Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование)





Скачать 180.52 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование)
Дата публикации20.05.2015
Размер180.52 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая учебная программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г.Павлово

Рассмотрено на МО учителей Согласовано Утверждаю

_________________________ Зам. директора по УВР Директор МБОУ

Протокол № __ _______/___________/ СОШ № 1 г.Павлово от «__»_________2014г. «__» _________ 2014г. ______/___________/

Руководитель МО учителей «__»_________ 2014г.

___________/___________/

Рабочая учебная программа

по литературе в 9А классе

(основное общее образование).

.

Год разработки – 2014.



Составлена на основе

программы по литературе под редакцией

А.Г.Кутузова «Литература» М, Дрофа, 2008.

Программу составила

учитель русского языка

и литературы

Т.А. Кузина

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа учебного курса литературы для 9 класса (далее - РУП) составлена на основе Примерной программы и программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5 -11 классы) под ред. А.Г. Кутузова. М, Дрофа, 2008.

РУП в соответствии с учебным планом рассчитана на 102 часа, в том числе на уроки – практикумы приходится часов, на уроки контроля предусмотрено часа.

Содержание РУП направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Оно включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и авторской программой учебного курса.

Содержание РУП по литературе в 9 классе полностью соответствует программе по литературе для общеобразовательных учреждений (5 -11 классы) под ред. А.Г. Кутузова. Литература. М, Дрофа, 2008.

Под литературным образованием понимается изучение литературы как искусства слова. РУП, как и авторская, построена так, что в каждом классе выделена ведущая теоретико – литературная проблема – базовое понятие. Базовым понятием в 9 классе являются понятия «автор – образ - читатель». Заканчивается годовой курс итоговой читательской конференцией, включенной в состав последнего раздела.

Цель обучения:

Формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи:

- освоение текстов художественных произведений,

- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни культуры и нации,

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико – эстетический компонент искусства,

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности,

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью,

- формирование основных эстетических и теоретических литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно – художественных произведений.

РУП реализуется на основе учебника А.Г. Кутузова «Литература», 9 класс (в двух частях). М, Дрофа, 2008.

В учебную деятельность включены такие формы организации учебных занятий, как творческая мастерская, творческий практикум, читательская конференция. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, самостоятельное выполнение творческих работ, выразительное чтение прозаического и лирического текста, написание сочинений, докладов.

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально – эстетической культуры и литературно – творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащения понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения,

- владение умениями выразительного чтения,

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю,

- умение определять жанрово – родовую природу произведения и аргументировать ее,

- умение самостоятельно анализировать литературно- художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки,

- умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи.

Содержание учебного курса

по литературе (9 класс).

Введение

Читатель и жизнь литературного произведения. Образ — послание автора читателю, его современнику и потомку. Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Чтение и перечитывание. Интерпретация.

Средние века

Лирическая поэзия средних веков

Ук де ла Бакалариа. «Вместо нежного привета...»; Рудольф фон Фенис. «Должно быть, сам себе я враг исконный...»; Безымянный поэт. «Любовь к филологии» (стихотворение по выбору). Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов. Основные мотивы их поэзии. Новый тип лирического героя.

Возрождение

У. Шекспир. «Г а м л е т». Эпоха Возрождения: новый взгляд на человека. «Проклятые вопросы бытия». «Вечные образы» в трагедии. Основной конфликт и его различные интерпретации.

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (глава по выбору). Рыцарский роман или пародия на него? Интерпретация образа главного героя. Образ и символ. Жизнь произведения во времени.

Эпоха просвещения

Мольер. «Т а р т ю ф». Человек эпохи абсолютизма. «Вечные образы» и их восприятие читателями разных эпох. Злободневность и актуальность комедии. Мастерство комедийной интриги. Понятие о классицизме.

И. В. Гёте. «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о Фаусте. Добро и зло в трагедии. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Прошлое — настоящее — будущее

Классицизм, сентиментализм, романтизм в русской литературе XVIII—XIX веков (повторение).

Творческий практикум.

Презентация самостоятельно прочитанного произведения русской литературы конца XVIII — начала XIX века.

XIX век. Золотой век русской литературы

Понятие о художественном мире писателя. В. А. Жуковский. «М о р е», «Н а в о д н е н и е»; К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов...» (два-три стихотворения по выбору). Художественный мир поэтов-романтиков. Лирика Жуковского и Батюшкова как предтеча пушкинской лирики. Основные темы и мотивы.

Художественный мир А. С. Грибоедова

«Горе от ум а». История создания и публикации. Смысл названия. Проблема ума как центральная проблема комедии.

Своеобразие конфликта и жанра. Композиция комедии: наличие двух сюжетных линий.

Система персонажей комедии. «Безумие» Чацкого в контексте идеологической борьбы эпохи. Споры вокруг образа главного героя. «Мучителей толпа» в изображении Грибоедова. Введение второстепенных и внесценических персонажей как способ открытия границ сценического времени и пространства.

Новаторский характер стиха и языка комедии.

Комедия «Горе от ума» и ее читатели {И. А. Гончаров. «М ильон терзани й»).

Творческий практикум. Мини-сочинение, план и тезисы сочинения.

Художественный мир А. С. Пушкина

А. С. Пушкин — «начало всех начал» и ориентир русской культуры.

Лирика: «К Чаадаеву», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная м г л а...», «Я вас любил...» (для обязательного изучения).

«Деревня», «Вольность», «Арион», «Вакхическая песня», «Мадона», «Чаадаеву» (два-три стихотворения по выбору).

Тематическое и жанровое многообразие поэзии Пушкина. Свобода как гражданский, нравственный и философский идеал. Тема дружбы и любовная лирика. Тема поэтического самоопределения.

«Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра, «энциклопедичность».

Название романа и проблема героя в художественном мире произведения. Автор и его герои. Нравственная и философская проблематика. Герои романа и герои русской литературы.

Своеобразие композиции. Внесюжетные элементы и их роль. Тематика лирических отступлений. Онегинская строфа.

«Маленькие трагедии» как опыты «драматических изучений» человека. «Пир по время чумы». Основные образы, тематика и проблематика.

Взаимосвязь и взаимовлияние прозы и поэзии в творчестве А. С. Пушкина.

«Пиковая дама». Смысл эпиграфов. Нравственная проблематика, проблема «наполеонизма». Образ Германна. Жизненная философия героя. Особенности пушкинской фантастики.

Творческий практикум. Эссе «Проза Пушкина насквозь проникнута поэзией». Доклад «Жанр... в лирике А. С. Пушкина». Самостоятельная интерпретация лирического текста. Сочинение (в любом жанре) на нравственно-этическую тему.

Художественный мир М. Ю. Лермонтова

Лирика: «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк», «Смерть поэта» (для обязательного изучения).

«Нет, я не Байрон, я другой...», «Кинжал», «Жалоба турка», «Ветка Палестины» (три стихотворения по выбору).

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Лирическое я поэта. Биографическое начало в лирике. Своеобразие поэтического видения мира и его воплощение в лирике.

«Герой нашего времени». Смысл названия. Своеобразие жанра и композиции. Функции авторского предисловия. Система рассказчиков. Особенности повествовательной манеры. Романтизм и реализм в романе. Психологизм.

Печорин в системе художественных образов романа. Тема героя и времени, своеобразие ее решения. Глубина нравственной проблематики.

Творческий практикум. Интерпретация поэтического текста. Сочинение: характеристика героя, сравнительная характеристика, размышление нравственно-философского характера. Литературно-критическое эссе.

Художественный мир Н. В. Гоголя

«Ревизор». Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех. Страх как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Своеобразие конфликта. Функции «немой сцены» и эпиграфа. Собирательный образ города.

«Мертвые души». История создания и публикации. Эволюция замысла поэмы. Смысл названия, проблема жанра. Сюжетно-композиционные особенности, «сквозные образы».

Система художественных образов поэмы. Способы создания характеров, идейно-художественные функции детали. Особое место образов Плюшкина и Чичикова.

Город в изображении Гоголя. Место «Повести о капитане Копейкине» в структуре поэмы.

Своеобразие повествовательной манеры. Единство сатирического и лирического начала в поэме как воплощение авторского замысла. Образ автора и основные средства его создания. Тема родины и народа, ее неоднозначная трактовка.

Творческий практикум. Сочинение (в любом жанре), доклад, реферат. Словарь крылатых слов и выражений из комедии «Ревизор» или поэмы «Мертвые души».

Художественный мир русской литературы второй половины XIX века (обобщение ранее изученного) Герой и время как «узловая» проблема литературы XIX века. Типы героев в изображении русских писателей (Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов). «Сквозные» образы и мотивы.

Духовная литература

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Слово на Светлой пасхальной седмице».

Иеромонах Роман. «Пресвятая Богородица...» Православная духовная традиция и светская русская литература. Их взаимосвязь и взаимовлияние.

XX век. Эпоха войн и революций

Новаторство в области художественной формы на рубеже XIX— XX веков

A.П.Чехов.«Скрипка Ротшильда».Своеобразие тематики и проблематики. Деталь и ее художественные функции.

И. А. Бунин. «Роза Иерихона» как лирико-философское эссе. Тема памяти.

«Темные аллеи». Сюжет, характер, образ. Изображение «мгновения» жизни как художественный прием. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля. Реминисценция и ее художественная функция.

Малый эпический жанр в литературе начала XX века

(изучение одного произведения по выбору)

B.М.Гаршин. «Красный цветок». Обыденность и героизм в художественном мире писателя. Символический образ Красного цветка.

Н. С. Гумилев. «Золотой рыцарь». Традиции баллады в рассказе. Неоромантический герой.

Э. По. «Падение дома Ашеров». Фантастические события и реальное объяснение. Образ героя. Поэтика ужасного.

О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Художественное своеобразие рассказа. Образ и символ в рассказе.

Творческий практикум.

Презентация самостоятельно прочитанного произведения.

«Поэтическая революция»

А. А. Блок. «Гамаюн», «Поэт в изгнаньи и с о м н е н ь и...», «Рожденные в года глухи е...»; В. В. Маяковский. «Ода революции», «Хорошее отношение к лошадям», «Нате!»; Б. Л. Пастернак. «Метель», «Светает», «Петух и». Традиции и новаторство лирики начала XX века. Особенности художественной образности.

А. А. Ахматова. «Смятение», «Перед весной бывают дни такие...», «Сероглазый король»; М. И. Цветаева. «О ш и б к а», «И д е ш ь на меня похожий...», «Вот опять окно...». Образ-переживание лирического героя и приемы его создания в творчестве поэтов.

Творческий практикум. Поэтический семинар.

Дискуссия «Существует ли женская поэзия?».

Человек в эпоху войн и революций

М. А. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Сатирические традиции русской литературы в повести, ее новаторство. Отражение в повести революционной действительности и глубина философской проблематики. Фантастика и реальность в повести. Образы повести, ставшие символами.

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повествования. Образ главного героя: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа.

А. И. Солженицын. «Матренин двор». Русский национальный характер в изображении Солженицына. Автор и повествователь. Смысл названия произведения.

Творческий практикум. Эссе или классная дискуссия «Уроки эксперимента». Народный характер в литературе (сочинение в любом жанре).

Проза второй половины XX века

(изучение одного произведения по выбору)

Ч. Т. Айтматов. «Белый пароход (После сказки)»; Ф. А. Искандер. «Сандро из Чегема»; Ю. Рытхэу. «Под сенью волшебной горы»; В. Г. Распутин. «Не мог у-у» и др. Традиции и новаторство прозы 70—80-х годов. Нравственно-философская проблематика. Образы-типы. Писательское мастерство.

Итоговая читательская конференция. Художественное произведение и его читатели.

Перечень учебно – методических средств обучения.

Основная литература:

  1. Кутузов А.Г. В мире литературы. 7 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных школ. Дрофа, 2008.

Дополнительная литература

1. Литература. 5-10 классы. Изучение творчества Пушкина./ Авт.-сост. Ромашина Н.Ф.-Волгоград: Учитель,2008

2. Русские писатели. Библиографический словарь под ред П.А.Николаева. М, Просвещение, 1990.

3. Журнал «Литература в школе», 2008.

4. www.1sent/liter/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) iconРабочая программа По литературе Смоленщины в 9 классе, основное общее образование
Учебная рабочая программа по литературе для 9 классов составлена на основе Программы предметов регионального компонента Литература...
Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 7 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование...
Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) iconФедерации основное общее образование является обязательным и общедоступным....
Основное общее образование-вторая ступень общего образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование...
Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) iconРабочая программа по литературе в 8 классе, основное общее образование...
Мо РФ от 05. 03. 2004 г.) и программы по литературе для 5- 11 классов общеобразовательных учреждений (под редакцией В. Я. Коровиной),...
Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) iconРабочая программа по литературе в 5 классе, основное общее образование
Фгос, планируемыми результатами основного общего образования и требованиями примерной образовательной программы, ориентированной...
Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) iconОсновное общее образование общие положения
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным
Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) iconРабочая программа по литературе для 8 класса Основное общее образование
Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Збарский И. С., Полухина В. П., Москва, «Просвещение», 2010
Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) iconРабочая программа по литературе в 5 классе, основное общее образование...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) iconРабочая учебная программа по физике основное общее образование / 7 класс
Составлена на основе авторской программы по физике для общеобразовательных учреждений Е. М. Гутника и А. В. Перышкина
Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) iconРабочая учебная программа по английскому языку основное общее образование
М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой и с учетом положений Федерального компонента государственного стандарта общего образования в...
Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) iconРабочая программа по литературе, среднее (полное) общее образование
Литература: программа для 10 – 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)\ И. Н. Сухих – М.: Издательский центр...
Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) iconРабочая программа по литературе основное общее образование (базовый уровень) Классы: 9а учителя
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) iconРабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием...
Фгос: основное общее образование// фгос. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский...
Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) iconРабочая программа по литературе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Мо РФ от 05. 04. 2004). Основное общее образование....
Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) iconПротокол №5
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование....
Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) iconПротокол №5
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск