Рабочая программа по предмету «природоведение»





Скачать 226.35 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «природоведение»
Дата публикации27.07.2014
Размер226.35 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа





«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 40»

__________ (О.П. Кузнецова)

«____»_____________ 2012 г.



Рабочая программа

по предмету «природоведение»

5 класс


Рассмотрена на заседании МО

учителей естествознания

Протокол № 1от 29.08.2012г

Разработчик:

Назарова Любовь Геннадьевна

учитель биологии,

первой квалификационной категории


2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

В основе программы обучения «Природоведение» (естествознание) в 5 классе взят сборник программ для общеобразовательных учреждений – Биология 5- 11 класс (авт. сост. А. Е. Андреева и др./ под ред. Д.И.Трайтака, Н.Д.Андреевой) – М.: «Мнемозина», 2008. Авторы – составители программы «Природоведение» (естествознание) в 5 классе – Д.И. Трайтак, А.Е. Андреева.

Количество часов по базисному плану –70 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Базовый учебник: А.Е. Андреева Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089).

«Природоведение» является пропедевтическим курсом для дисциплин предметной области «Естествознание», изучаемых в основной образовательной школе. Этот курс обладает мощным образовательным и воспитательным потенциалом, интегрирующим начальные знания по биологии, географии, физике, астрономии, химии и экологии.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся и логики развития биологических понятий.

Программа «Природоведение » (естествознание) включает в себя следующие разделы:

I. Познание природы человеком

II. Планета Земля

III. Многообразие природных явлений

IV. Природная среда. Почва как среда жизни

V. Почва – основа жизни на планете

VI. Здоровье и безопасность жизни человека

Изучение природоведения направлено на достижение следующих целей:

Обучающие цели:

Развитие у учащихся основных знаний о многообразии природных объектов и явлений, о взаимосвязи живой и неживой природы, о влиянии деятельности человека на природу;

Формирование начальных знаний о методах науки;

Развитие умений по применению усвоенных знаний и полученных навыков при решении учебных и практических задач;

Формирование начальных исследовательских умений: проводить наблюдения, ставить простейшие опыты, осуществлять измерения, описывать полученные результаты, формулировать выводы;

Формирование элементарных умений по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи.

Развивающие цели:

Развитие у учащихся интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно –следственные связи, классифицировать, давать определения понятий;

Развитие интереса к изучению природы, умственных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач.

Воспитательные:

Развитие у учащихся ценностного отношения к природе и своему здоровью;

Воспитание эстетического восприятия природы;

Формирование у школьников понимания необходимости согласовывать поведение и деятельность человека в природе с экологическими нормами и правилами;

Развитие ответственного отношения к собственному здоровью и формирование здорового образа


Учебно- тематический план



Разделы

Планируемое количество часов

По программе

Корректировка

С учетом корректировки

I. Познание природы человеком

9

+1

10

II. Планета Земля


10




10

III. Многообразие природных явлений

12




12

IV. Природная среда. Почва как среда жизни

18




18

V. Почва – основа жизни на планете

12




12

VI. Здоровье и безопасность жизни человека

5

+1

6

Резервное время


4




-4

Итого:


70 часов

-2

68 часов

Так как в учебном году 34 учебных недели тематическое планирование составлено на 68 часов, сокращение часов произведено за счет часов резервного времени.
ТРЕБОВАНИЮ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Учащиеся должны знать:

-О многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;

-Свойства (физические и химические) тел природы;

-Основные методы изучения природы;

-Основные оболочки Земли;

-Свойства живых организмов и их отличия от тел неживой природы;

-О многообразии организмов как условия сохранения устойчивости жизни на Земле;

-Основные характеристики погоды, факторов среды, влияющих на организм человека;

-Сущность понятия «здоровый образ жизни»;

-Правила и меры по сохранению здоровья человека;

-Основные экологические проблемы своей местности и причины их возникновения;

-Редкие и охраняемые виды растений и животных;

-Правила и законы охраны природы.
Учащиеся должны уметь:

-Узнавать наиболее распространенные виды растений и животных своей местности;

-Приводить примеры физических явлений. Превращений веществ, приспособлений растений и животных к условиям среды обитания;

-Определять на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

-Находить несколько созвездий Северного полушария с помощью звездной карты;

-Описывать собственные наблюдения и опыты (их цель, условия проведения и полученные результаты), формулировать выводы;

-Определять черты сходства и различия при сравнении природных объектов (не менее по 3-4 признакам);

-Описывать по предложенному плану внешний вид изучаемых тел и веществ;

-Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; -Находить определения терминов в справочной литературе;

-Кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

-Пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

-Следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

-Оказывать первую медицинскую помощь в экстренных ситуациях
График контроля за уровнем сформированности предметныхнавыков

Критерии

Тема

форма

сроки

1.Уровень сформированности теоретических знаний(уровень овладения терминами, законами)

2.Уровень овладения способами деятельности (установление причинно- следственных связей в природе)

1. Многообразие природных явлений

2.Почва – основа жизни на планете

Проверочная работа
Проверочная работа

декабрь
апрель
Календарно-тематическое планирование по природоведению

2012-2013 учебный год

5 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

«Природоведение» (естествознание)

Название программы: « Природоведение» (естествознание). Авторы программы:

Д.И. Трайтак, А.Е. Андреева

Название издания: Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. Под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д.Андреевой /авторы – составители: А.Е.Андреева, Н.Д. Андреева, Т.М. Ефимова, В.С. Рохлов, С.В. Суматохин, Д.И. Трайтак, С.Б. Трофимов, Р.Н. Хрыпова/, Издательство – М.:Мнемозина, 2008г.

Учебник – «Природоведение»

Автор учебника – А.Е.Андреева, (под редакцией Д.И.Трайтака, Н.Д. Андревой), Издательство М.: «Мнемозина», 2010г.




Тема урока

Практические работы

Лаборат. раб.,пров.р.

Экскурсии

Дом.

задание


Раздел № 1: Познание природы человеком-10 часов

1(1)

Как человек познает окружающий мир










п.1

2(2)

Звук как средство общения и получения информации










п.2

3(3)

Как рождались научные представления о мире

№1»Знакомство со справочными материалами, СД- энциклопедиями. Поиск информации в интернете»




№1 в школьную библиотеку

п.3

4(4)

Как человек научился ориентироваться по звездам

№2 «Нахождение Полярной звезды и некоторых созвездий Северного полушария»







п.4, оформить практ. работу в тетради

5(5)

Науки о природе










п.5

6(6)

Единство живой и неживой природы

№3 «Конструирование моделей молекул(воды и кислорода)»







п.6, оформить практ. работу в тетради

7(7)

Вещества в окружающем мире










п.7

8(8)

Лабораторное оборудование и правила

его безопасного использования

№4 «Ознакомление с лабораторным оборудованием и правила его безопасного использования




№2 В кабинет физики и химии

записи в тетради

9(9)

Смеси




№1 «Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей»




п.8

10(10)

Рождение учения о почве







№3 На почвенный разрез для отбора

п.9

Раздел №2: Планета Земля – 10 часов

11 (1)

Земля как планета Солнечной системы

№5 «Определение сторон света по Солнцу (компасу и часам)







п.10

12(2)

Строение Земли










п.11

13(3)

Горные породы и их происхождение

№ 6«Ознакомление с образцами горных породи минералами»

№7 « Конструирование гномона на ПУ»







п.12

14(4)

Геологические оболочки Земли: атмосфера и гидросфера







№ 4В геологический музей (заочная)

п.13

15(5)

Биосфера. Понятие о живом веществе










п.14

16(6)

Почва – особое природное тело

№8 «Сравнение свойств почв и горных пород»







п.15

17(7)

Строение почв

№9 «Определение структуры почвы»







п.16

18(8)

Почвы песчаные и глинистые










п.17

19(9)

Почвенные растворы как часть природных вод планеты










п.18

20(10)

Путешествие атомов в природе










п.19


Раздел № 3 «Многообразие природных явлений» - 12 часов

21(1)

Изучение природных явлений










п.20

22(2)

Классификация природных явлений. Примеры явлений физической природы










п.21

23(3)

Электрические и магнитные явления в природе










п.22

24(4)

Горение и другие химические явления










п. 23

25(5)

Погодные явления







№5 На метеостанцию

п.24

26(6)

Какие бывают осадки

№10 «Влияние погодных условий на самочувствие

человека»







п.25

27(7)

Выветривание горных пород










п.26

28(8)

Как горная порода превращается в почву










п.27

29(9)

Распределение воды по поверхности Земли и в почве










п.28

30(10)

Испарение воды из почвы. Свойства капилляров










п.29

31(11)

Образование болот и их охрана. Заболачивание почв и водоемов










п.30

32(12)

Эрозия почв










п.31


Раздел №: 4 «Природная среда. Почва как среда жизни» - 18 часов

33(1)

Разнообразие живых организмов на планете

№11 «Знакомство с местными видами растений»

Проверочная работа по теме «Многообразие природных явлений»




п.32

34(2)

Свойства живых организмов










п.33

35(3)

Понятие о природной среде и экологических факторах

№12 «Влияние влажности почвы на прорастание семян»







п. 34

36(4)

Почвенные обитатели










п.35

37(5)

Жизнь животных в почве










п.36

38(6)

Осенние изменения в жизни почвенных животных










п.37

39(7)

Зимний «покой» в жизни почв










п.38

40(8)

Весенние явления










п.39

41(9)

Летняя засуха










п.40

42(10)

Воздух как составная часть природной среды










п. 41

43(11)

Вода в почве и ее роль в жизни растений

№13 «Влияние влажности почвы на состояние растений»




№6 В ботанический сад ( домашняя работа)

п.42

44(12)

Почвы теплые и холодные










п.43

45(13)

Распространение почв на земном шаре. Взаимосвязи климата и почв










п.44

46(14)

Какие почвы в тундре










п.45

47(15)

Почвы таежной зоны










п.46

48(16)

« Царь» почв - чернозем










п.47

49(17)

Луговые травы










п.48

50(18)

Солончаки и солонцы










п.49


Раздел № 5 – Почва основа жизни на планете – 12 часов

51(1)

Понятие о плодородии почвы










п.50

52(2)

Истощение почвы. Целина и залежь










п.51

53(3)

Что такое удобрение

№14 «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями»








п.52

54(4)

Приемы выращивания культурных растений. Мелиорация

№14 «Правила приготовления компостной кучи»







п.53

55(5)

Почвозащитное земледелие










п.54

56(6)

Факторы среды и земледелие










п.55

57(7)

Почему необходимо беречь почвы?










п. 56

58(8)

Уроки истории










п.57

59(9)

Человек на Земле










п.58

60(10)

Загрязнение почв










п.59

61(11)

Понятие о здоровой, больной и мертвой почвах










п.60

62(12)

Урок - экскурсия







№7 В краеведческий музей

отчет об экскурсии

Раздел №6: здоровье и безопасность жизни человека – 6 часов

63(1)

Здоровье и образ жизни




Проверочная работа по теме «Почва – основа жизни на планете»




стр. 37-39

64(2)

Как избежать травм и помочь пострадавшему

№16 «Способы оказания ПДП при травмах»







стр. 77-80

65(3)

Как вести себя во время грозы и урагана










стр. 124-126

66(4)

Влияние факторов среды на здоровье человека и правила поведения в природе

№17 «Неотложные меры при укусах ядовитых животных»

№18 «Первая помощь при отравлении грибами и ядовитыми растениями»







стр. 177- 182

67(5)

Рациональное питание

№19 «Измерение массы и роста человека, конструирование ростомера»







стр.216-218


68(6)

Резервный урок













Список литературы

1.А.Е. Андреева Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных

учреждений/А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008 -224 с.

2.Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (авт.

сост. А. Е. Андреева и другие/ под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.) – М.:

«Мнемозина», 2008. -68с.

3.Федеральный Государственный стандарт

Учебно-методическое обеспечение

1.Мультимедийное учебное издание: Биология 5-9 класс, 1 часть Природоведение – М.:Дрофа

2.Микроскопы ученические

3.Цифровой микроскоп

4.Лупы


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «природоведение» iconРабочая программа по предмету природоведение
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования умк н. И....
Рабочая программа по предмету «природоведение» iconРабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение 5 класс». – М.: дрофа,...
Рабочая программа по предмету «природоведение» iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение...
Рабочая программа по предмету «природоведение» iconРабочая программа по предмету природоведение класс 5
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Игирменская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа по предмету «природоведение» iconРабочая программа по природоведению (базовый уровень)
Суховой Т. С. и Строганова В. И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11...
Рабочая программа по предмету «природоведение» iconРабочая программа по учебному предмету «Природоведение» 5 класс
Мо учителей естественного цикла мбоу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
Рабочая программа по предмету «природоведение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение...
Рабочая программа по предмету «природоведение» iconРабочая программа курса «природоведение»
Рабочая программа предмета «Природоведение» составлена на основе нормативно – правовой базы
Рабочая программа по предмету «природоведение» iconРабочая программа по предмету «Музыка»
В процессе обучения необходимо использовать знания и умения, полученные учащимися на предметах: изобразительное искусство, литература,...
Рабочая программа по предмету «природоведение» iconРабочая программа учебного курса «Природоведение»
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии,...
Рабочая программа по предмету «природоведение» iconРабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса
Рабочая программа предназначена для изучения природоведения в 5 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Плешаков,...
Рабочая программа по предмету «природоведение» iconРабочая программа По природоведению для 5 класса «Природоведение через путешествие»
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа,...
Рабочая программа по предмету «природоведение» iconРабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение»
А. А. Плешакова, Н. И. Сонина// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 классы. М.:...
Рабочая программа по предмету «природоведение» iconПриродоведение, 5 класс Аннотация к рабочей программе
«Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Рабочая программа по предмету «природоведение» iconРабочая программа по предмету «Биология. Общие закономерности»
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Рабочая программа по предмету «природоведение» iconРабочая программа составлена в соответствии с программой «Природоведение. Биология. Экология»
Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Природоведение. Биология. Экология»: 5-11 классы: программы. – М.: «Вентана-Граф,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск