Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир»





Скачать 279.42 Kb.
НазваниеРабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир»
Дата публикации17.08.2014
Размер279.42 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

4 КЛАСС
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» разработана на основе ФГОС НОО, примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, ,на основе авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А. А (УМК «Школа России»). Данная программа соответствует базисному учебному плану ОУ.

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направлен­ность, которая определена особой актуальностью экологичес­кого образования в современных условиях. С началом треть­его тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI ве­ке их решение приобретает характер фактора выживания че­ловечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Цели и задачи курса

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирова­ние опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Ценностные ориентиры содержания курса

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Место предмета в учебном плане

4 класс (68 ч) / 2 ч в неделю
Основное содержание

1.Земля и человечество - 11ч

2 . Природа России - 11ч

3 . Родной край – часть большой страны - 12ч

4 . Страницы всемирной истории - 6ч

5 . Страницы истории Отечества - 20ч

6 . Современная Россия - 8ч

Итого: 68ч

Земля и человечество (11 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия. Лес и человек.

Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (12 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия. Поверхность нашего края.

Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории (6 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия. Мир древности. экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).

Современная Россия (8 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Результаты изучения учебного предмета:

  • .Личностные

  • Метапредметные

  • Предметные

- уметь отвечать на отдельные вопросы; составлять связный текст на основе вопросов учителя;

- давать простейшее описание растения, животного;

- учить соотносить два предмета, два живых организма, величине, целевому назначению;

- сравнивать и классифицировать знакомые предметы, делать вывод о принадлежности их к общему родовому понятию; то же самое – с изображениями на картинках;

- учиться делать элементарный индуктивный вывод из сравнения двух несложных объектов вербального характера, несложных практических действий, отвечать на ряд вопросов по теме;

- накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический показ определяемого предмета, указание, описание. - выделять внешние признаки знакомых предметов, явлений. Для облегчения понимания определений использовать наглядность;

- отвечать на вопросы типа: «Почему?» на учебных занятиях, в играх, практических действиях, на экскурсиях, накапливая опыт прямого индуктивного доказательства;

- под руководством учителя видеть противоречия при проведении несложных опытов;

- намечать последовательность действий, проверять результат разрешения простейших противоречий по образцам.
Планируемые результаты

К концу IV класса учащиеся должны знать:

  • Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи, времен года;

  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

  • что изучает история, как историки изучают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

  • некоторые экологические проблемы;

  • природные зоны России;

  • особенности природы своего края: формы поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

  • исторические периоды;

  • важнейшие события и великих людей Отечества;

  • государственную символику и государственные праздники России; что такое Конституция, основные права ребенка.

К концу IV класса учащиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты, различать важнейшие полезные ископаемые, растения и животных, характерных для леса, луга, водоема, основные сельскохозяйственные растения и животных своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений;

  • давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определит причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы последствий воздействия человека на природу, определять меры охраны природного и личного участия;

  • приводить примеры животных Красной книги;

  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

  • приводить примеры народов России;

  • самостоятельно находить и излагать дополнительный материал;

  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической картам.


Материально – техническое обеспечение

1. Мир вокруг нас: Учебник для 4 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, Е.А. Крючкова, издательство «Просвещение»).

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас для 4 класса»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, издательство «Просвещение»).

3. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»).

4. Поурочные разработки к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, издательство «Просвещение»).

1. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

2. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

3. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов (авт.А.А.Плешаков, А.А.Румянцев, издательство «Просвещение»).

4.Окружающий мир: Комплект учебных таблиц и методические рекомендации к нему (авт. А. А. Плешаков, Е. О. Яременко, издательство «Дрофа»).

5. Интерактивная доска, проектор.
Тематическое планирование


п/п

Дата

по теме

Тема урока

Характеристика деятельности

Оборудование

Примечание

1

01.09

1

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома.

(Проф.: астроном)

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные
модели планет и созвездий.

Мультимедийные уроки «Окружающий мир»; класс. Издательство «Кирилл и Мефодий»

Электронные энциклопедии.

Географические, исторические карты.

Глобус.




2

04.09

2

Планеты солнечной системы.

Практическая работа № 1: причина смены дня и ночи




3

08.09

3

Звёздное небо - великая «книга» природы. Практическая работа № 2: «Знакомство с картой звёздного неба».




4

11.09

4

Мир глазами географа.

Практическая работа № 3: «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и карте». (Проф.: географ)

Безопасное поведение на улицах и дорогах

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря




5

15.09

5

Пояса земли.

Знать тепловые пояса Земли.

Уметь показывать
на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли




6

18.09

6

Мир глазами историка.

Практическая работа № 4 «Знакомство с историческими картами».

(Проф.: историк, политик)

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени




7

22.09

7

Когда и где? История – путешествие вдаль времен.




8

25.09

8

Прошлое и настоящее глазами эколога.

(Проф.: эколог)

Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране




9

29.09

9

Сокровища земли под охраной человечества

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры




10

02.10

10

Международная Красная книга.

Безопасное поведение на природе.

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу




11

06.10

1

Природа России (11 ч)

Равнины и горы России.

Основные виды травм.

Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Физические карты.

Электронные энциклопедии.




12

09.10

2

Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 5 «Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов».

Безопасное поведение на воде.

Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)




13

13.10

3

Контрольная работа «Земля и человечество»










14

16.10

4

Зона арктических пустынь.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь

Мультимедийные уроки Окружающий мир. 4 класс. Издательство «Кирилл и Мефодий»

Электронные энциклопедии.




15

20.10

5

Зона тундры.

Практическая работа №6 «Показ изучаемых объектов на карте природных зон России». Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах.

Безопасное поведение на природе.

Знать общие условия, необходимые
для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры




16




6

Леса России

Безопасное поведение на природе.

Знать общие условия, необходимые
для жизни живых организмов, правила
поведения в природе.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса




17




7

Лес и человек.

Безопасное поведение на природе.

Понимать основные правила поведения
в окружающей среде.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни




18




8

Зона степей.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей




19




9

Пустыни.

Практическая работа №7 «Рассматривание гербарных экземпляров растений и выявление признаков их приспособленности к условиям жизни».

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни




20




10

У Черного моря

Безопасное поведение на воде.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья




21




11

Экологическое равновесие.

Безопасное поведение на природе

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе




22




1

Родной край – часть большой страны (13 ч)

Наш край.

Практическая работа №8: «Знакомство с картой края».

(Проф.: краевед)

Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Уметь показывать на карте родной край,

выполнять основные правила поведения

в окружающей среде

Мультимедийные уроки Окружающий мир; класс. Издательство «Кирилл и Мефодий»

Электронные энциклопедии.

Мультимедийные уроки Окружающий мир; класс. Издательство «Кирилл и Мефодий»

Мультимедийные уроки Окружающий мир; класс. Издательство «Кирилл и Мефодий»

Электронные энциклопедии.

Мультимедийные уроки Окружающий мир; класс. Издательство «Кирилл и Мефодий»




23




2

Поверхность нашего края.

Основные виды травм.

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы




24




3

Водоёмы нашего края.

Первая медицинская помощь.




25




4

Наши подземные богатства.

Практическая работа №9: «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств».

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах




26




5

Земля – кормилица.

Безопасное поведение на природе.

Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы




27




6

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Практическая работа №10 «Знакомство с растениями и животными леса, и их распознавание с помощью атласа - определителя». (Проф.: лесничий)

Первая медицинская помощь.

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме).




28




7

Жизнь луга. Луг – природное сообщество. Практическая работа №11: «Знакомство с растениями и животными луга с помощью атласа - определителя».




29




8

Жизнь пресного водоёма.

Экскурсия «Знакомство с растениями и животными пресного водоёма».

Оказание первой медицинской помощи.




30




9

Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Практическая работа №12: «Знакомство с культурными растениями края».

(Проф.: растениевод).

Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями




31




10

Незаметные защитники урожая.

Безопасное поведение на улицах и дорогах

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями




32




11

Животноводство в нашем крае, его отрасли. (Проф.: животновод)

Оказание первой медицинской помощи.

Знать отрасли животноводства в родном крае.

Уметь ухаживать за домашними животными




33




12

Тестовые задания «Экосистемы России»







34




13

Обобщение по разделу «Родной
край – часть большой страны»

Безопасное поведение на улицах и дорогах.


Знать природные сообщества родного края.

Уметь выполнять правила поведения в природе




35




1

Страницы всемирной истории (5 ч)

Начало истории человечества.

Знать, что изучает наука «история».

Уметь использовать ленту времени




36




2

Мир древности: далекий и близкий.

Знать историю древнего мира.

Уметь использовать ленту времени




37




3

Средние века: время рыцарей и замков.

Знать историю средних веков




38




4

Новое время: встреча Европы и Америки.

Знать выдающихся людей нового времени.

Уметь работать с географической картой.




39




5

Новейшее время: история продолжается сегодня.

(Проф.: учёный)

Знать выдающихся людей новейшего времени.




40




1

Страницы истории отечества (20 ч)

Жизнь древних славян.

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.




41




2

Во времена Древней Руси.




42




3

Страна городов.

Безопасное поведение на улицах и дорогах




43




4

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.




44




5

Трудные времена на Русской земле.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской
битвы.




45




6

Русь расправляет крылья.




46




7

Куликовская битва.




47




8

Иван III. Образование единого Русского государства.

Знать реформы Ивана Третьего.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества




48




9

Мастера печатных дел.

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране.




49




10

Патриоты России.




50




11

Петр Великий.




51




12

Михаил Васильевич Ломоносов.

Знать историю развития образования на Руси.




52




13

Екатерина Великая.

Знать реформы Екатерины Великой.




53




14

Отечественная война 1812 года. Практическая работа №13: «Найти и показать на карте изучаемые объекты».

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой.




54




15

Страницы истории XIX века.


Знать историю России XIX века.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России.




55




16

Россия вступает в ХХ век.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии катастрофы, военные конфликты).

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.




56




17

Страницы истории 20-30-х годов.

Безопасное поведение на улицах и дорогах

Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале XX века в России.




57




18

Великая война и великая победа.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого космонавта, выдающихся людей.




58




19

Страна, открывшая путь в космос.

Вредные привычки, их влияние на здоровье.




59




20

Контрольная работа «Итоговая работа за 4 класс»




Мультимедийные уроки Окружающий мир; класс. Издательство «Кирилл и Мефодий».
Электронные энциклопедии.




60




1

Современная Россия (9 ч)

Основной закон России и права человека.

Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Знать Основной закон России.

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.




61




2

Дети имеют право на особую заботу и помощь.

День защиты детей.




62




3

Мы – граждане России.

Гражданская оборона по защите населения.

Знать основной закон России и права человека, название нашей
родной страны
и ее столицы.

Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию




63




4

Славные символы России.

Безопасное поведение на улицах и дорогах

Знать государственную символику России.

Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага




64




5

Такие разные праздники.

День защиты детей.

Знать государственные праздники.

Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России




65




6

Путешествие по России.

Основные понятия «здоровье» и «Здоровый образ жизни»

Знать города России, правила работы с географической картой.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.




66




7

Путешествие по России.

Пути укрепления здоровья.




67




8

Путешествие по России

Пути укрепления здоровья.




68




9

Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса Уровень изучения предмета: базовый
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе рекомендованной Министерством образования Российской Федерации...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру Класс: 2
Рабочая программа по Окружающему миру для 2 класса создана в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом для достижения требований...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» iconКласс: 2 класс Название материала
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» iconПрограмма по окружающему миру
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру (умк «Развивающая система Л....
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир», 4 класс (Школа России)...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Нижнебаландинская начальная...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» iconРабочая учебная программа по окружающему миру начального общего образования...
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской...
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А. А. (Сборник рабочих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск