Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Вал Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании МО учителей Зам. директора по УР Директор МБОУ СОШ с.Вал ___________________ ________________/Чазова Т.А./ ___________/Шаповал Н.В./
протокол № __ от ______г. Руководитель МО _______
Рабочая программа
по предмету природоведение
для 5 класса (2часа в неделю, 68 часов в год) Составитель: Кравец Анастасия Ивановна, учитель начальных классов.
2013-2014 учебный год.
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования УМК Н.И. Сонина по учебнику Природоведение 5 класс Авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, -М.: Дрофа, 2008
Примерная программа предусматривает занятия на 68 часов. Рабочая программа рассчитана по 2 часа в неделю. 68 часов за год.
Цели и задачи изучения учебного предмета.
-освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
-овладение начальными исследовательскими умениями: проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
-развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач;
-воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
-применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. Общая характеристика учебного предмета. Содержание природоведения для 5 класса сочетает в себе эмпирическую направленность изучения природы с овладением младшими подростками элементами естественнонаучных методов познания на уровне отдельных приемов исследовательской деятельности. В рамках природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
При составлении календарно – тематического планирования использовано методическое пособие для учителя с готовыми планами уроков, которые будут дополняться или перерабатываться учителем в зависимости от учебной ситуации. Пособие для учителя: Природоведение. 5 класс. Поурочные планы. / автор составитель Т.В. Козачек. – Волгоград, Учитель, 2011.
Количество часов в год – 68
Количество часов в неделю - 2
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения природоведения ученик должен: Знать/ понимать
Многообразие тел, веществ и явления природы и их простейшие классификации. отдельные методы изучения природы.
Царства живой природы.
Среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли.
Природные сообщества морей и океанов.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека, экологические проблемы.
Основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
Уметь:
Приводить примеры физических явлений, приспособлений растений к различным способам размножения, к условиям среды обитания.
Указывать модели положения Солнца и Земли в солнечной системе.
Находить несколько созвездий.
Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и результаты.
Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.
Находить значение указанных терминов, кратко пересказывать доступный текст; выделять его главную мысль.
Пользоваться простейшими приборами, следовать правилам техники безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Определения сторон горизонта с помощью компаса и Полярной звезды или местных признаков.
- Измерения, роста, температуры и массы тела, сравнения показателей с возрастными нормами.
- Определения наиболее распространенных растений, грибов, животных, следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде.
- Составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.
- Оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Содержание по разделам.
Название темы
| Количество часов
| Тема 1. Изучение природы
| 4
| Тема 2. Вселенная
| 14
| Тема 3. Земля
| 19
| Тема 4. Жизнь на Земле
| 15
| Тема 5. Человек на земле
| 16
| итого
| 68
| Содержание курса
(68 ч – 2ч в неделю) Тема 1. Изучение природы
(4ч)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение.
Практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучений природы.
Великие естествоиспытатели.
Тема 2. Вселенная
(14ч)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.
Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV-XVII веков. Система мира по Н. Копернику.
Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Коперника.
Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
Демонстрации
Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.
Практические работы
Наблюдения суточного движения солнца и звезд. Тема 3. Земля
(19ч)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотезо-научное предположение.
Гипотеза о возникновении Земли. Современные взгляды на возникновения Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различия по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Природные явления: землетрясение, извержение вулканов, гейзеры.
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси.
Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).
Суша планеты. Материки, острова. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение.
Демонстрации
Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горения веществ.
Практические работы
Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей. Тема 4. Жизнь на Земле
(15ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; рассвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков.
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщество поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. Тема 5. Человек на Земле
(16ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный.
Страницы историй географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытия Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы при оказании первой помощи.
Демонстрации
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Практические работы
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
| №
тем
| Раздел программы,
Тема урока
| Дата
| Домашнее задание
| Примечание
| План
| Факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
| Изучение природы
(4ч)
|
|
|
|
| 1
| 1
| Введение. Науки о природе.
| 02.09.2013
|
| С. 6-14
сочинение «я на природе»
|
| 2
| 2
| Методы изучение природы. Наблюдения.
| 04.09.2013
|
| С.15-16
|
| 3
| 3
| Эксперимент, измерение – методы познания природы.
| 09.09.2013
|
| С.16-17
|
| 4
| 4
| Оборудование для научных исследований.
| 11.09.2013
|
| С. 18-20
|
|
|
| Вселенная
(14ч)
|
|
|
|
| 5
| 1
| Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.
| 16.09.2013
|
| С. 24-26
|
| 6
| 2
| Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
| 18.09.2013
|
| С. 27-28
нарисовать модель
|
| 7
| 3
| Николай Коперник и его модель Вселенной.
| 23.09.2013
|
| С. 29-30
доклад
|
| 8
| 4
| Дж. Бруно и Г. Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника.
| 25.09.2013
|
| С. 30-33
|
| 9
| 5
| Солнечная система, и ее состав. Планеты земной группы.
| 30.09.2013
|
| С.34-38
|
| 10
| 6
| Планеты – гиганты. Самая маленькая планета – Плутон.
| 02.10.2013
|
| С. 39-40
|
| 11
| 7
| Спутники планет.
| 07.10.2013
|
| С.41-42
|
| 12
| 8
| Астероиды. Кометы.
| 09.10.2013
|
| С. 43-44
тетрадь
|
| 13
| 9
| Метеоры. Метеориты.
| 14.10.2013
|
| С. 45-47
|
| 14
| 10
| Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда.
| 16.10.2013
|
| С.48-49
тетрадь
|
| 15
| 11
| Многообразие звезд.
| 21.10.2013
|
| реферат
|
| 16
| 12
| Созвездие. П/р № 1.
| 23.10.2013
|
| С. 50
|
| 17
| 13
| Галактики. Световой год.
| 28.10.2013
|
| тетрадь
|
| 18
| 14
| Многообразие галактик.
| 30.10.2013
|
| выучить понятие «галактика», «световой год».
|
|
|
| Земля
(19ч)
|
|
|
|
| 19
| 1
| Гипотезы о возникновении Земли. Как возникла Земля.
| 11.11.2013
|
| С. 54-59
|
| 20
| 2
| Внутреннее строение Земли.
| 13.11.2013
|
| С. 60-61
|
| 21
| 3
| Горные породы, минералы, полезные ископаемые. П/р № 2. Горные породы и минералы, их свойства.
| 18.11.2013
|
| С. 61-63
|
| 22
| 4
| Вещества и явления в окружающем мире.
| 20.11.2013
|
| С.64-71,
составит пары: тело - явление
|
| 23
| 5
| Землетрясения.
| 25.11.2013
|
| С. 72,
С.77 №1
|
| 24
| 6
| Вулканы.
| 27.11.2013
|
| С. 73-77
|
| 25-26
| 7-8
| Суша. П/р № 3. Обозначение на контурной карте материков, крупных вершин, рек.
| 02.12.2013
04.12.2013
|
| С. 78-81
контурная карта
|
| 27
| 9
| Атмосфера Земли.
| 09.12.2013
|
| С. 85-86
|
| 28
| 10
| Погода.
| 11.12.2013
|
| С. 86
понятие «погода»
|
| 29
| 11
| Климат.
| 16.12.2013
|
| Понятие «климат»
|
| 30
| 12
| Ураганы. Смерчи.
| 18.12.2013
|
| С.88-90
Подготовить сообщения «Значение воды в природе».
|
| 31-32
| 13-14
| Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. П/р № 4. Обозначение на контурной карте океанов, морей, омывающих Россию.
| 23.12.2013
25.12.2013
|
| С.91
подготовить сообщение: «полезные ископаемые Мирового океана»
|
| 33
| 15
| Воды суши.
|
|
| С. 96 № 1,2
письменно
|
| 34-35
| 16-17
| Уникальность планеты Земля.
|
|
| С. 97-98
выучить термины: «озон», «озоновый слой»
|
| 36
| 18
| Обобщающий урок по теме: «Земля».
|
|
| С. 59,63, 77, 84, 90, 96, 99
повторить выводы
|
| 37
| 19
| Проверочная работа по теме «Земля».
|
|
|
|
|
|
| Жизнь на Земле
(15ч)
|
|
|
|
| 38
| 1
| Развитие жизни на Земле. Животные прошлого.
|
|
| С. 102-106
сообщение о древних ящерах.
|
| 39
| 2
| Живые клетки.
|
|
| С.107-108
|
| 40
| 3
| Разнообразие клеток. П/р № 5. Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток.
|
|
| С. 107-108
С.110
|
| 41
| 4
| Царства живой природы. Одноклеточные организмы.
|
|
| С. 113-114
сообщения о разнообразии грибов и растений
|
| 42
| 5
| Многоклеточные организмы (грибы, растения). П/р №6. Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.
|
|
| С. 114-117
№ 1-5
|
| 43
| 6
| Беспозвоночные и позвоночные животные.
|
|
| С. 115-116
привести примеры взаимосвязей растений и животных.
|
| 44
| 7
| Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.
|
|
| С.118-120
|
| 45
| 8
| Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.
|
|
| С. 119, 121
|
| 46
| 9
| Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве.
|
|
| С. 122
Раскрыть смысл понятия «среда обитания»
|
| 47-48
| 10-11
| Жизнь на разных материках.
|
|
| С. 123-125
С.128, задания 1-3
|
| 49
| 12
| Природные зоны Земли.
|
|
| С. 129-134
задание № 6
|
| 50-51
| 13-14
| Жизнь в морях и океанах.
|
|
| С. 135-138
задание на стр.138
|
| 52
| 15
| Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле».
|
|
|
|
|
|
| Человек на Земле
(16ч)
|
|
|
|
| 53
| 1
| Происхождение человека.
|
|
| С. 143
|
| 54
| 2
| Древние предки человека.
|
|
| Сообщение о жизни древних людей.
|
| 55
| 3
| Первые люди.
|
|
| Статья «Как человек появился на Земле»
|
| 56
| 4
| История географических открытий. Открытие Америки.
|
|
| С.149-150
сообщение об открытии Америки и Антарктиды
|
| 57
| 5
| Открытие Австралии.
|
|
| С.150-151
сообщение о путешественниках
|
| 58
| 6
| Открытие Антарктиды.
|
|
| С.151-152
|
| 59
| 7
| Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.
|
|
| С. 152-153
|
| 60
| 8
| Как человек изменил Землю.
|
|
| С.155-157
задание № 1
|
| 61
| 9
| О кислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте.
|
|
| С.157-159
сообщения о редких и исчезающих видах растений.
|
| 62
| 10
| Жизнь под угрозой
|
|
| С. 160,с.162
Задание № 1,2
|
| 63
| 11
| Меры сохранения жизни на Земле.
|
|
| С. 162
задание № 3
|
| 64
| 12
| Опустынивание и его причины.
|
|
| С. 163-165
|
| 65
| 13
| Здоровье человека и безопасность жизни.
|
|
| С. 166-167
|
| 66
| 14
| Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
|
|
| реферат
|
| 67
| 15
| Обобщающий урок по теме «Человек на Земле».
|
|
| С.172
задания № 1-5
|
| 68
| 16
| Итоговая контрольная работа.
|
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1.Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, биология 6-11 класс. –М.: «Дрофа», 2010. УМК Н.И. Сонина
2.Учебник: Природоведение 5 класс. Авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, -М.: Дрофа, 2008.
3.Пособие для учителя: Природоведение. 5 класс. Поурочные планы. / автор составитель Т.В. Козачек. –Волгоград, Учитель, 2011
4.Образовательные ресурсы Интернета, учебник, тетрадь, атлас.
5.Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2008.
6.Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые.- М.: Дрофа, 2008.
7.Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2008.
8.Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2013.
9.Плешаков А.А., Сонин Н.И., Природоведение (Альбом-задачник). - М.: Дрофа, 2010. |