Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян»





Скачать 75.36 Kb.
НазваниеУрок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян»
Дата публикации22.06.2014
Размер75.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
БОУ «Андреевская ООШ»

Урок

по природоведению

в 5 классе

по теме «Распространение плодов и семян»

провела: Грушина О.А.

2012г.

Тема: Распространение плодов и семян

Цель урока: выяснить, какими способами могут распространяться плоды и семена, какие у них есть для этого приспособления.

Оборудование: муляжи плодов, коллекция семян, гербарии, плакат «Плоды», открытки растений из Красной книги Башкортостана, чучело птицы сойки.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок, у нас очень много гостей, я надеюсь, вы покажите свои знания и внимательно будете сидеть на уроке.

  1. Проверка домашнего задания.

1) Какие сказки связаны с растениями и их плодами?

Плод боб - «Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсен, «Боб, соломина и уголек» братьев Грим, «Петушок и бобовое зернышко» русская народная сказка.

Плод зерновка – «Мужик и медведь» (рожь, русская народная сказка), «Конек - Горбунок» (пшеница, Ершов).

Плод стручок – «Мужик и медведь» (репа, русская народная сказка)

Плод тыквина – «Золушка» Ш. Перро (тыква)

Плод костянка – «Приключения Чиполлино» Дж. Родарри (вишня)

- Молодцы, ребята. Я была уверена, что вы знаете очень много сказок, вы справились с заданием.

2) что такое плод?

3) какие плоды вам известны?

4) в чем биологическое значение плода?

(Плод обеспечивает формирование семян, их защиту от неблагоприятных факторов и распространения).

. Растения ведут неподвижный образ жизни, они прикреплены корнями к почве. А теперь подумайте над вопросом: Что ждёт его семена, если всё их огромное количество упадёт возле материнского растения?

  1. Изучение новой темы:

  1. Введение.

  1. Объявляется тема урока: «Распространение плодов и семян»

  2. Вопрос классу: как вы думаете, за счет чего может переселяться растение, если оно лишено возможности передвигаться?

  3. Объявляется цель урока «выяснить, какими способами могут распространяться плоды и семена, какие у них есть для этого приспособления»

  1. Способы распространения семян: ветром, животными, человеком, водой, самораспространением (саморазбрасыванием)

  2. Приспособленность семян и плодов к определённому способу распространения.

1)Организуется работа группами

2) Задание: Каждая группа получает информационный лист, который поможет вам исследовать вопрос об определённом способе распространения семян.

Постановка проблемы: Выяснить, как приспособились растения к определённому способу распространения семян?

Одновременно с этим заполняется таблица


Способ распространения

Названия растений

Признаки приспособленности плодов и семян

1. ветром
2. водой
3. животными и человеком

4. саморазбрасывание

 Одуванчика, рогачку, кичим, катран
Осока, ива, ольха, кокосовая пальма
Череда, лопух, черника, брусника, рябина,
Горох, фасоль, бобы, «бешенный огурец», трескучка болотная

  семянки,

парашютики – пучки волосков вокруг семян

Воздушные полости
Яркая окраска
Растрескивание плодов, слизистая масса


1группа: Распространение семян ветром

1 ученик читает стихотворение

Когда идёшь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо шарики

На стройных стебельках.

Сквозные, серебристые,

Они, как пух, легки,

Стоят и не качаются

От ветерка с реки.

Но лишь пройдётся осенью

Других ветров волна, -

Срываются, взрываются

На воздух семена.

Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес

Как вы думаете, о каком растении идёт речь?

2 ученик

Плоды у одуванчика – семянки. Они имеют приспособление для распространения - парашютики – пучки волосков вокруг семян. Это самые настоящие летательные аппараты.

Приводит примеры растений, имеющих крылышки (Использует гербарий)

3 ученик.

Перекати – поле – неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Они принимают шарообразную форму и могут перекатываться ветром на десятки и сотни километров. А если прибавить те километры, которые перекатывается из стороны в сторону, то ещё добавится, возможно, тысяча. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, перекати – поле рассеивает семена. Под именем перекати – поле объединяют большую группу степных растений: рогачку, кичим, катран и другие растения.

4 ученик делает схематические рисунки семян одуванчика, берёзы, сосны, клёна
2 группа: Распространение семян водой.

1 ученик:

Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи.

2 ученик.

Плоды кокосовой пальмы, растущей по берегам океанических островов. Долго они могут путешествовать, пока морское течение не прибьёт к берегу.

А плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Они являются рекордсменами по дальнему плаванию. Эта пальма растет на побережьях тропических морей, на островах. Плоды – волокнистые костянки массой до двух кг, падают в море, подхватываются волнами и течениями, могут удаляться на 5 тысяч км от места их создания. Они не теряют всхожести даже после 100 дней плавания. Благодаря большому запасу питательных веществ проросток образует 3-4 крупных листа.

3 группа: Распространение семян при помощи животных.

1 ученик.

Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Семена череды имеют шипы, которые прицепляются к одежде человека и животных. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды. Так же распространяется лопух.

А знаете ли вы то, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»?

В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня.

Выполняют схематический рисунок

2 ученик.

Многие сочные плоды имеют яркий цвет: красный, синий, оранжевый. Поэтому они хорошо заметны для животных. Семена имеют плотную оболочку, которая не переваривается в желудке. Затем семена выбрасываются вместе с помётом. Помёт – это ещё и удобрение для прорастающего растения. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений.

3 ученик.

Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то семена могут прорасти. Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму.

4 ученик
Муравьи, белки, мыши, бурундуки, медведи являются распространителями растений.

Обычная в башкирских лесах сойка расселяет дуб. Она может за один рейс перенести 7 желудей, которые умещаются в её пищеводе. Они создают себе запасы и про часть своих запасов забывают. Этого достаточно, чтобы дуб расселился.

Человек тоже являются распространителем многих растений. Подорожник в Америке индейцы называют «следом белого человека».

5 ученик

Цветок раффлезии называют слоновьим не потому, что он самый крупный, а потому, что его семена, прилипая к подошвам слонов, распространяются ими по тропам, ведущим к водопою. Цветок раффлезии расположен практически на земле. Он имеет мясистые лепестки. Когда созреют семена, лепестки превращаются в слизистую массу, которая и прилипает к подошвам слонов.
4 группа: Самораспространение

1 ученик

Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов. Поэтому нужно вовремя собрать урожай. (Использовать сухие бобы этих растений, открытки)

2 ученик.

Мак распространяет свои семена саморазбрасыванием. Коробочка у мака закрыта до тех пор, пока не созреют семена. Затем отверстия открываются, ветер колышит растение и семена вылетают.

3 ученик.

Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него – небольшой огурец. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров.

4 ученик.

Американское тропическое растение – трескучка болотная «стреляет» на расстоянии 14 метров. И при этом издаёт звук, похожий на выстрел из револьвера. Так с шумом растрескивается плод. Человек может испугаться, пока не выяснит причин.
Решим биологическую задачу.

Два фермерских хозяйства выращивали рожь. В одном хозяйстве произвели запоздалую, в другом – преждевременную уборку ржи. Окажут ли влияние сроки уборки ржи на количество и качество семян.

Ответ.

При запоздалой уборке полновесные семена осыпаются, колосья обламываются и опадают, питательные вещества семян вымываются дождями и росами; семена могут прорастать и загнивать в колосьях. Недозревшие семена щуплые, плохо вымолачиваются, легко травмируются, содержат мало питательных веществ. Уборку ржи целесообразно начинать, когда зерно достигает высокой степени спелости.

- Итак, что нового узнали на уроке?

- Я очень довольна вами. Все активно участвовали на уроке. Особенно хочу выделить …

Оценки за тесты скажу на следующем уроке.

Домашнее задание – заполнить таблицу, прочитать § 31.

Урок окончен, спасибо.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» iconУрок биологии в 6 классе по теме: "Разнообразие плодов"
Развивать понятия о семенном размножении, об образовании и значении плодов и семян
Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» iconТема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян»
Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека
Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» icon«Условия необходимые для прорастания семян»
Урок по теме «Условия необходимые для прорастания семян» проводится в 6-м классе в разделе изучения темы «Семя»
Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» iconЛекция шишек, плодов, семян, деревьев и кустарников Коллекция «Лён»

Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» iconУрок по природоведению в 5 классе по теме: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»
Автор работы: Худык Ксения Николаевна, учитель природоведения мбоу кордовской сош №14
Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» iconТема урока: «Цветок»
Цель урока: формирование знаний о строении цветка как сложного органа растений, участвующего в образовании плодов и семян
Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» iconУрок по природоведению в 1-м классе по теме «откуда в наш дом приходит вода»
Вода – знакомая незнакомка (сборник методических рекомендаций для учителей начальных классов) / Составитель: Пасынок Ю. Ю
Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» iconУрок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней»
Курс «Природоведение» 5 класс Плешаков А. А., Сонин Н. И., учебник Природоведение 5 класс, издательство Дрофа
Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» iconКачество семян сосны обыкновенной на лсп забайкальского края
Правдин, 1963, Проказин, 1962) выход полнозернистых семян, масса 1000 штук семян, энергия прорастания и техническая всхожесть на...
Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«прорастание семян», помочь учащимся в ходе процесса их учебной деятельности выделить главные условия прорастания семян; отметить...
Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» iconЦветок
Высших растений они разобщены. В обоеполом цветке осуществляются микро- и мегаспорогенез, микро- и мегагаметогенез, опыление, оплодотворение,...
Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» iconБлок уроков в 6 классе по теме: строение семян покрытомеменных (цветковых) растений цель
Моу саметская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района Костромской области
Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» iconКраткое содержание проекта Проект «Строение семян двудольных и однодольных...
Мкоу «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа имени Г. М. Ефремова Шадринского района Курганской области»
Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Формировать представления о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); познакомить с разнообразием...
Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: провести исследовательскую работу по изучению плодов и сделать выводы о роли плодов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск