Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»





Скачать 253.83 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»
Дата публикации17.09.2014
Размер253.83 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа


МБОУ Вигская средняя общеобразовательная школа

п. Вига Чухломского муниципального района Костромской области

«Согласовано»: «Согласовано»: «Утверждено»:

Заместитель директора по УР: Руководитель ШМО: Директор школы:

___________Попова С.А. __________Тихомирова Н.В. ___________Русова Н.Н.

«____»_________2011 г. «____»_________2011 г. «____»_________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу

«География России. Население и хозяйство»

9 класс

Базовый уровень

Составитель:

Попова Светлана Афиногеновна

Учитель географии 1 категории





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)
Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе:

-примерной программы основного общего образования по географии. География России (6-9 класс);

-сборника нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта;

-федерального базисного учебного плана;

-регионального базисного учебного план общеобразовательных учреждений Костромской области (приказ № 1083от 15.06.2011 г.);

-учебного плана МБОУ Вигская СОШ 2011-2012 гг.

- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

-авторской программы по географии (6-9 класс) – под редакцией И.В. Душиной – М: «Дрофа», 2006 .

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Практических работ – 20

Из них оценочных – 10

Оценочные практические работы:

Практическая работа № 1 «Нанесение на контурную карту границ РФ, субъектов РФ»

Практическая работа № 2 «Объяснение закономерностей в размещении населения России»

Практическая работа № 3 «Определение по статистическим материалам занятости населения в различных отраслях и сферах современного хозяйства»

Практическая работа № 4 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам»

Практическая работа № 5 «Составление характеристики одной из металлургических баз»

Практическая работа № 6 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, районов животноводства»

Практическая работа № 7 «Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга»

Практическая работа № 8 «Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем»

Практическая работа № 9 «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека»

Практическая работа № 10 «Составление характеристики Норильского промышленного узла (ГП, природные условия и ресурсы, набор производств, промышленные центры)».
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.



Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  4. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

  1. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.


Тематическое планирование

по курсу «География России. Население и хозяйство»

9 класс

Учебник: В.П. Дронов, В.Я. Ром «География России. Население и хозяйство» 9 класс – М.: Дрофа, 2008 г.

Учебный план: 2 часа в неделю, всего 68 часов

Практические работы: всего

Обучающие - 20

Оценочных - 10



Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Региональный компонент

Домашнее задание




Раздел 1 «Общая часть курса» - 32 часа

Тема «Географическое положение и границы России» – 2 часа

1.

Место России в мире.

Политико-государственное устройство РФ.

ИНМ

Практическая работа № 1 «Нанесение на контурную карту границ РФ, субъектов РФ»

Федерация

Субъект федерации

Костромская область как субъект РФ

Параграф 1

Оформить к.к.




2.

Географическое положение и границы России. Государственная территория России

КУ


ГП, ЭГП, Государственная территория




Параграф 2, 4





Тема: «Население РФ» - 5 часов

3.

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

КУ


Колонизация




Параграф 4





4.

Численность и естественный прирост населения.

КУ

ОПР по определению ЕП

Естественный прирост

Воспроизводство населения на территории Чухломского района, Шартановского сельского поселения

Параграф 5





5.

Национальный состав населения России.

КУ




Национальный состав на территории Шартановского сельского поселения

Параграф 6





6.

Миграция населения.

КУ

Миграция

Реэмиграция

Депортация

Эмиграция

иммиграция

Механическое движение на территории Шартановского сельского поселения

Параграф 7





7.

Городское и сельское население. Расселение населения.

КУ

Практическая работа № 2 «Объяснение закономерностей в размещении населения России».


Город

ПГТ

Агломерация

Типы населенных пунктов Чухломского района


Параграф 8

Домашняя практическая работа № 2





Тема : «Географические особенности экономики России» - 4 часа

8.

Экономические системы РФ

(традиционная, командная)

КУ







Параграф 9-10





9.

Экономические системы (рыночная, смешанная, теневая)

КУ







Параграф 11





10.

Структурные особенности экономики России.

КУ

Практическая работа № 3 «Определение по статистическим материалам занятости населения в различных отраслях и сферах современного хозяйства»

Структура




Параграф 13





11.

Природно-ресурсный потенциал экономики.

КУ







Параграф 14





Тема: «Важнейшие межотраслевые комплексы и их география» - 21 час

12.

Научный комплекс.

КУ

МОК

Технополис




Параграф 16





13.

Роль, значение и проблемы развития машиностроения

КУ

Машиностроение




Параграф 17





14.

Факторы размещения машиностроения. География машиностроения.

КУ

Специализация

Кооперация




Параграф 18-19





15.

Военно-промышленный комплекс

КУ

Конверсия




Параграф 20





16.

Роль, значение и проблемы топливно-энергетический комплекса.

КУ

ТЭК, ТЭБ




Параграф 21





17.

Топливная промышленность (нефтяная, газовая).

КУ







Параграф 22 (стр.114-120)





18.

Топливная промышленность (угольная)

КУ

Практическая работа № 4 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам»







Параграф 22

(стр.120-124)





19.

Электроэнергетика.










Параграф 23





20.

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.




ККМ

Конструкционные материалы




Параграф 24





21.

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия




Металлургический комплекс




Параграф 25-26





22.

Цветная металлургия.

КУ

Практическая работа № 5 «Составление характеристики одной из металлургических баз»







Параграф 27





23.

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.




Химико-лесной комплекс

химизация




Параграф 28-29





24.

Лесная промышленность.










Параграф 30





25.

Состав и значение АПК.




АПК




Параграф 31





26.

Земледелие и животноводство.

КУ

Практическая работа № 6 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, районов животноводства»







Параграф 32





27.

Пищевая и лёгкая промышленность.










Параграф 33





28.

Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта.




Инфраструктурный комплекс

Транспортный узел

Транспортная система




Параграф 34





29.

Виды транспорта

Урок-практикум

ОПР «Виды транспорта» - заполнение таблицы

Грузооборот

Пассажирооборот




Параграф 35-36





30.

Связь. Сфера обслуживания.

Урок-лекция







Параграф 37

Повторить тему: «География МОК»

Параграфы 16-36





31.

Обобщение знаний по теме: «Важнейшие межотраслевые комплексы и их география»
















Раздел 2 «Региональная часть курса» - 21 час

Тема «Районирование России. Общественная география крупных регионов»

32.

Экономическое районирование

Урок-лекция







Лекция




33.

Центральная Россия: состав, историческое изменение ГП, природные условия и ресурсы.

КУ

ОПР «Составление типового плана ЭГП»




Костромская область как часть центральной России

Параграф 41





34.

Население и трудовые ресурсы.

КУ







Параграф 42





35.

Экономика и её территориальная структура.

КУ







Параграф 43 (стр.227-231)





36.

Экономика и её территориальная структура.

КУ

ОПР «Изучение внешних экономических связей Центральной России»








Параграф 43 (стр.231-234)





37.

Москва и Московский столичный регион.

Урок-путешествие







Параграф 44





38.

Узловые районы Центральной России.

Урок-практикум







Параграф 45





39.

Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район.

Урок-путешествие

Практическая работа № 7 «Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга».







Параграф 46






40.

Европейский Север: географическое положение и природные ресурсы; население.

КУ







Параграф 47-48





41.

Хозяйство.

КУ







Параграф 49





42.

Европейский Юг – Северный Кавказ: ГП, природные условия и ресурсы, население.

КУ

ОПР «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе».







Параграф 50-51






43.

Хозяйство.

КУ







Параграф 52




44.

Поволжье: ГП, природные условия и ресурсы.










Параграф 53








Население

КУ







Параграф 54




45.

Хозяйство.

КУ







Параграф 55





46.

Урал: ГП, природные условия и ресурсы.

КУ







Параграф 56





47.

Население.

КУ







Параграф 57




48.

Хозяйство.

Практическая работа № 8 «Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем»







Параграф 58

Повторить тему: «Общая характеристика Западного макорегиона»





49.

Общая характеристика Восточного макрорегиона

Урок-лекция







Параграф 59-60





50.

Западная Сибирь.

Урок-практикум







Параграф 61





51.

Практическая работа № 9 «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека».

Урок-практикум













52.

Восточная Сибирь.

Практическая работа № 10 «Составление характеристики Норильского промышленного узла (ГП, природные условия и ресурсы, набор производств, промышленные центры)







Параграф 62





53.

Дальний Восток.

КУ







Параграф 63

Повторить тему (параграфы 16-62)

Творческие задания (бизнес-план своего предприятия, герб ЭР)





54.

Обобщение знаний по теме: «Районирование России. Общественная география крупных регионов».

Урок обобщения знаний













Тема «География Костромской области» - 10 часов

55.



















56.



















57.



















58.



















59.



















60.



















61.



















62.



















63.



















64.



















Тема: «Россия и страны нового зарубежья» - 3 часа

65.

Страны нового зарубежья










Параграф 64




66.

Общая характеристика стран СНГ ( Белоруссия. Страны Балтии. Европейский Юго-запад).










Параграфы 65-67 (обзорно)




67.

Общая характеристика стран СНГ

(Закавказье, Азиатский Юго-Восток)










68-69

Повторить материал учебника




68.

Обобщающее повторение по курсу «География России. Население и хозяйство).
















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа по учебному курсу: «География России. Население и хозяйство России» 9 класс
Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких. 3-е М.: Ооо «тид «Русское слово-рс», 2012....
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа учителя географии 9 класс «География России. Природа, население, хозяйство»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство»
В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8класс»
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс
Рабочая программа по географии в 9 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа педагога низамиева Рамиля Вакиловича I квалификационная...
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «География России. «Население, хозяйство»
Рабочая программа учебного курса «География России. «Население, хозяйство» составлена на основе примерной программы
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «География...
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconКалендарно тематический план по географии «Население и хозяйство России» 9 класс
География России. Население и хозяйство.: учебник для 9 класса /В. П. Дронов, В. Я. Ром. – М.: Дрофа,2006
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа Предмет: География России. Природа и население....
Учебник: География России. Природа и население. Хозяйство и географические районы. 8-9 классы
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа по географии по учебному курсу «География. Население и хозяйство России»
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа по курсу «География России. Население и хозяйство»...
«География 6-9 классы», / авторы: А. И. Алексеев, Е. К. Липкина – М. Просвещение, 2008г
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconПолугодовой тест по курсу «География России: Население и хозяйство» 9 класс
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа по предмету «География»
В. И. Сиротин – М.: Дрофа, 2004 г. Авторы программы для 9 класса: «География России. Население и хозяйство» И. И. Баринова, В. П....
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» icon«Использование метода проектов на уроках в курсе «География России....
Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа курса «география россии»
...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство»
Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск