Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
__________(______________)
«_____»___________20 г. средняя общеобразовательная школа № 1 г.Павлово
Рассмотрено на МО учителей
___________________________
Протокол № ____от
«_____»_____________20 г.
Руководитель МО
___________(Ногтева Г.Н.)
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 1
____________Бородин М.Ю.
«_____»___________20 г.
Рабочая учебная программа
по историческому краеведению
для 7 А, Б классов, основное общее образование
Год разработки 2014
Составлена на основе
авторской программы «Историческое краеведение. 7-9 классы»
Г. Б. Гречухина, - Нижний Новгород, 2011.
Программу составила
учитель истории
Ногтева Г.Н.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое краеведение. 7-9 классы»; Нижний Новгород, 2011.
Основные цели курса:
Воспитать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Основные задачи курса:
Образовательные:
Формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;
Ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Нижнего Новгорода как опорного края России.
Воспитательные:
Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
Укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
Изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
Общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры.
Развивающие:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
Стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
Стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.
В авторскую программу изменений внесено не было.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, в том числе 2 часа резерв учителя, 4 часа на итоговое повторение.
В связи с тем, что на историческое краеведение отводится только один час в неделю, при организации учебного процесса используются различные формы урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок –семинар, урок – практикум, лабораторное занятие по учебному пособию и документу. Это позволит учащимся применять полученные знания и умения на практике и будет способствовать формированию метапредметных УУД. Контроль знаний будет осуществляться в разных формах каждый урок: устной, письменной, тестирование. Дополнительные формы контроля – сообщение для учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса ученик должен
Знать:
Основные этапы и ключевые события истории родного края с древности до конца XVIII века; исторических деятелей края;
Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
Основные источники информации по истории края;
Особенности местоположения Нижнего Новгорода;
Историю возникновения народных ремесел, основные этапы развития истории архитектуры и художественного развития Нижегородского края;
Смысл изученных исторических понятий и терминов
Уметь:
Показывать на карте границу области, города, района, крупные сельские населенные пункты и другие географические объекты, места значительных исторических событий;
Рассказывать о важнейших событиях истории края и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, имен, терминов;
Воспринимать и анализировать текст исторического источника;
Выражать свое отношение к прочитанному;
Строить устные и письменные высказывания;
Участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Давать описание событий истории края и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов;
Соотносить и сравнивать общие исторические процессы, даты и факты по истории края;
Определять особенности условий жизни, работы и быта человека на территории области;
Учитывать природные и исторические предпосылки развития хозяйства;
Определять последовательность и длительность важнейших событий истории родного края;
Группировать их по заданному признаку; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры края.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
Поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, интернет).
Календарно-тематическое планирование
№№ урока
|
Тема урока
| Кол. часов
| В том числе:
| Плановые сроки прохождения.
Корректировка
| Лабор.практ. работы
|
Контр.работы
| 7 А
| 7 Б
|
| Наш край в древности. Первые сведения из истории края.
| 4
|
|
|
|
| 1
| Археологическое прошлое Нижегородского края.
| 1
|
|
| 06.09.14
| 06.09.14
| 2
| Городец на Волге – древнейший русский город Нижегородского края.
| 1
|
|
| 13.09.14
| 13.09.14
| 3
| Основание Нижнего Новгорода.
| 1
|
|
| 20.09.14
| 20.09.14
| 4
| У истоков Нижегородского Поволжья.
|
1
|
|
| 27.09.14
| 27.09.14
|
| Великое Нижегородско-Суздальское княжество (1341 – 1392 гг.).
| 2
|
|
|
|
| 5
| Соперничество Москвы и Твери за Владимирский великий стол.
| 1
|
|
| 04.10.14
| 04.10.14
| 6
| Основные периоды истории Великого княжества Нижегородского.
| 1
|
|
| 11.10.14
| 11.10.14
|
| Наш край в составе Московского государства.
| 4
|
|
|
|
| 7
| Нижегородский край в XV веке: пора утрат и начало возрождения
| 1
|
|
| 18.10.14
| 18.10.14
| 8
| XVI век: под стягами Москвы.
| 1
|
|
| 25.10.14
| 25.10.14
| 9
| Н.Новгород в системе обороны Русского централизованного государства.
| 1
|
|
| 01.11.14
| 01.11.14
| 10
| Нижегородский край в эпоху Ивана IV Грозного.
| 1
|
|
| 15.11.14
| 15.11.14
|
| Нижегородский край в XVII веке.
| 10
|
| 2
|
|
| 11
| Смута и Нижегородский край.
| 1
|
|
| 22.11.14
| 22.11.14
| 12
| Великое дело К. Минина и Д. Пожарского.
| 1
|
|
| 29.11.14
| 29.11.14
| 13
| Социально-экономическое и культурное развитие Нижегородского Поволжья в «бунташном» XVII веке.
| 1
|
|
| 06.12.14
| 06.12.14
| 14
| Города и посады Нижегородского Поволжья. Нижний Новгород в XVII веке.
| 1
|
|
| 13.12.14
| 13.12.14
| 15
| Промышленная Балахна.
| 1
|
|
| 20.12.14
| 20.12.14
| 16
| Арзамас в XVII веке.
| 1
|
|
| 27.12.14
| 27.12.14
| 17
| Макарьевская ярмарка.
| 1
|
|
| 17.01.15
| 17.01.15
| 18
| Раскол в Русской православной церкви.
| 1
|
|
| 24.01.15
| 24.01.15
| 19-20
| Повторительно-обобщающие уроки
| 2
|
| 2
| 31.01.15 07.02.15
| 31.01.15 07.02.15
|
| Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра I и преобразований Екатерины II (XVIII век).
| 8
|
| 2
|
|
| 21
| Рождение губернии Нижегородской.
| 1
|
|
| 14.02.15
| 14.02.15
| 22
| Петр I в Нижнем Новгороде.
| 1
|
|
| 21.02.15
| 21.02.15
| 23
| Питирим и нижегородское старообрядчество.
| 1
|
|
| 28.02.15
| 28.02.15
| 24
| Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева в Нижегородской губернии (1773 – 1774 гг.).
| 1
|
|
| 07.03.15
| 07.03.15
| 25
| Нижегородское наместничество 1779 – 1796 гг.
| 1
|
|
| 14.03.15
| 14.03.15
| 26
| Социально-экономическое развитие Нижегородского наместничества.
| 1
|
|
| 21.03.15
| 21.03.15
| 27
| Города, промышленность, ремесла, торговля. Расширение сети городов в Нижегородском Поволжье.
| 1
|
|
| 04.04.15
| 04.04.15
| 28
| Формирование Приокского горного округа – «Малого Урала». Промышленники Баташевы.
| 1
|
|
| 11.04.15
| 11.04.15
| 29-30
| Нижегородская наука, образование и культура в эпоху «просвещенного абсолютизма».
| 2
|
|
| 18.04.15
25.04.15
| 18.04.15
25.04.15
| 31-32
| Повторительно-обобщающие уроки
| 2
|
|
| 02,16.05.
| 02,16.05.
| 33-34
| Резерв
| 2
|
| 2
| 23,30.05
| 23,30.05
| Содержание учебного курса
История Нижегородского края с древности до конца XVIII века.
Раздел 1.Наш край в древности. Первые сведения из истории края. Археологические часы. Каменный, бронзовый и железный века. Сейминская загадка. Археология. Археологический памятник. Археологическая культура.
Древнейший город нашего края – Городец Радилов. Нижегородские находки. Реальное (письменные источники, археологические данные) и легендарное («Сказание о невидимом граде Китеже») в истории Городца.
Русское летописание об основании Нижнего Новгорода. Легенды и предания. П. Мельников о старом городке. «Нижегородский летописец». Спорные проблемы основания Нижнего Новгорода. Роль и место Нижнего Новгорода в системе городов Северо-Восточной Руси.
Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и его племянник Василько Константинович князь Ростовский. Битва на реке Сити. Александр Невский и наш край.
Раздел 2. Великое Нижегородско-Суздальское княжество (1341 – 1392 гг.). Основные периоды в истории княжества. Великие Нижегородско-Суздальские князья Константин Васильевич, Андрей Константинович, Дмитрий Константинович; их биографии.
Сергий Радонежский. Арапша и Пьянское побоище. Возрождение и упадок княжества 1377 – 1392 гг. «Нижегородский летописец». Достижения культуры в XIV веке. Древнейшая Лаврентьевская летопись (1377 г.), ее авторы – монах Лаврентий с сотоварищами. Философ Павел Высокий.
Подвижники и монастыри Нижнего Новгорода. Биографии Макария Унженского и Желтоводский чудотворец. Дионисий – основатель Печерского монастыря. Печерский монастырь.
Раздел 3. Наш край в составе Московского государства. Немногочисленные источники по истории нижегородчины XV века. Основание Макарьев-Желтоводского монастыря. Основание казанского ханства и разрушение монастыря. Нижний Новгород – форпост борьбы с Казанским ханством. Нижегородский край в контексте истории России XV века. События 1505 года и отражение их в документах и легендах. Нижегородский герб.
Нижегородский край в эпоху Ивана Грозного – первая половина XVI века. Укрепление государства Российского. Нижний Новгород и походы на Казань. Нижегородские предания и легенды о походах Ивана Грозного. Путь рати Ивана Грозного на территории Нижегородского края.
Строительство Нижегородского кремля. Особенности нижегородского каменного кремля. А. И. Кирьянов об истории Кремля. Современное состояние башен и перспективы реконструкции. Экскурсия по Нижегородскому кремлю. Дмитриевская башня.
Раздел 4.Нижегородский край в XVII веке. Нижний Новгород в XVII веке. Смута и Нижний Новгород. Нижегородское ополчение. Патриоты земли русской: К. Минин и Д. Пожарский.
Нижний Новгород после Смуты. Управление городом и уездом. Ремесленное производство. Нижний Новгород и новые тенденции хозяйственной жизни XVII века. Нижегородцы в восстании Степана Разина.
Промышленная Балахна. Занятия жителей: соляной промысел, кирпичное производство. Балахнинское усолье как производство мануфактурного типа. Мануфактура, мануфактурное производство.
Арзамас в XVII веке. Хозяйственная жизнь города и его участие в крестьянском движении С. Разина.
Архитектурное зодчество XVII века.
Макарьевская ярмарка От ярмарки Макарьевской до Нижегородской. Нижегородское купечество. Поддержка Романовых. Самая крупная ярмарка в России.
Раскол в русской церкви. Никон и Аввакум. Раскол. Старообрядцы. Заволжские скиты. «Никон – Аввакум». Идейная борьба «никониан» и «ревнителей древнего благочестия».
Раздел 5. Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра I и преобразований Екатерины II (XVIII век). Нижний Новгород в эпоху Петра I. Город в эпоху петровских преобразований. Рождение губернии. Государственное устройство при Петре I.
Питирим и нижегородское старообрядчество. Нижегородский край – центр старообрядчества. Основные течения старообрядцев.
Город в эпоху Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева в Нижегородской губернии (1773 – 1774 гг.). Ее особенности на территории края.
Нижегородское наместничество 1779 – 1796 гг. Социально-экономическое развитие нижегородского наместничества. Города, промышленность, ремесла, торговля. Расширение сети городов в Нижегородском Поволжье. Нижегородские гербы. Локальная история городов и сел Екатерининской эпохи.
Формирование Приокского горного округа – «Малого Урала». Промышленники Баташевы. Салиос «Владимирские мономахи».
Нижегородская наука, образование и культура в эпоху «просвещенного абсолютизма». Великие люди земли Нижегородской: Антип Константинов, Г. Д. Строганов, Афанасий Олисов, Д. С. Руднев-Дамаскин, Я. А. Ананьев, И. П. Кулибин, Я.В. Орлов.
Формы и средства контроля.
устные ответы по конспектам;
письменные самостоятельные работы;
самостоятельная работа с историческим документом или историческим текстом;
презентации и проектные работы по теме;
ведение тетради.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная.
Гречухин Г. Б. Программа «Историческое краеведение. 7-9 классы» для общеобразовательных школ, - Н. Новгород, 2011.
Филатов Н. Ф. Нижегородский край: факты, события, люди, - Н. Новгород: НГЦ, 1994.
Филатов Н.Ф. Нижегородский край в русском летописании. – Н.Новгород, 2003
Филатов Н.Ф. Подвиг во имя России. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. – Н.Новгород. 1996
Наш край. Книга для учащихся школ, гимназий и лицеев, Н. Новгород: «Книги», 2008.
Литература дополнительная
Кузнецов Е. В., Гудков Б. И., Ниякий В. В. Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях. Хрестоматия. – Н. Новгород: ТПП «ГИУС», 1992.
Нижегородский край. Интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Конспекты уроков, - Н. Новгород: НИРО, 2008.
Нижегородский край. Интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Контрольно-измерительные материалы, - Н. Новгород: НИРО, 2008.
Тюрина А. И., Федоров В. Д., Чемоданов Л. А. История Горьковской области. Учебное пособие, - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1989.
Агафонов С. Л. Нижегородский Кремль, - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1976.
|