Автор проекта
|
Фамилия, имя отчество
| Сидоркина Лиана Владимировна
|
Регион
| Республика Марий Эл
|
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| Новоторъяльский район
|
Номер и/или название школы/ОУ
| МОУ «Большелумарская основная общеобразовательная школа»
|
Описание проекта
|
Название темы вашего учебного проекта: Идейный смысл и система образов в русской народной сказке «Царевна-лягушка»
|
Описательное или творческое название вашего проекта: Сказка ложь, да в ней намёк…
|
Краткое содержание проекта
|
Проект рассчитан на 4 учебных недели в рамках программы по русской литературе (под редакцией Беленького Г.И.) в 6 классе при изучении темы «Сказки» в разделе «Устное народное творчество». Результаты работы оформляются в виде презентации. Объектом исследования является русская народная сказка «Царевна-лягушка». Предмет исследования: смысл, идея волшебных сказок, система образов.
Цель проекта: раскрыть смысл, идею волшебной сказки, дать характеристику героям сказки.
Задачи:
Изучить теоретический материал по теме.
Проанализировать народную сказку «Царевна-лягушка» с точки зрения идейного смысла.
Проанализировать и дать характеристику героям сказки «Царевна-лягушка».
Методы исследования:
Изучение теоретической литературы: Померанцева Э. В. «Некоторые особенности русской пореформенной сказки», Русские народные сказки. Сборник; Мелетинский Е. М. «Герой волшебной сказки. Происхождение образа»; Аникин В. П. «Русская народная сказка»; Мифы народов мира; Пропп В. Я. «Исторические корни волшебной сказки»; Булатов М. «Сказки русские народные»;
Сравнение;
Обобщение;
Анализ.
Проанализировав сказку и изучив теоретический материал, учащиеся придут к следующим выводам:
1. Сказки – это не просто занимательные истории, призванные веселить человека, а произведения, способные ответить на серьёзные вопросы;
2. Сказка имеет вековую историю развития, традиции, передающиеся из поколения в поколение. 3. В сказках отражается мировоззрение, быт, национальные особенности народа.
4.Сказка даёт уроки доброты, мужества, говорит об экологии души и природы, о самоценности человеческой личности.
Итоги работы над проектом: 1. Создание презентации. 2. Защита проекта на районной научно-практической конференции в секции «Русская филология».
|
Предмет(ы)
|
Литература, теория литературы, философия
|
Класс(-ы) 6 класс
|
Проект предназначен для учащихся 5-6 классов
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
4 недели
|
Основа проекта
|
Образовательные стандарты
|
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским
Проект способствует решению специфических задач:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать русские народные сказки;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию устного народного творчества;
развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся;
воспитание уважения к русской литературе, к устному народному творчеству.
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
|
После завершения проекта учащиеся смогут:
доказать взаимосвязь русских народных сказок и мифологии разных народов;
объяснить структуру волшебных сказок;
объяснить происхождение вымысла волшебных сказок.
демонстрировать знание этапов организации учебного исследования;
использовать информационные технологии для поиска информации и оформления результатов исследования;
анализировать и сравнивать литературные источники;
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
| Что такое сказка?
|
Проблемные вопросы учебной темы
| Стоит ли считать сказкой любой фантастический рассказ или разделить устную народную прозу на сказочную и не сказочную? Как трактовать все те фантастические вещи, без которых не обходится ни одна из сказок?
|
Учебные вопросы
| Похожие черты волшебных сказок.
Схема построения волшебной сказки.
Чудесный вымысел в волшебных сказках.
Герои-люди в волшебных сказках.
Герои-животные в волшебных сказках.
|
План оценивания
|
График оценивания
|
До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
Проблемно-поисковая
беседа.
Тестирование.
| План работы над проектом
Промежуточное обсуждение предварительных результатов.
Самостоятельная работа.
| Презентация результатов проекта в классе.
Официальное представление и защита полученных результатов на районной научной конференции.
Анализ деятельности учащихся, само- и взаимооценка.
|
Описание методов оценивания
|
В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний учащихся (формирующее оценивание). После завершения работы над проектом проводится конференция, где заслушивается выступление учащихся с итогами своей работы. Оценивается умение аргументировано выступать перед аудиторией, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход. В ходе выступления группы демонстрируются результаты деятельности учащихся – презентация и реферат. Завершается проект коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах?
|
Сведения о проекте
|
Знания и умения, необходимые ученикам для участия в проекте:
Знания: курс литературы на уровне 6 класса.
Умения: работа с различными источниками информации
подготовки и проведения презентации
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
Возможности для учащихся
| Над темой работа ведётся в группе, что , вызывает больший интерес, желание расширить свои знаний и умения по теме.
контрольные тесты по теме исследования.
поиск и анализ информации в Интернете, на CD-дисках;
организаторские способности и коммуникативные навыки.
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
|
Фотоаппарат, лазерный диск, компьютер(-ы), принтер, цифровая камера, проекционная система, DVD-проигрыватель, сканер, телевизор
|
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
Текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
|
Материалы на печатной основе
| Померанцева Э. В. «Некоторые особенности русской пореформенной сказки», Русские народные сказки. Сборник; Мелетинский Е. М. «Герой волшебной сказки. Происхождение образа»; Аникин В. П. «Русская народная сказка»; Мифы народов мира; Пропп В. Я. «Исторические корни волшебной сказки»; Булатов М. «Сказки русские народные»;
|
Интернет-ресурсы
|
|