Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс





Скачать 463.29 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс
страница1/4
Дата публикации09.08.2014
Размер463.29 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4
ГБОУ СОШ №12
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол метод. Объединения Директор

____ от_______________ __________ С.П.Иванова

Приказ№___ от____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу

«География России.

Население и хозяйство»

9 класс
2012-2013 уч.год


Разработчик программы

учитель географии

Черешнева Татьяна Михайловна


Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 9 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» (редакция от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ);

- государственного образовательного стандарта (федеральный и национально – региональный компонент);

- базисного учебного плана школы;

- Программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 классы/ сост. Е.В.Овсянникова. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009 Авторы И.И.Баринова. В.П.Дронов «География России» 8-9 кл.

- требований к уровню подготовки учащихся 9 класса

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу, тестов и зачетов.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 час.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Творческие работы

  1. Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.

  2. Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.

  3. Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.

  4. Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.

  5. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.

  6. Описание народных помыслов Центральной России.

  7. Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.

  8. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.

  9. Этническая культура народов Северного Кавказа.

  10. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.

  11. Народные промыслы Урала.

  12. Современные проблемы коренных народов Севера.

Научно-художественное описание уникальных ландшафтов


9 КЛАСС
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ХОЗЯЙСТВО И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ.

68 ЧАСОВ.
Авторы В.П. Дронов, И.И. Баринова

ВВЕДЕНИЕ

1час

Урок 1. Введение.

 

ЧАСТЬ 4 (продолжение)

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

16 часов

 Тема 1. Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье

(12 часов)

     Урок 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы. Состав, место и значение ТЭК в хозяйстве страны. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. ТЭК и охрана окружающей среды.

     Урок 3. Топливная промышленность.

Роль топливной промышленности в хозяйстве России. Основные современные и перспективные районы добычи нейти, газа, главные угольные бассейны, проблемы их освоения. Системы нефте- и газопроводов.

     Урок 4. Электроэнергетика.

Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов электростанций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Нетрадиционные источники энергии. Формирование энергосистем. Электроэнергетика и окружающая среда.

Практические работы.

1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

 2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

     Урок 5. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Отраслевой состав и значение комплексов, пропорции между ними, связь с другими межотраслевыми комплексами.

     Урок 6. Металлургия. География черной металлургии. Состав металлургического комплекса, его общие черты и проблемы. Основные факторы размещения металлургических предприятий. Особенности географии российской металлургии. Черная металлургия: основные районы развития черной металлургии, их различия по географическому положению, уровню производства, обеспеченности сырьем, топливом и энергией, перспективами развития.

    Урок 7. География цветной металлургии. Особенности цветной металлургии. География производства легких и тяжелых цветных металлов. Основные районы развития цветной металлургии и крупнейшие металлургические центры.

     Урок 8. Химическая промышленность.

Состав химической промышленности, ее отличительные особенности. Главные факторы размещения предприятий. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

     Урок 9. География химической промышленности.

Основные базы химической промышленности: их ресурсо- и энергообеспеченность, особенности специализации, крупнейшие комплексы и центры химической промышленности.

     Урок 10. Лесная промышленность.

Лесные ресурсы России и их размещение. Состав лесной промышленности, факторы размещения ее предприятий. География лесной промышленности: основные базы, лесопромышленные комплексы и центры лесной промышленности.

Практические работы.

1. Составление сравнительной характеристики двух металлургических районов по материалам учебника, картам и статистическим материалам.

2. Прогнозирование возможных сдвигов в географии черной металлургии при развитии мини-металлургии.

3. Определение различий в специализации основных районов химической промышленности по картам и статистическим материалам.

     Урок 11. Машиностроение.

Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Основные факторы, определяющие размещение предприятий машиностроения: наукоемкость, военностратегический, трудоемкость, металлоемкость, специализация и кооперирование, транспортный, ориентация на потребителя.

     Урок 12. География машиностроения.

География науко-,  трудо- и металлоемких отраслей. Региональные различия в специализации машиностроения. Главные машиностроительные районы и центры.

     Урок 13. Пищевая и легкая промышленность.

Основное назначение отраслей. Отраслевой состав и факторы размещения пищевой и легкой промышленности.

Практическая работа.

Экскурсия на местное промышленное (сельскохозяйственное) предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.

 

Тема 2. Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги (4 часа)

     Урок 14. Состав и значение третичного сектора.

Значение и состав, связь с другими подразделениями хозяйства. Недостаточный уровень развития третичного сектора в России.

     Урок 15. Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт.

     Транспортная система страны, роль в ней отдельных видов транспорта. Крупнейшие транспортные узлы. Влияние транспорта на размещение населения и отраслей хозяйства и окружающую среду. Преимущества и недостатки отдельных видов сухопутного транспорта. Железнодорожный транспорт – ведущий среди универсальных видов транспорта. Недостаточный уровень развития автомобильного транспорта. Современная и перспективная география железных и автомобильных дорог России.

     Урок 16. Другие виды транспорта. Связь.

Морской транспорт: место отдельных морских бассейнов в распределении флота, портов, грузооборота и обеспечения перевозок в европейской и азиатской частях России. Единая глубоководная система европейской части страны. Авиационный и трубопроводный транспорт. Роль связи в современном хозяйстве. Особенности географии связи в России.

     Урок 17. Сфера обслуживания. Наука.

Роль  сферы обслуживания в современном обществе. Проблемы и перспективы развития жилищно-коммунального и рекреационного хозяйства. Научный комплекс – вершина экономики России. География научных центров страны.

 

ЧАСТЬ 5

ГЕОГРАФИЯ  КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ 

46 часов

 

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс iconРабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс iconРабочая программа по учебному курсу: «География России. Население и хозяйство России» 9 класс
Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких. 3-е М.: Ооо «тид «Русское слово-рс», 2012....
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс iconРабочая программа учителя географии 9 класс «География России. Природа, население, хозяйство»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс iconКалендарно тематический план по географии «Население и хозяйство России» 9 класс
География России. Население и хозяйство.: учебник для 9 класса /В. П. Дронов, В. Я. Ром. – М.: Дрофа,2006
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс iconРабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство»
В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8класс»
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс iconРабочая программа педагога низамиева Рамиля Вакиловича I квалификационная...
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «География России. «Население, хозяйство»
Рабочая программа учебного курса «География России. «Население, хозяйство» составлена на основе примерной программы
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «География...
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс iconПолугодовой тест по курсу «География России: Население и хозяйство» 9 класс
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс iconРабочая программа Предмет: География России. Природа и население....
Учебник: География России. Природа и население. Хозяйство и географические районы. 8-9 классы
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс iconРабочая программа по географии по учебному курсу «География. Население и хозяйство России»
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс iconРабочая программа по курсу «География России. Население и хозяйство»...
«География 6-9 классы», / авторы: А. И. Алексеев, Е. К. Липкина – М. Просвещение, 2008г
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс iconРабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для 8-ых классов составлена на основе примерной...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс iconРабочая программа по географии 9 класс
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для 8-ых классов составлена на основе примерной...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс iconРабочая программа по предмету «География»
В. И. Сиротин – М.: Дрофа, 2004 г. Авторы программы для 9 класса: «География России. Население и хозяйство» И. И. Баринова, В. П....
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс iconТематическое планирование по географии 8 класс
Учебник под редакциейДронов В. П, Баринова И. И, Ром В. Я., ЛобжанидзеА. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск