№ урока
| Тема урока
| Тип урока
| Кол-во часов
| Цели и задачи урока
| Основные факты, понятия, проблемы
| Виды контроля
|
Раздел 1. Родные просторы. (8 ч.)
|
1
| У карты Нижегородской области.
| Вводный урок.
| 1
| Дать понятие о курсе, рассмотреть принципы построения учебного материала, познакомить с программой, развивать картографические умения и навыки.
| Просторы Отечества. Приволжский федеральный округ. Мое село на географической карте.
| Работа по контурной карте.
|
2
| Имя дома твоего.
| Урок изучения нового материала.
| 1
| Рассмотреть историю и культуру народов в названиях населенных пунктов области. История имени родного поселения. Развивать картографические умения и навыки.
| Топонимика. Городские имена. Центры народной культуры.
| Составить словарик темы; сообщения, выступления.
|
3
| Природа родного края. Памятники природы.
| Урок изучения нового материала.
| 1
| Рассмотреть природу родного края, сокровища недр, развивать навыки самостоятельной работы.
| Памятники природы Нижегородской области (озеро Светлояр, Вадское, Варех, Мещерское, карстовые ландшафты с. Рыльково, Стригинский бор, Марьина роща, Борнуковская пещера.
| Составить таблицу: «Памятники природы»; задание по группам: «Природно-климатические условия».
|
4
| Природа родного края. Заповедники.
| Комбинированный урок.
| 1
| Рассмотреть природу родного края, сокровища недр, развивать навыки самостоятельной работы.
| Красная книга Нижегородской области. Керженский заповедник.
| Практическое занятие на определение редких представителей флоры и фауны.
|
5
| Большие и малые поселения.
| Урок изучения нового материала.
| 1
| Рассмотреть историю формирования поселений Нижегородской области. Развивать навыки работы по группам.
| Город-горожане, село-сельчане. Профессии нижегородской глубинки.
| Подготовить презентацию: «Мое село».
|
6
| Хозяйство края.
| Комбинированный урок.
| 1
| Определить значение понятия «Карман России», рассмотреть экономическое развитие края: промышленность, торговля, сельское хозяйство, заводы и фабрики. Агропромышленные предприятия. Транспорт. Развивать навыки работы в парах.
| Нижегородский край – центр народного художественного творчества. Наша марка. Городецкий пряник. Хохлома. Павловский автобус. «Волга» и «ГАЗель». Суда на подводных крыльях. Выксунское литье. МИГи. Саровский атомный комплекс. Нижегородская ярмарка.
| Презентации, рефераты.
|
7
| Мы вместе – единая семья. Национальные особенности края.
| Урок изучения нового материала.
| 1
| Рассмотреть национальный состав Нижегородской области, национальные традиции в названиях поселений. Изучение исторических источников, работа с электронными средствами информации.
| Данные последней переписи населения по Нижегородской области (2010 год); национальные центры.
| Составить схему по теме.
|
8
| Мы вместе – единая семья. Этносы и национальная культура на территории Нижегородской области.
| Комбинированный урок.
| 1
| Рассмотреть национальный состав Нижегородской области, национальные традиции в названиях поселений. Изучение исторических источников, работа с электронными средствами информации.
| Татары, мордва, чуваши, марийцы. Национальные традиции. Переселенцы. Нижегородское гостеприимство.
| Работа по группам, в парах по теме. Работа по контурной карте. Тестирование.
|
Раздел 2. Наши традиции и герои (16 ч.)
|
9
| Нижегородская символика.
| Урок изучения нового материала.
| 1
| Рассмотреть историю создания герба Нижегородской области, Нижнего Новгорода, родного поселения. Развивать работу в группах.
| Символы Нижегородского края (олень, буревестник). Нижегородский герб. Герб Починковского района.
| Составить словарик темы. Рисунок.
|
10
| Легенды и предания земли Нижегородской.
| Урок изучения нового материала.
| 1
| Изучение памятников устного народного творчества. Развивать навыки самостоятельной работы.
| Бабушкины сказки, легенды, сказания, былины, предания, песни, частушки, пословицы, поговорки, загадки. Нижегородские собиратели-фольклористы: В.Н. Морохин, С.В. Афоньшин.
| Самостоятельная работа с дополнительной литературой, рассказы, выступления.
|
11
| Праздники и обычаи.
| Комбинированный урок.
| 1
| Развивать духовно-нравственный смысл праздничного дня. Религиозные и светские праздники. Языческие традиции. Нижегородские престольные праздники.
| Русский народный календарь как отражение местных традиций. Хороводы и посиделки.
| Составление схемы по теме.
|
12
| Уклад жизни. Домострой.
| Комбинированный урок.
| 1
| Рассмотреть и установить причинно-следственные связи: где живут нижегородцы. Домоводство. Хозяйственный год.
| Лето зиму кормит. Дачники. Отцы и дети. Семейные традиции. Домострой. Нижегородский народный костюм, нижегородская кухня.
| Работа в группах, презентации.
|
13
| Нижегородские начала. Великие благоверные князья Юрий (Георгий) Всеволодович и Александр Невский.
| Урок изучения нового материала.
| 1
| Определить причины начала усобиц и основания Нижнего Новгорода (1221г), развивать навыки работы в группе.
| Князь Юрий (Георгий) Всеволодович – полководец, просветитель и храмостроитель. Александр Невский – «солнце земли Русской». Городец на Волге. Лаврентьевская летопись. Возвышение Нижегородской земли. Единство с Москвой.
| Даты, события, факты. Письменный опрос.
|
14
| Дорога к храму.
| Урок изучения нового материала.
| 1
| Определить значение церкви в жизни русского человека, развивать духовную культуру личности. Рассмотреть православные традиции.
| Ценности истинные и мнимые. Старообрядчество. Знаменитые храмы и монастыри Нижегородской земли.
| Составить привила поведения опираясь на 10 заповедей.
|
15
| Святые земли Нижегородской.
| Комбинированный урок.
| 1
| Расширять знания православных традиций, преподобные на Русской земле. Развивать навыки самостоятельной работы.
| Преподобный Евфимий Суздальский и основание Печерского Нижегородского монастыря. Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский. Макарьевский монастырь. Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Варнава Ветлужский. Новомученики российские. Святитель Лаврентий Балахнинский.
| Вопросно-ответная беседа
|
16
| Национальное единство. Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.
| Урок изучения нового материала.
| 1
| Обобщить и систематизировать знания истории русского государства в XYII веке, развивать навыки индивидуальной работы.
| Эпоха Смуты. Патриарх Гермоген. Кузьма Минин –нижегородский земский староста. Князь Дмитрий Пожарский. Нижегородское ополчение. День народного единства – новый праздник новой России. (4 ноября)
| Письменная работа по датам, событиям, фактам.
|
17
| Великие нижегородцы.
| Комбинированный урок.
| 1
| Рассмотреть различные пути к известности. Развивать чувство ответственности, патриотизма. Развивать навыки работы в группах.
| Линия жизни. Известные и знаменитые нижегородцы: И.П. Кулибин, А.М. Горький, В.П. Чкалов. Наши современники.
| Работа в группах, составление презентаций.
|
18
| Великие нижегородцы. Наши современники.
| Комбинированный урок.
| 1
|
19
| «За други своя…». Герои живут в нашей памяти.
| Комбинированный урок.
| 1
| Определить значение понятий «герой», «подвиг», «патриот». Развивать навыки самостоятельной работы.
| Ополченцы. Декабристы, народники, революционеры. Известные нижегородские памятники героям. Памятники героям в нашем городе.
| Работа в группах, составление презентаций.
|
20
| Герои живут среди нас.
| Комбинированный урок.
| 1
|
21
| «Застывшая музыка» Нижегородского края. Архитектурный облик родных поселений.
| Урок изучения нового материала.
| 1
| Определить сходство и различие в развитии культуры русских городов. Архитектура – искусство, организующее пространство. Развивать навыки работы в группах.
| Архитектурные стили. Нижегородские зодчие. Антипа Константинов, А. Бетанкур, О. Монферран и др.шедевры нижегородской архитектуры(здание Государственного банка, Дворец труда, Строгановская церковь, Волжский откос, Чкаловская лестница, Александровский сад и др.). Архитектура с. Починки.
| Задания по группам: «Архитектура нашего города».
|
22
| Нижегородский край в литературных памятниках.
| Комбинированный урок.
| 1
| Изучение литературных памятников. Развивать навыки самостоятельной работы.
| Житие. Китежский летописец П.И. Мельников-Печерский – певец нижегородского Заволжья; Болдинская осень А.С. Пушкина; В.Г. Короленко; научный подвиг В.И. Даля; Максим Горький и Нижний Новгород; Арзамас в творчестве А.П. Гайдара. Краеведческий музей, театры.
| Составление плана -рассказа по выбранной теме.
|
23
| Музеи. Библиотеки. Театр.
| Комбинированный урок.
| 1
|
24
| Нижегородский край и российская история.
| Комбинированный урок
| 1
| Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, приобретённые во время изучения темы наши традиции и герои.
| Щит Отечества. Волжский рубеж. Взгляд сквозь века. Нижегородское Поволжье. Ока и Волга народной жизни.
| Понятийный диктант.
|
Раздел 3. «Золотое кольцо» Нижегородского края. (10 ч.)
|
25
| Городец – город мастеров.
| Урок изучения нового материала.
| 1
| Рассмотреть историю основания Городца, развивать навыки индивидуальной работы.
| Городецкие древности. Город –музей. Народные промыслы. Новь древнего города.
| Составление плана -рассказа по теме.
|
26
| «Там, где Ока обнимается с Волгой-рекой…»
| Урок изучения нового материала.
| 1
| Рассмотреть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества и оценить политику князей.
| Нижний – сосед Москвы ближний. Нижегородский кремль. Нижний Новгород – «карман России». Заводы-гиганты: Сормовский, ГАЗ, «Сокол». Нижний Новгород – Горький – Нижний Новгород.
| Составление схемы: «промышленные районы г. Нижний Новгород».
|
27
| Нижегородское Заволжье.
| Урок изучения нового материала.
| 1
| Рассмотреть особенности развития Нижегородского Заволжья, основные занятия населения и категории населения, развивать навыки работы в группе.
| «В лесах»; старообрядцы-кержаки. Семенов, Ветлуга, Урень. Заволжье – родина золотой хохломы, деревянной ложки, федосеевской игрушки.
| Понятийный диктант, даты, события.
|
28
| Благословенное Дивеево.
| Урок изучения нового материала.
| 1
| Рассмотреть историю основания женского монастыря. Изучить жизнь и деятельность Дивеевских Святых. Развивать навыки самостоятельной работы с историческими источниками и электронными носителями.
| Серафим Саровский. Святыни Дивеева. Святая канавка.
| Работа в группах, творческое задание по теме.
|
29
| Пушкинское Болдино.
| Комбинированный урок.
| 1
| Рассмотреть отношения А.С. Пушкина к Нижегородскому краю. Развивать навыки работы в группе.
| Болдино – родовое имение Пушкиных. Праздники поэзии. Музей-заповедник.
| Составление плана -рассказа по теме.
|
30
| Золотые купола Арзамаса.
| Комбинированный урок.
| 1
| Рассмотреть легендарное прошлое Арзамаса, проследить за развитием города.
| Арзамас – торгово-промышленный и торгово-ремесленный центр. Современный Арзамас.
| Составление плана- экскурсии по городу.
|
31
| Родина Кузьмы Минина – историческая Балахна.
| Комбинированный урок.
| 1
| Рассмотреть историю, изготовления балахнинского изразца, нижегородского черного кружева, соляного промысла.
| У истоков Волжского флота, современная Балахна.
| Составление плана -экскурсии по городу.
|
32
| Именитые нижегородские села.
| Урок изучения нового материала.
| 1
| Выделить основные направления в развитии сел, развивать навыки работы в паре.
| Дороги нижегородчины. Нижегородская глубинка. Торгово-промысловые села: Павлово, Ворсма, Богородск, Лысково, Большое Мурашкино, Чернуха. Заповедные места: Ичалки, Васильсурск – Волжская Швейцария. Национальные поселения.
| Работа в группах, составление презентаций.
|
33
| Индустриальные центры.
| Урок изучения нового материала.
| 1
| Дать представления о формировании Приволжского горного округа, оценить вклад индустриальных центров в экономику страны. Развивать навыки индивидуальной работы.
| «Малый Урал», Выксунская металлургия. Кулебакский чугуноплавильный завод (1867), промышленники Баташовы. Дзержинск и Кстово –центры большой нефтехимии. Борский стекольный завод.
| Работа в группах, составление презентаций.
|
34
| Мы - нижегородцы. Мы – россияне. Обобщение и повторение по курсу.
| Урок повторения и обобщения.
| 1
| Рассмотреть вклад нижегородцев в историю и культуру России. Развивать навыки работы в группах. Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, приобретённые во время изучения курса.
| Братство народов и культур на Нижегородской земле. Я – гражданин России, нижегородец.
| Понятий диктант, тестирование.
|