Строение и многообразие покрытосеменных растений. 14 часов
|
|
|
| Тема урока (страницы учебника, тетради)
| Понятия
| Предметные результаты
| УУД
|
|
| 1. Строение семян. Лабораторная работа №6: “Изучение строения семян двудольных и однодольных растений”
| Семядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура, семяножка, микропиле. Двудольные
Однодольные
Особенности строения семян однодольных и двудольных растений
| сравнивать строение семян двудольных и однодольных растений; узнавать и называть семена растений в коллекциях и на рисунках;
| Л.:
-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-Выбирать тему проекта .
П.:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы
|
|
| 2. Виды корней и типы корневых систем.
| Главный, боковые, придаточные корни. Стержневая и мочковатая система..
| объяснять взаимосвязь между особенностями строения зон корня и выполняемыми им функциями;
|
|
| 3.Зоны (участки) корня
| окучивание, корневой чехлик, зоны деления, растяжения, всасывания, проведения
| Уметь различать корневой чехлик от корневых волосков. Выделять зоны корня
|
|
| 4.Условия произрастания и видоизменения корней
| Корнеплоды. Корневые клубни. Воздушные корни. Дыхательные корни.
| различать корневые клубни и корнеплоды; узнавать и называть растения, имеющие видоизмененные корни;
|
|
| 5.Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
| Побег. Почка. Верхушечная, пазушная, придаточная почки. Вегетативная, генеративная почки. Конус нарастания. Узел. Междоузлие. Пазуха листа. Листорасположение
| различать виды почек;
|
|
| 6.Внешнее строение листа
| Листовая пластинка, черешок. Черешковые и сидячие листья.
Простые и сложные листья. Сетчатое, параллельное и дуговое жилкование.
| различать виды листьев,
|
|
| 7.Клеточное строение листа
| Кожица листа. Устьица. Хлоропласты. Столбчатая и губчатая ткани. Мякоть листа. Проводящий пучок. Сосуды. Ситовидные трубки. Волокна
| Познакомится с внутренним строением листа, строением мякоти листа.
|
|
| 8.Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев
| Световые и теневые листья. Видоизменение листа.
| Уметь различать теневыносливые растения от светолюбивых.
|
|
|
| 9. Строение стебля. Многообразие стеблей.
| Чечевички, пробка, камбий, луб, древесина, сердцевина.
Травянистый и деревянистый стебли. Прямостоячий, вьющийся, лазающий и ползучий стебли.
| определять возраст дерева по годичным кольцам; определять возраст побега.
|
|
|
| 10.Видоизменение побегов.
| Видоизмененный побег, корневище, клубень, луковица
| Уметь различать функции выполняемые корнями
|
|
|
|
|
|
|
| 11. Цветок и его строение.
| Столбик, завязь, рыльце, венчик, семязачаток, однополые, однодомные, двудомные, соцветие.
| Познакомится со строением цветка
|
|
| 12.Соцветия.
| Соцветие. Простые, сложные соцветия. Кисть. Сложная кисть. Простой колос. Сложный колос. Початок. Простой зонтик. Ложный зонтик. Корзинка. Головка. Завиток. Щиток.
| Знать значение соцветия. Различать и называть соцветия. Роль цветка в образовании семян.
|
|
| 13. Плоды и их классификация
| Околоплодник, семянка, зерновка, коробочка, стручок, боб, орех. Ягода. Костянка
| Различать и называть типы плодов.
|
|
| 14.Распространение плодов и семян
| Распространение семян.
| Различать приспособления для распространение семян
|
|
| 15. Итогово обобщающий урок
|
|
|
|
| Раздел 2. Жизнь растений. 10 часов
|
|
|
|
| 1. Минеральное и воздушное питание растений
| Корневое давление, удобрения, плодородие почвы, минеральные вещества, органические вещества, белки, жиры и углеводы.
| Уметь различать процессы, протекающие в растении. Рассматривать растительный организм, как единое целое. Взаимосвязь процессов в растении с окружающей средой.
|
|
|
| 2. Фотосинтез.
| Фотосинтез, дыхание, углекислый газ, кислород.
| Фотосинтез
Условия для образования крахмала.
Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты.
Локализация процессов фотосинтеза. Описывать механизм фотосинтеза. Объяснять космическую роль зеленых растений
| Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
|
|
| 3.Дыхание растений
| Дыхание растений.
| Должны уметь характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений.
|
|
| 4. Испарение воды растениями. Листопад
| Испарение, листопад. Значение испарения для жизни растения.
Факторы окружающей среды, влияющие на испарение.
Причины движения воды по сосудам стебля.
Минеральное питание
Транспорт веществ.
Испарение воды
| Описывать опыты, демонстрирующие испарение воды; передвижение воды и минеральных солей по древесине П
Объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями П
Выделять особенности минерального питания растений
|
|
| 5. . Передвижение воды и питательных веществ в растении.
| Сосудистые почки
| Должны знать особенности минерального и воздушного питания растений; устанавливать взаимосвязь между процессами
|
|
| 6. Прорастание семян
| Пыльцевой мешочек, пыльца, пыльцевая трубка, черенок, прививка, привой, подвой, культура тканей.
| Распознавать по немому рисунку и описывать этапы развития голосеменных растений
Выделять особенности размножения и развития голосеменных растений в связи с условиями жизни
|
|
| 7.Способы размножения растений
| Размножение. Половое, бесполое, вегетативное размножение. Гамета. Сперматозоид. Спермий. Яйцеклетка. Зигота.
|
|
|
| 8.Размножение споровых растений
| Спермий, вегетативное размножение, зигота,заросток, зооспора, спорангий, спорофит, гаметофит,
| Давать определение терминам «половое размножение», «сперматозоид», «яйцеклетка».
Приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно.
Объяснять биологическое значение вегетативного, размножения. Знать и уметь размножать вегетативно цветковые растения.
|
|
|
| 9.Размножениие голосеменных растений
| Зооспора. Предросток. Спорангии. Заросток.
|
|
|
| 10. Половое размножение покрытосеменных растений и вегетативное размножение покрытосеменных растений
| Двойное оплодотворение цветковых растений.
Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка.
Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление.
Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения. Приспособления растений для опыления ветром и насекомыми
| Уметь выращивать растения из семян.
Давать определение термину «двойное оплодотворение» .
Распознавать и описывать по рисунку способы опыления растений.
Распознавать и описывать этапы размножения и развития покрытосеменных растений
|
|
| 11.Итогово обобщающий урок
|
|
|
|
| Классификация растений. 6 часов
|
|
|
|
| 1. Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.
| Систематика, вид, род, семейство, класс,
порядок, отдел. Признаки класса двудольные
| Должны знать основные систематические категории: вид, род, семейства, класс, отдел, царство.
|
|
|
|
|
| 2. Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные)и Розоцветные
| Формула цветка.
Значение растений основных семейств класса двудольные.
Сельскохозяйственные растения: овощные плодово-ягодные, масличные, кормовые культуры.
Лекарственные растения.
Признаки семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов
| Распознавать растения семейств класса Двудольные;
Определять принадлежность растений к классу Двудольные.
| Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-анализировать, сравнивать и обобщать факты явления.
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
|
|
| 3. Класс Двудольные. Семейство Пасленовые, мотыльковые(Бобовые) и Сложноцветные (Астровые)
| Семейство Пасленовые. Семейство Мотыльковые (Бобовые). Семейство сложноцветные (Астровое). Язычковые, трубчатые, воронковидные цветки.
| Должны знать характерные признаки однодольных и двудольных растений; должны уметь делать морфологическую характеристику растений
|
|
| 4. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки
| Фитонциды, пшеница озимая, яровая.
Признаки класса однодольные.
Значение растений основных семейств класса. Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры.
Лекарственные и декоративные растения.
Признаки строения растений семейства злаки и лилейные
| Распознавать растения семейств: лилейные, злаки; Определять принадлежность растений к классу Однодольные.
|
|
| 5.Культурные растения
| Культурные растения
| Должны знать биологические основы выращивания растений; уметь выявлять признаки семейства по внешнему строению растений
|
|
| 6.Итогово обобщающий урок
|
|
|
|
| Природные сообщества 4 часа.
|
|
| 1. Растительные сообщества. Взаимосвязи растений в сообществе.
| Фитоценозы
Растительность
Типы растительных сообществ: сосновые леса, лиственные леса.
Взаимосвязи растений в сообществе.
Причины смены растительных сообществ
Ярусность в растительном сообществе: надземная и подземная.
| Приводить примерырастительных сообществ П
Описыватьвидовой состав растений лесного сообщества П
Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества
| Л.:
-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-Выбирать тему проекта .
П.:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.
|
|
| 2. Диагностическая контрольная работа №3 «Жизнь растений. Классификация растений»
|
|
|
|
| 3. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.
| Основные этапы развития растительного мира; охрана растений.
| Работать с текстом учебника, делать сообщения.
|
|
| 4. Итоговое тестирование по теме: многообразие покрытосеменных растений.
|
|
|
|
| |