Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life





НазваниеNathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life
страница1/29
Дата публикации31.08.2013
Размер3.07 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Философия > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29



Nathan Schwartz-Salant

The Black Nightgown

The Fusional Complex and the Unlived Life

Chiron Publications Wilmette, IL, 2007

Натан

Шварц-Салант

Черная ночная рубашка

Комплекс слияния и непрожитая жизнь

Институт консультирования и системных решений

Москва 2008

УДК 159.9.072

ББК88

ШЗЗ

Перевод с английского: К. Мелик-Ахназарова Научная редакция: В. Калиненко

Шварц-Салант Натан Ш 33 Черная ночная рубашка. Комплекс слияния и непрожитая жизнь. — М.: Институт консультирования и систем­ных решений, 2008. — 237 с.

ISBN 978-5-91160-014-3

Книга всемирно известного юнгианского аналитика Натана Шварц-Саланта посвящена новой концепции комплекса сли­яния - итогу размышлений автора над природой глубинных аспектов межличностного взаимодействия. Рожденная в «лабо­ратории» аналитического пространства, эта концепция станет важнейшим инструментом психолога, позволяющим осмыс­лить трудно уловимые, остающиеся обычно неосознаваемыми процессы в поле взаимодействия пациента и аналитика, в пере­носе-контрпереносе - процессы, зачастую решающие для исце­ления и вступления на путь индивидуации. Адресуется психо­терапевтам и психологам, интересующимся бессознательными процессами в человеческом общении.

© Nathan Schwartz-Salant, 2007
© Пер. К.Мелик-Ахназарова, 2008
© Институт консультирования и

ISBN 978-5-91160-014-3 системных решений, 2008

Посвящается моим анализируемым, чье мужество, страдания, озарения и щедрость сделали возможным появление этой книги

Содержание

Предисловие к русскому изданию 9

К читателю 13

  1. Приметы хаоса 15

  2. Восприятие: незримый мир комплекса слияния 33

  3. Раскрытие комплекса слияния 47

  4. Вездесущность 65

  5. Тонкое тело души: защитный покров внутренней жизни 81

  6. Трансформирование суррогатной кожи 91

  7. Черная ночная рубашка 99

  8. Раскрытие фантазий, страха и ярости 111

  9. Отвращение, обвинение и передача 125




  1. Архетипическое ядро комплекса слияния 136

  2. Комплекс слияния в творчестве 149

  3. По ту сторону самости 167

Приложение А. Различные подходы: с точки зрения теории
развития и с точки зрения имагинативного поля 191

Приложение Б. Комплекс слияния и поле:

«Руководство для озадаченных» 199

Примечания 207

Литература 233

7

Предисловие к русскому изданию

Приятно писать предисловие к русскому изданию моей книги «Черная ночная рубашка». В ней я ввожу новую концепцию, которую называю «комплексом слияния». В определенных отношениях феноменология, покрываемая этой концепцией, сходна с аутичными состояниями созна­ния нормальных в других обстоятельствах людей, исследованными нео-кляйнианскими авторами, такими, как Франсиз Тастен и Юдифь Митрани, а также напоминает то, что психоаналитик Томас Огден называет «состоянием, смежным с аутичным». Я упоминаю об этом, т.к. прочтение этих трудов, выстроенных согласно модели развития, может стать клинически полезным способом подхода к материалу моей книги. Но я говорю об этих не-юнгианских авторах еще и по­тому, что именно в их работах я нашел способ уловить тот сходный с аутичными состояниями материал, который смущал меня в моей собственной клинической практике. И в этом процессе я тогда смог идентифицировать область, не охватываемую подходом этих авто­ров, а также нашел разные способы поразмыслить о заинтересовав­ших меня феноменах. Так возникла концепция комплекса слияния.

Термин «комплекс», используемый для описания материала, можно оспорить. Поскольку по своей природе комплекс слияния может отличаться от того, как обычно переживается комплекс, я об­наружил, что использование мною понятия «комплекс» может даже фрустрировать человека, приступающего к изучению данного ма­териала. Например, комплекс по определению нарушает внимание, и это значит, что эго существует до определенной степени отделен­ным от комплекса, по крайней мере, пока комплекс не констеллиру-ется, перейдя из латентного в актуальное состояние. Но материал, охватываемый комплексом слияния, относится к состоянию души и тела, существовавшему ещё до разделения на противоположнос­ти. Мы встречаемся с таким же уровнем в алхимической литерату-

9

ре в понятии prima materia — первичной материи, существовавшей «До второго дня творения», с очевидными отсылками к библейской истории «Бытия».

Посредством того, что я называю комплексом слияния, мы пере­живаем ощущение некой тяги к мыслям или тонкому телу другого человека, так что формируется некое хаотичное или клейкое слия­ние, но одновременно присутствует и полное отсутствие связи.

Область, в которой бытует тенденция к слиянию— это промежу­точный мир, и для его описания я использовал идею о тонком теле. В равной степени я мог бы, базируясь на работах моей жены в этой об­ласти, назвать описываемую область «эмоциональным телом». У пос­леднего наименования есть преимущество — оно укладывается в тра­диционную матрицу тело-душа-дух и делает акцент на эмоциональной природе промежуточного мира при активации комплекса слияния.

Одновременность тяги к слиянию и состояния не связанности с другим (или с самим собой) вообще — невероятна, и это еще в боль­шей степени так для рационального, перспективного эго. Даже, не­смотря на хаотичность измерения слияния, мы все же чувствуем, или верим, что некое ощущение связи присутствует. Но затем вдруг пере­живаем полное отсутствие связи, как если бы два человека находились в параллельных вселенных. Такое осознание появляется с особенной отчетливостью тогда, когда мы рассматриваем взаимодействие на ментальном уровне рационального эго. И оказываемся одновременно связанными и разъединенными — это логическая невозможность.

Поначалу может показаться, что лучше было бы использовать термин «поле слияния», а не комплекс, потому что способ пережи­вания указанного феномена — это взаимное переживание поля. И равным образом, можно усомниться в термине «слияние», который обычно наделен или позитивными нюансами или, по крайней мере, может рассматриваться как регрессивное состояние. Но регрессив­ное состояние отличается от того, с чем мы встречаемся при ком­плексе слияния: от него можно сепарироваться, не испытывая тре­вожности психотического уровня.

Знакомясь с концепцией комплекса слияния, мы видим структу­ру, которую можно назвать «протокомплексом» — структуру, еще не дифференцировавшуюся на противоположности, которые мож­но переживать как отдельные внутри трехмерной схемы «внутрен­него» и «внешнего». Этот «комплекс», таким образом, лишь начи­нает приобретать форму, но, как только человек лучше знакомится с феноменологией комплекса слияния, он (или она) начинает узна­вать в нем комплекс в более нормальном смысле. Тогда, например, фраза: «У него сильный комплекс слияния», — становится утверж­дением, обладающим клиническим смыслом. Более того, обычное

10

понятие комплекса, имеющего ассоциации, архетипическое ядро, поведенческие паттерны, соматические аспекты и являющегося потенциальным источником информации и понимания, становит­ся все более значимым. Для меня это вкупе с выделенными ранее характеристиками оправдывает преимущество выбора термина «комплекс слияния» в сравнении с другими возможными термина­ми, такими, как поле слияния или стадия слияния.

Терминологический вопрос здесь подобен тому, с чем мы встре­чаемся при употреблении термина «проекция». Имеет смысл гово­рить о проекции лишь тогда, когда в субъект-объектных отношениях возникло состояние архаичной идентификации, а значит — потреб­ность взять проекции назад в сферу осознанности субъекта. Таким образом, проекция — это «процессуальное понятие», что справед­ливо также и для комплекса слияния.

Кроме того, можно видеть комплекс слияния и в спектре со­стояний, описываемых в алхимии как coniunctio; Юнг исследовал эти вопросы в своих зрелых трудах. В своем позитивном смыс­ле coniunctio это совокупность переживаемых в «промежуточном мире» тонкого тела состояний «втянутости» в эмоциональное и физическое тело другого человека, а затем обратного выведения на дифференцированный, субъект-объектный уровень переживания, при том, что оба состояния существуют как ритмическая последо­вательность. Достижение этого — подлинное свершение, и путь к нему сопровождается чрезвычайно хаотичными состояниями, из­вестными в алхимии как nigredo.

Coniunctio— чрезвычайно целительное переживание, особенно в отношении того, что может быть воспринято (неординарным воспри­ятием) как ущерб тонкому телу человека, вызванный травматическим опытом. Часто появляющаяся в результате травмы и сохраняющаяся в течение всей жизни чрезмерная уязвимость к эмоциям других или к факторам окружения может быть исцелена посредством пережива­ния coniunctio. И coniunctio порождает либидо родства, то есть душев­ную связанность с другим человеком, повышающую качество жизни и побуждающую к индивидуации. Эти вопросы я рассматриваю в книге «Тайна человеческих отношений».

Можно сказать, что комплекс слияния относится к дальнему концу спектра переживаний coniunctio. В отличие от разделяемых и вновь соединяемых в ритмической последовательности противо­положностей, оппозиции комплекса слияния, такие как Я и другой, или эго и бессознательное, стягиваются вместе таким образом, что исчезает дифференцированность. А это значит, что комплекс сли­яния никогда не приводит к субъект-объектному уровню опыта, позволяющему видеть реальность и инаковость другого человека.

11

В каком-то смысле комплекс слияния — главный пример негатив­ного coniunctio.

Однако работа с комплексом слияния может сдвинуть пережи­вание в сторону более позитивных состояний coniunctio. Такие спо­собы мышления очень далеки от психоаналитических установок и от положений теории развития, так что, я верю, читатель сможет увидеть отличие подхода, представленного в «Черной ночной ру­башке». Кроме того, ни психоаналитический подход, ни подход школы развития не имеют дела одновременно с душевными и теле­сными состояниями. Чтобы охватить эти состояния, необходима неординарная форма восприятия, описание которой читатель най­дет в книге.

Мне очень приятно, что «Черная ночная рубашка» переведена на русский язык. Эта книга была сложной в написании: сначала трудно было ясно разобраться в том, что я испытывал в клиничес­ком опыте (и я благодарен своей жене за подробные обсуждения многих таких переживаний), а потом — попытаться найти слова для этого. Хотя и несовершенное, понятие комплекса слияния — лучшее, чего я смог достичь; это средство контейнировать и кли­нически прогнозировать сложные состояния сознания, описанные в этой книге.

Натан Шварц-Салант январь 2008

К читателю

Эта книга— дневник психотерапевтических встреч: про­фессиональных сессий и моих размышлений, в результате которых и родилась на свет теория, которую я разрабо­тал — комплекс слияния. Явно выраженной чертой всех этих встреч было то, что, как с профессиональной, так и с личной точки зрения они оказались исключительно сложными.

Опыты соприкосновения с комплексом слияния, описанные в этой книге, взяты из моей практики последних двадцати лет. Но комплекс слияния как таковой вовсе не ограничен лишь предела­ми комнаты для консультаций. Комплекс этот встречается в жиз­ни повсеместно, принося разрушения в отношения и серьезно ограничивая способность человека расстаться с безопасными и предсказуемыми паттернами и включиться в жизнь по-новому, бо­лее энергично. Более того, в общекультурном масштабе этот ком­плекс характерен для определенных исторических эпох— к при­меру, для Рима третьего века до РХ, для алхимии Ренессанса, для елизаветинской Англии (особенно заметен он в шекспировском «Гамлете») — когда начинали проявляться новые формы сознания. Мы сейчас находимся как раз в такой критической исторической фазе — и общекультурно, и индивидуально.

Как говорил Эйнштейн, теория решает, что именно мы можем наблюдать; и теория комплекса слияния предназначена для служе­ния этой цели, позволяя нам учитывать взаимодействия, которых мы без нее не идентифицировали бы или бы истолковали неудов­летворительно. Читатель может судить, успешна ли эта теория. Помогает ли она вам увидеть в более ясном свете феномены, с ко­торыми вы долго, быть может, десятилетиями, жили? Помогает ли она вам найти, что наблюдать за пределами того, что кажется в то или иное мгновение явным, смотреть глубже, слышать иначе и, что важнее всего, понимать себя и других лучше? И помогает ли она вам лучше понять то время, в которое вы живете?

Этот неуловимый и замысловатый комплекс который часто про­низывает анализ, но редко попадает в его фокус обычно вовсе не распознается в отношениях более широкого круга. Симптомы его или вызывают пассивные страдания, или от них слепо отмахиваются. Однако этот комплекс предполагает определенную цель, достижимую не через «героическое» стремление к преодолению трудностей, но че­рез героизм совершенно иного рода: здесь требуется сила вытерпеть внутренние страдания от дезорганизации, характерной для болез-

13

ненных душевных и физических состояний, и, что решающе важно, чувствовать себя ограниченным подобными условиями. Тогда комп­лекс слияния становится вратами к тому самому процессу, который он, казалось бы, затормаживал, — то есть к индивидуации и к связи с этим невыразимым ядром человеческой личности — самостью.

***

Многие люди, особенно мои коллеги из Нью-Йорка и Принстона, существенно помогали мне все время — с момента первого смут­ного восприятия комплекса слияния и до его кристаллизации в настоящей книге. Кроме того, мне повезло, и работа моя вызвала интерес и в других странах. Аналитик Лучано Перез, переводя мою статью на итальянский язык, предложил термин «фузионный» — поскольку в аллюзиях на слово «фузия'» (слияние, сплавление, объединение, синтез, сращение, фьюжн) как таковое есть и мно­жество позитивных, гибких состояний сознания, лишь маргиналь­но присутствующих в поле, ассоциируемом с комплексом слияния.

Аналитики из моих супервизорских групп научились работать с комплексом слияния по мере того, как я разворачивал перед ними свои формулировки. Эта книга многим обязана их вопросам, на­блюдениям и, прежде всего, их готовности в групповом сеттинге конфронтировать с аспектами безумия из самого ядра комплекса слияния, сотрясавшими и их самих, и их анализируемых.

Ответственность за то, насколько хорошо я смог донести до чи­тателя сложную и путаную природу комплекса слияния, лежит на мне, но, какого бы успеха я ни достиг, я обязан этим моему редак­тору — Саре Галлогли, ее интересу к материалу и ее редакторскому дару. Я глубоко признателен Эрину Мак Лину за дизайн обложки и работу над текстом. И особые благодарности — моему партнеру по издательскому дому «Хирон» Мюррею Стайну за его постоянное внимание и поддержку моей работы.

Не будь моих анализируемых и не разреши они использовать их истории, книга не смогла бы появиться на свет. Я глубоко обязан им, их мужеству в столкновении с теми областями психики, что пугали их уничтожением или унижениями в застылой непрожитой жизни. Аналитик способен охватить подобный материал только тогда, когда он прожил и выстрадал его сам; без личного опыта и переживаний эта книга не оказалась бы успешной. И в этом отно­шении я глубоко обязан моей жене Лидии. В течение многих лет она была моим гидом. Ее клиническая проницательность чувству­ется на протяжении всей книги, а наши отношения стали тиглем комплекса слияния и помогли нашим душам раскрыться.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life iconРазработка урока на тему: "Animals in our life"
Научить учащихся общению на английском языке (аудированию, говорению, письму) по теме: «Animals in our life». Употреблять Present...
Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life iconThe verbs to make the sentences. Remember Complex Object (I, II, III)

Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life iconКонспект урока английского языка в 9 классе «Книги в нашей жизни»....
Цель: к концу урока учащиеся смогут рассказать о книгах, которые они читают и почему
Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одним из решений данной проблемы может быть разработанная мной дидактическая игра «a black Wizard's Castle»
Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life iconМ. С. Кузнецов a dicision of the exports and import problems of russian...
Решение проблем экспорта и импорта машиностроительного комплекса россии на основе синергетического подхода
Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life icon“Здоровье“
Оборудование: выставка творческих работ учащихся “ Healthy way of life”, которые они готовят заранее
Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life icon«Mass media in people’s life»
Конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Клуб любителей английского языка»
Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life iconКонспект урока-презентации по английскому языку с применением технологии...
План-конспект урока-презентации по английскому языку с применением технологии развития творческого мышления в 9 классе на тему “Healthy...
Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life iconКонспект Оборина Т. П
Цель урока: формировать коммуникативную компетенцию учащихся на основе изученных ле, речевых и грамматических структур по теме «School...
Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок английского языка в 6 классе «What is a family in a person’s life?»
Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life iconРазработка урока “Animals in our Life”
Мбоу «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района...
Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life iconУрок №63 Тема: Do you use Modern Inventions in your life?
Цель: обучающая: закрепить пройденный материал; тренировать навык определения предложений в тексте, данных конструкций в речи
Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life iconКонспект открытого урока в 5 «A» классе Тема: «Спокойная жизнь» “a quiet Life”
Развитие у учащихся навыков выразительного чтения и умения извлекать нужную информацию
Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life iconУрок круглый стол «Спорт-это жизнь» (The Round table “Sport is Life”)
Воспитывать уважение к людям с ограниченными возможностями, пропагандировать здоровый образ жизни
Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life iconОценки успеваемости студентов 5 курса
План-конспект урока-презентации по английскому языку с применением технологии развития творческого мышления в 9 классе на тему “Healthy...
Nathan Schwartz-Salant The Black Nightgown The Fusional Complex and the Unlived Life iconRobin Skynner John Cleese life and how to survive it arrow Books
Жизнь и как в ней выжить. — Пер с англ. М. Ю. Маслова. — м.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 368 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск