Принята на заседании Составлена на основе педагогического совета рекомендованной программы
Протокол от 28.08. 2013 № 3 и требований к минимуму
содержания Утверждаю
Директор МОУ НОШ д.Курегово:
/Л.Ф.Дыгаева/ Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир»
для обучающихся 4 класса
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель: Дыгаева Л.Ф.
учитель МОУ НОШ д.Курегово
первой квалификационной категории
2013 год
Пояснительная записка
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьников целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и его места в этой среде как личности.
Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов и рассчитана на 68 часов.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:
1. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
2. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
3. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
4. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : метод. пособие / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни – с естественно-природным ритмом ЖИЗНИ, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
• последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работы с научно-популярной, справочной литературой;
• проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
• изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления).
Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения – вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».
Одной из задач всех лет обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины – России на планете Земля.
Программа четвертого класса предусматривает также начальное знакомство школьников с устройством организма человека и с условиями обеспечения его физического здоровья. Большая роль в 4 классе отводится историческому материалу – истории отечества. Программа учитывает, что в сельских начальных школах имеется возможность более широкого ознакомления детей с миром природы, с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир»
к концу четвертого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
• Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);
• климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;
• строение тела человека, название важнейших органов организма человека;
• основы личной гигиены;
• влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
• способы сохранения и укрепления здоровья;
• даты важнейших событий в истории в соответствии с программой;
уметь:
• соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
• устно описывать объекты природы;
• вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;
• в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;
•пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;
• устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;
• соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни:
• для обогащения постоянного жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
• выполнения правил поведения в природе;
• рассказа о родном крае, родной стране, столице.
Тематическое планирование
№ п/п
| Наименование раздела программы
| Тема урока
(этап проектной или исследовательской деятельности)
| Кол-во
часов
| Тип
урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню
подготовки обучающихся
(результат)
| Вид
контроля. Измерители
| Элементы дополнительного (необязательного) содержания
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| план
| факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 1
| История отечества (7 часов)
| Древние славяне
| 1
| Комбинированный
| История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
| Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.
Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу
| Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом
| Древние летописи, былины, поверья. Идолы
| С. 7–17.
Ответы на вопросы
|
|
| 2
|
| Древняя Русь
| 1
| Комбинированный
| История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
| Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.
Уметь: работать с картой «Путь “из варяг в греки”»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях – Илье Муромце и Добрыне Никитиче
| Задания
по группам
| Христианство. Варяги. Греческие города. Византия. Дань
| С. 18–24. Ответы на вопросы
|
|
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 3
| История отечества
| Крещение Руси
| 1
| Комбинированный
| История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
| Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей.
Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым
| Работа
по группам
| Кириллица
| С. 25–29. Ответы на вопросы
|
|
| 4
|
| Борьба Руси с западными завоевателями
| 1
| Комбинированный
|
| Знать военные победы Александра Невского.
Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать ледовое побоище
| Фронтальный
опрос
| Борьба Руси с западными завоевателями
| С. 30–33. Ответы на вопросы
|
|
| 5
|
| Возникновение Москвы. Первые московские князья
| 1
| Комбинированный
| Москва – столица России. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
| Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.
Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты
| Индивидуальный опрос
| Возникновение Москвы. Первые московские князья
| С. 34–38. Ответы на вопросы
|
|
| 6
|
| Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба
| 1
| Комбинированный
| История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
| Иметь представление о мировых религиях.
Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой
| Фронтальный
опрос
| Христианский храм. Мечеть. Буддийский храм. Синагога. Мировые религии
| С. 39–48. Ответы на вопросы
|
|
| |