Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель





НазваниеРабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель
страница1/13
Дата публикации25.02.2015
Размер1.77 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
БОУ КМР ВО «Талицкая средняя общеобразовательная школа»



« Согласовано»

заместитель директора школы

по УР

________ Фуркова И.В.

«____» ______ 2012 г.


«Утверждаю»

Директор БОУ КМР ВО «Талицкая средняя общеобразовательная школа»

_________ Кузнецова Е.В.

Приказ № «_____»

от «___» ______ 2012


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «География Землеведение»

для 6 класса


Составитель:

учитель географии Сажина. Г.Г.

БОУ КМР ВО «Талицкая средняя общеобразовательная школа»

2012 - 2013 уч .год

В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведенье.

6 класс.- М.: Дрофа, 2010.

Программа под редакцией В.П.Дронова

Пояснительная записка к рабочей программе по «Географии Землеведение» 6 класс
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География Землеведение». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой, Москва, «ДРОФА»,2010.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

-федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

«Землеведение» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов. Он формирует первоначальные знания из разных областей наук о земле – картографии, геологии, географии, почвоведения и др. эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Цели курса.

-Основная цель «Землеведения» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

- формирование представлений о единстве природы,

-объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве; основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

- формирование представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

- формирование специфических географических и общеучебных умений;

- формирование начальных представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

- развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

- понимание разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;

-развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.

Для успешного достижения целей курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

-актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;

-развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

-научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

-научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;

-включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.

-Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

-Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

-Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.
Цели и задачи определили специфику содержания и главные принципы отбора учебного материала начального курса географии, педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.

Основополагающим стал:

-принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля».

-принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.

-принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.

-принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.

-принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.

-краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.

Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:

-способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности; -передать учащимся сумму систематических знаний по географии, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире; -овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной; -освоение компетенций: ключевых, общепредметных и предметных (коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).

В соответствии с требованиями нового базисного учебного плана, по которому на изучение географии в 6 классе отводится 1 час в неделю, данная программа может изучаться по сокращенному варианту (35 часов).

Структура курса

В структурном соотношении курс состоит из Введения и шести разделов: «Земля во вселенной», «Географические модели Земли», «Земная кора», «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера», «Географическая оболочка».

При изучении курса в разделах: «Географические модели Земли», «Земная кора», «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера» ,отведены уроки на изучение своей местности.

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ (/ ч)

Что изучает география. Планета Земля как объект изучения различных наук. География — наука, изу­чающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается человечество. Многообразие земной по­верхности. Элементы земной поверхности. Географи­ческие объекты, их происхождение. Важнейшие ха­рактеристики географических объектов: положение на земной поверхности, образы, количественные па­раметры (площадь, высота, форма и др.). Изменения географических объектов и земной поверхности во времени. Процессы и явления, влияющие на геогра­фические объекты.

Раздел I. Земля во Вселенной (7 ч)

Земля и космос. Вселенная, галактики. Млечный Путь, его форма и размеры. Ближайшие к Земле га­лактики, расстояние до них. Место и движение Земли в нашей Галактике. Ориентирование по звездам, на­вигационные звезды.

Земля — часть Солнечной системы. Состав Сол­нечной системы: Солнце, планеты и их спутники, астероиды, кометы, межпланетное пространство. Чер­ты сходства и различия планет. Особенности планет земной группы и планет-гигантов. Земля — уникаль­ная планета. Отличия Земли от других планет: три аг­регатных состояния вещества и три внешние оболоч­ки, соответствующие им (атмосфера, гидросфера и земная кора). Главное отличие Земли от других пла­нет — наличие жизни, образующей ее четвертую обо­лочку — биосферу. Деление земной поверхности на материки и океаны, их размеры. Мировой океан. Не­равномерное распределение воды и суши по по­верхности Земли. Материковое и океаническое по­лушария.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Воз­действие на Землю ближнего и дальнего космоса. Роль Солнца в жизни и хозяйственной деятельности людей.

Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и его географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца.

Форма и размеры Земли. Древние и современные доказательства шарообразности Земли. Размеры Зем­ли, площадь земной поверхности. Экватор. Влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты.

Раздел II. Географические модели Земли (10 ч)

Глобус — уменьшенная объемная модель Земли. Сходства и различия глобуса и Земли. Масштаб.

Градусная сеть. Географические координаты. Па­раллели и меридианы. Географическая широта и гео­графическая долгота.

Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Зачем нуж­ны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки — самые точные изображения земной поверхности.

Географические планы и карты. Условные зна­ки. Различия между планом и картой. Разнообразие карт по масштабу и содержанию. Использование пла­нов и карт. Можно ли самому составить план мест­ности?

Раздел III. Земная кора (15 ч)

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.

Ядро, мантия, земная кора. Горные породы и минера­лы.

Разнообразие горных пород. Магматические, оса­дочные, метаморфические породы.

Земная кора и литосфера каменные оболочки Земли. Различия в строении континентальной и оке­анической земной коры. Литосферные плиты.

Разнообразие форм рельефа. Крупнейшие, круп­ные, средние и мелкие формы рельефа. Причины раз­нообразия рельефа, его зависимость от внутренних и внешних сил. Влияние рельефа на природу и челове­ка. Изображение рельефа на планах и картах. Отмет­ки высот и глубин. Горизонтали. Абсолютная и отно­сительная высоты.

Движения земной коры. Медленные вертикаль­ные и горизонтальные движения. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Очаг и эпицентр землетрясения. Изучение землетрясений.

Вулканизм. Строение вулкана. Действующие и по­тухшие вулканы.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветрива­ние. Физическое, химическое и биологическое вывет­ривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Овраги, речные долины, барханы, дюны. Деятельность чело­века и рельеф.

Главные формы рельефа суши. Горы и равнины, их различия по высоте.

Рельеф дна океанов. Основные части рельефа дна Мирового океана: срединно-океанические хребты, ло­же, переходные зоны, глубоководные желоба.

Человек и земная кора. Взаимное влияние.

Практическая работа

Раздел IV. Атмосфера (12 ч)

Из чего состоит атмосфера и как она устроена.

Границы, состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

Нагревание воздуха и его температура. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Средние температуры, амплитуда температур.

Зависимость температуры воздуха от географиче­ской широты. Географическое распределение темпе­ратуры воздуха. Пояса освещенности.

Влага в атмосфере. Водяной пар. Абсолютная и от­носительная влажность. Туман и облака.

Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков, их распределение на поверхности земного шара.

Давление атмосферы. Измерение атмосферного давления. Причины изменения атмосферного давле­ния, его распределение на поверхности Земли.

Ветры. Причины возникновения ветра. Основные характеристики ветра. Разнообразие и значение вет­ров.

Погода. Элементы погоды. Причины разнообразия и изменчивости погоды. Воздушная масса. Изучение и предсказание погоды.

Климат. Изображение климата на картах.

Человек и атмосфера. Взаимное влияние.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель iconРабочая программа по учебному курсу «География. Начальный курс.» для 6 класса
Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе
Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель iconРабочая программа по учебному курсу биологии для 6 класса Составитель

Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель iconРабочая программа по учебному курсу биологии для 8 класса Составитель

Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель iconРабочая программа по курсу «География. Начальный курс» для 6 класса на 2013 -2014 учебный год
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский «География. Физическая география» /Учебник...
Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель iconРабочая программа по учебному курсу биологии для 6 класса Составитель
«Староромашкинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района рт
Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель iconРабочая программа По учебному курсу «Геометрия». для 9 класса
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы / составитель Т. А. Бурмистрова. – М. Просвещение, 2008
Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель iconРабочая программа По учебному курсу «География. Начальный курс» 6 класс
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов
Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель iconРабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Пинигина Е. П. Землеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География». Профили...
Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель iconПояснительная записка рабочая программа по учебному курсу «Литература»
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов...
Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель iconРабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов»
Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.// Сборник нормативных документов География....
Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель iconРабочая программа педагога гусаковой Валентины Васильевны, I квалификационная...
В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования...
Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель iconГеография, страноведение
«География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В. Программа курса «География. Землеведение»...
Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель iconРабочая программа по учебному курсу «География. Природа России» 8 класс

Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету география для 6 класса, базовый уровень (далее – Рабочая программа) составлена на основе Программы...
Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель iconРабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения...
Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель iconРабочая программа по учебному предмету «География» для 6- 9 класса...
Программы общеобразовательных учреждений география 6-11 класс умк о. А. Климанова, В. В. Климанов М.: Дрофа, 2009-127с. Программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск