Скачать 172.91 Kb.
|
Починковский муниципальный район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наруксовская средняя общеобразовательная школа «РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО» на заседании педагогического совета приказом директора МБ ОУ Наруксовской СОШ МБ ОУ Наруксовской СОШ протокол № 9 от 30.08.2013 от 31.08.2013 № 236 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса Составитель: Л.В.Ильичева 2013 год 1.Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта на основе «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5- 11 классы» – М.: «Дрофа», 2011 г. и Программы основного общего образования по природоведению 5 класс (авторы: А.А.Плешаков, Н.И. Сонин) Рабочая программа предназначена для изучения природоведения в 5 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, «Природоведение», 5 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, - М.:«Дрофа», 2011 г Цели изучения предмета: - освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека; - овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; - развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; - воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; - применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. 2. Общая характеристика учебного предмета Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации 3. Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы. 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Курс «Природоведения» является пропедевтическим по отношению к естественным наукам. Содержание курса интегрировано и включает понятия по основам биологии, физики, химии, географии. Именно курс «Природоведение» формирует первоначальные элементарные научные знания. Изучение материала направлено на решение его главной задачи- формировании знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому. Обучение природоведению необходимо проводить с учетом психологических особенностей детей 10-11-летнего возраста, которые воспринимают природу как нерасчлененное единое целое. Следует исходить из того, что учащиеся данного возраста наряду с присущим им образно-практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия. В настоящее время наиболее актуальным является обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию. В связи с этим в программу включены такие формы работы, как самостоятельное осмысление текста учебника и дополнительной литературы, рекомендованной учителем и самостоятельно подобранной учениками; составление школьниками докладов, сообщений, рефератов и свободное изложение их содержания своим одноклассникам; формулирование вопросов слушателям и ответы на них. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на ступени основного общего образования: В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и практических работ. 5. ЗУН в освоении конкретного учебного предмета В результате изучения природоведения ученик должен: знать/понимать - многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы; - строение живой клетки (главные части); - царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей); - среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать); - природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); - изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); - важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать); - основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения: уметь - узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); - приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; - указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе; - находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; - описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты; - сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам; - описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; - пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; - следовать правилам безопасности при проведении практических работ; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - определения сторон горизонта с помощью компаса; - определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде. 6. Содержание учебного предмета Тема 1. Изучение природы (3 час) Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Практическая работа № 1. Проведение наблюдений, опытов, измерений. Практическая работа № 2. Знакомство с оборудованием для научных исследований. Тема 2. Вселенная (14 часов) Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею1. Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIV— XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Док. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Тема 3. Земля (18 часов) Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение). Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете. -Демонстрации Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.). Практическая работа № 3. Описание и сравнивание веществ. Практическая работа № 4. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление ветра. Тема 4. Жизнь на Земле (14 часов) Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные. Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Практическая работа № 5. Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации. Практическая работа № 6. Приспособление растений и животных к среде обитания. Практическая работа № 7. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. Тема 4. Человек на Земле (16 часов) Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. - Демонстрации Ядовитые растения и опасные животные своей местности. Практическая работа № 8. Измерение своего роста и массы тела. Практическая работа № 9. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Средства ИКТ: - компьютер ACER - проектор EPSON Медиатека: Природоведение 5 класс (электронное учебное издание к учебнику Н.И.Сонин) Биология. Живой организм. 6 класс Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия; http://bio.1september.ru/ - электронная версия газеты «Биология»; http://www.uchportal.ru – учительский портал (Методические разработки для уроков биологии, презентации); http://www.uroki.net – разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование; http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей; http://festival.1september.ru/ - уроки и презентации; http://infourok.org/ – разработки уроков, презентации. Демонстрационный материал и учебное оборудование: - Микроскоп - Лупа - Глобус физический -Физическая карта полушарий - Набор микропрепаратов - Коллекции -Коллекция Полезные ископаемые -Почва и её состав -Коллекция минералы и горные породы -Коллекция образцов древесины - Гербарии 8. Тематическое планирование Программа: Сонин Н.И., М., «Дрофа» 2011 Учебник: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин М.: « Дрофа» 2011 Количество часов: 70 Класс: 5
- |
Пояснительная записка рабочая программа по учебному курсу «Литература» Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов... | Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» «Природоведение» предназначена для изучения в 5 классе основной общеобразовательной школы и является продолжением курса «Окружающий... | ||
Рабочая программа учителя Никифоркиной Татьяны Васильевны по учебному курсу «Природоведение» Муниципальное общеобразовательное учреждение Ямашинская средняя общеобразовательная школа | Рабочая программа по учебному курсу «обж» для 8 класса Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности... | ||
Рабочая программа по учебному курсу биологии для 6 класса Составитель | Рабочая программа по учебному курсу биологии для 8 класса Составитель | ||
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса к учебному курсу... Рабочая программа по английскому языку для 8 класса к учебному курсу “Enjoy English” М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой создана... | Пояснительная записка рабочая программа к учебному курсу по окружающему... Рабочая программа к учебному курсу по окружающему миру для 4 класса разработана на основе компонента Федерального государственного... | ||
Рабочая программа по учебному курсу «География. Начальный курс.» для 6 класса Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе | Рабочая программа по учебному курсу «Историческому краеведению» для 7 класса Рабочая программа составлена на основе программы «Нижегородский край». Интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных... | ||
Рабочая программа По природоведению для 5 класса «Природоведение через путешествие» А. А. Плешаков, Н. И. Сонин Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа,... | Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География Землеведение». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений,... | ||
Рабочая программа педагога романовой Натальи Владимировны, 1 квалификационной... Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, А. А. Плешакова.... | Рабочая программа по курсу «Природоведение» для 5 класса «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы... | ||
Рабочая программа по учебному курсу биологии для 6 класса Составитель «Староромашкинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района рт | Рабочая программа По учебному курсу «Окружающий мир» Для 1 4 класса Рабочую программу составили учителя Белова И. А., Лунякова Н. Н., Белоусова Е. М., Долотова В. А |