Рабочая программа по предмету природоведение





Скачать 183.98 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету природоведение
Дата публикации22.12.2014
Размер183.98 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Вал
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на заседании МО учителей Зам. директора по УР Директор МБОУ СОШ с.Вал
___________________ ________________/Чазова Т.А./ ___________/Шаповал Н.В./

протокол № __ от ______г.
Руководитель МО _______


Рабочая программа

по предмету природоведение

для 5 класса
(2часа в неделю, 68 часов в год)
Составитель: Кравец Анастасия Ивановна, учитель начальных классов.

2013-2014 учебный год.

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования УМК Н.И. Сонина по учебнику Природоведение  5 класс  Авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, -М.: Дрофа, 2008

Примерная программа предусматривает занятия на 68 часов. Рабочая программа рассчитана по 2 часа в неделю. 68 часов за год.

Цели и задачи изучения учебного предмета.

-освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

-овладение начальными исследовательскими умениями: проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

-развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач;

-воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

-применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание природоведения для 5 класса сочетает в себе эмпирическую направленность изучения природы с овладением младшими подростками элементами естественнонаучных методов познания на уровне отдельных приемов исследовательской деятельности. В рамках природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими  изменениями в окружающей среде.

При составлении календарно – тематического планирования использовано методическое пособие для учителя с готовыми планами уроков, которые будут  дополняться или перерабатываться учителем в зависимости от учебной ситуации. Пособие для учителя: Природоведение. 5 класс. Поурочные планы. / автор составитель Т.В. Козачек.  – Волгоград, Учитель, 2011.

Количество часов в год – 68

Количество часов в неделю - 2

Требования к уровню подготовки  учащихся:

 В результате изучения природоведения ученик должен: Знать/ понимать

  • Многообразие тел, веществ и явления природы и их простейшие классификации. отдельные методы изучения природы.

  • Царства живой природы.

  • Среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли.

  • Природные сообщества морей и океанов.

  • Изменения в природе, вызванные деятельностью человека, экологические проблемы.

  • Основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь:

  • Приводить примеры физических явлений, приспособлений растений  к различным способам размножения, к условиям среды обитания.

  • Указывать модели положения Солнца и Земли в солнечной системе.

  • Находить несколько созвездий.

  • Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и результаты.

  • Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.

  • Находить значение указанных терминов, кратко пересказывать доступный текст; выделять его главную мысль.

  • Пользоваться простейшими приборами, следовать правилам техники безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- Определения сторон горизонта с помощью компаса и Полярной звезды или местных признаков.

- Измерения, роста, температуры и массы тела, сравнения показателей с возрастными нормами.

- Определения наиболее распространенных растений, грибов, животных, следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде.

- Составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.

- Оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Содержание по разделам.

Название темы

Количество часов

Тема 1. Изучение природы

4

Тема 2. Вселенная

14

Тема 3. Земля

19

Тема 4. Жизнь на Земле

15

Тема 5. Человек на земле

16

итого

68

Содержание курса

(68 ч – 2ч в неделю)
Тема 1. Изучение природы

(4ч)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение.

Практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучений природы.

Великие естествоиспытатели.

Тема 2. Вселенная

(14ч)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV-XVII веков. Система мира по Н. Копернику.

Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

Практические работы

Наблюдения суточного движения солнца и звезд.
Тема 3. Земля

(19ч)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотезо-научное предположение.

Гипотеза о возникновении Земли. Современные взгляды на возникновения Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различия по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Природные явления: землетрясение, извержение вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение.

Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горения веществ.

Практические работы

Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Тема 4. Жизнь на Земле

(15ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; рассвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков.

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщество поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Тема 5. Человек на Земле

(16ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный.

Страницы историй географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытия Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы при оказании первой помощи.

Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Практические работы

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п



тем

Раздел программы,

Тема урока

Дата

Домашнее задание

Примечание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7







Изучение природы

(4ч)













1

1

Введение. Науки о природе.

02.09.2013




С. 6-14

сочинение «я на природе»




2

2

Методы изучение природы. Наблюдения.

04.09.2013




С.15-16




3

3

Эксперимент, измерение – методы познания природы.

09.09.2013




С.16-17




4

4

Оборудование для научных исследований.

11.09.2013




С. 18-20










Вселенная

(14ч)













5

1

Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.

16.09.2013




С. 24-26




6

2

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

18.09.2013




С. 27-28

нарисовать модель




7

3

Николай Коперник и его модель Вселенной.

23.09.2013




С. 29-30

доклад




8

4

Дж. Бруно и Г. Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника.

25.09.2013




С. 30-33




9

5

Солнечная система, и ее состав. Планеты земной группы.

30.09.2013




С.34-38




10

6

Планеты – гиганты. Самая маленькая планета – Плутон.

02.10.2013




С. 39-40




11

7

Спутники планет.

07.10.2013




С.41-42




12

8

Астероиды. Кометы.

09.10.2013




С. 43-44

тетрадь




13

9

Метеоры. Метеориты.

14.10.2013




С. 45-47




14

10

Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда.

16.10.2013




С.48-49

тетрадь




15

11

Многообразие звезд.

21.10.2013




реферат




16

12

Созвездие. П/р № 1.

23.10.2013




С. 50




17

13

Галактики. Световой год.

28.10.2013




тетрадь




18

14

Многообразие галактик.

30.10.2013




выучить понятие «галактика», «световой год».










Земля

(19ч)













19

1

Гипотезы о возникновении Земли. Как возникла Земля.

11.11.2013




С. 54-59




20

2

Внутреннее строение Земли.

13.11.2013




С. 60-61




21

3

Горные породы, минералы, полезные ископаемые. П/р № 2. Горные породы и минералы, их свойства.

18.11.2013




С. 61-63




22

4

Вещества и явления в окружающем мире.

20.11.2013




С.64-71,

составит пары: тело - явление




23

5

Землетрясения.

25.11.2013




С. 72,

С.77 №1




24

6

Вулканы.

27.11.2013




С. 73-77




25-26

7-8

Суша. П/р № 3. Обозначение на контурной карте материков, крупных вершин, рек.

02.12.2013

04.12.2013




С. 78-81

контурная карта




27

9

Атмосфера Земли.

09.12.2013




С. 85-86




28

10

Погода.

11.12.2013




С. 86

понятие «погода»




29

11

Климат.

16.12.2013




Понятие «климат»




30

12

Ураганы. Смерчи.

18.12.2013




С.88-90

Подготовить сообщения «Значение воды в природе».





31-32

13-14

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. П/р № 4. Обозначение на контурной карте океанов, морей, омывающих Россию.

23.12.2013

25.12.2013




С.91

подготовить сообщение: «полезные ископаемые Мирового океана»




33

15

Воды суши.







С. 96 № 1,2

письменно




34-35

16-17

Уникальность планеты Земля.







С. 97-98

выучить термины: «озон», «озоновый слой»




36

18

Обобщающий урок по теме: «Земля».







С. 59,63, 77, 84, 90, 96, 99

повторить выводы




37

19

Проверочная работа по теме «Земля».



















Жизнь на Земле

(15ч)













38

1

Развитие жизни на Земле. Животные прошлого.







С. 102-106

сообщение о древних ящерах.




39

2

Живые клетки.







С.107-108




40

3

Разнообразие клеток. П/р № 5. Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток.







С. 107-108

С.110




41

4

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.







С. 113-114

сообщения о разнообразии грибов и растений




42

5

Многоклеточные организмы (грибы, растения). П/р №6. Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.







С. 114-117

№ 1-5




43

6

Беспозвоночные и позвоночные животные.







С. 115-116

привести примеры взаимосвязей растений и животных.




44

7

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.







С.118-120




45

8

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.







С. 119, 121




46

9

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве.







С. 122

Раскрыть смысл понятия «среда обитания»




47-48

10-11

Жизнь на разных материках.







С. 123-125

С.128, задания 1-3




49

12

Природные зоны Земли.







С. 129-134

задание № 6




50-51

13-14

Жизнь в морях и океанах.







С. 135-138

задание на стр.138




52

15

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле».



















Человек на Земле

(16ч)













53

1

Происхождение человека.







С. 143




54

2

Древние предки человека.







Сообщение о жизни древних людей.




55

3

Первые люди.







Статья «Как человек появился на Земле»




56

4

История географических открытий. Открытие Америки.







С.149-150

сообщение об открытии Америки и Антарктиды




57

5

Открытие Австралии.







С.150-151

сообщение о путешественниках




58

6

Открытие Антарктиды.







С.151-152




59

7

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.







С. 152-153




60

8

Как человек изменил Землю.







С.155-157

задание № 1




61

9

О кислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте.







С.157-159

сообщения о редких и исчезающих видах растений.




62

10

Жизнь под угрозой







С. 160,с.162

Задание № 1,2




63

11

Меры сохранения жизни на Земле.







С. 162

задание № 3




64

12

Опустынивание и его причины.







С. 163-165




65

13

Здоровье человека и безопасность жизни.







С. 166-167




66

14

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.







реферат




67

15

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле».







С.172

задания № 1-5




68

16

Итоговая контрольная работа.














ЛИТЕРАТУРА 

1.Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение  5 класс, биология  6-11 класс. –М.: «Дрофа», 2010. УМК  Н.И. Сонина

2.Учебник: Природоведение 5 класс. Авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, -М.: Дрофа, 2008.

3.Пособие для учителя: Природоведение. 5 класс. Поурочные планы. / автор составитель Т.В. Козачек.  –Волгоград, Учитель, 2011

4.Образовательные ресурсы Интернета, учебник, тетрадь, атлас.

5.Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2008.

6.Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые.- М.: Дрофа, 2008.

7.Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2008.

8.Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2013.

9.Плешаков А.А., Сонин Н.И., Природоведение (Альбом-задачник). - М.: Дрофа, 2010.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету природоведение iconРабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение 5 класс». – М.: дрофа,...
Рабочая программа по предмету природоведение iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение...
Рабочая программа по предмету природоведение iconРабочая программа по предмету «природоведение»
Биология 5- 11 класс (авт сост. А. Е. Андреева и др./ под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой) – М.: «Мнемозина», 2008. Авторы –...
Рабочая программа по предмету природоведение iconРабочая программа по предмету природоведение класс 5
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Игирменская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа по предмету природоведение iconРабочая программа по природоведению (базовый уровень)
Суховой Т. С. и Строганова В. И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11...
Рабочая программа по предмету природоведение iconРабочая программа по учебному предмету «Природоведение» 5 класс
Мо учителей естественного цикла мбоу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
Рабочая программа по предмету природоведение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение...
Рабочая программа по предмету природоведение iconРабочая программа курса «природоведение»
Рабочая программа предмета «Природоведение» составлена на основе нормативно – правовой базы
Рабочая программа по предмету природоведение iconРабочая программа по предмету «Музыка»
В процессе обучения необходимо использовать знания и умения, полученные учащимися на предметах: изобразительное искусство, литература,...
Рабочая программа по предмету природоведение iconРабочая программа учебного курса «Природоведение»
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии,...
Рабочая программа по предмету природоведение iconРабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса
Рабочая программа предназначена для изучения природоведения в 5 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Плешаков,...
Рабочая программа по предмету природоведение iconРабочая программа По природоведению для 5 класса «Природоведение через путешествие»
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа,...
Рабочая программа по предмету природоведение iconРабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение»
А. А. Плешакова, Н. И. Сонина// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 классы. М.:...
Рабочая программа по предмету природоведение iconПриродоведение, 5 класс Аннотация к рабочей программе
«Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Рабочая программа по предмету природоведение iconРабочая программа по предмету «Биология. Общие закономерности»
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Рабочая программа по предмету природоведение iconРабочая программа составлена в соответствии с программой «Природоведение. Биология. Экология»
Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Природоведение. Биология. Экология»: 5-11 классы: программы. – М.: «Вентана-Граф,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск