Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №120»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора Директор МАУ «СОШ № 120»
/Л.А.Гиляшева/ /Э.Н.Дубровина/
«___» ______________ 2012 г. «___» ____________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По природоведению
для 5 класса «Природоведение через путешествие»
Составитель: учитель Найданова Вера Павловна
2012 - 2013 учебный год
Федеральный учебный план: - 2 часа в неделю; - 68 часов в год.
А.А.Плешаков, Н.И. Сонин Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010.)
Учебник: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение. 5 класс.- М., Дрофа. – 2010г. Пояснительная записка
За основу взята программа основного общего образования по природоведению, авторов А.А.Плешакова, Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010.) Эта программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа разработана в соответствии с содержанием и структурой программы и учебника по природоведению для учащихся 5 класса авторов А.А. Плешакова и Н.И. Сонина.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.
Изучение природоведения на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально – ценностного отношения к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Обучение природоведению необходимо проводить с учетом психологических особенностей детей 10-11-летнего возраста, которые воспринимают природу как не расчлененное единое целое. Следует исходить из того, что учащиеся данного возраста наряду с присущим им образно – практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия.
Следует учитывать, что данный курс выполняет роль пропедевтики для систематических курсов физики, астрономии, химии, биологии и географии, готовит учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на последующих этапах обучения.
На уроках природоведения могут быть использованы самые разнообразные задания, направленные на усвоение учащимися обязательного минимума знаний и умений, необходимых для понимания целостности окружающего мира, основных закономерностей природы, места в ней человека. К их числу можно отнести вопросы и задания по работе с иллюстрациями учебника, его методическим аппаратом, а также самостоятельные работы по анализу схем, таблиц, оценке различных явлений природы. Особое внимание на уроках должно быть уделено такому важному этапу урока, как проверке знаний и умений. С этой целью могут быть предложены вопросы и задания со свободным ответом тестового и практического характера.Необходимо широко использовать на уроках такие формы работы:
работа в малых группах (2-5 человек);
проектная работа;
подготовка сообщений/ рефератов;
исследовательская деятельность;
информационно-поисковая деятельность;
выполнение практических и лабораторных работ.
Важными формами деятельности учащихся являются:
практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
Развитию логического мышления, умению выполнять такие мыслительные операции, как абстрагирование, сравнение, анализ, обобщение, способствует составление таблиц по текстам учебника. Это позволит учащимся глубоко проникать в суть изучаемых вещей и запоминать, усваивать материал, минуя такую непродуктивную форму, как механическое заучивание.
Большую роль в развитии психических способностей детей играют практические работы. Они развивают наблюдательность, образность мышления, формируют культуру умственного труда и элементы научной деятельности. Большое внимание на каждом уроке надо уделять проверке домашнего задания. Система в данном виде деятельности – залог глубоких и прочных знаний, воспитания ответственности и культуры умственного труда. Главной задачей уроков природоведения является не только формирование глубоких знаний по основам естественных наук, но и воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому, стремления сохранить нашу уникальную планету Земля.
На изучение курса отводится 68 часов (2 часа в неделю), как это предусмотрено базисным учебным планом. Программой предусмотрено 67 часов и 1 час – резервное время. Тип программы: типовая, базового уровня. Структура программы Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле». В программу внесены следующие изменения:
Первый раздел увеличен на 2 часа (5 часов вместо 3-х) в связи с практической направленностью обучения.
Второй раздел увеличен на 1 час в связи с более полным изучением темы «Галактики».
Четвертый раздел увеличен на 2 часа в связи с боле полным изучением темы «Природные зоны».
Пятый раздел уменьшен на 3 часа в связи с легкостью усвоения материала.
Резервное время можно использовать на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий. В процессе обучения постоянно сочетаются федеральный и региональный компоненты стандарта, так как очень многие явления,происходящие в природе, наблюдаются и объясняются на местном материале. В курсе «Природоведения» реализуются все содержательные линии РК.
Для проверки усвоения изученного материала по природоведению могут быть использованы разные формы промежуточного контроля: контрольные работы (промежуточные, итоговая), а также практические, самостоятельные работы и тестовые задания, так как они помогают увидеть основные пробелы в знаниях учащихся и откорректировать их.
Чтобы лучше усваивался материал, необходимо использовать различные методы и приёмы педагогических технологий: здоровьесберегающих, коррекционно-развивающих, игровых и дифференцированный подход, потому что их применение может оказать помощь для успешного выполнения обязательного минимума и требований к уровню подготовки выпускников, которые включены в ФК ГОС.
В школьных условиях обеспечить комплексный характер реализации стандарта можно через межпредметные общешкольные мероприятия (конференции, диспуты, олимпиады, тематические вечера и т.д.), в которых будет обеспечиваться и преемственность в реализации стандарта. Для более полной реализации стандарта, конечно, необходимо программное и учебно-методическое обеспечение. Так, например, для реализации стандарта необходимследующий УМК:
5 класс
| Для учителя
| Для учащихся
| Стандарт основного общего образования по природоведению
| «Вестник образования»
№ - 2010
| Рабочая тетрадь по природоведению
Альбом «Твои открытия»
| Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006.
| Авторы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин
| Атлас и контурные карты по природоведению
| Учебник
| А.А. Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение, 5 класс..– М., Дрофа, 2010
|
Результаты обучения
Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
Тематическое планирование
учебного материала по курсу «Природоведение» (5 класс)
Наименование раздела, темы.
| Коли-чество часов
| Минимум содержания образования
| Требования государственного образовательного стандарта
| УУД
| Познавательные
| Коммуникативные
| Регулятивные
| 1. Изучение природы
| 5
| Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Вклад великих ученых – естествоиспытателей в развитии науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий).
| Знать / понимать:
- отдельные методы изучения природы;
Уметь:
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать их цель, условия проведения и полученные результаты;
-использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности пр проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами.
| - Умение использовать полученную информацию по назначению и уметь её применить.
- знать методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации;
- знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование, саморазвитие подростка.
| - Уметь организовывать собственную деятельность.
- Уметь корректировать свою деятельность. -Умение понимать другую иную точку зрения.
- Умение определять условия, обеспечивающие здоровый образ жизни. - Самоорганизация на уровне здорового образа жизни.
- Умение воспринимать человека как часть окружающей среды.
- уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования;
- уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми;
| - понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;
- принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирования собственного сознания и поведения;
- ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;
- понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
-понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона;
-понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.
| 2. Вселенная
| 15
| Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно).
| Уметь:
указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать их цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности пр проведении практических работ. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков.
| - знать методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации;
-знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование, саморазвитие подростка.
| -Уметь корректировать свою деятельность.
-Умение понимать другую иную точку зрения.
-Умение определять условия, обеспечивающие здоровый образ жизни. -
-уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования;
-уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми;
| -понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;
-принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирования собственного сознания и поведения;
-ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;
-понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
-понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона;
-понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.
| 3.Земля
| 18
| Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горения, гниение).
Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.
| Знать / понимать:
- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации;
- основные характеристики погоды.
Уметь:
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать их цель, условия проведения и полученные результаты;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности пр проведении практических работ.
| -знать методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации;
-знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование, саморазвитие подростка.
| -Понимать значение культурных ценностей. -Уметь организовывать собственную деятельность. Владение нормами экологического поведения.
-Уметь корректировать свою деятельность. -Умение понимать другую иную точку зрения.
-Умение определять условия, обеспечивающие здоровый образ жизни. -Самоорганизация на уровне здорового образа жизни.
-уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования;
-уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми;
| -понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;
-принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирования собственного сознания и поведения;
-ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;
-понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
-понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона;
-понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.
| 4. Жизнь на Земле
| 16
| Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
| Знать / понимать:
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов).
Уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животные своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды);
- определять названия растений и животных с использованием атласа – определителя;
- приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения;
- приводить примеры приспособлений животных к условиям среды обитания;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать их цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
-кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности пр проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.
| -знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
-знать растительный и животный мир Среднего Урала, особенности его изменения под воздействием промышленного и сельскохозяйственного развития Свердловской области;
-знать методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации;
-знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование, саморазвитие подростка.
| -Соблюдение основных правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности.
-Самоорганизация на уровне здорового образа жизни. Умение понимать иную точку зрения. Умение воспринимать человека как часть окружающей среды.
-владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
-участвовать в экологических акциях двора, школы, микрорайона;
-ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении;
-уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования;
уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми;
| -понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;
-принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирования собственного сознания и поведения;
-ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;
-понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
-понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона;
-понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.
-готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания;
| 5. Человек на Земле
| 13
| Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
| Знать / понимать:
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- факторы здорового образа жизни;
- экологические проблемы своей местности и пути их решения.
Уметь:
- приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать их цель, условия проведения и полученные результаты;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности пр проведении практических работ. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
| - Влияние отходов промышленного производства на окружающую среду и организм человека;
- знать общие и специфические для Урала методы сохранения и постоянного укрепления физического здоровья;
-иметь обоснованные представления о возможностях собственного здоровья и способах его укрепления с учетом возрастных особенностей;
-иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека.
-знать методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации;
-знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование, саморазвитие подростка.
| -Осуществлять выбор цели и средств.
-Уметь корректировать свою деятельность. -Умение понимать другую иную точку зрения.
-Умение определять условия, обеспечивающие здоровый образ жизни.
-постоянно использовать традиционные для всех регионов, а также специфические для Урала методы сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни;
-уметь соблюдать нормы и правила поведения в экстремальных ситуациях и прогнозировать последствия их нарушения;
-уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования;
-уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми;
| -понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;
-принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирования собственного сознания и поведения;
-ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;
-понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
-понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона;
-понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.
-готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания;
|
|