Утверждаю Директор школы Сорокин А.И.
Приказ № Согласовано Замдиректора по УР Зиганшина В.С Рассмотрена на МО учителей естественных наук Протокол № от « » Руководитель Мингалеева А.Н. Рабочая учебная программа по (наименование учебного предмета) (класс)
Год разработки 2012 5-11 Срок реализации программы Составлена на основе (наименование программы) Программу составила Шарафтинова Е.М. (Ф.И.О. учителя) 111:лл
Пояснительная записка. Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии В.В. Пасечника, составленной на основе федерального компонента государственного среднего ( полного) общего образования на базовом уровне. Она разделена на 2 программы : программа для 5-9 классов и 10-11 классов.
Учебный предмет« Биология» введен как обязательный и на его преподавание отводится:
класс - 68 ч., 6 класс - 35 ч., 7 класс - 68 ч., 8 класс - 68 ч., 9 класс - 68 ч., 10 класс - 35 ч., 11 класс - 35 ч.
Для прохождения программы по биологии в учебном процессе используются учебники:
10-11 класс - учебник для общеобразовательных учреждений. Биология ( Общая биология). А.А. Каменский, Е.А. Крикунов. В.В. Пасечник - 5-е издание стереотип. М. Дрофа. 2010. 367 с.
9класс - Биология ( Общие закономерности). В.В.Пасечник, Е.А. Крикунов .М . Дрофа.2009г.
8 класс - Биология. Человек. В.В. Латюшин .М . Дрофа.2008г.
7 класс - Биология. Животные. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. 9-е издание, стереотип. М. Дрофа 2008 г.
класс. - Биология. Бактерии. Грибы. Растения. В.М. Пасечкин. 4-е издание, стереотип. М. Дрофа. 2000 г.
5 класс - Природоведение. Природа. Неживая и живая. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. М. Дрофа 2007 г.
Главной целью школьного образования является развитие ученика как компетентной личности путем включения в различные виды ценностей человеческой деятельности: учеба, познание, профессионально- трудовой выбор, личностное самообразование, ценностные ориентации, поиск смысла в жизнедеятельности. Обучение рассматривать как процесс овладения знаниями, умениями, навыками и компетенциями. Освоение знаний о выдающихся открытиях в биологической науке, о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира. Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью.
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о « братьях меньших», оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью и здоровью других людей, обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний.
Отсюда следует, что изучение биологии направлено на :
Освоение систем знаний, умений и навыков по биологии, их роли и значении в жизни человека.
Воспитание эстетических знаний.
Бережного отношения к природе.
Формирование здорового образа жизни и социальных ориентаций.
1.Список литературы учителя
Программы по биологии.
Оценка качества по биологии.
Учебники: 5,6,7,8,9,10,11 кл. –линия Пасечника В. В.
7-8 кл. -Животные -Никишов.
Самостоятельные работы учащихся по зоологии - Никишов.
Самостоятельные работы по биологии (раст). - Розенштейн.
Самостоятельные работы по общей биологии - Анастасова.
Контрольные и проверочные работы 6-8 кл. - Сухова.
Поурочные тесты и задания - Лернер.
Биология в вопросах и ответах - Демьянков.
Человек и его здоровье (дид. Материал) - Рохлов.
Биология в таблицах и схемах - Акимова.
Биология человека (схемы, таблицы) - Резанова.
Животные (карточки) - Шурхал.
1600 задач, тестов для поступающих в вузы - Зверев.
Задачи для общей биологии - Мишина.
?
З.Поурочные планирования.
Сонин. Семенцова.
Методика обучения ботаники - Падалко.
Книги для чтения по ботанике. Трайтак составитель Молис.
Методика обучения ботаники - Падалко.
Руководство к лабораторным - Воронин.
Уроки ботаники - Мазо.
Физиология растений - Якушина.
Физиология растений - Генкель.
-7 кл. Уроки биологии - Кузнецова.
кл.
Захаров, Сонин. Латюшин, Уфимцева. Уроки зоологии - Бровкина. Общая зоология - Хадорн.
Книги для чтения по зоологии. Трайтак составитель Молис. Сонин, Сапин.
Методика обучения анатомии - Зверев. Уроки анатомии - Бруновт. Строение человеческого организма - Фролов. Книга для чтения по анатомии - Зверев. Книги для абитуриентов по биологии - Рохлов.
Методика обучения общей биологии - Мягкова.
Общая методика преподавания биологии - Зверев.
Использование средств обучения - Пугал.
Кабинет биологии - Пугал.
Кабинет биологии - Сивоглазов.
Межпредметные связи - Максимова.
Методика обучения биологии - Зверев.
Общая методика преподавания биологии - Верзилин.
Методические проблемы школьного биологического образования - Комиссаров.
Работа с терминами - Пакулова.
основные биологические понятия - Реймерс.
Общая биология (для учителя) - Дубинин.
Физиология В.Н.Д. - Дмитриев.
Физиология Ч.и Ж - Гальперин.
Основы Дирвинизма - Веселов.
Молекулярные основы жизни - Браун.
Эволюция органического мира - Воронцов.
Краткий очерк теории Дарвина - Тимирязев.
Как произошел и развился человек - Плисецкий.
s Биология «Большой справочник» - для поступающих в вузы. Генетика - Киселева, Мягкова.
Руководство к практическим занятиям по генетике- Ватти.
Современное представление о гене - Закиев.
Решение генетических задач - Гасимова.
Медико - санитарная подготовка учащихся - Курцева.
Основы гигиены и санитарии - Ко лесов.
Энциклопедический словарь юного биолога - Книги по экологии. «И сказала золотая
рыбка» - Стишковская.
Энциклопедия для настоящих мальчиков.
Практикум по основам физиологии и экологии растений - Лебедева Л.А. кл. Семенцова.
кл. Тименов. 10 кл. Кул ев.
10 - 11 кл. - Корсунская. Открытые уроки - Балабанова.
Внеклассная работа по биологии - Касаткина.
Внеклассная работа по биологии - Никишов.
как сделать внеклассную работу интересной - Трайтак.
Внеклассная воспитательная работа - Суворова.
Часы занимательной зоологии - Жукова.
Внеклассная работа - Мокеева Занимательная физиология - Ситдиков. Энциклопедия чудес - Мезенцев.
Реги( нализация курса биологии - Салахова,
Регионализация курса биологии 2 часть - С ал ахова.
Комплексные экскурсии - Казанцева.
5. Методическая литература.
5-6 КЛАСС В.В. Петров. «Из жизни зеленого мира».
А.П. Чехов. «Степь».
А.Н. Стрижов. «О волшебных травах, приметах и некоторых суевериях».
A.M. Серегина., И.Н. Соколова. «Основы учения И.В. Мичурина на уроках Ботаники».
Е.М. Васильева.,Т.В.Горбунова., Л.И. Кашина «Эксперимент по физиологии растений в средней школе».
В.Волков.»Как осадить и вырастить яблоню».
В.Иванов. «Что растет вокруг тебя».
8.0рлов.,Гелашвили, Ибрагимов. «Ядовитые животные и растения СССР».
Шишкин. «Как составить гербарий».
Тарасов,Кузнецов,Гончаров. «Практикум по плодоводству».
«Жизнь растения».
Розенштейн. «Самостоятельные работы учащихся по биологии».
Презент. «Великий преобразователь природы И.В. Мичурин».
«Книга для чтения о ботанике».
Рычин. «Древесно-кучтарниковая флора».
Воронин. «Руководство к лабораторным занятиям по анатомии и морфологии растений».
Синельникова. «Игра как средство развития интереса и биологии».
Компанцева. «Поэтический образ природы».
Вахмистров. «Растения без почвы».
Гришин. «История початка».
Рудольф Акер. «Леса пробуждаются».
Гавеман. «Лес».
«Жизнь животных- 2 том.
«Жизнь животных»- 3 том.
7КЛАСС 1 .Жизнь животных. Том 5.
Мир животных. И Акимушкин.
Редкие и исчезающие виды животных Татарии.
Бионика. Литинецкий.
Происхождение домашних животных.
Удивительный мир эволюции. ДжГХаксли.
Любоытные рассказы о диких зверях. Лесков.
Путешествие к домашним животным.
Книга для чтения по биологии (зоологии).
Жизнь птиц. С. Туров.
Подводный мир. Н. Богородов.
Наши рыбы. А.З. Чернов. 13 .Спид-чума XX века.
Трезвость-норма жизни.
Друзья- насекомые.
Юные энтомологи.
Если звери ходили в школу. 18.Определитель насекомых.
Шестиногие враги и друзья.
Самостоятельные работы о зоологии. 21 .Самодельное пособие по зоологир 2 шт. 22.Очерки о жизни зверей.
Рассказы о птицах.
Перелеты птиц.
И сказала золотая рыбка.
Восстановление утраченных органов.
По материкам и странам.
Птицы (определитель).
Книга для чтения о зоологии. ♦
Систематика млекопитающих. 31 .Жизнь животных. Том П.
8КЛАСС 1 .Энциклопедический словарь юного биолога.
Детская энциклопедия.
Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиены человека.
Гигиена и здоровье школьника.
Как предупредить кишечные заболевания.
♦
На краю пропасти: наркоманы и наркомания.
Гигиена и здоровье.
Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиены человека.
Физиолгия высшей нервной деятельности и психология.
»
Старение и жизнь человеческого организма.
9-11 КЛАСС И.В. Петряков. «Самое необыкновенное вещество в мире».
Г.Н. Зубарев. «Твои друзья-полимеры».
А.Д. Браун., М.Д. Фаддеева. «Молекулярные основы жизни».
К.В. Ba n и.. М.М. Тихомирова. «Руководство к практическим занятиям по генетике» 5.3.С. Киселева., А.Н. Мягкова. «Гейетика».
В.А. Дорфман. «Мир живой и неживой».
Р.Д. Аллеи. «Наука о жизни».
К.А. Тимирязев. «Краткий очерк теории дарвина».
А.И. Опарин. «Происхождение жизни».
Г.А. Заварзин. «Микро-биология 21 в».
11 .М.С.Плисецкий. «Как произошел и развился человек».
Л.П. Анастасова. «Самостоятельные работы по общей биологии».
Н.В. Мишина. «Задание для самостоятельной работы о общей биологии (10 кл.)».
Механизмы адаптивных реакций организма к физическим и умственным нагрузкам
П.П. Второв., Н.Н. Дроздов. «Рассказы о биосфере».
Пояснительная записка.
Календарно - тематический план разработан применительно к учебной программе « Природоведение. Природа. Неживая и живая» 5 класс, авторы В.М. Пакулова, Н.В. Иванова, 2007 г.
В содержание типовой программы внесены изменения в тему « Человек. Его здоровье и безопасность жизни», увеличена на 2 часа, так как именно предмет биологии борется за формирование потребностей к здоровому образу жизни, ведет работу по профилактике вредных привычек.
Ставит задачи:
Формировать умения и навыки по оказанию первой помощи при кровотечениях и растяжениях.
Оказание первой помощи при ожогах, тепловых ударах, формировать меры предосторожности.
Соблюдения правил личной гигиены.
Тема растения + 1 ч. + 7 часов. Введен обобщающий урок для закрепления знаний данной главы, так как она является опорной для 6 класса.
Тема организмы с 6 ч. На 7 часов. Параграф 35 очень обширный. Для освоения невозможно заложить данную классификацию в головы учащихся за 1 час. А это красная нить, которая пойдет через всю биологию до 11 класса. Поэтому необходимо знать как « таблицу умножения».
Уменьшен 1 час в теме « Вселенная» - 5 ч. достаточно для общего знакомства с данной темой.
Календарно – тематический план.
5 класс.
Общ. №
| № п/п
| Наименование темы
| Кол-во часов
| Дата про-ведения
| Д / з
|
|
| Введение
| 2 ч.
|
|
| 1.
| 1.
| Природа. Живая и неживая. Как изучают природу.
| 1 ч.
|
| Стр. 7-10
| 2.
|
| Природа живая и неживая.
Экскурсия.
| 1 ч.
|
| Оформить отчет
|
|
| Вселенная.
| 5 ч.
|
|
| 3.
| З
| Звезды на небе.
| 1 ч.
|
| Параграф 1
| 4.
|
| Земля - наш дом. Суточное и годовое вращение Земли.
| 1 ч.
|
| Параграф 2
| 5.
| 3.
| Оболочка Земли
| 1 ч.
|
| Параграф 3
| 6.
| 4.
| Луна – естественный спутник Земли.
| 1ч.
|
| Параграф 4
| 7.
| 5.
| Солнце. Солнечная система.
| 1 ч.
|
| Параграф 5
|
|
| Строение и свойства вещества.
| 11 ч.
|
|
| 8.
| 1.
| Тела и вещества
| 1 ч.
|
| Параграф 6
| 9.
| 2.
| Лабораторная работа « Свойства твердых тел жидкостей и газов.
| 1 ч.
|
| Параграф 7
| 10.
| 3.
| Вещества и смеси.
| 1 ч.
|
| Параграф 8
| 11.
| 4.
| Молекулы. Атомы. Элементы.
| 1 ч.
|
| Параграф 9
| 12.
| 5.
| Движение частиц вещества.
| 1 ч.
|
| Параграф 10
| 13.
| 6.
| Взаимодействие частиц
| 1 ч.
|
| Параграф 11
| 14.
| 7.
| Разнообразие веществ.
| 1ч.
|
| Параграф 12
| 15.
| 8.
| Явления природы. Физические явления.
| 1 ч.
|
| Параграф 13
| 16.
| 9.
| Химические явления. Горение.
| 1 ч.
|
| Параграф 14
| 17.
| 10.
| Окисление.
| 1 ч.
|
| Параграф 15
| 18.
| 11.
| Обобщающий урок по теме « Строение и свойства вещества».
| 1 ч.
|
|
|
|
| Воздух.
| 8 ч.
|
|
| 19.
| 1.
| Воздух - смесь газов.
| 1 ч.
|
| Параграф 16
| 20.
| 2.
| Свойства воздуха.
| 1 ч.
|
| Параграф 17
| 21.
| 3.
| Атмосферное давление и вес воздуха.
| 1 ч.
|
| Параграф 18
| 22.
| 4.
| Изменение давления воздуха с высотой.
| 1ч.
|
| Параграф 19
| 23.
| 5.
| Нагревание воздуха от Земной поверхности
| 1 ч.
|
| Запись в тетради
| 24.
| 6.
| Ветер. Работа ветра в природе.
| 1 ч.
|
| Запись в тетради
| 25.
| 7.
| Предсказание погоды. Лабораторная работа « Анализ погоды за 1 месяц».
| 1 ч.
|
| Параграф 20
Оформить работу
| 26.
| 8.
| Обобщающий урок. Значение воздуха в природе.
| 1 ч.
|
|
|
|
| Вода.
| 4 ч.
|
|
| 27.
| 1.
| Три состояния воды.
| 1 ч.
|
| Параграф 21
| 28.
| 2.
| Тепловое расширение воды.
| 1 ч.
|
| Параграф 22
| 29.
| 3.
| Вода растворитель. Работа воды в природе
| 1 ч.
|
| Параграф 23
| 30.
| 4.
| Использование воды человеком. Работа воды в природе.
| 1ч.
|
| Сообщение
|
|
| Горные породы.
| 4 ч.
|
|
| 31.
| 1.
| Внутреннее строение Земли. Горные породы. Лабораторная работа « Определение свойств минералов и горных пород.
| 1 ч.
|
| Параграф 24
| 32.
| 2.
| Разрушение горных пород.
| 1 ч.
|
| Параграф 25
| 33.
| 3.
| Полезные ископаемые. Металлы. Лабораторная работа « Ознакомление с местными полезными ископаемыми.
| 1 ч.
|
| Параграф 26
| 34.
| 4.
| Экскурсия « Изучение работы текучих вод и ветра».
| 1 ч.
|
|
|
|
| Почва.
| 4 ч.
|
|
| 35.
| 1.
| Образование почв и их разнообразие.
| 1 ч.
|
| Параграф 27
| 36.
| 2.
| Состав и свойства почвы.
| 1 ч.
|
| Параграф 28
| 37.
| 3.
| Влияние растений на почву.
| 1 ч.
|
| Параграф 30
| 38.
| 4.
| Разрушение почвы.
| 1 ч.
|
| Параграф 31
|
|
| Организмы.
| 7 ч.
|
|
| 39.
| 1.
| Организм и его свойства
| 1 ч.
|
| Параграф 32
| 40.
| 2.
| Где живут организмы.
| 1 ч.
|
| Параграф 33
| 41.
| 3.
| Увеличительные приборы. Лабораторная работа с лупой и микроскопом.
| 1 ч.
|
| Параграф 34
| 42.
| 4.
| Строение организмов. Лабораторная работа « Строение кожицы лука»
| 1 ч.
|
| Параграф 35
| 43.
| 5.
| Царство организмов.
| 1 ч.
|
| Параграф 35
| 44.
| 6.
| Экскурсия « Разнообразие организмов. Их приспособленность к условиям внешней среды».
| 1 ч.
|
| Повторить тему
« Организмы»
| 45.
| 7.
| Обобщение по теме « Организмы».
| 1 ч.
|
|
|
|
| Растения.
| 7 ч.
|
|
| 46.
| 1.
| Признаки растений.
| 1 ч.
|
| Параграф 36
| 47.
| 2.
| Разнообразие растительного мира.
| 1 ч.
|
| Параграф 37
| 48.
| 3.
| Строение цветковых растений. Лабораторная работа.
| 1 ч.
|
| Параграф 38
| 49.
| 4.
| Места обитания дикорастущих растений.
« Зеленая аптека».
| 1 ч.
|
| Параграф 39
| 50.
| 5.
| Растения Красной книги.
| 1 ч.
|
| Параграф 40
| 51.
| 6.
| Многообразие культурных растений.
| 1 ч.
|
| Параграф 41
| 52.
| 7.
| Обобщающий урок по теме « Растения».
| 1 ч.
|
|
|
|
| Грибы
| 2 ч.
|
|
| 53.
| 1.
| Разнообразие грибов.
| 1 ч.
|
| Параграф 42
| 54.
| 2.
| Шляпочные грибы. Лабораторная работа
« Узнавание съедобных и ядовитых грибов».
| 1 ч.
|
| Параграф 43
|
|
| Животные.
| 5 ч.
|
|
| 55.
| 1.
| Признаки животных.
| 1 ч.
|
| Параграф 44
| 56.
| 2.
| Условия жизни и многообразие диких животных.
| 1 ч.
|
| Параграф 45
| 57.
| 3.
| Значение диких животных. Лабораторная работа «Узнавание животных своей местности».
| 1ч.
|
| Параграф 46
| 58.
| 4.
| Домашние животные.
| 1 ч.
|
| Параграф 47
| 59.
| 5.
| Связи живого и неживого.
| 1 ч.
|
| Параграф 48
|
|
| Растения и животные уголка живой природы.
| 2 ч.
|
|
| 60.
| 1.
| Растения уголка живой природы. Уход за растениями.
| 1 ч.
|
| Оформление отчета
| 61.
| 2.
| Домашнее животное. Кошка, собака. Уход за ними.
| 1 ч.
|
| Сочинение
|
|
| Человек. Его здоровье и безопасность жизни.
| 6 ч.
|
|
| 62.
| Че
| Человек и окружающая среда.
| 1 ч.
|
| Параграф 49
| 63.
| 2.
| Как беречь свое здоровье. Солнечные и тепловые удары. Ожоги.
| 1 ч.
|
| Параграф 50
| 64.
| 3.
| Обморожение.
| 1 ч.
|
| Рассказ.
| 65.
| 4.
| Молния. Удар молнии. Электрический разряд.
| 1 ч.
|
| Стр. 214
| 66.
| 5.
| Лабораторная работа « Оказание первой помощи при кровотечении и растяжении».
| 1 ч.
|
| Стр. 214- 215
| 67.
| 6.
| Вредные привычки. Борьба с курением и алкоголем.
| 1 ч.
|
| Беседа, рисунки, пар. 51
|
|
| Природа едина.
| 3 ч.
|
|
| 68.
| 1.
| Правила поведения в природе. Мы в ответе за природу.
| 1 ч.
|
| Рисунки.
| 69.
| 2.
| Любите природу и помогайте ей. Летнее задание.
| 1 ч.
|
| Составить план
| 70.
| 3.
| Обобщающий урок за курс 5 класса.
| 1 ч.
|
|
| |