Пояснительная записка Рабочая программа к учебному курсу по окружающему миру для 4 класса разработана на основе компонента Федерального государственного стандарта начального общего образования ,согласно учебного плана МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 » на 2013-2014 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется УМК «Школа России» : учебникА.А. Плешакова для 4 класса М.»Просвещение»2009.(Рекомендовано Министерством образования и науки РФ) Всего на учебный курс отведено 70 часов в год (2 часа в неделю) Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
-формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
Содержание программы учебного курса «Окружающий мир»
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: . Младший школьник. Режим дня школьника. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре). Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.
Младший школьник и семья. Труд, отдых в семье. Хозяйство семьи. Деньги. Сверстники, друзья. Школа, учебный труд. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.
Природа. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказание погоды.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха). Разные состояния воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края).
Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Почва, ее значение для жизни. Полезные ископаемые, их использование человеком.
Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения республики Татарстан (различение).
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в республике Татарстан). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах).
Человек и природа. Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление).
Правила поведения в природе.
Общество. Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России. Государственная символика Татарстана. Государственные праздники. Россия на карте. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Москва – столица России (названия основных достопримечательностей; характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы). Города России, входящие в Золотое кольцо: название, достопримечательности, расположение на карте.
Родной край – малая Родина. Город Набережные Челны, республика Татарстан. Особенности труда людей республики Татарстан, профессии. Важные сведения из истории республики Татарстан.
Земля – планета жизни. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте).
Опыт практической деятельности.
Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; времени по часам; своего веса, роста). Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).
Возможные способы участия младших школьников в природоохранной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в природе.
Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире. Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.
Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Совместные игры, труд, познавательная деятельность.
Все содержательные линии отражены в следующих разделах.
-
№
| Наименование разделов и тем
| Часов по программе
| 1
| . Земля и человечество
| 10
| 2
| Природа России.
| 11
| 3
| Наш край-часть большой страны.
| 11
| 4
| Страницы всемирной истории
| 5
| 5
| Страницы истории Отечества
| 21
| 6
| Современная Россия
| 12
| ИТОГО
| 70
|
Земля и человечество
- Введение
- Мир глазами астронома
Вселенная. Солнце. Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь и времена года? Звездное небо – великая книга природы.
- Мир глазами географа
Что изучает география? Глобус и географическая карта. Пояса Земля.
- Прошлое и настоящее глазами эколога
Сын или покоритель? Экологические проблемы. Лечить планету сообща.
- Сокровища Земли под охраной эколога
Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Природа России
- Равнины и горы России
Восточно - Европейская, Западно - Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье, Уральские, Кавказские, Алтайские горы, Саяны, вулканы Камчатки.
-Моря, озера и реки России
Балтийское, Черное, Каспийское моря, озеро Байкал, Ладожское и Онежское озера. Река Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур и другие.
-Зона Арктических пустынь
Царство льда и снега. Арктика и человек.
-Тундра
Природа тундры. Тундра и человек.
- Леса России. Лес и человек
Тайга, смешанные и широколистные леса. Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Что зависит от каждого от нас?
- Зона степей
Природа степей. Степи и человек.
-Пустыни
В пустыне вовсе не пусто. Пустыни и человек.
-У Черного моря
Природа черноморского побережья Кавказа. Человек у моря.
-Экологическое равновесие
Родной край – часть большой страны
- Наш край
Географическое положение Границы. Столица. Поверхность нашего края. Водоемы нашего края. Значение водоемов и их охрана.
-Наши подземные богатства. Земля- кормилица
Полезные ископаемые. Охрана подземных богатств. Почва. Охрана почвы.
- Леса, луга и пресные водоемы нашего края
Лесные этажи. Животные нашего леса. О лесной подстилке и микроорганизмах. Луг – природное сообщество. Луга и человек. Жизнь пресного водоема. Разнообразие жизни в водоеме.
- Растениеводство и животноводство в нашем крае
Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства.
. Страницы всемирной истории
- Начало истории человечества
- Мир древности: далекий и близкий
Древний Египет. Древняя Греция и древний Рим.
-Средние века: время рыцарей и замков
- Новое время: встреча Европы и Америки
Время отважных путешественников. Что оставило нам Новое время?
- Новейшее время: история продолжается сегодня
Страницы истории Отечества
-Жизнь древних славян во времена Древней Руси
Князь Владимир и крещение Руси. Стана городов: путешествие в древний Киев и древний Новгород. Из книжной сокровищницы Древней Руси.
- Трудные времена на Русской земле
Нашествие Батыя. Князь Александр Невский.
-Русь расправляет крылья
Как возрождалась Русь. Московский князь Иван Калита. Куликовская битва.
- Путешествие в древнюю Москву
Иван 3. Иван Грозный. Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Федоров. Врата учености. Патриоты России
-Петр Великий
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Екатерина Великая
-Отечественная война 1812 года
Нашествие Наполеона на Россию. Бородинская битва. На войну с Наполеоном поднялся весь народ.
- Страницы истории 19 века
Царь – освободитель. Петербург и Москва. Технические новшества.
-Россия вступает в 20 век
Последний русский царь. Россия в первой мировой войне. 1917 год. Гражданская война.
- Страницы истории 20-30 годов
Новое государство – Советский Союз. Страна – труженица.
-Великая война и великая Победа
« Все для фронта! Все для победы!» Героическая летопись Великой Отечественной
-Страна, открывшая путь в космос
Первые в космосе. « Это наша с тобой биография!»
Современная Россия
- Основной закон России
Ты живешь в России. Конституция – основной закон России. Что такое права человека. « Дети имеют право на особую защиту и помощь». Важный документ – конвенция о правах ребенка.
-Мы - граждане России
Что такое права и обязанности гражданина? Президент России. Федеральное собрание и правительство Российской Федерации.
- Славные символы России
- Такие разные праздники
- Путешествие по России
По Дальнему Востоку. На просторах Сибири. По Уралу. По северу европейской России. Драгоценное ожерелье старинных русских городов. На Волге. По югу России.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельностизнать/понимать
название нашей планеты; родной страны и ее столицы; республики Татарстан, где живут учащиеся; города Набережные Челны;
государственную символику России, а также символику республики Татарстан;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя изизученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (Набережные Челны, Казань, Москву, еще 1-2 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Календарно-тематический план
по предмету окружаюший мир
учитель Ермакова Н.И.
План составлен
в соответствии с требованиями компонента Федерального государственного стандарта начального образования МОиН РФ № 1089 от 05.03.04.
70 часа в год , 2 часа в неделю.
Методическая тема на 2013-2014 учебный год.
Городская
| Школьная
| Учителя
| «Методическое сопровождение педагога в условиях освоения умений реализации федеральных государственных образовательных стандартов.»
| «Эффективное использование учебного времени, новые возможности конструирования урока для управления самостоятельной деятельностью учащихся в условиях внедрения ФГОС.»
| «Реализация ФГОС в образовательной системе «Школа России»
|
Предмет
| Класс
| Кол-во часов в неделю
| Кол-во часов за год
| Диагностическая работа
|
Учебники и учебные пособия
| График экскурсий
| Практических
Работ и тестов
| Окружающий
мир
| 4 «В»
| 2
| 70
| 2
| 15
| О.И.Дмитриева Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир, Москва, ВАКО,2010год.
Мир вокруг нас./Учебник 1,2 часть, Плешаков А.А.
М.Просвещение 2009
| |