МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №-26
Принято решением Утверждаю:
педагогического совета директор школы
от 29 августа 2013 года ________ Соколова И.В.
протокол №-12 « 05» сентября 2013 года
Рабочая программа по учебному курсу «Новая история» учителя истории высшей
квалификационной категории Кудаковой Е.В.
7 - 8 классы.
Авторы: А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. 2013 - 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая программа обеспечивает изучение курса «Новой истории» с рубежа XV – XVI вв. до начала XX в. (1500-1900) для учащихся 7-8 классов основной школы и рассчитана на реализацию разработанного Министерством образования РФ концентрического подхода к школьному историческому образованию.
Цели курса:
В результате изучения курса «Новой истории» учащиеся 7-8 должны получить знания:
об основных чертах развития индустриального и традиционного общества и изменениях, произошедших в мире за триста лет – с конца XV до начала XX в., о понятии «Новое время»;
о зарождении и развитии капитализма;
о причинах революций и о реформах как об альтернативном пути развития общества;
о новой социальной структуре общества и его движения к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий;
об особенностях духовной жизни европейцев, их движения к секуляризации сознания, религиозной терпимости;
о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека; об изменениях в повседневной жизни человека.
Школьники должны научиться принципам постановки и решения познавательных проблем:
методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории);
выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины);
анализу целей и результатов; выявлению общего и различного; объяснению фактов;
сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации; разным способам работы с учебной книгой, в том числе, и способам самостоятельной работы.
Курс предполагает приобретение учащимися устойчивого интереса и уважения к истории человечества и культуре.
Школьники вырабатывают отношение к истории:
как к способу понимания современности; уважают права человека и демократические ценности;
понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития;
вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
курс предполагает помочь учащимся анализировать конкретные ситуации;
уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
уметь выбирать линию поведения, исходя на представления о возможных последствиях.
Основная функция курса:
формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных, точек зрения.
В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:
определять и объяснять понятия;
уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;
анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе, на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
обладать необходимыми коммуникативными умениями;
определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;
уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль и самооценку.
Содержательные единицы, заложенные в программе:
уровень развития индустриального и традиционного обществ (условия гармонического развития общества, его менталитет, ценности индустриального и традиционного обществ, общечеловеческие ценности на материале стран Европы, Америки, Азии и Африки);
прогресс и насилие в обществе, соотношение целей и средств в их достижении, роль террора в историческом развитии;
личность в истории, соотношение общественного и субъективного факторов в историческом процессе;
принцип неравномерного развития стран в эпоху индустриальной революции;
модернизация как ответ на вызов времени, неоднозначные последствия модернизации и индустриальной революции для человека (экологические проблемы, грозящие существованию человечества, зависимость человека от источников энергии и т.д.)
роль революций и реформ в развитии общества, движение общества к реформам, необходимость разумного компромисса в политической жизни;
демократизация общественного и государственного устройства;
формирование правового государства и гражданского общества (на примере истории стран Европы и США).
В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.
Гуманизация при изучении данного курса прослеживается:
в отборе учебного материала;
в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества;
в технологии преподавания;
в ориентации преподавания на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур;
в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся вглубь явлений;
в развитии творческого мышления учащихся, их культурного кругозора;
в создании на уроке атмосферы сотрудничества.
Учебная программа курса «Новая история» позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии традиционного и индустриального обществ в изучаемую эпоху, познакомит с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен и актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки.
7 класс
-
№№
п/п
|
Название глав.
| Количество
часов
| 1.
| Глава I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.
| 11
| 2.
| Контрольно-обобщающий урок.
| 1
|
2.
| Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях).
| 5
| 3.
| Контрольно-обобщающий урок
| 1
| 4.
| Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований.
| 10
|
| Контрольно-обобщающий урок.
| 1
| 5.
| Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
| 5
| 6.
| Итоговое повторение по всему курсу.
| 1
|
| Итого:
| 35
|
8 класс
-
№№
п/п
| Название разделов и тем
| Количество часов
| 1.
| Глава I. Становление индустриального общества.
| 9
| 2.
| Контрольно-обобщающий урок по главе I.
| 1
| 3.
| Глава II. Строительство новой Европы.
| 8
| 4.
| Контрольно-обобщающий урок по главе II.
| 1
| 5.
| Глава III. Страны Западной Европы на рубеже – XX веков. Успехи и проблемы индустриального общества.
| 5
| 6.
| Глава IV. Две Америки.
| 3
| 7.
| Контрольно-обобщающий урок по главе IV.
| 1
| 8.
| Глава V. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма.
| 4
| 9.
| Глава VI. Международные отношения в конце XIX – начале XX в.
| 1
| 10.
| Контрольно-обобщающий урок по главам V и VI.
| 1
| 11.
| Итоговое повторение по всему курсу
| 1
|
| Итого:
| 35
| Примерное поурочно-тематическое планирование курса «Новая история. 1500-1800 годы». 7 класс (35 часов).
№№
уроков
| Название тем
| Кол-во
часов
| Домашнее задание
| Дата
план.
| факт.
| 1.
| Великие географические открытия и их последствия.
| 1
| §§1-2, вопросы и задания; таблица «Великие географические открытия».
|
|
| 2.
| Абсолютизм в Европе.
| 1
| §3, вопросы и задания; записи.
|
|
| 3.
| Хозяйственная жизнь Европы XVI-XVII вв.
| 1
| §4, вопросы и задания; записи.
|
|
| 4.
| Социальная структура европейского общества Нового времени.
| 1
| §§5-6, вопросы и задания; таблица письменно
|
|
| 5.
| Философия гуманизма.
| 1
| §§7-8, вопросы и задания устно.
|
|
| 6.
| Живопись Высокого Возрождения.
| 1
| §9, вопросы и задания
|
|
| 7.
| Зарождение европейской науки.
| 1
| §10, вопросы и задания
|
|
| 8.
| Начало Реформации в Европе.
| 1
| §11, вопросы и задания
|
|
| 9.
| Распространение Реформации. Контрреформация.
| 1
| §12, вопросы и задания
|
|
| 10.
| Англия в XVI веке.
| 1
| §13, вопросы и задания
|
|
| 11.
| Франция в XVI – первой половине XVII вв.
| 1
| §14, вопросы и задания
|
|
| 12.
| Контрольно-обобщающий урок.
| 1
|
|
|
| 13-14.
| Нидерландская революция.
| 2
| §15, вопросы и задания
|
|
| 15-16.
| Великая Английская революция.
| 2
| §§16-17, вопросы и задания
|
|
| 17.
| Международные отношения в XVI-XVII вв.
| 1
| §18, вопросы и задания
|
|
| 18.
| Контрольно-обобщающий урок
| 1
|
|
|
| 19.
| Век просвещения.
| 1
| §19, вопросы и задания
|
|
| 20.
| Культура эпохи Просвещения.
| 1
| §20, вопросы и задания
|
|
| 21-22.
| Промышленный переворот в Англии.
| 2
| §21, вопросы и задания
|
|
| 23.
| Английские колонии в Северной Америке.
| 1
| §22, вопросы и задания
|
|
| 24.
| Война за независимость. Образование США.
| 1
| §23, вопросы и задания
|
|
| 25.
| Начало Великой Французской революции.
| 1
| §24, вопросы и задания
|
|
| 26.
| Установление республики во Франции.
| 1
| §25, вопросы и задания
|
|
| 27.
| Директория. Установление диктатуры.
| 1
| §26, вопросы и задания
|
|
| 28.
| Контрольно-обобщающий урок.
| 1
|
|
|
| 29.
| Латинская Америка в колониальный период.
| 1
| §27, вопросы и задания;
|
|
| 30-21.
| Страны Востока в XVI-XVIII вв.
| 3
| §§28-30, вопросы и задания;
|
|
| 33.
| Контрольно-обобщающий урок: «Страны Востока в XVI-XVIII вв.
| 1
|
|
|
| 34-35.
| Итоговое повторение по всему курсу.
| 2
|
|
|
|
Примерное поурочно-тематическое планирование курса «Новая история.1800 – 1900 годы». 8 класс. (35часов).
№№ уроков
| Название тем
| Кол-во
Часов
| Домашнее задание
| Дата
план.
| факт.
| 1-2.
| Индустриальная революция: достижения и проблемы.
| 2
| §§1-2, вопросы и задания. Работа с таблицей: «Достижения и проблемы индустриальной революции».
|
|
| 3-4.
| Индустриальное общество. Человек в изменившемся мире.
| 2
| §§3-4, вопросы и задания.
|
|
| 5.
| Наука XIX века: создание научной картины мира.
| 1
| §5, вопросы и задания.
|
|
| 6-7.
| Искусство XIX века.
| 2
| §§7-8, вопросы и задания. Работа с таблицей.
|
|
| 8-9.
| Либералы, консерваторы, социалисты.
| 2
| §§9-10, вопросы и задания. Работа с таблицей.
|
|
| 10.
| Контрольно-обобщающий урок
| 1
|
|
|
| 11.
| Образование наполеоновской империи.
| 1
| §11, вопросы и задания.
|
|
| 12.
| Падение империи Наполеона.
| 1
| §12, вопросы и задания.
|
|
| 13.
| Англия в первой половине XIX века.
| 1
| §13, вопросы и задания.
|
|
| 14.
| Франция в первой половине XIX века.
| 1
| §14, вопросы и задания.
|
|
| 15.
| Франция в 1848-1870 гг.
| 1
| §15, вопросы и задания.
|
|
| 16.
| Германия в первой половине XIX века.
| 1
| §16, вопросы и задания.
|
|
| 17.
| Италия в первой половине XIX века.
| 1
| §17, вопросы и задания.
|
|
| 18.
| Франко-прусская война. Парижская коммуна.
| 1
| §18, вопросы и задания.
|
|
| 19.
| Контрольно-обобщающий урок.
| 1
|
|
|
| 20.
| Германия во второй половине XIX века.
| 1
| §19, вопросы и задания.
|
|
| 21.
| Великобритания конца XIX века.
| 1
| §20, вопросы и задания.
|
|
| 22.
| Третья республика во Франции.
| 1
| §21, вопросы и задания.
|
|
| 23.
| Италия во второй половине XIX века.
| 1
| §22, вопросы и задания.
|
|
| 24.
| Формирование Австро-Венгерского государства.
| 1
| §23, вопросы и задания.
|
|
| 25- 26.
| США в XIX веке.
| 2
| §§24-25, вопросы и задания. Работа с таблицей.
|
|
| 27.
| Латинская Америка в XIX веке.
| 1
| §26, вопросы и задания.
|
|
| 28-29.
| Страны Востока в XIX веке: Япония и Китай.
| 2
| §§27-28, вопросы и задания. Работа с таблицей.
|
|
| 30-31.
| Страны Востока в XIX веке: Индия и Африка.
| 2
| §§29-30, вопросы и задания. Работа с таблицей.
|
|
| 32.
| Международные отношения в конце XIX – начале XX веков.
| 1
| §31, вопросы и задания. Работа с таблицей.
|
|
| 33.
| Контрольно-обобщающий урок.
| 1
|
|
|
| 34-35.
| Уроки – резерва.
| 2
|
|
|
|
Индивидуальное обучение.
Цели курса:
В результате изучения курса «Новой истории» учащиеся 7-8 классов должны получить знания:
об основных чертах развития индустриального и традиционного общества и изменениях, понятии «Новое время»;
о зарождении и развитии капитализма;
о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека.
Школьники должны научиться принципам постановки и решения познавательных проблем:
методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории);
выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины);
анализу целей и результатов; выявлению общего и различного; объяснению фактов;
сопоставлению различных суждений; разным способам работы с учебной книгой, в том числе, и способам самостоятельной работы.
Курс предполагает приобретение учащимися устойчивого интереса и уважения к истории человечества и культуре. Основная функция курса:
формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события.
умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных, точек зрения.
В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:
определять и объяснять понятия;
уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, письменном тексте, документе;
анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;
7 класс
№№
п/п
| Название тем
| Количество
часов
| 1.
| Великие географические открытия и их последствия. Хозяйственная жизнь Европы XVI-XVII вв.
| 1
| 2.
| Философия гуманизма.
| 1
| 3.
| Начало Реформации в Европе.
| 1
| 4.
| Начало Реформации в Европе.
| 1
| 5.
| Англия в XVI веке. Франция в XVI – первой половине XVII вв.
| 1
| 6.
| Международные отношения в XVI-XVII вв.
| 0,5
| -
| Век просвещения.
| 0,5
| 7.
| Век просвещения.
| 0,5
| -
| Промышленный переворот в Англии.
| 0,5
| 8.
| Война за независимость. Образование США.
| 0,5
| 9.
| Начало Великой Французской революции.
| 1
| 10.
| Страны Востока в XVI-XVIII вв.
| 0,5
| 11.
| Итоговое повторение по всему курсу.
| 0,5
|
| Итого:
| 8,5
| |