Скачать 354.59 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 6 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Рабочая программа Наименование учебного предмета окружающий мир Класс 1в Срок реализации программы, учебный год 2013-2014 уч. г. Планирование составлено на основе авторской программы А.А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина «Окружающий мир» образовательной системы «Школа-2100» Учебник Окружающий мир. 1 класс. Часть 1-2/Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С..-М.: Баласс, 2012 рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Рабочую программу составила Пашина Наталья Вячеславовна Уфа-2013 Пояснительная записка
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать своё место в окружающем мире, участвовать в его создании. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы и составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Цели и задачи Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Задачи курса:
Специфика программы Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе. При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности в основу положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. В основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Формы организации учебного процесса Формы организации учебного процесса при реализации курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки-экскурсии, уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. В процессе изучения курса учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. Формированию универсальных учебных умений способствует проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом, формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности обучающегося.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего - 66 часов
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать: -связь жеста и слова; -названия пальцев; -роль слова как символа предметов; -слова обозначают не только предметы, но и их признаки; -правила разумного поведения; -понятия «верх», «низ», «вперед», «назад», лево», «право»; уметь: -пользоваться указкой при показе предметов в школе; -показывать и называть окружающие предметы, их признаки, действия; -обмениваться знаниями со своими друзьями; -использовать свой жизненный опыт в разных жизненных ситуациях; -различать предметы, расположенные спереди и сзади от себя и от другого ученика; -называть предметы, расположенные спереди, сзади, слева, справа, вверху и внизу от самого себя и другого человека; -различать правую и левую руки. Тема «как мы узнаем, что перед нами» В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать: -признаки предметов; уметь: -по набору признаков определять название предмета; -называть признаки предметов; -по свойству, действию и части предмета определять название предмета. Тема «Времена года» В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать: -осенние месяцы; -признаки осени; -осенние явления природы; -как живая природа готовится к зиме; уметь: -вести дневник наблюдений за живой и неживой природой осенью; -по признакам живой и неживой природы определять время года, -оценивать правильность поведения в природе. Осень - природа готовится к зиме. (1) Как мы узнаем, что наступила осень? Тема «Как ты узнаешь мир» В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать: -что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг; -основные органы чувств и их роль в жизни человека; -что книги сохраняют и передают знания и опыт всего человечества; уметь: -соотносить органы чувств и их работу в организме человека; -с помощью разных органов чувств различать предметы; -пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы. Тема «Твоя семья и твои друзья» В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать: -значение семьи в жизни человека; -режим дня; -роли, которые выполняют члены семьи; -правила общения; уметь: -с помощью заданий в учебнике уметь анализировать взаимоотношения в семье; -выбирать поручение в семье по своим силам; -составить рассказ о своей семье с помощью родителей; -вежливо общаться со сверстниками и взрослым Тема «Времена года» В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать: -зимние месяцы; -особенности погоды зимой; -особенности живой и неживой зимней природы; -свойства воды в различных агрегатных состояниях; уметь: -вести дневник наблюдений за живой и неживой природой зимой; -наблюдать за превращением веществ (таяние и испарение снега и льда); -оказывать помощь птицам зимой; -различать признаки зимы и их называть; -правильно выбирать одежду для зимней прогулки. Тема «Что нас окружает» В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-некоторые виды дорожных знаков; виды улиц; -основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
-примеры основных профессий людей и взаимопомощь людей разных профессий; -основные структуры города, села; -примеры продуктов животноводства, растениеводства; -что такое природные богатства; -признаки твердых , жидких и газообразных состояниях вещества. уметь: -различать жилые дома и специализированные учреждения, виды машин, по их назначению; -правильно вести себя на проезжей части; -различать разные профессии ; -различать полевые культурные растения, овощи , фрукты; -различать морской, воздушный, автомобильный транспорт; -бережно относится к природным богатствам; -отличать твердые тела от жидкости и газов Тема «Времена года» В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать: -весенние месяцы; -особенности погоды весной; -особенности живой и неживой весенней природы; -определять последовательность событий в природе и их связи; уметь: -вести дневник наблюдений за живой и неживой природой весной; -вместе с родителями делать домик для птиц; -выбирать одежду для весенней прогулки. Тема «Живые обитатели планеты» В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать: -отличия живых организмов от неживых предметов; -свойства живых организмов; -сходство и отличия растений и животных; -что все в природе взаимосвязано; -названия 5-10 названий растений и животных; -отличия человека от животного; -что такое экология; -правила поведения в природе; уметь: -характеризовать отличительные особенности разумного существа - человека; -называть основные группы домашних животных и растений; -различать растения и животных; -перечислять сходство и различие растений и животных; -перечислять свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов. |
Рабочая программа Наименование учебного предмета математика Класс... Планирование составлено на основе программы Математика. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С.... | Рабочая программа Наименование учебного предмета История Класс 8... ... | ||
Рабочая программа Наименование учебного предмета математика Класс... ... | Рабочая программа Наименование учебного предмета История Класс 10... ... | ||
Рабочая учебная программа по (наименование учебного предмета) (класс)... Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии В. В. Пасечника, составленной на основе федерального... | Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального... | Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального... | ||
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе на 2013-2014 учебный год Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений 9 класс. – М, Просвещение, 2010 | Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (далее Программа) Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях, М., «Просвещение», 2011 год; авторской программы А. А. Плешакова... | ||
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса Уровень изучения предмета: базовый Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта начального общего... | Пояснительная записка Уразгильдина И. Н. 1А класс Примерное тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Окружающий мир», авт. А. А. Вахрушев, Д. Д.... | ||
Календарно-тематическое планирование учебного материала русский язык-5... Составлено на основании авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (Под ред. Баранова М. Т., Ладыженской... | Тематическое планирование составлено на основе авторской учебной... Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы: Система Л. В. Занкова. 2010 год | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта начального общего... | Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» Ос ноо, примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта... |