Негосударственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «Индра»
Кировского района г. Екатеринбурга
Утверждаю:
Директор школы
Агеева Н.Н.______________
Приказ №56
«28» августа 2013 г.
Решение Педагогического совета
Протокол
№1 от 28.08.2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Класс: 2
Составил: Резник Е.И. 1 кк Екатеринбург, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по Окружающему миру для 2 класса создана в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом для достижения требований ФГОС НОО, на основе Программы «Окружающий мир» для начальной школы (1-4) - авт. Плешаков А.А. -.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, требований школы, запроса родителей, а также индивидуальных и возрастных особенностей учащихся 2 класса.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам.
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В основе формирования рабочей программы «Окружающий мир» для 2 класса, использована следующая нормативно-правовая и конструктивная база:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ Министерства образования Российской федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009г. № 373
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009г.
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 3 марта 2011 г.
Авторская программа Плешакова А.А. «Окружающий мир», утвержденная МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Учебный план НОУ СОШ «Индра» на 2013-2014 г.
Требования Примерной Основной Образовательной Программы НОУ СОШ «Индра».
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
- воспитывать любовь к своему городу, к своей Родине.
- развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира В соответствии с требованиями ФГОС НОО планируется получить следующие результаты изучения предмета «Окружающий мир» во 2 классе.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих умений:
допускать наличие другой точки зрения, отличной от своей
прислушиваться к мнению одноклассников.
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе:
Раздел «Человек и природа»
различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов.
Умения, характеризующие достижение этих результатов:
узнавать (называть) по описаниям, рисункам, фотографиям, гербариям, коллекциям изученные природные объекты и явления;
различать (приводить примеры, указывать) характерные свойства изученных объектов и явлений;
различать в описании наблюдения или опыта его цель (проверяемое предположение), ход наблюдения или опыта и выводы;
составлять план проведения наблюдения или опыта, в зависимости от сформулированной цели предлагать порядок проведения опыта или находить ошибки в проведении опыта;
узнавать (по рисункам, фотографиям) или выбирать из предложенного набора необходимое для проведения наблюдения или опыта простейшее оборудование (лупа, штатив, стакан, колба и т.д.) и измерительные приборы (весы, линейка, термометр);
проводить простейшие измерения массы, времени, температуры и длины с использованием весов, часов, жидкостного термометра и линейки (рулетки);
фиксировать результаты наблюдений или опыта в предложенной форме (словесное описание, таблица, условные обозначения);
следовать инструкции (плану) проведения при самостоятельной постановке опыта или проведении наблюдения, различать в инструкциях по использованию приборов и оборудования правила безопасного обращения с ними и следовать этим правилам при проведении опытов и наблюдений.
Раздел «Человек и общество»
различать государственную символику Российской Федерации;
описывать достопримечательности столицы и родного края;
находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
знать названия материков и океанов.
Умения, характеризующие достижение этих результатов:
узнавать флаг и герб РФ;
называть столицу России;
приводить примеры достопримечательностей столицы и родного края;
находить на карте Российской Федерации Москву, свой регион и главный город;
определять название материков и океанов по силуэту на карте.
Для достижения планируемых результатов I Определены ценностные ориентиры содержания образования:
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. II В учебном плане 2 класса отведено 68 часов (2 часа в неделю) для реализации следующего содержания курса.
Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
1. Идея многообразия мира.
2. Идея экологической целостности мира.
3. Идея уважения к миру.
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами:«Где мы живём?», «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествие».
К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.
Раздел №1 «Где мы живём?» формирует в сознании ученика ценностно-окрашенный образ окружающего мира, как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого:
наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России; что нас окружает: солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей; наше отношение к окружающему.
Раздел №2 «Природа» поможет формированию важнейших природоведческих понятий, познакомит с конкретными природными объектами. Большое внимание, уделяя воспитанию гуманного отношения к природе:
Неживая и живая природа, связь между ними; солнце — источник тепла и света для всего живого; явления природы; температура и термометр; что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы:
знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека;
знакомство с горными породами и минералами;
распознавание деревьев, кустарников и трав;
знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений;
отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Раздел №3 «Жизнь города и села» обучающие получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании.
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.
Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе.
Раздел № 4 «Здоровье и безопасность» включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелен на формирование соответствующих умений и навыков.
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы. Раздел № 5 «Общение» учит школьников общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоению азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей.
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора.
Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета. Раздел № 6 «Путешествие» способствует развитию пространственных представлений детей, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты. Тематическое планирование
№
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| 1
| Где мы живём?
| 4
| 2
| Природа
| 20
| 3
| Жизнь города и села
| 10
| 4
| Здоровье и безопасность
| 9
| 5
| Общение
| 7
| 6
| Путешествия
| 18
|
Всего 68 часов, в том числе 3 ч. экскурсий (наблюдение сезонных изменений в природе) III Разработана система контроля образовательных результатов Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: - особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними. -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом,
- блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы,
Тематический контроль в формах
- тестирование;
- проверочные работы;
- контрольные работы:
Комплексная работа по итогам обучения.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в журнале учителя в рамках накопительной системы, в портфолио учащихся.
Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностическую комплексную работу «Мои достижения. 2 класс», позволяющую выявить, насколько успешно идёт развитие каждого ребёнка. Данная диагностика разработана для учащихся 2-х классов, включает в себя итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.
Работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД.
Вид работы
| Тема
| Сроки (Неделя, месяц)
| Тест № 1
| Где мы живём?
| Сентябрь, 2
| Тест № 2
| Природа
| Декабрь, 12
| Тест № 3
| Жизнь города и села
| Январь, 17
| Тест № 4
| Здоровье и безопасность
| Март, 22
| Тест № 5
| Общение
| Апрель, 25
| Тест № 6
| Путешествия
| Май, 34
|
IV Используется Технология оценивания образовательных достижений ОС
Цель – развитие контрольно-оценочной самостоятельности, мотивация ученика на успех, избавление его от страха перед школьным контролем и тем самым создание комфортной здоровьесберегающей обстановки.
Оценивается любое действие ученика, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи по использованию знаний.
Учитель и ученик определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка).
Оценка определчется по шкале 3 уровней:
- «необходимый» - решение типовой задачи, где требуется применить полученные ранее знания, соответствующие государственному стандарту («хорошо» или «удовлетворительно»);
- «программный»- решение нестандартной задачи, где требуется применить новые, только что полученные знания, либо старые знания в нестандатртной ситуации; это уровень функционально грамотной личности («отлично»);
- «высокий, максимальный» - уровень сверхзадачи по неизученному материалу, когда потребовалось применение самостоятельно добытых или самостоятельно усвоенных знаний. V Учтены индивидуальные и возрастные особенностей учащихся 2 класса. Учитывая перечисленные выше особенности контингента учащихся, разный уровень овладения ими программой предыдущих этапов курса «Окружающий мир» и условия обучения (малую наполняемость класса), целесообразно:
- использовать как основные групповую, индивидуальную и индивидуализированную формы организации учебной деятельности на уроке;
- использовать словесные (для аудиалов), демонстрационные (для визуалов) и практические (для кинестетиков) источники знаний и методы работы;
- использовать как репродуктивные , так и продуктивные методы работы с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Кроме того, все учащиеся участвуют во внеурочной работе по предмету: школьном интеллектуальном марафоне, работе над классным краеведческим проектом, в подготовке учебных проектов, рефератов. Для учащихся, осваивающих предмет на программном и высоком уровнях, разработана программа подготовки к олимпиадам и предоставляется возможность участия в районных и городских интеллектуальных конкурсах.
VI Рабочая программа обеспечена
учебно- методическим комплектом:
- А.А.Плешаков А.Е. Соловьёва «Окружающий мир» м Методические рекомендации М.: «Просвещение» 2012г.
- Т.Н.Максимова «Поурочные разработки» по курсу «Окружающий мир» А.А.Плешакова М.: «ВАКО» 2012г.
- А.А.Плешаков «Окружающий мир» учебник в 2-х ч. М.: «Просвещение» 2012 г.-по 144с.,ил.
- А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешакова- М.: «Просвещение»2013г.-по100 с.,ил.
- А.А.Плешаков. Н.Н.Гара. З.Д.Назарова «Окружающий мир» Тесты 2 класс М.: «Просвещение»2011г.
- Наглядные пособия по окружающему миру. 2 класс: в 4 ч. - М.: Баласс
3. техническими средствами обучения:
-мультимедийный компьютер,
- экран проекционный.
ПРОЕКТЫ ПО ПРОГРАММЕ:
Родной город.
Красная книга или Возьмём под защиту.
Профессии.
Родословная.
Города России.
Страны мира.
|