Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов





Скачать 349.53 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов
страница1/3
Дата публикации14.07.2013
Размер349.53 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > История > Рабочая учебная программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хочашевская основная общеобразовательная школа» Ядринского района Чувашской Республики
Рассмотрена «СОГЛАСОВАНА» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ПС приказ № 81 от 31.08.2012

протокол №2 Зам. по УВР Директор школы:

от 31.08.2012 _____ Н.А. Васильева ______ М.В. Ефимова

Рабочая учебная программа

по истории

Ступень обучения: 5 класс
Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год
Количество часов: 68
Составитель: Волкова Росина Валерьевна, учитель истории, обществознания, КРК

Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательства «Просвещение», 2006.


Хочашево 2012

Пояснительная записка

Статус рабочей программы

Программа составлена на основе «Закона об образовании РФ», Государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательства «Просвещение», 2006.

Программа разработана по модели первого концентра школьного исторического образования и соответствует Государственному стандарту основных требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе.

Вид программы: основная общеобразовательная.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Хочашевская ООШ» предусматривает обязательное изучение истории основного общего образования в 5 классе в объеме 68 часов.

Общая характеристика учебного предмета

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно- хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Кроме того, изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.

В 5 классе, в ходе изучения истории происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций в древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Данный курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности, создать более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

Программа составлена, исходя из следующих целей обучения истории в основной школе:

  • ознакомление учащихся с событиями всемирной истории, фактами, биографиями исторических деятелей, основными процессами развития человеческого общества;

  • создания у учащихся представления об исторических источниках, формирования основ их анализа;

  • развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов и др.;

  • формирование у учащихся системы ценностей, основанных на нравственных достижениях человечества, воспитание гуманизма, патриотизма, уважения к традициям и культуре народов мира.

Задачи изучения истории Древнего мира в 5 классе:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика); моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий: буддизма и христианства);

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.


Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;

- умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

- умения дискутировать и отстаивать свои взгляды;

- умения читать историческую карту, определять местоположение историко- географических объектов;

- умения анализировать исторический источник;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

- умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова.
Планирование составлено с учетом достижения определенных результатов обучения, которые сформулированы в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» и полностью соответствует стандарту и целям изучения истории.
Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

  • содержания;

  • обучающих средств;

  • методов обучения.

Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении истории.

Программа ориентирована на то, чтобы дать возможность овладеть определенным объемом знаний по истории древнего мира и пробудить интерес к истории как науке. При отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Изучение курса обеспечивается УМК:

      1. Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ М.: Дрофа, 2007.

      2. Авторская программа под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера «История Древнего мира». - М.: Просвещение, 2006.

      3. Учебник «История древнего мира 5 класса» А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение. - 2012.

      4. Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2012.

      5. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира Учебно-методическое пособие по истории древнего мира. – М.: ВАКО, 2004.


содержание программы
Раздел I. От первобытности к цивилизации (10 ч.)

Введение. Что изучает история (2 ч.)

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия - многонациональное государство.

Жизнь первобытных людей (6 ч.)

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.
Раздел II Древний Восток (20 ч.)

Древний Египет (6 ч.)

Природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Западная Азия в древности (8 ч.)

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Индия и Китай в древности (6 ч.)

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Раздел III Античность (38 ч.)

Древняя Греция (20 ч.)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим (18 ч.)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.


Распределение учебного материала курса



Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

2

2

Жизнь первобытных людей

6

3

Древний Египет

8

4

Древний Восток

11

5

Древняя Греция

21

6

Древний Рим

18

7

Повторение

2




Итого

68


Контрольные работы по разделам

Контрольные работы

Тема

Количество

Жизнь первобытных людей

1

Древний Египет

1

Древний Восток

1

Древняя Греция

1

Древний Рим

1

Путешествие по Древнему миру

1

Итого

6


Основные понятия курса

Раздел

Основные понятия курса (перечень ключевых слов)

Раздел 1. Жизнь первобытных людей


Раздел 2. Древний Восток.

Раздел 3. Древняя Греция
Раздел 4. Древний Рим


Археология, история, всеобщая история, исторический источник, орудия труда, человеческое стадо, племя, рубило, палка-копалка, гарпун, родовая община, религия, искусство, старейшина, мотыга, плуг, неравенство, знать, классы, Государство.
Цивилизация, фараон, налог, ремесленники, земледельцы, пирамида, жрецы, культура, иероглифы, рабы, рабство, долговое рабство, колония, Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет, праща, касты, Конфуций, буддизм.
Эллада, о. Крит, Микены, Афины, Троянская война, Ахиллес, Гектор, Гомер, полисы, архонты, Ареопаг, демократия, Народное собрание, граждане, Спарта, спартанское воспитание, скифы, Олимпийские игры, атлеты, Марафонская битва, Акрополь, Агора, гимнасии, палестра, театр, орхестра, комедия, трагедия, стратег, Македония, Александр Македонский, чудеса света.
Ромул, Рем, Рим, патриции, плебеи, республика, консулы, галлы, Сенат, фаланга, Карфаген, Ганнибал, провинция, наместник, амфитеатр, гладиаторы, гражданская война, Тиберий и Гай Гракх, восстание, Спартак, легион, Цезарь, диктатор, император, империя, варвары, славяне, Вифлеем, христиане, Нагорная проповедь, колоны, «рабы с хижинами», термы, Константинополь, готы, вандалы.



Основные знания и умения по разделам


Раздел

Знать и уметь

Жизнь первобытных людей

  • уметь правильно употреблять и объяснять исторические термины;

  • уметь анализировать причины изменения орудий труда и жизни первобытных людей;

  • понять то, что земледелие и скотоводство – величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей;

  • уметь подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание текста, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Древний Восток

  • Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации;

  • Уметь распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп: земледельцев и ремесленников, вельмож и фараонов Древнего Египта;

  • Знать о важнейших открытиях и достижениях финикийцев, древних евреев, ассирийцев, жителей Персидской державы и Древней Индии, Китая;

  • Уметь работать с исторической картой, текстом учебника; сравнивать природные условия и географическое положение разных стран, их политическую историю.

Древняя Греция

  • Основные направления греческой колонизации, причины возникновения греческих полисов;

  • Причины гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского;

  • Распространение греческой культуры в странах Древнего Востока;

  • Уметь работать с исторической картой на основе текста учебника и документа;

  • Давать характеристику участников исторических событий, их деятельности.

Древний Рим

  • Местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима;

  • Историю образования Римской державы и деятельности императоров Восточной Римской империи;

  • Историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря;

  • О возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви;

  • Начать формирование умения составлять сложный план параграфа, составлять рассказ, делать выводы, обобщать отдельные события.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов iconРабочая учебная программа по русскому языку в 5 классе Срок реализации...
Директор мбоу «Большеподберезинская средняя школа имени А. Е. Кошкина»
Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов iconРабочая программа по истории Ступень обучения (класс) основное общее...
...
Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов iconРабочая программа Предмет: Музыка Класс: 3 Количество часов за год:...
Усачёва, В. О. Школяр, Л. В. Музыка. 3 класс: учебник/ В. О. Усачёва. М.: Вентана Граф,2013
Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов iconРабочая учебная программа по литературе в 11 классе Срок реализации...
Составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования 2004 года
Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов iconРабочая программа по физике 10 11 класс профильный уровень Срок реализации...
Муниципальное образовательное учреждение«большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени а. Е. Кошкина кайбицкого муниципального...
Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов iconУчебный курс: география Ступень обучения, класс: основно е общее...
«Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов iconРабочая учебная программа по истории в 10 классе Год разработки 2011...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чутеевская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов iconРабочая учебная программа по истории Древнего мира в 5 классе Год...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чутеевская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов iconРабочая программа по русскому языку
Ступень обучения (класс): начальное общее образование 4класс Количество часов: 175 часов
Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов iconРабочая программа Наименование учебного предмета окружающий мир Класс...
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы и составлена...
Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов iconРабочая учебная программа по русскому языку в 6 классе Срок реализации...
Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, под редакцией М. Т. Баранова. (М. «Просвещение»,...
Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов iconРабочая программа по литературе на 2013 2014 учебный год Ступень...
Программа общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) 2010 год
Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов iconРабочая учебная программа по истории 5 класс 2012-2013 учебный год
Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по предмету «История», на основе авторской...
Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов iconРабочая программа Наименование учебного предмета История Класс 10...
...
Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов iconРабочая программа по литературе в 7 класс
В классе на изучения курса выделено 2 часа в неделю. Всего 70 часов. Срок реализации учебной программы 1 год
Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год Количество часов iconПояснительная записка Ступень обучения (класс) начальное общее Количество часов 34 ч
Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс составлена на основании ооп ООО мбоу лсош №2


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск