Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней»





Скачать 103.69 Kb.
НазваниеУрок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней»
Дата публикации31.07.2014
Размер103.69 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней»
учителя географии первой квалификационной категории МБОУ СОШ №11 Л.Ю. Кобзак

(Курс «Природоведение» 5 класс Плешаков А.А., Сонин Н.И., учебник Природоведение 5 класс, издательство Дрофа)
Цель урока: познакомить учеников с деятельностью Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея, а также с их вкладом в науку.
Задачи урока:
1. Образовательные:

  • разъяснить ученикам отличия модели Коперника от современной модели Вселенной;

2. Развивающие:

развивать интеллектуальный и эмоциональный потенциал учащихся, развивать языковые и познавательные способности, готовность к коммуникации, обучать абстрактному мышлению, умению сравнивать и обобщать;

3. Воспитательные:

физическое воспитание: сменять один вид деятельности другим, следить за осанкой;

эстетическое воспитание: воспитывать умение выступать перед аудиторией и высказывать свое мнение, воспитывать любовь к природе на примере великих ученых.
Оборудование: презентация, рисунки Вселенной, Земли и Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие модель Вселенной Коперника, модель вселенной в современном представлении, учебник Н.И. Сонина и А. А. Плешакова «Природоведение» 5 класс, портреты Бруно, Галилея и Н. Коперника.
План-конспект урока.


Этапы урока и их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма взаимодействия

I этап: организационный

Ученики входят в класс и получают цветные фишки







II этап: повторение

- Ребята какую часть природоведения мы с вами начали изучать?

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

А как усвоили вы эту тему мы проверим, выполнив небольшой тест.

Вопросы теста

(Смотри приложение)

Оценивание работ.

Слушают учителя.

Фронтальная


Самостоятельная

III этап: изучение нового материала

1.Актуализация знаний.


Ответьте на вопросы:

- С моделями каких ученых мы познакомились на прошлом уроке?

- В чем сходство и различие этих систем?



Фронтальная


2. Целеполагание

и мотивация.



- Как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

- Как вы думаете, что сегодня мы должны узнать на уроке?

Долгое время преобладала система мира, которую предложил Клавдий Птолемей. Но благодаря развитию мореплаванья в XIV – XVI веках изменилась карта мира. Так, Фернан Магеллан доказал, что планета шарообразная.

(Карл V назначил Магеллана адмиралом и руководителем экспедиции в составе 265 человек и пяти кораблей - «Тринидад», «Сан Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго». Магеллан 20 сентября 1519 года вышел в далекое плавание из гавани Санлукарде Баррамеда и направился на запад.

- На доске представлены портреты 5 ученых. С какими из них мы еще не встречались на уроке природоведения?

От Коперника до наших дней.
Какие ученые перевернули представления о Вселенной?
Слушают учителя.


Фронтальная


3. Осознание и осмысление учебной информации

Работа с научным текстом.


Какие же ученые перевернули представления о Вселенной?

На доске представлены портреты 5 ученых. С какими из них мы еще не встречались на уроке географии?

3 ученых – три направления. Но в теме нашего урока сказано «до наших дней». Какое направление мы должны еще рассмотреть?

4 направления- 4 группы.

1.- Николай Коперник;

2.- Дж. Бруно;

3.- Галилео Галилей;

4.- Современная наука.

Работа с научным текстом по группам.

Вопросы для групп:

  1. Чем система мира, созданная Коперником, отличалась от системы мира по Птолемею?

  2. Каковы заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной?

  3. Какой вклад внес Галилей в изучение строения Вселенной?

  4. Какую модель Вселенной предлагает современная наука?

При чтении текста поставьте (!) около того места, где вам было интересно и ново.

1 группа подчеркивает ответ синим карандашом,

2 группа красным карандашом,

3 группа зеленым карандашом,

4 группа желтым карандашом.



Работа с научным текстом с. 29-31
Ученики читают научный текст, находят ответ на поставленный вопрос, подчеркивают его в тексте.


Фронтальная

Работа в группах



4. Физ. минутка.



Зарядка для глаз по теме «Космос»

Коллективная



  1. Работа в группах



  1. Чем система мира, созданная Коперником отличается от системы мира по Птолемею?



  1. Каковы заслуги Дж.Бруно в развитии взглядов о Вселенной?




  1. Какой вклад внёс Галилей в изучение строения Вселенной?




  1. Какую модель Вселенной предлагает современная наука?

Земля обращается вокруг Солнца. Центром мира является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей.

Звезды неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца.

Вселенная бесконечна, она не имеет и не может иметь единого центра. Солнце – центр Солнечной системы. Но само оно – одна из множества звезд, вокруг которых обращаются планеты.
Галилео Галилей впервые использовал телескоп. Открытие Галилеем спутников Юпитера.

Современная наука предполагает такую модель …


Индивидуальная, коллективная



6. Рассказ учителя

5. Современный этап развития


С тех пор прошло много времени, за которое были открыты новые планеты, усовершенствованы методы исследования небесных тел, улучшена техника, которая используется в наблюдении.

6. Запуск первого спутника


Более сорока лет назад человечеству даже удалось сделать первый шаг за пределы Земли, были созданы спутники и космические ракеты. В 1957 году был запущен самый первый космический спутник в околоземное пространство, благодаря чему ученые могли вести наблюдения без искажений. Эти искажения появлялись из-за того, что атмосфера нашей планеты может задерживать излучения некоторых небесных тел, вследствие чего данные получались неточные.

7. Животные-космонавты


3 ноября 1957 года на околоземную орбиту отправился первый космический путешественник – это была собака Лайка (рис.5). 19 августа 1960 года были отправлены собаки Белка и Стрелка (рис. 6), которые провели 24 часа на орбите, а вернулись на Землю в специальной катапультирующей капсуле.

8. Человек на околоземной орбите


Прорывом в развитии изучения космоса был полет первого человека, который был осуществлен 12 апреля 1961 года. Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (рис.7) провел сутки на околоземной орбите, в течение которых было изучено, как человек ведет себя в космосе и как чувствует себя в условиях невесомости.

9. Модель Вселенной, представленная современными учеными


Проанализировав полученные данные, ученые, предлагают такую модель Вселенной: наша Солнечная система входит в состав галактики под названием «Млечный путь» (рис.8). В свою очередь галактики образуют скопления (рис.9) и сверхскопления (рис.10). 

Слушают учителя.





III этап: заключительный

1. Подведение итогов

2. Рефлексия.



Сегодня на уроке мы познакомились с тремя великими учеными 16 в. Они внесли огромный вклад в науку. Да, они испытывали гонения со стороны неверующих им людей, но сейчас мы вполне можем отдать им должное и сказать, что и взгляды и доводы сильно помогли.

Верны ли утверждения. (см. Приложение)



Учащиеся отвечают на вопросы.

Индивидуальная, коллективная


Приложение 1


Верны ли утверждения.


  1. Много веков в науке о Вселенной господствовало учение Птолемея.




  1. По мнению Коперника, звезды неподвижны и образуют сферы, ограничивающие Вселенную.



  1. Николай Коперник был сторонником системы Птолемея.



  1. Итальянский ученый Дж.Бруно считал Солнце одной из звезд, вокруг которой обращаются планеты.



  1. Николай Коперник первым предложил, что Земля обращается вокруг Солнца.



  1. Дж.Бруно первым использовал телескоп для изучения небесных тел.



  1. Г.Галилей открыл спутники Юпитера.



  1. Дж.Бруно и Г.Галилей развивали учение Н.Коперника.


Приложение 2
Фамилия, имя ____________________________________________________

1. Сформулируйте и запишите определение.

Вселенная - это _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________
2. Закончите подписи к рисункам.




Вселенная в представлении древних _______________



Вселенная в представлении древних ________________




Вселенная в представлении древних _________________

3. Допишите предложение.

Великий математик Пифагор первым высказал предположение, что Земля _______________________________________________________

4. Свои взгляды об устройстве мира этот древнегреческий ученый

изложил в 13 томах труда “Великое математическое построение астрономии”.

А) Джордано Бруно

Б) Галилео Галилей

В) Аристотель

Г) Птолемей

5. Кому из ученых принадлежит такая модель Вселенной?

А) Аристотелю

Б) Пифагору

В) Птолемею

Г) Самосскому

6. Древнегреческий ученый, считавший, что центр Вселенной не Земля, а Солнце.

А) Пифагор

Б) Галилео Галилей

В) Коперник

Г) Самосский

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» iconИсследование по теме «Праздники школы 443»
Цель: собрать материал о школьных праздниках, которые проводились у наших родителей и сравнить их праздниками наших дней
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» iconУрок по природоведению в 5 классе по теме: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»
Автор работы: Худык Ксения Николаевна, учитель природоведения мбоу кордовской сош №14
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» iconЛитература: История биология (с древнейших времен до наших дней)
История биология (с древнейших времен до наших дней). Под ред. С. Р. Микулинского, Изд-во "Наука", Москва, 1972
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» iconХанты Мансийский автономный округ Югра Кондинский район Леушинская...
«Котя котенька коток — серенький хвосток». До наших дней дошло много примет и суеверий про кошек. Один из сохранившихся обрядов,...
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» iconУрок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян»
Цель урока: выяснить, какими способами могут распространяться плоды и семена, какие у них есть для этого приспособления
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Введение в изучение истории, 5 класс. / История с древнейших времён до наших дней: под общей редакцией Майков А. Н. М.: Вентана-Граф,...
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» iconУрок по природоведению в 1-м классе по теме «откуда в наш дом приходит вода»
Вода – знакомая незнакомка (сборник методических рекомендаций для учителей начальных классов) / Составитель: Пасынок Ю. Ю
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» iconУрок истории в 4-м классе по теме: «900 дней и ночей»
Цели: 1) Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значение исторических событий 1941-1944г. (блокады Ленинграда)
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» iconУрок алгебры в 8-м классе по теме "Квадратный корень из произведения и дроби"
Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь, ведь от улыбки станет всем теплей, поднимется...
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы «История с древнейших времен до наших...
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» iconУрок в 5 классе по теме «Степень числа»
Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» iconУрок в 9-м классе по теме: "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» iconУрок в 5 классе по теме «Красота родной природы»
Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,...
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» iconУрока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск