Скачать 0.59 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 ВОДА – ЗНАКОМАЯ НЕЗНАКОМКА (сборник методических рекомендаций для учителей начальных классов) г. Южно-Сахалинск, 2011 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 Вода – знакомая незнакомка (сборник методических рекомендаций для учителей начальных классов) / Составитель: Пасынок Ю.Ю. г. Южно-Сахалинск УРОК ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 1-М КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОТКУДА В НАШ ДОМ ПРИХОДИТ ВОДА» Цели:
Оборудование: таблицы, капельки, Муравьишка, конверт, плакат. ХОД УРОКА I. Организационный момент Проверка готовности к уроку. Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность. - Пожелайте друг другу удачи на уроке. (Хлопают по ладоням соседа со своими пожеланиями). - Сегодняшний урок начнем с загадок: Не конь, а бежит Не лес, а шумит (Река). Кругом вода, А с питьем - беда (Море) II. Повторение изученного - На прошлом уроке мы с вами говорили о реках и море. С какими реками мы с вами познакомились? Москва Осетр Ока Волга Каспийское море - Куда впадают реки? (Каспийское море). - Чем отличается речная вода от морской? (В реке вода пресная, т.е несоленая, а в море соленая). - На берегу какой реки мы с вами живем? (Волга). А вот ребята приготовили вам стихотворение, которое называется "Волга". Волга Вот и вьюга сегодня примолкла Присмирев, улеглась на покой Просыпается солнце за Волгой, За великою Русской рекой. Волга дремлет, молчат пароходы И не видно сигнальных огней Сколько грузов и сколько народу Проплывало недавно по ней Как буксиры тут бегали бойко, Отражаясь в воде голубой, По реке на великие стройки Караваны ведя за собой! А навстречу им шли нефтевозы Из Закаспия, издалека… И до первых декабрьских морозов Не хотела сдаваться река - Почему Волгу зовут кормилицей? (Потому что на ней что хочешь найдешь: машины и грузовые, и легковые - “Волга”, “ГАЗ-69”, пароходы, теплоходы, ракеты “Метеор”, “Вихрь”; везут пшеницу, нефть, сборные дома, одежду, станки и рыбу. Волга дает электрический ток). - Молодцы. III. Новая тема - Посмотрите в это время появился Муравьишка-Вопросик. Он благодарит вас за то, что вы так много знаете о своей реке. Он принес вам письмо. (В конверте стихотворение). Читает учитель: Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды - Жить нельзя нам без … (воды). - Кто сегодня утром пользовался водой? - На какой вопрос мы будем отвечать? (Доска: Откуда в наш дом приходит вода?) Физкультминутка На болоте 2 подружки, 2 зеленые лягушки Утром рано умывались Полотенцем растирались Ножками топали Ручками хлопали IY. Путешествие капельки воды - Сегодня у нас снова урок-путешествие, нашим гидом-экскурсоводом будет вот такая замечательная девочка Капелька. Это капелька воды, и она поможет нам узнать, откуда берется вода в нашем доме. (Таблица на доске). - Это наш дом. На кухне мама моет посуду, папа принимает душ. Они пользуются водой. - Откуда же вода в кране берется? Где вообще “живет” вода? (В озере, реке, море). - Откуда приходит вода к жителям: из озера, реки или моря? (Из реки Волги). - Итак, путешествие начинается. (Закрепить капельку на реке). - Можно ли пить речную воду? - Почему нельзя? - Как вода может загрязниться? (Заводы - отходы, речной транспорт). - Что может случиться, если пить такую воду? (Заболеть). - Что же делать? (Для питья можно воду фильтровать. А для очистки большого количества воды используются очистительные сооружения - станции очистки воды). (Капелька перемещается). - На станции вода проходит через несколько фильтров и становиться чистой и прозрачной (верхняя капелька снимается, внизу голубая). - Такая вода по трубам поступает в наши дома, мы ее используем. - Куда же девается использованная вода, грязная вода? (Через очистные сооружения снова в реку). - Зачем чистить воду второй раз, перед речкой? (Очистить, чтобы в реек вода была чистая и всем речным жителям хорошо жилось). - Если воду не очищать, наша голубая капелька превращается вот в такую Злючку-Грязнучку, она очень злая, потому, что грязная, и всем вредничает. - Кому она может принести вред, если окажется в реке? (Растениям, рыбам, речным жителям, водным насекомым, человеку). - Давайте проведем Злючку-Грязнучку через фильтры, и, когда она очистится и подобреет, отпустим ее в реку. Физкультминутка Море волнуется раз! Море волнуется два! Море волнуется три! Морская фигура замри! Y. Закрепление по теме - Давайте теперь еще раз убедимся, что загрязненную воду можно очистить на очистных сооружениях. 2 стакана с загрязненной водой и фильтр (марля). Один стакан воды пропускается через фильтр. Затем вода в стаканах сравнивается. Вывод: Загрязненную воду можно очистить. YI. Работа по учебнику (С.44) - Кто может рассказать о путешествии капельки по картинке в учебнике? YII. Работа в тетради (С. 18) - Покажите синим карандашом путь воды из реки до станции очистки, от станции до дома, а коричневым путь от дома до очистных сооружений, а затем вновь синим от очистных сооружений до реки. YIII. Итог урока - Откуда в наш дом приходит вода? - Куда она уходит? - Что вы можете сделать, чтобы Злючка-Грязнучка не поселилась в нашей реке? УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1-М КЛАССЕ «СВОЙСТВА СНЕГА И ЛЬДА» Задачи.
Оборудование: 2 стакана с тёплой водой, набор цветной бумаги, снег, лёд тонкий и кусочками, газета, кусочек стекла. Ход урока I. Введение в тему. Откройте учебники стр. 48 (учебник А. А. Плешакова “Мир вокруг нас” 1 класс). Прочитайте загадки. Отгадайте. Что принёс нам на урок Снеговик? (Льдинку, снежинку.) О чём он нас просит, прочитайте. (Изучим свойства снега и льда.) Опыт: На учительском столе стоят 2 стакана с тёплой водой. По просьбе учителя ученик подходит к столу и на ощупь определяет температурное различие снега, льда и стаканов с водой. Что произойдёт со снегом и льдом, если они попадут в тёплую воду? (Они растают.) Проверим ваше предположение. Учитель кладёт в стаканы по кусочку снега и льда и, держа в руках, показывает детям. Снег и лёд быстро тают. Какой вывод можно сделать? (Ответы детей.) Прочитаем вывод в учебнике на с. 48. Во что превратились снег и лёд? (В воду.) II. Практическая работа. На каждую парту учитель и дежурные раздают в заранее заготовленные блюдца снег и лёд Сравнение снега и льда но цвету. Рассмотрите снег и лёд. Определите их цвет. Дети определяют, что снег белый. Учитель берёт комочек снега и белую бумагу. Дети убеждаются, что они правы в определении цвета. Можно ли сказать, что лёд белый? Чаще всего первоклассники затрудняются назвать лёд бесцветным. Хотя, не исключено, что кто-то из детей сможет ответить правильно, тогда последующая работа не потребуется. Помогая учащимся овладеть понятием “бесцветный”, можно показать голубую, серую, жёлтую и другую бумагу. Дети сравнивают её цвет и цвет льда, отвергая такие определения цвета. Наконец, учитель берёт кусочек стекла и предлагает сравнить цвет стекла и цвет льда. Дети приходят к выводу, что лёд и стекло не имеют цвета, т.е. бесцветные. Для закрепления понятия дети читают в учебнике вывод № 2 и в словах-помощниках в сноске находят слово “бесцветный”. Сравнение снега и льда по прозрачности. По просьбе учителя дети кладут на газету тонкий слой снега и пытаются рассмотреть через него газетный текст. Текст, конечно, не видно. Затем смотрят на газету через пластинку льда - текст прекрасно виден. Вывод: Как называются предметы, через которые всё видно? (Прозрачными.)
Сравнение снега и льда по плотности. По заданию учителя дети сжимают в одной руке комочек снега, а в другой - кусочек льда. Снег сжимается - он рыхлый, лёд не сжимается - он плотный. Если снег сильно сжать, он тоже делается плотным. Затем дети сначала втыкают карандаш в снег, потом пробуют воткнуть её в лёд. Делают вывод, что снег рыхлый, а лёд плотный. Читают в учебнике вывод № 4. В заключение первоклассники знакомятся ещё с одним свойством льда - хрупкостью. Вызванный к столу учителя ученик или сам учитель роняет на стол пластинку льда. Лёд раскалывается, значит, лёд хрупкий. На этом практическая часть урока окончена. Весь снег и лёд складывается в раковину или в ведро. На перемене дети ещё раз убеждаются в том, что в тепле снег и лёд тают, превращаясь в воду. III Физкультминутка. “Снежинка”. Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки-балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок Получается снежок. Мы деревья побелили – Крыши пухом замели. Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. Налетел ветерок И умчался весь снежок. IV. Закрепление. Отгадайте загадки. Объясните их смысл. (Читают в учебнике.) Где ещё можно видеть лёд? Есть ли он у нас дома? Откуда берутся снег и лёд? V. Беседа о помощи птицам зимой. Зимой вся земля покрывается толстым слоем снега. Поверхность водоёмов замерзает, превращаясь в лёд. Все ли птицы могут найти для себя необходимый корм зимой? Как помочь птицам пережить это голодное и холодное время. (Дети рассказывают о том, какие кормушки они делают зимой и чем подкармливают птиц.) Рассмотрите птиц на с.56. Знаете ли вы их? Какой корм лежит в кормушке? Рассмотрите рисунки на с.57. Прочитаем текст. VI. Итог урока. Почему птицам трудно найти корм зимой? Откуда берутся снег и лёд? VII. Д/задание (творческое). С. 49 нарисовать сказочную девочку - снежинку и придумать о ней сказку, с.56 раскрасить птиц. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «НА РЫБАЛКЕ» ЦЕЛИ: Образовательные:
Коррекционные:
Воспитательные:
ОБОРУДОВАНИЕ: Сюжетная картинка “На рыбалке”, “рыбки”, “удочка”. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент. Приветствие. Пальчиковая гимнастика. Упражнение: “Скажем друг другу: здравствуй, друг!”. (Дети парами здороваются друг с другом при помощи пальчиков, прикладывают ладошки и говорят: “Здравствуй пальчик, здравствуй пальчик”. Условие: каждый пальчик одного ребенка должен коснуться пальчика другого, мизинец с мизинцем, указательный с указательным и т.д.) II. Основная часть. 1. Стихотворение “РЫБКА И РАК”. а) дети слушают логопеда, б) читают сами в) отвечают на вопросы. (При ответе на вопросы и чтении логопед обращает внимание на правильное и четкое произношение звука “Р” в словах). РЫБКЕ РАК - НИ ДРУГ, НИ ВРАГ. РЫБКЕ ВРЯД-ЛИ СТРАШЕН РАК. РЫБКЕ СТРАШЕН ЧЕРВЯЧОК, ЧТО НАСАЖЕН НА КРЮЧОК. - О ком идет речь в этом стихотворении? (О рыбке и раке) - Где живут рыбки и рак? (В реке, озере, море, пруду) - Чего боится рыбка? (Червячка на крючке) - А кто насаживает на крючок червячка? (Рыбак) 2. Объявление темы занятия. - Сегодня мы будем говорить о рыбах и рыбаках. - Что такое рыба и кого называем рыбаком? (Ответы детей) Игра: “СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ” - Подберите и назовите родственные слова к слову “Рыба”. РЫБА- рыбак, рыбачья лодка, рыболов, рыбачить, рыбье место, рыбный суп. 3. Игра “РЫБОЛОВ”. (На полу разбросаны “рыбки” – фигурки из бумаги и скрепки, на них крупно написаны слова: рыба, жабры, брюшко, карась, икра, чешуя, мальки, щука, пескарь, плавники, дети при помощи “удочки” - ручка, веревочки и магнитика “ловят” слова). - “Поймайте” “рыбки” со словами на звук “Р” и прочитайте их. (Дети “ловят” и четко проговаривают слова со звуком “Р”: рыба, жабры, брюшко, карась, икра, пескарь ). - В каких словах нет звука “Р”? (чешуя, мальки, щука, плавники) - На какие еще две группы можно разделить эти слова? (название рыб и частей тела рыб). - Назовите эти две группы (рыба, карась, мальки, щука, пескарь и жабры, брюшко, икра, чешуя, плавники ). - По какому признаку мы можем еще разделить данные слова? (на слова, где звук “Р” звучит твердо - это рыба, жабры, икра и мягко- это брюшко, карась, пескарь). - Объясните, почему? (согласный звук смягчают “Ь” знак и буква “Ю”) (При выполнении задания логопед постоянно следит за правильным и четким произношение звука “Р” в словах, каждый ребенок повторяет все слова, четко и утрированно проговаривает заданный звук). 4. Физкультминутка. А) Упражнение на развитие общей моторики: “РЫБКА” (координация речи с движением тела и рук).
Упражнение выполняем до 3-х раз Б) Дыхательная гимнастика: “ДЫШИМ КАК РЫБЫ” - Покажите, как и чем дышит рыба в воде (Жабрами) (вдох носом - выдох ртом). А как и чем дышит рыба без воды? (Ртом) (вдох ртом – выдох ртом) Как дышит рыба, когда опять попала в воду? (Жабрами) (Вдох носом - выдох ртом) Как правильно нужно дышать? (Делать вдох носом - выдох ртом) (Вдох носом – выдох ртом). Упражнение выполняем до 3-5 раз. |
Урок по теме: «Куда текут реки. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит» Задачи: образовательные: расширить знания детей о реках и морях; познакомить с природными источниками воды, используемыми в быту | С. М. Зырянов Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... | ||
Заявка на участие Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... | Говинда-дас Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... | ||
Рекомендательное письмо Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... | Литература 1 Основная Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... | ||
Требования к оформлению статей Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... | Крот Павел Викторович Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... | ||
Конкурс проектов Вводные положения Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... | Программа предметного кружка "Я исследователь" Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... | ||
Сборник статей по применению аппарата полимаг-01 Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... | Сергей Георгиевич Кара Мурза Потерянный разум Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... | ||
В г. Магадан 20-21 марта 2013г. Генеральный спонсор семинар Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... | 1) Institute of Organic Chemistry, Leninskiy Prospect 15, Moscow, Russia. (2) Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... | ||
Публикациях автора: Статьи в рецензируемых изданиях, входящих в перечень вак Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... | Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... |