Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г.Павлово
Рассмотрено на МО учителей Согласовано Утверждаю
_________________________ Зам. директора по УВР Директор МБОУ
Протокол № __ _______/___________/ СОШ № 1 г.Павлово от «__»_________2014г. «__» _________ 2014г. ______/___________/
Руководитель МО учителей «__»_________ 2014г.
___________/___________/
Рабочая учебная программа
по литературе в 9А классе
(основное общее образование).
.
Год разработки – 2014.
Составлена на основе
программы по литературе под редакцией
А.Г.Кутузова «Литература» М, Дрофа, 2008.
Программу составила
учитель русского языка
и литературы
Т.А. Кузина
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа учебного курса литературы для 9 класса (далее - РУП) составлена на основе Примерной программы и программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5 -11 классы) под ред. А.Г. Кутузова. М, Дрофа, 2008.
РУП в соответствии с учебным планом рассчитана на 102 часа, в том числе на уроки – практикумы приходится часов, на уроки контроля предусмотрено часа.
Содержание РУП направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Оно включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и авторской программой учебного курса.
Содержание РУП по литературе в 9 классе полностью соответствует программе по литературе для общеобразовательных учреждений (5 -11 классы) под ред. А.Г. Кутузова. Литература. М, Дрофа, 2008.
Под литературным образованием понимается изучение литературы как искусства слова. РУП, как и авторская, построена так, что в каждом классе выделена ведущая теоретико – литературная проблема – базовое понятие. Базовым понятием в 9 классе являются понятия «автор – образ - читатель». Заканчивается годовой курс итоговой читательской конференцией, включенной в состав последнего раздела.
Цель обучения:
Формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи:
- освоение текстов художественных произведений,
- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни культуры и нации,
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико – эстетический компонент искусства,
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности,
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью,
- формирование основных эстетических и теоретических литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно – художественных произведений.
РУП реализуется на основе учебника А.Г. Кутузова «Литература», 9 класс (в двух частях). М, Дрофа, 2008.
В учебную деятельность включены такие формы организации учебных занятий, как творческая мастерская, творческий практикум, читательская конференция. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, самостоятельное выполнение творческих работ, выразительное чтение прозаического и лирического текста, написание сочинений, докладов.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально – эстетической культуры и литературно – творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащения понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих умений:
- владение техникой грамотного и осмысленного чтения,
- владение умениями выразительного чтения,
- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю,
- умение определять жанрово – родовую природу произведения и аргументировать ее,
- умение самостоятельно анализировать литературно- художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки,
- умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи.
Содержание учебного курса
по литературе (9 класс).
Введение
Читатель и жизнь литературного произведения. Образ — послание автора читателю, его современнику и потомку. Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Чтение и перечитывание. Интерпретация.
Средние века
Лирическая поэзия средних веков
Ук де ла Бакалариа. «Вместо нежного привета...»; Рудольф фон Фенис. «Должно быть, сам себе я враг исконный...»; Безымянный поэт. «Любовь к филологии» (стихотворение по выбору). Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов. Основные мотивы их поэзии. Новый тип лирического героя.
Возрождение
У. Шекспир. «Г а м л е т». Эпоха Возрождения: новый взгляд на человека. «Проклятые вопросы бытия». «Вечные образы» в трагедии. Основной конфликт и его различные интерпретации.
М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (глава по выбору). Рыцарский роман или пародия на него? Интерпретация образа главного героя. Образ и символ. Жизнь произведения во времени.
Эпоха просвещения
Мольер. «Т а р т ю ф». Человек эпохи абсолютизма. «Вечные образы» и их восприятие читателями разных эпох. Злободневность и актуальность комедии. Мастерство комедийной интриги. Понятие о классицизме.
И. В. Гёте. «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о Фаусте. Добро и зло в трагедии. Жажда познания как свойство человеческого духа.
Прошлое — настоящее — будущее
Классицизм, сентиментализм, романтизм в русской литературе XVIII—XIX веков (повторение).
Творческий практикум.
Презентация самостоятельно прочитанного произведения русской литературы конца XVIII — начала XIX века.
XIX век. Золотой век русской литературы
Понятие о художественном мире писателя. В. А. Жуковский. «М о р е», «Н а в о д н е н и е»; К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов...» (два-три стихотворения по выбору). Художественный мир поэтов-романтиков. Лирика Жуковского и Батюшкова как предтеча пушкинской лирики. Основные темы и мотивы.
Художественный мир А. С. Грибоедова
«Горе от ум а». История создания и публикации. Смысл названия. Проблема ума как центральная проблема комедии.
Своеобразие конфликта и жанра. Композиция комедии: наличие двух сюжетных линий.
Система персонажей комедии. «Безумие» Чацкого в контексте идеологической борьбы эпохи. Споры вокруг образа главного героя. «Мучителей толпа» в изображении Грибоедова. Введение второстепенных и внесценических персонажей как способ открытия границ сценического времени и пространства.
Новаторский характер стиха и языка комедии.
Комедия «Горе от ума» и ее читатели {И. А. Гончаров. «М ильон терзани й»).
Творческий практикум. Мини-сочинение, план и тезисы сочинения.
Художественный мир А. С. Пушкина
А. С. Пушкин — «начало всех начал» и ориентир русской культуры.
Лирика: «К Чаадаеву», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная м г л а...», «Я вас любил...» (для обязательного изучения).
«Деревня», «Вольность», «Арион», «Вакхическая песня», «Мадона», «Чаадаеву» (два-три стихотворения по выбору).
Тематическое и жанровое многообразие поэзии Пушкина. Свобода как гражданский, нравственный и философский идеал. Тема дружбы и любовная лирика. Тема поэтического самоопределения.
«Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра, «энциклопедичность».
Название романа и проблема героя в художественном мире произведения. Автор и его герои. Нравственная и философская проблематика. Герои романа и герои русской литературы.
Своеобразие композиции. Внесюжетные элементы и их роль. Тематика лирических отступлений. Онегинская строфа.
«Маленькие трагедии» как опыты «драматических изучений» человека. «Пир по время чумы». Основные образы, тематика и проблематика.
Взаимосвязь и взаимовлияние прозы и поэзии в творчестве А. С. Пушкина.
«Пиковая дама». Смысл эпиграфов. Нравственная проблематика, проблема «наполеонизма». Образ Германна. Жизненная философия героя. Особенности пушкинской фантастики.
Творческий практикум. Эссе «Проза Пушкина насквозь проникнута поэзией». Доклад «Жанр... в лирике А. С. Пушкина». Самостоятельная интерпретация лирического текста. Сочинение (в любом жанре) на нравственно-этическую тему.
Художественный мир М. Ю. Лермонтова
Лирика: «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк», «Смерть поэта» (для обязательного изучения).
«Нет, я не Байрон, я другой...», «Кинжал», «Жалоба турка», «Ветка Палестины» (три стихотворения по выбору).
Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Лирическое я поэта. Биографическое начало в лирике. Своеобразие поэтического видения мира и его воплощение в лирике.
«Герой нашего времени». Смысл названия. Своеобразие жанра и композиции. Функции авторского предисловия. Система рассказчиков. Особенности повествовательной манеры. Романтизм и реализм в романе. Психологизм.
Печорин в системе художественных образов романа. Тема героя и времени, своеобразие ее решения. Глубина нравственной проблематики.
Творческий практикум. Интерпретация поэтического текста. Сочинение: характеристика героя, сравнительная характеристика, размышление нравственно-философского характера. Литературно-критическое эссе.
Художественный мир Н. В. Гоголя
«Ревизор». Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех. Страх как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Своеобразие конфликта. Функции «немой сцены» и эпиграфа. Собирательный образ города.
«Мертвые души». История создания и публикации. Эволюция замысла поэмы. Смысл названия, проблема жанра. Сюжетно-композиционные особенности, «сквозные образы».
Система художественных образов поэмы. Способы создания характеров, идейно-художественные функции детали. Особое место образов Плюшкина и Чичикова.
Город в изображении Гоголя. Место «Повести о капитане Копейкине» в структуре поэмы.
Своеобразие повествовательной манеры. Единство сатирического и лирического начала в поэме как воплощение авторского замысла. Образ автора и основные средства его создания. Тема родины и народа, ее неоднозначная трактовка.
Творческий практикум. Сочинение (в любом жанре), доклад, реферат. Словарь крылатых слов и выражений из комедии «Ревизор» или поэмы «Мертвые души».
Художественный мир русской литературы второй половины XIX века (обобщение ранее изученного) Герой и время как «узловая» проблема литературы XIX века. Типы героев в изображении русских писателей (Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов). «Сквозные» образы и мотивы.
Духовная литература
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Слово на Светлой пасхальной седмице».
Иеромонах Роман. «Пресвятая Богородица...» Православная духовная традиция и светская русская литература. Их взаимосвязь и взаимовлияние.
XX век. Эпоха войн и революций
Новаторство в области художественной формы на рубеже XIX— XX веков
A.П.Чехов.«Скрипка Ротшильда».Своеобразие тематики и проблематики. Деталь и ее художественные функции.
И. А. Бунин. «Роза Иерихона» как лирико-философское эссе. Тема памяти.
«Темные аллеи». Сюжет, характер, образ. Изображение «мгновения» жизни как художественный прием. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля. Реминисценция и ее художественная функция.
Малый эпический жанр в литературе начала XX века
(изучение одного произведения по выбору)
B.М.Гаршин. «Красный цветок». Обыденность и героизм в художественном мире писателя. Символический образ Красного цветка.
Н. С. Гумилев. «Золотой рыцарь». Традиции баллады в рассказе. Неоромантический герой.
Э. По. «Падение дома Ашеров». Фантастические события и реальное объяснение. Образ героя. Поэтика ужасного.
О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Художественное своеобразие рассказа. Образ и символ в рассказе.
Творческий практикум.
Презентация самостоятельно прочитанного произведения.
«Поэтическая революция»
А. А. Блок. «Гамаюн», «Поэт в изгнаньи и с о м н е н ь и...», «Рожденные в года глухи е...»; В. В. Маяковский. «Ода революции», «Хорошее отношение к лошадям», «Нате!»; Б. Л. Пастернак. «Метель», «Светает», «Петух и». Традиции и новаторство лирики начала XX века. Особенности художественной образности.
А. А. Ахматова. «Смятение», «Перед весной бывают дни такие...», «Сероглазый король»; М. И. Цветаева. «О ш и б к а», «И д е ш ь на меня похожий...», «Вот опять окно...». Образ-переживание лирического героя и приемы его создания в творчестве поэтов.
Творческий практикум. Поэтический семинар.
Дискуссия «Существует ли женская поэзия?».
Человек в эпоху войн и революций
М. А. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Сатирические традиции русской литературы в повести, ее новаторство. Отражение в повести революционной действительности и глубина философской проблематики. Фантастика и реальность в повести. Образы повести, ставшие символами.
М. А. Шолохов. «Судьба человека». Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повествования. Образ главного героя: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа.
А. И. Солженицын. «Матренин двор». Русский национальный характер в изображении Солженицына. Автор и повествователь. Смысл названия произведения.
Творческий практикум. Эссе или классная дискуссия «Уроки эксперимента». Народный характер в литературе (сочинение в любом жанре).
Проза второй половины XX века
(изучение одного произведения по выбору)
Ч. Т. Айтматов. «Белый пароход (После сказки)»; Ф. А. Искандер. «Сандро из Чегема»; Ю. Рытхэу. «Под сенью волшебной горы»; В. Г. Распутин. «Не мог у-у» и др. Традиции и новаторство прозы 70—80-х годов. Нравственно-философская проблематика. Образы-типы. Писательское мастерство.
Итоговая читательская конференция. Художественное произведение и его читатели.
Перечень учебно – методических средств обучения.
Основная литература:
Кутузов А.Г. В мире литературы. 7 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных школ. Дрофа, 2008.
Дополнительная литература
1. Литература. 5-10 классы. Изучение творчества Пушкина./ Авт.-сост. Ромашина Н.Ф.-Волгоград: Учитель,2008
2. Русские писатели. Библиографический словарь под ред П.А.Николаева. М, Просвещение, 1990.
3. Журнал «Литература в школе», 2008.
4. www.1sent/liter/ |