоведение 5 класс. – М.: Дрофа, 2009.

2.А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение 5 класс». – М.: дрофа, 2008.

3. Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова, Н.И Сонина. «Природоведение 5 класс»». – М.: Дрофа, 2009.

Общая характеристика предмета.

«Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физической географии и ОБЖ в основной школе. Обеспечивая преемственность с начальной школой, стандарт по природоведению сохраняет все содержательные линии, характерные для естественнонаучной части предмета «Окружающий мир». Пропедевтический характер природоведения обеспечивается ориентацией стандарта на формирование общих для всех естественных наук познавательных умений.
Цели изучения природоведения:

  • освоение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы; представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде; обеспечивающих дальнейшее изучение систематических курсов биологии, географии, физики и химии;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие способностей учеников взаимодействовать с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе; стремления действовать в повседневном общении с природой в соответствии с экологическими принципами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью: безопасное поведение в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи, уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений и др.



Структура курса
Введение - 1 час.

Изучение природы - 4 часа.

Вселенная - 14 часов.

Земля – 18 часов.

Жизнь на Земле – 14 часов.

Человек на Земле – 17 часов.
При составлении тематического планирования внесены следующие изменения: из резервного времени взят один час на "Введение"; добавлено по 1 часу на изучение тем "Изучение природы" и "Человек на Земле".
Практических работ - 11.
Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5 – го класса предусматривает обучение курса в объеме 68 часов, 2 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании программы предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:

  • приемы элементарной исследовательской деятельности;

  • способы работы с естественнонаучной информацией (поиск необходимой информации в справочных изданиях, в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; фиксировать основное содержание учебного текста в виде сложного плана; заполнять предложенные таблицы; составлять простые диаграммы и схемы);

  • коммуникативные умения (пересказывать учебные или научно-популярные тексты, давать краткую рецензию ответов других учащихся; использовать естественнонаучную лексику в собственных устных сообщениях с применением иллюстративного материала и в письменных рассказах, участвовать в работе малой группы сотрудничества в соответствии с обозначенной ролью, корректно вести учебный диалог);

  • способы самоорганизации учебной деятельности (ставить цели и планировать личную учебную деятельность по предмету при выполнении проектных, учебно-исследовательских или другого типа заданий; оценивать собственный вклад в деятельность малой группы сотрудничества; проводить самооценку уровня личных учебных достижений по предложенному образцу проверки и критериям оценки).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Изучение природы

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Практические работы:

  1. Методы изучения природы (проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы)

  2. Знакомство с оборудованием для научных исследований.


Тема 2. Вселенная

Представления о Вселенной древних народов. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Птолемею, Аристотелю. Взгляды на строение Вселено в раннем средневековье. Эпоха ВГО и ее влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику. Роль Дж.Бруно и Г.Галилео в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия.
Практическая работа

3. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.
Тема 3. Земля

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинкс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли.

Внутреннее строение Земли: мантия, ядро, земная кора. Строение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире.

Суша планеты, материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера Состав воздуха. Облака. Типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера и ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники, айсберги. Подземные воды.

Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности положения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни.
Практические работы:

4. Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.

5. Наблюдение признаков химических реакций и 1-2 физических явлений.

6. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие человека.

Тема 4. Жизнь на Земле

Развитие жизни на Земле, жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков.

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанны и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия.
Практические работы:

7. Определение наиболее распространенных животных и растений с использование разных источников информации.

8. Примеры приспособления животных к среде обитания

9. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.
Тема 5. Человек на Земле

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитек, австралопитек. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

История географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание, его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы.

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Практические работы:

10. Измерение своего роста и массы тела.

11. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС:

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


Календарно – тематическое планирование


№ урока

Дата

Название разделов и тем

Кол-во часов

Тип урока

Домашнее задание







Введение

1







1




Что изучается в природоведении

1

Изучение нового материала

С. 3-4







Тема 1. Изучение природы

4







2




Изучение природы человеком. Естественные науки.

1

Изучение нового материала

С. 7-14 з.1

3




Методы изучения природы

1

Урок-практикум.

Пр/р №1. Проведение наблюдений, опытов и измерений.

С. 15-17

4




Оборудование для научных исследований

1

Пр/р № 2. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

С. 17-20 з.5

5




Великие естествоиспытатели

1

Круглый стол

С. 21-22







Тема 2. Вселенная

14







6




Вселенная. Представления о Вселенной в древности.

1

Комбинированный

С. 24-27

7




Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею

1

Комбинированный

С. 27-28

8




Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия. Система мира по Н. Копернику.

1

Комбинированный

С. 29-31

9




Дж. Бруно и Г. Галилей. Их роль в развитии и пропаганде учения Н. Коперника

1

Комбинированный

С. 32-33, рубрика «Подумайте»

10




Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Спутники планет.

1

Комбинированный

С. 34-38 з.1

11




Планеты-гиганты.

1

Комбинированный

С. 39-42

12




Астероиды. Кометы.

1

Комбинированный

С. 43-45

13




Метеоры. Метеориты.

1

Комбинированный

С. 45-47 з.2

14




Звезды. Многообразие звезд.

1

Комбинированный

С. 48-50

15




Созвездия

1

Комбинированный

Работа с подвижной картой звездного неба.

С. 50-51

16




Солнце как ближайшая к нам звезда

1

Комбинированный

С. 48, записи в тетради

17




Пр/р № 3. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.




Урок-практикум

Повторить основные понятия темы

18




Проверочная работа по теме «Вселенная»

1

Урок - проверка знаний

Не задано

19




Работа над ошибками. Обобщение по теме «Вселенная»

1

Урок обобщения знаний

Не задано







Земля

18







20




Представления людей о возникновении Земли.

1

Урок изучения нового материала

С. 54-56

21




Гипотезы о возникновении Земли

1

Урок изучения нового материала

С. 56-59

22




Внутреннее строение Земли. Земная кора.

1

Урок изучения нового материала

С. 60-61

23




Горные породы. Минералы, полезные ископаемые.

1

Комбинированный

С. 62-63

24




Вещества в окружающем мире

1

Урок-практикум

Пр/р № 4. Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.

С. 64-67

25




Многообразие явлений природы. Физические и химические явления.

1

Урок-практикум

Пр/р № 5. Наблюдение признаков химических реакций и 1-2 физических явлений.

С. 67-71

26




Природные явления. Землетрясения.

1

Комбинированный

С. 72

27




Вулканы. Гейзеры.

1

Комбинированный

С. 73 з. 1,2

28




Суша планеты. Материки, острова.

1

Комбинированный

С. 78-84

29




Атмосфера Земли. Облака, типы облаков.

1

Комбинированный

С. 85-86

30




Погода. Климат.

1

Комбинированный

С. 86-87

31




Пр/р № 6. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

1

Урок-практикум

Не задано

32




Ураганы. Смерчи

1

Комбинированный

С. 88-90

33




Гидросфера, ее части.

1

Урок изучения нового материала

С. 91

34




Воды суши.

1

Комбинированный

С. 92-96

35




Уникальность планеты Земля

1

Комбинированный

С. 97

36




Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение.

1

Комбинированный

С. 97-99

Повторить тему

37




Проверочная работа по теме «Земля».

1

Уро проверки знаний

Не задано










































Тема 4. Жизнь на Земле

14







38




Развитие жизни на Земле.

1

Урок изучения нового материала

С. 102

39




Животные прошлого

1

Комбинированный

С. 102-106

40




Клеточное строение организмов. Главные части клеток. Деление клеток

1

Комбинированный

С. 107

41




Разнообразие клеток растительного и животного организмов

1

Комбинированный

С. 110

42




Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы

1

Комбинированный

С. 113-114

43




Беспозвоночные и позвоночные животные.

1

Комбинированный

С. 115-117

44




Пр/р № 7. Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации

1

Урок-практикум

Не задано

45




Наземно-воздушная среда обитания организмов

1

Комбинированный

С. 118-120

46




Водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

1

Урок-практикум

Пр/р № 8. Примеры приспособления растений и животных к среде обитания.

С. 121-122 з. 1.

47




Пр/р № 9. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

1

Урок-практикум

Продолжить наблюдение

48




Растения и животные разных материков.

1

Комбинированный

С. 123-128

49




Природные зоны Земли.

1

Комбинированный

С. 129-134

50




Жизнь в морях и океанах.

1

Комбинированный

С. 135-138

51




Обобщающий урок по теме "Жизнь на Земле"

1

Урок закрепления изученного

Не задано







Человек на Земле

17







52




Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека

1

Урок ознакомления с новым материалом

С. 142-144

53




Человек умелый. Человек прямоходячий. Человек разумный.

1

Комбинированный

С. 144-148

54




Страницы истории географических открытий

1

Комбинированный

С. 149

55




Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки.

1

Комбинированный

С. 149-150

56




Открытие Австралии и Антарктиды

1

Комбинированный

С. 150-151

57




Великие путешественники-первооткрыватели

1

Комбинированный

С. 152-155


58




Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

1

Комбинированный

С. 155-157

59




Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект

1

Комбинированный

С. 157-159

60




Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Важнейшие экологические проблемы и их решение.

1

Комбинированный

С. 160-162 з.2.

61




Опустынивание и его причины. Борьба с опустыниванием

1

Комбинированный

С. 163-165

62




Здоровье человека и безопасность жизни

1

Комбинированный

С. 166

63




Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

1

Урок-практикум

Пр/р № 10. Измерение своего роста и массы тела

С. 166

64




Вредные привычки и их профилактика.

1

Беседа

С. 167

65




Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

1

Комбинированный

С. 167-169

66




Простейшие способы оказания первой помощи.

1

Урок-практикум

Пр/р № 11. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

С. 169, повторить тему

67




Проверочная работа по теме "Человек на Земле"

1

Урок проверки знаний и умений

Не задано

68




Итоговое обобщение по курсу природоведения

1

Урок обобщения знаний

Не задано

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе iconРабочая программа по предмету «Биология» в 7 классе на 2013 2014 учебный год

Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе iconРабочая программа по предмету: «Биология. Животные» в 7 классе основной...

Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе iconРабочая программа по биологии в 7-м классе
Брянской области на 2014/15 учебный год», программы «Природоведение. Биология. Экология 5-11 классы», авторов В. М. Константинова,...
Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе iconРабочая программа по предмету «Татарский язык» в 4 классе на 2013-2014 учебный год
Укучылар белергә тиеш: яңгырау һәм саңгырау тартыкларны аеру, татар теленең үзенчәлекле авазларын һәм хәрефләрен аерып әйтә белү
Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе iconРабочая программа природоведение учитель: Соловьёва Н. В. Класс : 5 учебный год 2013-2014
Умк : Учебник Естествознание 5 класс. Плешаков А. А, Сонин Н. И. Москва. «Дрофа». 2012 г
Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе iconПлешаков А. А., Сонин Н. И. Природоведение. 5 класс,2008 Плешаков...
В соответствии с учебным планом мбоу «Средняя школа №2» на 2013/2014 учебный год курс рассчитан на 70 часов по 2 часа в неделю федеральный...
Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе iconГодовой календарный учебный график мкоу «Средняя общеобразовательная...
Праздничные дни в течение учебного года 04 ноября 2013 г.; 01,02,03,07 января 2014 г.; 23 февраля 2014 г.; 08 марта 2014 г.; 01 мая...
Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе iconРабочая программа по предмету Искусство (изо) для 6 класса на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом...
Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе iconРабочая программа по предмету «русский язык» для 9а класса на 2012/2013 учебный год
Рабочая программа составлена для работы в 9 классе по учебнику М. М. Разумовской (М., Дрофа, 2005г.) и рассчитана на 2 часа в неделю,...
Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе iconРабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 класса на 2013-2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Педсоветом мбоу васильево-Шамшевской сош №8
Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе iconРабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 класса на 2013-2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Педсоветом мбоу васильево-Шамшевской сош №8
Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе iconРабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Основы...
Данная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана для обучения в 3 классе мбоу «Ржавецкая средняя общеобразовательная...
Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе iconРабочая программа по предмету «История» для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Цели изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне
Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 4 класса на 2013 2014 учебный год
Принята на заседании Составлена на основе педагогического совета рекомендованной программы
Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе iconПлан график по созданию условий для достижения целей и задач на 2013-2014...
Публичный доклад директора школы. Перспективные направления деятельности школы на 2013-2014 учебный год. Анализ гиа -2013
Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе iconРабочая программа по химии 9 кл ас
Липецкой области на 2013-2014 учебный год и учебного плана мбоусош села Конь-Колодезь на 2013-2014 учебный год (автор составитель...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск