Скачать 75.36 Kb.
|
БОУ «Андреевская ООШ» Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» провела: Грушина О.А. 2012г. Тема: Распространение плодов и семян Цель урока: выяснить, какими способами могут распространяться плоды и семена, какие у них есть для этого приспособления. Оборудование: муляжи плодов, коллекция семян, гербарии, плакат «Плоды», открытки растений из Красной книги Башкортостана, чучело птицы сойки.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок, у нас очень много гостей, я надеюсь, вы покажите свои знания и внимательно будете сидеть на уроке.
1) Какие сказки связаны с растениями и их плодами? Плод боб - «Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсен, «Боб, соломина и уголек» братьев Грим, «Петушок и бобовое зернышко» русская народная сказка. Плод зерновка – «Мужик и медведь» (рожь, русская народная сказка), «Конек - Горбунок» (пшеница, Ершов). Плод стручок – «Мужик и медведь» (репа, русская народная сказка) Плод тыквина – «Золушка» Ш. Перро (тыква) Плод костянка – «Приключения Чиполлино» Дж. Родарри (вишня) - Молодцы, ребята. Я была уверена, что вы знаете очень много сказок, вы справились с заданием. 2) что такое плод? 3) какие плоды вам известны? 4) в чем биологическое значение плода? (Плод обеспечивает формирование семян, их защиту от неблагоприятных факторов и распространения). . Растения ведут неподвижный образ жизни, они прикреплены корнями к почве. А теперь подумайте над вопросом: Что ждёт его семена, если всё их огромное количество упадёт возле материнского растения?
1)Организуется работа группами 2) Задание: Каждая группа получает информационный лист, который поможет вам исследовать вопрос об определённом способе распространения семян. Постановка проблемы: Выяснить, как приспособились растения к определённому способу распространения семян? Одновременно с этим заполняется таблица
1группа: Распространение семян ветром 1 ученик читает стихотворение Когда идёшь тропинкою, Куда ни глянь, в полях Белеют чудо шарики На стройных стебельках. Сквозные, серебристые, Они, как пух, легки, Стоят и не качаются От ветерка с реки. Но лишь пройдётся осенью Других ветров волна, - Срываются, взрываются На воздух семена. Летят пушинки чистые За луг, за сад, за лес… И к нам парашютистами Спускаются с небес Как вы думаете, о каком растении идёт речь? 2 ученик Плоды у одуванчика – семянки. Они имеют приспособление для распространения - парашютики – пучки волосков вокруг семян. Это самые настоящие летательные аппараты. Приводит примеры растений, имеющих крылышки (Использует гербарий) 3 ученик. Перекати – поле – неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Они принимают шарообразную форму и могут перекатываться ветром на десятки и сотни километров. А если прибавить те километры, которые перекатывается из стороны в сторону, то ещё добавится, возможно, тысяча. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, перекати – поле рассеивает семена. Под именем перекати – поле объединяют большую группу степных растений: рогачку, кичим, катран и другие растения. 4 ученик делает схематические рисунки семян одуванчика, берёзы, сосны, клёна 2 группа: Распространение семян водой. 1 ученик: Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. 2 ученик. Плоды кокосовой пальмы, растущей по берегам океанических островов. Долго они могут путешествовать, пока морское течение не прибьёт к берегу. А плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Они являются рекордсменами по дальнему плаванию. Эта пальма растет на побережьях тропических морей, на островах. Плоды – волокнистые костянки массой до двух кг, падают в море, подхватываются волнами и течениями, могут удаляться на 5 тысяч км от места их создания. Они не теряют всхожести даже после 100 дней плавания. Благодаря большому запасу питательных веществ проросток образует 3-4 крупных листа. 3 группа: Распространение семян при помощи животных. 1 ученик. Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Семена череды имеют шипы, которые прицепляются к одежде человека и животных. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды. Так же распространяется лопух. А знаете ли вы то, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»? В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня. Выполняют схематический рисунок 2 ученик. Многие сочные плоды имеют яркий цвет: красный, синий, оранжевый. Поэтому они хорошо заметны для животных. Семена имеют плотную оболочку, которая не переваривается в желудке. Затем семена выбрасываются вместе с помётом. Помёт – это ещё и удобрение для прорастающего растения. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений. 3 ученик. Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то семена могут прорасти. Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму. 4 ученик Муравьи, белки, мыши, бурундуки, медведи являются распространителями растений. Обычная в башкирских лесах сойка расселяет дуб. Она может за один рейс перенести 7 желудей, которые умещаются в её пищеводе. Они создают себе запасы и про часть своих запасов забывают. Этого достаточно, чтобы дуб расселился. Человек тоже являются распространителем многих растений. Подорожник в Америке индейцы называют «следом белого человека». 5 ученик Цветок раффлезии называют слоновьим не потому, что он самый крупный, а потому, что его семена, прилипая к подошвам слонов, распространяются ими по тропам, ведущим к водопою. Цветок раффлезии расположен практически на земле. Он имеет мясистые лепестки. Когда созреют семена, лепестки превращаются в слизистую массу, которая и прилипает к подошвам слонов. 4 группа: Самораспространение 1 ученик Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов. Поэтому нужно вовремя собрать урожай. (Использовать сухие бобы этих растений, открытки) 2 ученик. Мак распространяет свои семена саморазбрасыванием. Коробочка у мака закрыта до тех пор, пока не созреют семена. Затем отверстия открываются, ветер колышит растение и семена вылетают. 3 ученик. Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него – небольшой огурец. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров. 4 ученик. Американское тропическое растение – трескучка болотная «стреляет» на расстоянии 14 метров. И при этом издаёт звук, похожий на выстрел из револьвера. Так с шумом растрескивается плод. Человек может испугаться, пока не выяснит причин. Решим биологическую задачу. Два фермерских хозяйства выращивали рожь. В одном хозяйстве произвели запоздалую, в другом – преждевременную уборку ржи. Окажут ли влияние сроки уборки ржи на количество и качество семян. Ответ. При запоздалой уборке полновесные семена осыпаются, колосья обламываются и опадают, питательные вещества семян вымываются дождями и росами; семена могут прорастать и загнивать в колосьях. Недозревшие семена щуплые, плохо вымолачиваются, легко травмируются, содержат мало питательных веществ. Уборку ржи целесообразно начинать, когда зерно достигает высокой степени спелости. - Итак, что нового узнали на уроке? - Я очень довольна вами. Все активно участвовали на уроке. Особенно хочу выделить … Оценки за тесты скажу на следующем уроке. Домашнее задание – заполнить таблицу, прочитать § 31. Урок окончен, спасибо. |
Урок биологии в 6 классе по теме: "Разнообразие плодов" Развивать понятия о семенном размножении, об образовании и значении плодов и семян | Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека | ||
«Условия необходимые для прорастания семян» Урок по теме «Условия необходимые для прорастания семян» проводится в 6-м классе в разделе изучения темы «Семя» | Лекция шишек, плодов, семян, деревьев и кустарников Коллекция «Лён» | ||
Урок по природоведению в 5 классе по теме: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты» Автор работы: Худык Ксения Николаевна, учитель природоведения мбоу кордовской сош №14 | Тема урока: «Цветок» Цель урока: формирование знаний о строении цветка как сложного органа растений, участвующего в образовании плодов и семян | ||
Урок по природоведению в 1-м классе по теме «откуда в наш дом приходит вода» Вода – знакомая незнакомка (сборник методических рекомендаций для учителей начальных классов) / Составитель: Пасынок Ю. Ю | Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» Курс «Природоведение» 5 класс Плешаков А. А., Сонин Н. И., учебник Природоведение 5 класс, издательство Дрофа | ||
Качество семян сосны обыкновенной на лсп забайкальского края Правдин, 1963, Проказин, 1962) выход полнозернистых семян, масса 1000 штук семян, энергия прорастания и техническая всхожесть на... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «прорастание семян», помочь учащимся в ходе процесса их учебной деятельности выделить главные условия прорастания семян; отметить... | ||
Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | Цветок Высших растений они разобщены. В обоеполом цветке осуществляются микро- и мегаспорогенез, микро- и мегагаметогенез, опыление, оплодотворение,... | ||
Блок уроков в 6 классе по теме: строение семян покрытомеменных (цветковых) растений цель Моу саметская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района Костромской области | Краткое содержание проекта Проект «Строение семян двудольных и однодольных... Мкоу «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа имени Г. М. Ефремова Шадринского района Курганской области» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Формировать представления о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); познакомить с разнообразием... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: провести исследовательскую работу по изучению плодов и сделать выводы о роли плодов |