№ п/п
| Тема урока
| Дата
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
|
ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ (8 часов)
|
1.
| Живая и неживая природа.
1.Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 2.Урок-экскурсия.
Д.з. §1, выполнить в тетради задания §1. Составить отчёт по экскурсии (после 2-го урока-экскурсии).
|
| Опыт. Наблюдение. Тела неживой природы и живые организмы. Лабораторное оборудование: штатив, стакан, пробирка, спиртовка, колба.
| Распознавать на рисунках и таблицах примеры опытов и наблюдений.
Приводить примеры опытов и наблюдений.
Называть лабораторное оборудование (штатив, стакан, пробирка, спиртовка, колба), используемое при проведении лабораторных и практических работ.
Наблюдать за телами неживой и живой природы.
Описывать личные наблюдения.
|
2.
| Загадки природы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §2.
|
| Признаки живых организмов. Среда обитания живых организмов (среды жизни). Приспособления живых организмов к условиям среды обитания.
| Называть признаки живых организмов.
Распознавать и описывать различные среды жизни живых организмов.
Сравнивать по заданным критериям различные среды жизни живых организмов.
Приводить примеры организмов приспособившихся к жизни в определённых условиях среды.
|
4
| Единство живой и неживой природы.
Комбинированный урок.
Д.з. §3, с.12-13.
|
| Общие признаки тел живой и неживой природы (размер, форма, цвет, масса).
| Называть общие признаки присущие телам живой и неживой природы.
Приводить примеры, подтверждающие, что тела живой и неживой природы характеризуются по одинаковым признакам.
|
5
| Вещества в окружающем мире и их использование человеком.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §3, с.13-18.
|
| Многообразие тел и веществ природы. Простейшая классификация веществ (органические, неорганические вещества). Обмен веществ между организмом и средой.
| Приводить примеры органических и неорганических веществ.
Распознавать и доказывать органическую и неорганическую природу тел.
Объяснять механизм попадания в организм человека вредных веществ.
|
6
| Изменяется ли окружающий нас мир?
Комбинированный урок.
Д.з. §4.
|
| Изменения, происходящие в природе.
| Называть изменения, происходящие в природе.
Приводить примеры различных (по временным рамкам) изменений.
Доказывать, что «Всё течёт, всё изменяется».
|
7
| Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Д.з. §5.
|
| Физические процессы, происходящие в телах живой и неживой природы (испарение воды). Состояние воды (пар).
| Распознавать и описывать по немому рисунку процесс испарения воды.
Объяснять процесс перехода воды в парообразное состояние.
Доказывать зависимость испарения различного количества воды от условий окружающей среды.
|
8
| Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Д.з. §6.
|
| Превращения веществ в живом организме. Регуляция химических процессов, происходящих в живом организме.
| Приводить примеры химических превращений веществ в живом организме.
Объяснять особенность химических процессов, происходящих в живом организме.
|
МНОГООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ (2 часа)
|
9
| Всё течёт, всё изменяется.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з.§7.
| 1
| Сезонные изменения, суточные изменения. Перемещение тел в пространстве. Явления природы. Изменения, происходящие с относительно неподвижными телами (физические, химические, биологические).
| Приводить примеры тел, перемещающихся в пространстве по отношению к самому себе.
Распознавать и описывать химические, физические и биологические явления.
Объяснять изменения, происходящие с относительно неподвижными телами.
Сравнивать химические и физические явления.
|
10
| Чем различаются химические и физические явления?
Урок обобщения и закрепления знаний.
Д.з. § 8.
|
| Химические и физические явления.
| Приводить примеры химических и физических явлений.
Распознавать по немому рисунку и описывать химические и физические явления.
|
ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ (5 часов)
|
11
| Наблюдение признаков химической реакции.
Практическая работа (комбинированный урок).
Д.з.§9.
|
| Признаки появления нового вещества (изменение цвета, вкуса, запаха вещества; выделение газа, тепла, света).
| Называть признаки химической реакции.
Распознавать и описывать признаки химических реакций.
|
12
| Можно ли повлиять на химическую реакцию?
Комбинированный урок.
Д.з. §10.
|
| Условия, оказывающие воздействие на ход химической реакции (нагревание, измельчение, охлаждение, соприкосновение веществ друг с другом).
| Приводить примеры опытов по наблюдению химических реакций.
Распознавать оптимальные условия для протекания химической реакции.
Объяснять влияние различных условий на результаты протекания химической реакции.
|
13
| Какие условия необходимы для реакции горения?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §11.
|
| Признак химической реакции горения (выделение света и тепла). Необходимые условия реакции горения (присутствие кислорода в воздухе; нагревание горючего вещества до температуры воспламенения). Правила противопожарной безопасности. Правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом и меры предупреждения подобного отравления.
| Называть признак химической реакции горения; условия, необходимые для реакции горения. Перечислять правила противопожарной безопасности; правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом. Предлагать меры предупреждения отравления угарным газом. Объяснять необходимость наличия определённых условий для протекания реакции горения.
|
14
| Вещества, образуемые растениями.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з.§12. Повторить §9-11.
|
| Вещества, образуемые растениями (фитонциды, дубильные вещества, витамины и др.). Ядовитые растения. Первая помощь при пищевом отравлении.
| Давать определение терминам фитонциды, витамины.
Перечислять витамины, содержащиеся преимущественно в растениях; приводить примеры растений, содержащих фитонциды, дубильные вещества, витамины; называть растения, содержащие яды опасные для здоровья человека.
Применять приобретённые знания для безопасного поведения в природной среде.
Объяснять необходимость использования в рационе человека растительной пищи.
|
15
| Подведём итоги.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Д.з. повторить §9-12.
|
| Выполняют задания 1-5 по теме «Химические явления в живой и неживой природе» на с.51-52 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
|
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ (7 часов)
|
16
| Что необходимо знать, изучая физические явления?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §14.
|
| Физические явления, происходящие с телами в природе (механические, звуковые, световые, тепловые, магнитные). Молния - электрическое явление. Устройство компаса и магнита.
| Давать определение терминам механические, звуковые, световые, магнитные явления.
Распознавать различные физические явления.
Описывать механические, звуковые и световые явления.
Применять приобретённые знания для пользования компасом и магнитом.
Объяснять механизм появления молнии и грома во время грозы.
|
17
| Магнитные и электрические явления.
Комбинированный урок (лабораторная работа).
Д.з.§15.
|
| Магнитные и электрические явления.
| Распознавать и описывать магнитные и электрические явления.
Объяснять результаты опытов.
|
18
| Механическое движение в живой и неживой природе.
комбинированный урок.
Д.з. §16.
|
| Перемещение тел живой и неживой природы. Скорость - физическая величина.
| Давать определение термину механическое движение.
Распознавать движущиеся тела.
Приводить примеры механического движения в живой природе.
Объяснять зависимость появления молнии раньше грома при грозе.
|
19
| Световые явления в живой и неживой природе.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з.§17. Сообщение «Свет в жизни живых организмов».
|
| Искусственные и естественные источники света. Солнце – основной источник света на Земле. Отражение света. Основные цвета белого света.
| Давать определение термину источники света.
Распознавать и описывать каким образом распространяется свет в воздухе.
Сравнивать естественные и искусственные источники света.
Объяснять, почему мир, в котором мы живём, так многоцветен.
|
20
| Свет в жизни живых организмов.
Комбинированный урок.
Д.з. .§18.
|
| Разнообразие органов зрения и их значение в жизни животных. Приспособление животных к условиям среды обитания (защитная окраска).
| Описывать орган зрения у различных животных и определять их значение в жизни животного.
Объяснять различную степень развития органов зрения у разных групп животных.
Выделять приспособления различных животных к условиям среды обитания. Приводить примеры наличия защитной окраски у животных Волгоградской области.
|
21
| Звуковые явления в живой и неживой природе.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §19. повторить §14-18.
|
| Источники звука. Низкие и высокие звуки; зависимость звука от частоты колебания тел и частиц воздуха. Значение звука в жизни живых организмов.
| Приводить примеры источников звука; называть насекомых, издающих звуки.
Объяснять механизм распространения звука.
Объяснять роль звуков в жизни различных животных, приводить примеры.
|
22
| Подведём итоги.
Комбинированный урок.
Д.з. повторить §14-19.
|
| Выполняют задания 1-4 по теме «Физические явления в живой и неживой природе»на с.76-80 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
|
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (3 часа)
|
23
| Как идёт жизнь на Земле.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §21.
|
| Размножение живых организмов, наличие необходимых для этого условий.
| Объяснять появление на Земле новых живых организмов.
Приводить примеры приспособления растений к размножению.
Описывать личные наблюдения (опыт); различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты.
|