Автор проекта
|
Фамилия, имя отчество
| Стерхова Ирина Петровна
|
Регион
| Курганская область
|
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| Село Красная Звезда Шадринского района Курганской области
|
Номер и/или название школы/ОУ
| МКОУ «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа имени Г.М.Ефремова Шадринского района Курганской области»
|
Описание проекта
|
Название темы вашего учебного проекта
|
Строение семян
|
Краткое содержание проекта
|
Проект «Строение семян двудольных и однодольных растений" рассчитан 2 недели, в рамках программы по биологии в 6 классе и охватывает несколько учебных тем: «Строение семян», «Рост проростков» и «Условия прорастания семян». Проект занимает один учебный урок и самостоятельную работу дома. Проект включает выполнение лабораторной работы, наблюдение за прорастанием семян в домашних условиях и совместную работу с родителями по изучению отличительных особенностей семян культурных растений.
В процессе выполнения лабораторной работы обучающиеся знакомятся со строением семян двудольных и однодольных растений, формируются умения работы с натуральными объектами. Через работу с наглядным материалом осуществляется развитие наблюдательности и личностных качеств, таких как умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно. Кроме того проект позволяет воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала.
Для осуществления проекта необходимо оборудование: коллекции сухих семян культурных растений, лупы, препаровальные иглы, набухшие семена фасоли и пшеницы, чёрный ящик, презентация к уроку, интерактивная доска. Выполнение проекта предусматривает совместную работу родителей, учеников и учителя. Отличительной чертой проекта является то, что он имеет практическую направленность: учащиеся знакомятся с разнообразием семян культурных растений, выращиваемых в огороде и цветниках. Продуктом работы по проекту планируется презентация, коллекция семян, кроссворд (по выбору учащихся).
|
Предмет
|
Биология
|
Класс
|
6 класс (По учебнику В.В.Пасечника)
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
2 учебных урока и 2 недели.
|
Основа проекта
|
Образовательные стандарты
|
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО БИОЛОГИИ (базовый уровень)
Телекоммуникационные технологии
Инструменты создания информационных объектов для презентаций.
Методы
1. Словесные: беседа.
2. Наглядные: демонстрация таблицы "Строение семени”, мультимедийная презентация.
3. Практические: наблюдение, лабораторная работа.
Методические приемы:
1. Логические: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
2. Организационные: фронтальная работа преподавателя с классом и самостоятельная работа учащихся.
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
|
Образовательные: после завершения проекта учащиеся смогут:
раскрывать особенности строения семян однодольных и двудольных растений;
объяснять общие и отличительные признаки в строении семян однодольных и двудольных растений.
работать с натуральными объектами, сравнивать их;
осуществлять сбор, анализ, систематизацию информации из разных источников, в том числе ресурсами Интернета.
Развивающие: проект предполагает:
развитие логического мышления через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;
развитие наблюдательности и речи учащихся.
Воспитательная:
умение работать в группе;
формирование научного мировоззрения.
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
| Семя – это растение или его орган?
|
Проблемные вопросы учебной темы
|
Как появляются молодые растения?
Является ли семя органом растения?
Семя живой организм или неживой?
Какая связь между семенами и бриллиантами
|
Учебные вопросы
| Чем отличаются семена различных растений?
Какова роль волосков, шипиков и других неровностей в строении оболочки?
Какие семена больше — набухшие или сухие? Чем вы это можете объяснить? Где находится запас питательных веществ в семенах однодольных и двудольных растений?
Какая особенность их строения семян, лежит в основе деления растений на классы Однодольные и Двудольные? Какие растения относятся к классу двудольных?
Какие растения относятся к классу однодольных?
Какие растения класса однодольных занесены в Красную книгу?
Каково внутреннее строение семени фасоли?
Какое строение имеет семя пшеницы?
Чем отличаются семена фасоли и пшеницы?
Сможет ли прорасти семя фасоли, если у него удалить семядоли?
Почему первым из семени появляется именно корешок?
Почему для посева отбирают самые крупные семена?
|
План оценивания
|
График оценивания
|
До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
Наблюдение,
Мозговой штурм,
| Выполнение лабораторной работы,
Заполнение таблицы,
Игровая проверка знаний
| Отчеты по выполнению лабораторной работы
Самооценивание,
Продукты (коллекция семян, презентация или кроссворд)
|
Описание методов оценивания
|
Перед стартом проекта проводится опрос на выявление и понимание теоретического материала. Задаются провокационные вопросы (мозговой штурм) по теме будущего проекта, активизирующие мыслительные действия обучающихся. В ходе выполнения лабораторной работы проводится промежуточный контроль результатов деятельности каждой исследовательской группы (предоставляются промежуточные результаты по созданию проекта). Заполняется таблицы и отчет по лабораторной работе учащегося, при необходимости учитель направляет деятельность учащихся и корректирует их работу. Промежуточный контроль в виде игры служит закреплением полученной информации, поднимает настроение. После завершения работы над проектом учащиеся в классе представляют результаты в виде коллекции семян, кроссворда или презентации.
|
Сведения о проекте
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
Обучающие должны знать:
Признаки цветковых растений;
Органические и минеральные вещества;
Органы цветкового растения;
основные способы размножения растений;
правила техники безопасности при работе с острыми предметами.
Обучающие должны уметь:
применять полученные знания на практике;
находить изученные объекты на рисунках и схемах;
работать с лабораторным оборудованием;
заполнять таблицы;
оформлять результаты наблюдений;
осуществлять поиск информации;
применять технологию мультимедиа для нахождения информации в Интернете и составления презентации.
|
Учебные мероприятия
|
Подготовительный
1. Определение темы, целей проекта.
2. Создание учителем буклета для родителей, вводной презентации для обучащюихся.
3. Определение темы и целей проекта обучающимися с помощью проблемных вопросов и слайдов из презентации учителя. (Проверка начальных знаний по данной теме, выявление уровня заинтересованностью темой, определение темы проекта созданием проблемной ситуации:«Чёрный ящик», стихотворение, загадки).
4. Составление плана работы.
Обучающий этап
1. Актуализация знаний обучащюихся по теме проекта с помощью беседы. Выполнение лабораторной работы в парах. (знакомство с семенами различных растений имеющимися на столах. Сравнение внешнего вида семян, сухих и набухших семян. После этоговспоминаем основные правила по технике безопасности, и переходим к выполнению лабораторной работы.)
2. Выполнение лабораторной работы в парах.
3. Самостоятельная работа обучащюихся по заполнению таблицы.
4. Индивидуальные и групповые консультации с руководителем проекта.
5. Подготовка и оформление результатов работы.
Итоговый этап.
Защита проекта. Рефлексия.
Урок с демонстрацией созданных презентаций и защита печатных работ.
Подведение общих итогов
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Работа в парах, каждая из которой работает над одной темой, позволяет учащимся выбрать последовательность практических действий
заполнение таблицы с подсказкой;
подпись рисунка – схемы с помощью учебника;
составление коллекций.
|
Ученик, для которого язык преподавания не родной
|
|
Одаренный ученик
| Индивидуальная работа по заполнению таблицы и оформлению итогов лабораторной работы.
Открытые темы исследований в рамках проекта.
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
|
1. Натуральная наглядность: семена, фасоли, подсолнечника, тыквы, пшеницы, кукурузы (сухие и набухшие), препаровальные иглы, лупа.
2. Таблица "Строение семян”.
3. ТСО: компьютер, проекционная система, мультимедийная презентация.
|
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
Текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
|
Материалы на печатной основе
| Учебники по биологии, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки РФ;
Инструктивные карточки для урока.
|
Другие принадлежности
| –
|
Интернет-ресурсы
| http://www.schoolbase.ru/ - Всероссийский школьный портал
|
Другие ресурсы
| Учителя, другие ученики, родители.
|