Рабочая программа по окружающему миру 4 класс





Скачать 158.75 Kb.
НазваниеРабочая программа по окружающему миру 4 класс
Дата публикации30.06.2014
Размер158.75 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЛЕЩЕЕВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД

ПЕРЕСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ



СОГЛАСОВАНА

педагогическим советом от _______________

УТВЕРЖДЕНА

приказом от ______________№ ____

директор Мокеева Е.В.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по
ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
4 КЛАСС

(УМК Школа России)

Составил:

учитель начальных классов

МОУ Плещеевской нш-д/с

Крупнова Инна Владимировна

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государ­ственного стандарта начального общего обра­зования 2004 года, а также Учебным планом МОУ Плещеевской нш-д/с на 2012-2013 учебный год. Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе рекомендованной Министерством образования Российской Федерации авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» курс «Мир вокруг нас», которая входит в учебный комплект «Школа России».

Авторская программа взята без изменений.

Выполнение программы будет осуществлено за счет 2 часов в неделю (68 часов в год).
Цель данного курса – воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

Важной задачей курса является преодоление потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания. например на внеклассных мероприятиях. Следует стремиться, чтобы родители в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


  1. Земля и человечество (10ч).

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

  1. Природа России (10ч).

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки страны (в форме путешествия по физической карте России)

Природные зоны России. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе. Особенности хозяйственной деятельности людей. Экологические проблемы каждой из зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

  1. Родной край – часть большой страны (14ч).

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности и охрана. Водоемы, их значение, изменение в результате деятельности человека, охрана водоемов.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр.

Ознакомление с важнейшими видами почв. Охрана почв.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства. Растениеводство, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, луга, пресноводного водоема, распознавание их в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края, рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

  1. Страницы всемирной истории (5ч).

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывает христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники. Достижения науки и техники. Великие географические открытия. Новейшее время. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

  1. Страницы истории Отечества (20ч).

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше отечество в ХVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI – XVII вв.

Россия в ХVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. Культура, быт и нравы страны в ХVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М.И.Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы страны в ХIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А.Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования России в 90-е гг. XX века. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села)

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (4ч).

Мы – граждане России. Конституция. Права человека. Права и обязанности гражданина, права ребенка.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Основные требования

к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

к концу 4 класса
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  • Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

  • способы изображения Земли, ее поверхности (глобус, географическая карта);

  • названия океанов и материков;

  • природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;

  • правила поведения в природе;

  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;

  • что такое Конституция; основные права ребенка.


К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений;

  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

  • приводить примеры народов России;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.


Календарно-тематическое планирование

по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

в 4 классе


п/п

Дата

Тема урока

Домашнее задание

1




Мир глазами астронома.




2




Планеты Солнечной системы. Практическая работа №1 «Смена времен года»




3




Звездное небо – Великая книга Природы




4




Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Практическая работа № 2 «Глобус и географическая карта»




5




Пояса Земли




6




Мир глазами историка.




7




Когда и где? История – путешествие в глубь времен.




8




Прошлое и настоящее глазами эколога.




9-10




Сокровища Земли под охраной человечества




11




Равнины и горы России




12




Моря, озера, реки России




13




Зона Арктических пустынь




14




Тундра. Природа тундры.




15




Леса России.




16




Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России»




17




Зона степей




18




Пустыни




19




У Черного моря.




20




Экологическое равновесие




21




Обобщающий урок по разделу «Природа России»




22




Наш край.




23




Поверхность нашего края




24




Водоемы нашего края




25




Наши подземные богатства.




26




Земля – кормилица




27




Жизнь леса. Лес – природное сообщество




28




Жизнь луга. Луг – природное сообщество




29




Жизнь пресноводного водоема




30




Растениеводство в нашем крае.




31




Незаметные защитники урожая




32




Животноводство в нашем крае




33




Обобщающий урок по разделу «Родной край – часть большой страны»




34




Начало истории человечества




35




Мир древности: далекий и близкий




36




Средние века: время рыцарей и замков




37




Новое время: встреча Европы и Америки




38




Новейшее время: история продолжается сегодня.




39




Обобщающий урок по разделу «Страницы всемирной истории»




40




Жизнь древних славян




41




Во времена Древней Руси




42




Страна городов




43




Из книжной сокровищницы Древней Руси




44




Трудные времена на Русской земле




45




Русь расправляет крылья




46




Куликовская битва




47




Иван Третий




48




Мастера печатных дел




49




Патриоты России




50




Петр Великий




51




Михаил Васильевич Ломоносов




52




Екатерина Великая




53




Отечественная война 1812 года




54




Страницы истории XIX века




55




Россия вступает в XX век




56




Страницы истории 1920 – 1930-х гг.




57




Великая война и великая Победа.




58




Страна, открывшая путь в космос




59




История вокруг нас




60




Основной закон России и права человека




61




«Дети имеют право на особую заботу и помощь»




62




Мы – граждане России




63




Славные символы России




64




Такие разные праздники




65-67




Путешествие по России




68




Обобщающий урок «Что мы узнали и чему научились за год»





Литература:
Для учителя:

  1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»; часть 1 Программа Плешаков А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» Москва, Просвещение, 2007 год стр. 126 – 149.

  2. МИР ВОКРУГ НАС: Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Автор: Плешаков А. А.] Москва, Просвещение, 2008 год

  3. Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учебнику «МИР ВОКРУГ НАС» для 4 кл.,/ [Авторы: Плешаков А. А., Сонин Н. И. ] Москва, ДРОФА, 2008 год

  4. МИР ВОКРУГ НАС: Методическое пособие: 4 класс/.,/ [Авторы: Казакова О.В., Сбоева Н. А.] Москва, ВАКО, 2007 год

  5. Алексеев С.П. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.

  6. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.

  7. Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории. - М.: Просвещение, 1993.

  8. Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка. - М. - 1999.

  9. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. - М.: Аст, 1997.

  10. Е.Н.Николаенкова. Тесты по природоведению: 1-4 классы.

  11. В.В.Петров. Растительный мир нашей Родины. Книга для учителя.

  12. И.Г.Сухин. 800 загадок – 100 кроссвордов.

  13. Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. И учеба, и игра: природоведение.

  14. Е.Г.Каткова. Занимательные задачи и проверочные работы по естествознанию


Для учащихся:

    1. МИР ВОКРУГ НАС: Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Автор: Плешаков А. А.] Москва, Просвещение, 2008 год

    2. Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учебнику «МИР ВОКРУГ НАС» для 4 кл.,/ [Авторы: Плешаков А. А., Сонин Н. И.] Москва, ДРОФА, 2008 год

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру Класс: 2
Рабочая программа по Окружающему миру для 2 класса создана в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом для достижения требований...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру 1 4 класс Количество часов: 203 ч. Уровень: базовый
Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой «Программы...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру (умк «Развивающая система Л....
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир»
Ос ноо, примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 уч г
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру на 2013-2014год
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Федерального государственного
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской»
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая учебная программа по окружающему миру класс (параллель) 3,4...
Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, обеспечивающей выполнение требований Федерального государственного...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая учебная программа по окружающему миру начального общего образования...
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального...
России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру на 2013 2014 учебный год
Разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Примерных программ начального образования фгос (утверждён...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск