Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса





Скачать 172.91 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса
Дата публикации06.04.2015
Размер172.91 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Починковский муниципальный район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наруксовская средняя общеобразовательная школа

 
 

«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании педагогического совета приказом директора

МБ ОУ Наруксовской СОШ МБ ОУ Наруксовской СОШ

протокол № 9 от 30.08.2013 от 31.08.2013 № 236

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу  «Природоведение»

для 5 класса

Составитель: Л.В.Ильичева

2013 год

1.Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта на основе «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5- 11 классы» – М.: «Дрофа», 2011 г. и Программы основного общего образования по природоведению 5 класс (авторы: А.А.Плешаков, Н.И. Сонин)

Рабочая программа предназначена для изучения природоведения в 5 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, «Природоведение», 5 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, - М.:«Дрофа», 2011 г

Цели изучения предмета:

- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Курс «Природоведения» является пропедевтическим по отношению к естественным наукам. Содержание курса интегрировано и включает понятия по основам биологии, физики, химии, географии.

Именно курс «Природоведение» формирует первоначальные элементарные научные знания. Изучение материала направлено на решение его главной задачи- формировании знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому. Обучение природоведению необходимо проводить с учетом психологических особенностей детей 10-11-летнего возраста, которые воспринимают природу как нерасчлененное единое целое. Следует исходить из того, что учащиеся данного возраста наряду с присущим им образно-практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия.

В настоящее время наиболее актуальным является обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию. В связи с этим в программу включены такие формы работы, как самостоятельное осмысление текста учебника и дополнительной литературы, рекомендованной учителем и самостоятельно подобранной учениками; составление школьниками докладов, сообщений, рефератов и свободное изложение их содержания своим одноклассникам; формулирование вопросов слушателям и ответы на них.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на ступени основного общего образования:

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и практических работ.

5. ЗУН в освоении конкретного учебного предмета

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

- строение живой клетки (главные части);

- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения:

уметь

- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды);

- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;

- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения сторон горизонта с помощью компаса;

- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде.

6. Содержание учебного предмета

Тема 1. Изучение природы (3 час)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Практическая работа № 1. Проведение наблюдений, опытов, измерений.

Практическая работа № 2. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Тема 2. Вселенная (14 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею1.

Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIV— XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.

Роль Док. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

Тема 3. Земля (18 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

-Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.).

Практическая работа № 3. Описание и сравнивание веществ.

Практическая работа № 4. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление ветра.

Тема 4. Жизнь на Земле (14 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Практическая работа № 5. Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации.

Практическая работа № 6. Приспособление растений и животных к среде обитания.

Практическая работа № 7. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Тема 4. Человек на Земле (16 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

- Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Практическая работа № 8. Измерение своего роста и массы тела.

Практическая работа № 9. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Средства ИКТ:

- компьютер ACER

- проектор EPSON

Медиатека:

Природоведение 5 класс (электронное учебное издание к учебнику Н.И.Сонин)

Биология. Живой организм. 6 класс

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс
Интернет ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия;

http://bio.1september.ru/ - электронная версия газеты «Биология»;

http://www.uchportal.ru – учительский портал (Методические разработки для уроков биологии, презентации);

http://www.uroki.net – разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование;

http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей;

http://festival.1september.ru/ - уроки и презентации;

http://infourok.org/ – разработки уроков, презентации.

Демонстрационный материал и учебное оборудование:

- Микроскоп

- Лупа

- Глобус физический

-Физическая карта полушарий

- Набор микропрепаратов

- Коллекции

-Коллекция Полезные ископаемые

-Почва и её состав

-Коллекция минералы и горные породы

-Коллекция образцов древесины

- Гербарии

8. Тематическое планирование

Программа: Сонин Н.И., М., «Дрофа» 2011

Учебник: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин М.: « Дрофа» 2011

Количество часов: 70

Класс: 5



п/п

Название темы, раздела.

Кол-во часов

Дата проведения

Д/з




1.Изучение природы.

3







1

Изучение природы человеком.

1




6-14

2

Методы изучения природы.

Практическая работа №1. «Проведение наблюдений, опытов, измерений».



1






15-17

3

Оборудование для научных исследований. Великие естествоиспытатели.

Практическая работа №2. «Знакомство с оборудованием для научных исследований».


1





18-22




2.Вселенная.

14







4

Как древние люди представляли себе Вселенную.

1




24-28

5

От Коперника до наших дней.

1




29-33

6

Солнечная система, ее состав.

1




34

7-8

Планеты земной группы.

2




34-38

9-10

Планеты - гиганты и маленький Плутон.

2




39-42

11

Спутники планет.

1




36

12

Астероиды. Кометы.

1




43-45

13

Метеоры. Метеориты.

1




45-47

14

Звезды. Многообразие звезд.

1




48-50

15

Созвездия.

1




50-51

16

Солнце как ближайшая к нам звезда.

1




48-49

17

Обобщающий урок по теме: «Вселенная».

1










3. Земля.

18







18

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.

1




54-59

19

Возникновение Земли.

1




54-59

20

Внутреннее строение Земли.

1




60-61

21

Горные породы. Минералы, полезные ископаемые.

1




62-63

22

Вещества и явления в окружающем мире.

Практическая работа №3. «Описание и сравнение веществ».



1






64-67

23

Многообразие явлений природы.

1




67-71

24

Землетрясения.

1




72

25

Вулканы. Гейзеры.

1




73-77

26-27

Суша планеты.

2




78-84

28

Атмосфера Земли.

1




85-86

29

Погода. Климат.

Практическая работа № 4. «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление ветра».



1






86-87

30

Ураганы. Смерчи.

1




88-90

31

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан.

1




91-96

32

Воды суши.

1




91-96

33

Уникальность планеты Земля.

1




97

34

Неповторимая планета.

1




100

35

Обобщение по теме: «Земля».

1










4. Жизнь на Земле.

14







36

Развитие жизни на Земле.

1




102-103

37

Животные прошлого.

1




104-106

38-39

Живые клетки.

2




107-112

40-41

Разнообразие живого.

Практическая работа № 5. «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных».



2






113-117

42

Среды обитания организмов.

1




118-122

43

Организмы разных сред обитания.

Практическая работа № 6. «Примеры приспособление растений и животных к среде обитания»



1






118-122

44-45

Жизнь на разных материках.

2




123-128

46-47

Природные зоны Земли.

2




129-134

48

Жизнь в морях и океанах.

Практическая работа №7. «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».


1





135-138

49

Обобщение по теме: «Жизнь на Земле».

1










5. Человек на Земле.

16







50

Происхождение человека.

1




142-144

51

Древние предки человека.

1




145-148

52

Страницы истории географических открытий.

1




149-151

53

Великие путешественники – первооткрыватели далёких земель.


1





152-154

54

Как человек изменил Землю.

1




155-157

55

Глобальные экологические проблемы современности.

1




157-159

56

Жизнь под угрозой.

1




160-162

57

Они не должны исчезнуть.

1




160-162

58

Не станет ли Земля пустыней.

1




163-165

59

Человек в ответ за природу (обобщающий урок).

1







60

Здоровье человека и безопасность жизни.

1




166-169

61

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Практическая работа №8. «Измерение своего роста и массы тела».

1







62

Вредные привычки и их профилактика.

1







63

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

1







64

Простейшие способы оказания первой помощи. Практическая работа №9. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».

1







65

Обобщение по теме: «Здоровье человека и безопасность жизни».

1







66-70

Повторение.

5







-

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса iconПояснительная записка рабочая программа по учебному курсу «Литература»
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов...
Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса iconПояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение»
«Природоведение» предназначена для изучения в 5 классе основной общеобразовательной школы и является продолжением курса «Окружающий...
Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса iconРабочая программа учителя Никифоркиной Татьяны Васильевны по учебному курсу «Природоведение»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ямашинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса iconРабочая программа по учебному курсу «обж» для 8 класса
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса iconРабочая программа по учебному курсу биологии для 6 класса Составитель

Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса iconРабочая программа по учебному курсу биологии для 8 класса Составитель

Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса iconРабочая программа по английскому языку для 8 класса к учебному курсу...
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса к учебному курсу “Enjoy English” М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой создана...
Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса iconПояснительная записка рабочая программа к учебному курсу по окружающему...
Рабочая программа к учебному курсу по окружающему миру для 4 класса разработана на основе компонента Федерального государственного...
Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса iconРабочая программа по учебному курсу «География. Начальный курс.» для 6 класса
Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе
Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса iconРабочая программа по учебному курсу «Историческому краеведению» для 7 класса
Рабочая программа составлена на основе программы «Нижегородский край». Интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных...
Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса iconРабочая программа По природоведению для 5 класса «Природоведение через путешествие»
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа,...
Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса iconРабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География Землеведение». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений,...
Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса iconРабочая программа педагога романовой Натальи Владимировны, 1 квалификационной...
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, А. А. Плешакова....
Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса iconРабочая программа по курсу «Природоведение» для 5 класса
«Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы...
Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса iconРабочая программа по учебному курсу биологии для 6 класса Составитель
«Староромашкинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района рт
Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса iconРабочая программа По учебному курсу «Окружающий мир» Для 1 4 класса
Рабочую программу составили учителя Белова И. А., Лунякова Н. Н., Белоусова Е. М., Долотова В. А


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск