Рабочая программа по предмету природоведение класс 5





Скачать 153.36 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету природоведение класс 5
Дата публикации15.09.2014
Размер153.36 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Игирменская основная общеобразовательная школа»

п .Игирма Нижнеилимского района Иркутской области



Рабочая программа
по предмету - природоведение

класс - 5

Уровень образования - базовый

Рабочая программа составлена на основе - Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программа основного общего образования по природоведению. 5 класс. / Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология, 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010

Срок реализации программы, учебный год – 2013-2014

Количество часов по учебному плану: всего – 70 час в год; в неделю 2 часа

Учебник - Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение. 5 класс» - М.: Дрофа, 2009.
Рабочую программу составила _____________ Василишина О.В., учитель биологии и географии
Год составления программы 2013


Пояснительная записка.


Ф.И.О. учителя

Василишина Ольга Владимировна

Предмет

Природоведение

Класс

5

Программа:

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программа основного общего образования по природоведению.




5 класс. / Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс.




Биология, 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010

Учебник:

Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение. 5 класс» - М.: Дрофа, 2009.

Методические пособия:

Дорогань Л.В. Природоведение. 5 класс: метод. Пособие к учебнику А.А. Плешакова,




Семенцова В.Н. Природоведение. Технологические карты уроков


Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники:

  1. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2008.

  1. Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru

Количество часов:

всего по учебному плану

70

Контрольных уроков

5

Практических и лабораторных работа

8


Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению, в соответствии с требованиями к разработке рабочих программ согласно положению «О рабочей программе по учебному предмету, курсу муниципального общеобразовательного учреждения «Игирменская основная общеобразовательная школа»
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уде­лено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1. Изучение природы (3 часа)

Изучение природы человеком. Естественные нау­ки (астрономия, физика, химия, геология, физиче­ская география, биология, экология). Методы изу­чения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследова­ний (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

■ Практические работы

Знакомство с оборудованием для научных иссле­дований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Тема 2. Вселенная (14 часов)

Представления о Вселенной у древних ин­дийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристоте­лю. Модель Вселенной по Птолемею1.

Взгляды на Вселенную в раннем Средневе­ковье. Географические открытия XIVXVII вв. и их влияние на развитие астроно­мии. Система мира по Н. Копернику.

Роль Док. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники пла­нет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

■ Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной систе­мы. Глобус. Фотографии планет Солнечной систе­мы.

■ Практические работы

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Тема 3. Земля (17 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Сов­ременные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Зем­ная кора. Различие по толщине материковой и оке­анической коры. Горные породы. Минералы, полез­ные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явле­ния: землетрясения, извержения вулканов, гейзе­ры.

Вещества в окружающем мире и их использова­ние человеком. Примеры веществ, простые и слож­ные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения ве­ществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характерис­тика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхно­стью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состоя­ние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Со­леность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых орга­низмов. Особенности расположения Земли в Солнеч­ной системе, ее вращение, строение, обеспечиваю­щие возможность жизни на планете.

■ Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Приме­ры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при про­хождении его через призму).

■ Практические работы

Описание и сравнение признаков 2—3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Ис­следование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).

Наблюдение погоды, измерение температуры воз­духа, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Тема 4. Жизнь на Земле (16 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; рас­цвет древних пресмыкающихся; птицы и зве­ри прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цито­плазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и жи­вотного организмов. Половые клетки. Оплодотворе­ние.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, бес­позвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организ­мов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знаком­ство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешан­ные и широколиственные леса, травянистые равни­ны — степи и саванны, пустыни, влажный тропиче­ский лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхно­сти и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

■ Практические работы

Определение (узнавание) наиболее распростра­ненных растений и животных с использованием раз­личных источников информации (фотографий, ат­ласов-определителей, чучел, гербариев и др.)

Исследование влияния температуры, света и влаж­ности на прорастание семян. Примеры приспособле­ний растений и животных к среде обитания. Зна­комство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Тема 5. Человек на Земле (15 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и авст­ралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходя­щий. Человек разумный (неандерталец, кроманьо­нец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антаркти­ды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парни­ковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пу­ти сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологиче­ские проблемы: сохранение биологического разнооб­разия, борьба с уничтожением лесов и опустынива­нием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Сре­да обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуаци­ях природного происхождения. Простейшие спосо­бы оказания первой помощи.

■ Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Практические работы

Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачеб­ной помощи.

Резервное время — 5 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по3 - 4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;




  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Тематическое планирование по природоведению 5 класс.

70 часов, 2 часа в неделю, 5 часов – резерв.




Дата

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Цели к разделу

Понятия, термины

Необходимое оборудование

I

1

2

3






Изучение природы

Науки о природе.

Методы изучения природы

Оборудование для научных исследований



3

1

1

1



1.Дать представление об основных науках и методах их исследования.

2. Формировать умение пользоваться оборудованием для исследований.

3. Воспитывать бережное отношение к природе Земли.

Биология, физика, химия, геология, экология, астрономия.



Спиртовка, штатив, пробирка, колбы, микроскоп, зажим

II

4
5

6

7-8
9

10

11

12

13-14

15

16

17




Вселенная

Что такое Вселенная? Как древние люди представляли вселенную?

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

От Коперника до наших дней

Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.

Планеты гиганты.

Астероиды. Кометы.

Метеоры. Метеориты.

Спутники планет.

Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда.

Многообразие звёзд. Созвездия.

Галактики.

Обобщающий урок по теме «Вселенная».

14

1
1

1

2
1

1

1

1

2

1

1

1


1.Сформировать у учащихся представления о строении Вселенной.

2.Познакомить с современной моделью Вселенной, составом Солнечной системы, с галактиками, с многообразием звёзд.

3.Научить учащихся проводить наблюдения за положением звёзд на небе, находить Полярную звезду, ориентироваться по звёздам.

4.Воспитывать целеустремлённость, любознательность и трудолюбие.



Вселенная, Солнечная система, планета, астероид, комета, метеор, метеорит, звезда, созвездие, галактика, световой год.


Схема строения Солнечной системы, карта звёздного неба, глобус, атласы, карта полушарий.

III

18-19

20

21
22

23

24

25-26

27-28

29-30

31

32-33

34





Земля.

Возникновение Земли.

Внутреннее строение Земли.

Горные породы, минералы,

полезные ископаемые.

Вещества.

Многообразие явлений природы.

Землетрясения. Вулканы.

Суша планеты.

Воздушная одежда Земли

Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.

Воды суши.

Уникальность планеты Земля.

Обобщающий урок по теме «Земля»

17

2

1

1
1

1

1

2

2

2

1

2

1

1.Познакомить учащихся с разными гипотезами происхождения Земли, особенностями её внутреннего строения, с движениями земной коры.

2.Раскрыть особенности суши, воздушной и водной оболочек Земли.

3.Формировать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

4.Обосновать необходимость бережного отношения к окружающей среде, рационального использования природных ресурсов.


Ядро, мантия, земная кора, рельеф, горная порода, минерал, землетрясение, вулкан, континент,

Атмосфера, архипелаг, погода,

Климат, гидросфера, мировой океан.


Портреты учёных, физическая карта полушарий и России, коллекция горных пород, схема строения вулкана, климатическая карта мира, таблицы.

IV

35

36

37

38

39
40

41

42
43

44

45-46

47-48

49

50




Жизнь на Земле.

Развитие жизни на Земле.

Животные прошлого.

Живые клетки.

Строение клетки.

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

Многоклеточные организмы (грибы, растения).

Беспозвоночные и позвоночные животные.

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда.

Водная среда.

Почвенная среда.

Жизнь на разных материках.

Природные зоны Земли.

Жизнь в морях и океанах.

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле».

16

1

1

1

1

1
1

1

1
1

1

2

2

1

1

1.Дать представление о развитии жизни на Земле.

2.Показать многообразие живых организмов и сред их обитания.

3.Познакомить с организмами разных материков.

4.Прививать навыки изготовления микропрепаратов и пользования микроскопом.

5.Воспитывать бережное отношение к богатствам Земли.



Клетка, одноклеточные и многоклеточные организмы, царства живой природы, оболочка, цитоплазма, ядро, бактерии, простейшие, грибы, растения, животные, природные зоны Земли, сообщества морей и океанов.

Микроскоп, микропрепараты, таблицы, модель строения клетки, комнатные растения, гербарии, зоогеографическая карта, карта природных зон.

V

51

52-53

54
55

56

57

58
59

60

61

62

63

64

65






Человек на Земле.

Происхождение человека.

Первые люди.

История географических открытий. Открытие Америки.

Открытие Австралии и Антарктиды.

Великие путешественники.

Как человек изменил Землю.

О кислотных дождях, об озоновой дыре,

парниковом эффекте.

Жизнь под угрозой.

Не станет ли Земля пустыней?

Меры сохранения жизни на Земле.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Ядовитые животные и растения

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле».

Обобщение знаний за курс природоведения

5 класса

15

1

2

1
1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1.Сформировать представления о происхождении человека.

2.Расширить знания учащихся о методах изучения природы.

3.Сформировать представления о географических открытиях материков.

4.Совершенствовать умения работать с картами, анализировать их.

5.Воспитывать гордость за своих соотечественников.


Человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный, неандерталец, кроманьонец, естественные науки, наблюдения, эксперимент, измерение, биологическое разнообразие, опустынивание, биология, экология, география, геология, физика, химия.

Карта географических открытий, портреты путешественников, лупы, микроскопы, часы, оборудование для химической лаборатории, рисунки учебника.

Литература
1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программа основного общего образования по природоведению. 5 класс. / Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология, 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010

2. Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение. 5 класс». Учебник - М.: Дрофа, 2009.

3. Дорогань Л.В. Природоведение. 5 класс: метод. Пособие к учебнику А.А. Плешакова, М.: Дрофа, 2010

4. Семенцова В.Н. Природоведение. Технологические карты уроков. Санкт-Петербург: Паритет, 2001

5. Парфилова Л.Д. Контрольные и проверочные работы по природоведению. 5 класс М.: Экзамен, 2006

6. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2008.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету природоведение класс 5 iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение...
Рабочая программа по предмету природоведение класс 5 iconРабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение 5 класс». – М.: дрофа,...
Рабочая программа по предмету природоведение класс 5 iconРабочая программа по предмету природоведение
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования умк н. И....
Рабочая программа по предмету природоведение класс 5 iconРабочая программа по природоведению (базовый уровень)
Суховой Т. С. и Строганова В. И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11...
Рабочая программа по предмету природоведение класс 5 iconРабочая программа по предмету «природоведение»
Биология 5- 11 класс (авт сост. А. Е. Андреева и др./ под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой) – М.: «Мнемозина», 2008. Авторы –...
Рабочая программа по предмету природоведение класс 5 iconРабочая программа по учебному предмету «Природоведение» 5 класс
Мо учителей естественного цикла мбоу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
Рабочая программа по предмету природоведение класс 5 iconРяскина Оксана Алексеевна Предмет: природоведение (естествознание)...
Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение», 5 класс; рабочая...
Рабочая программа по предмету природоведение класс 5 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение...
Рабочая программа по предмету природоведение класс 5 iconПриродоведение, 5 класс Аннотация к рабочей программе
«Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Рабочая программа по предмету природоведение класс 5 iconРабочая программа по предмету «Биология. Общие закономерности»
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Рабочая программа по предмету природоведение класс 5 iconХvi международная научно-практическая конференция "экономика природопользования и природоохраны"
Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение», 5 класс; рабочая...
Рабочая программа по предмету природоведение класс 5 iconУрок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней»
Курс «Природоведение» 5 класс Плешаков А. А., Сонин Н. И., учебник Природоведение 5 класс, издательство Дрофа
Рабочая программа по предмету природоведение класс 5 iconРабочая программа По природоведению для 5 класса «Природоведение через путешествие»
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа,...
Рабочая программа по предмету природоведение класс 5 iconРабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса
Рабочая программа предназначена для изучения природоведения в 5 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Плешаков,...
Рабочая программа по предмету природоведение класс 5 iconРабочая программа по природоведению. 5 класс. Пояснительная записка
Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007. «Табигать белеме. 5 класс». Казан.: Мәгариф,...
Рабочая программа по предмету природоведение класс 5 iconПлешаков А. А. Природоведение. 5 класс: учеб для общеобразовательных...
«Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск