Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Базисной и Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования для 5 класса «Природоведение» автора А.А.Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, на превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, нагрузка 70 часов в год
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Базисной и Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа,2007;
а также методических пособий для учителя:
1) Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина / авт.-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127с.
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 138с.;
3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
Учащиеся должны знать:
- как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- как человек появился на Земле (на уровне представлений);
- естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
- как люди открыли новые земли (приводить примеры, называть имена 3-5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать).
Учащиеся должны уметь:
- выполнять не сложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;
- пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами;
- рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
- показывать на карте основные природные зоны Земли;
- составлять сообщение, рассказы, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
Тематическое планирование
№ темы
Название темы
Количество часов
Введение.
1
Тема 1
Изучение природы.
4
Тема 2
Вселенная.
17
Тема 3
Земля.
19
Тема 4
Жизнь на Земле.
17
Тема 5
Человек на Земле.
13 №
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Элементы обязательного минимума образования
Требования к уровню подготовки
Формы контроля
план
факт
1
Введение. Науки о природе. Методы изучения природы.
1
Тело, вещество, природные явления. Приборы и методы изучения биологии. Электрические явления. Химические явления. Звуковые явления. Биологические явления.
Знать, что такое «тело», «вещество», «явление природы»; методы изучения окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерение); приборы, используемые для познания природы (увеличительные, измерительные, лабораторное оборудование); науки о природе; возможности использования знаний о природных процессах и явлениях в практической деятельности человека.
Уметь работать с текстом учебника; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, обобщать.
Вводный
2
Науки о природе.
1
Астрономия. Физика. Химия. Геология. География. Биология. Экология. Семейство биологических наук.
Знатьестественные науки, объекты их изучения, значение их в познавании природы.
Уметь логически мыслить и оформлять результаты своей мыслительной деятельности.
Фронтальный.
3
Методы изучения природы. Наблюдения.
1
Методы изучения природы. Наблюдение. Эксперимент. Измерение. Г.Галилей. Р.Гук. Ж.А.Фабру. роль наблюдения в современной жизни.
Знать методы изучения природы; роль наблюдений при изучении природы, их использование в практической деятельности.
Уметь выполнять не сложные наблюдения; составлять рассказы природоведческого содержания, используя результаты наблюдений.
Индивидуальный.
4
Эксперимент, измерение – методы познания природы.
1
Эксперимент. Измерение.
Знать суть таких способов изучения природы, как эксперимент и измерение.
Уметь выполнять не сложные практические работы, фиксировать их результаты в тетрадях; пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами.
Индивидуальный.
5
Оборудование для научных исследований.
1
Увеличительные приборы (микроскоп, лупа, телескоп). Измерительные приборы (весы, линейка, мензурка, цилиндр, рулетка, термометр, секундомер). Лабораторное оборудование (колбы, пробирки, штатив, стеклянные трубки, штатив для пробирок, лабораторный стакан, щипцы, спиртовка и т.д.)
Знатьувеличительные и измерительные приборы; лабораторное оборудование, используемое в практической деятельности человека; правила работы с весами, колбами, штативами и другим лабораторным оборудованием.
Уметьпользоваться световым микроскопом, лупой; работать со спиртовкой.
Индивидуальный.
6
Что такое вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.
1
Вселенная. Небесные тела (солнце, планеты). Представления древних индейцев, шумеров, греков о Вселенной. Строение вселенной по Аристотелю и Птолемею. Взгляды Аристарха Самосского.
Знать современное определение Вселенной; как представляли себе Вселенную древние индейцы, шумеры, греки; взгляды Пифагора на форму Земли; суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
Уметьсамостоятельно работать с учебником; сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; составлять рассказы, сообщения, набольшие рефераты природоведческого содержания, используя материал учебника и дополнительную литературу.
Фронтальный.
7
Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
1
Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею. Черты сходства и различия между моделями Вселенной.
Знать, какой вклад в науку внесли Аристотель и Птолемей.
Уметь сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты об ученых, используя материал учебника и дополнительную литературу; излагать материал составленных рассказов, сообщений, рефератов, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечая на них; оформлять сообщения и рефераты.
Индивидуальный.
8
Николай Коперник и его модель Вселенной.
.
1
Модель вселенной по Н.Копернику. Шарообразная форма Земли. Кругосветное путешествие Ф.Магеллана.
Знать особенности модели Вселенной созданной польским астрономом Н.Коперником.
Уметь сравнивать модель Вселенной по Н.Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
Фронтальный.
9
Дж.Бруно и Г.Галилей. их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника
1
Взгляды Дж.Бруно о строении Вселенной. Вклад Г.Галилея в изучении вселенной. Модель Вселенной предлагаемая современной наукой.
Знать заслуги Д.Бруно в развитии взглядов о Вселенной; вклад в изучение строения Вселенной, внесенный Г.Галилеем; современные представления о строении вселенной.
Уметьсамостоятельно работать с учебником как источником знаний и извлекать из него нужную информацию; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, делать выводы.
Индивидуальный.
10
Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.
1
Сравнение моделей Вселенной Коперника и современной науки. Солнечная система. Две группы планет. Планеты земной группы. Спутники планет земной группы.
Знать состав солнечной системы; планеты земной группы и их характеристики.
Уметь логически мыслить; анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию.
Фронтальный.
11
Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Карликовая планета – Плутон.
1
Планеты группы планет-гигантов (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Общие черты этих планет. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер. Водород составляет основу атмосферы планет-гигантов. Плутон входит в состав карликовых планет.
Знать планеты-гиганты и их характеристики; карликовую планету – Плутон.
Уметь работать самостоятельно с учебником, извлекать из него необходимую информацию; совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.
Индивидуальный.
12
Спутники планет.
1
Спутники планет. Спутник Земли – Луна. Спутники Марса (Фобос, Деймос).юпитер – 16 спутников; Сатурн – 17 спутников; Уран – 15 спутников; Нептун – 8 спутников.
Знать спутник Земли – Луну и её характеристики; спутники других планет Солнечной системы.
Уметьсамостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.
Индивидуальный.
13
Астероиды. Кометы.
.
1
Астероиды. Кометы. Ядро кометы, хвост кометы.
Знать, что астероиды и кометы – небесные тела, входящих в состав Солнечной системы; их характеристики.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетради.
Фронтальный.
14
Метеоры. Метеориты.
1
Метеорит. Метеор. Строение метеоритов.
Знать, что представляют собой метеоры и метеориты.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.
Индивидуальный.
15
Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда.
.
1
Звезды. Солнце самая близкая звезда. Температура солнца. Значение Солнца для нас.
Знать, что такое звезда; каковы размеры и природа Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.
Уметьсамостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию.
Индивидуальный.
16
Многообразие звезд.
.
1
Расстояние между Солнцем и Землей. Различие звезд между собой по размерам (сверхгиганты, гиганты, карлики); цвету (белые, голубые, желтые, красные). Солнце – желтый карлик.
Знать, что звезды – гигантские пылающие шары, находящиеся на очень больших расстояниях от нашей планеты; многообразие звезд и их характеристики.
Уметьсамостоятельно работать с текстом учебника.
Индивидуальный.
17
Созвездия.
1
Созвездия: Большая и Малая Медведицы, Кассиопея, Персей, Пегас, Близнецы. Самая яркая звезда созвездии Большая Медведица – Арктур; Малой Медведицы – Полярная звезда.
Знать, что представляют собой созвездия.
Уметь находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Цефея, Кассиопеи.
Фронтальный.
18
Галактики. Световой год.
.
1
Галактика Млечный Путь. Открытие Галилео Галилей. Строение Млечного Пути. Расположение Солнца В Галактике Млечный путь. Световой год.
Знать, что представляют собой Галактика Млечный Путь; её характеристики; астрономическую единицу длины – световой год.
Уметь находить в ночном небе Млечный Путь.
Фронтальный.
19
Многообразие галактик.
1
Различие галактик вселенной. Ближайшие к нам галактики – Большое и Малое Магеллановы облака. Галактика Андромеда. Современные телескопы.
Знать о множестве галактик во Вселенной; методы их изучения.
Уметь выполнять логически мыслительные операции; анализировать, сравнивать, обобщать.
Индивидуальный.
20
Обобщающий урок по теме «Вселенная»
1
Вселенная. Небесные тела (солнце, планеты). Представления древних индейцев, шумеров, греков о Вселенной. Строение вселенной по Аристотелю и Птолемею. Модель вселенной по Н.Копернику. Планеты земной группы. Планеты группы планет-гигантов. Галактики.
Знать, как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система; что представляет собой Галактика.
Уметьсамостоятельно работать с учебником, извлекать из него информацию; совершать логические мыслительные операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.
Фронтальный.
21
Проверочная работа по теме «Вселенная».
“
1
Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Вселенная».
Знать основные этапы в развитии взглядов людей на вселенную; отличие системы мира по Птолемею и Н.Копернику; роль Дж.Бруно и Г.Галилея в развитии взглядов на Вселенную; строение и состав Солнечной системы; общую характеристику планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов; основные типы звезд, созвездия неба Северного полушария; характеристику галактик.
Уметь отвечать на вопросы; совершать логические мыслительные операции: сравнивать, анализировать, обобщать.
Индивидуальный.
22
Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.
1
Путают понятия «метеор», «метеорит»; относя Плутон к планетам-гигантам.
Знать, какие вопросы пройденной темы изучены недостаточно глубоко.
Уметьликвидировать проблемы в своих знаниях.
Индивидуальный.
23
Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.
1
Возникновение Земли. Древний Вавилон. Гора Олимп. Термин «гипотеза». Гипотеза происхождения Солнечной системы. Гипотезы Ж.Бюффона, Д.Джинса, И.Канта, П.Лапласа, О.Ю.Шмидта.
Знать сущность термина «гипотеза» (научное предположение); гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффона; И.Канта; Д.Джинса; О.Ю.Шмидта; П.Лапласа); современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Уметь логически мыслить, извлекать из различных источников (в первую очередь из учебника) необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения набольших проблем.
Фронтальный.
24
Возникновении Земли.
.
1
Заслушивание докладов, сообщений, рефератов.
Знать основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы.
Уметь составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты об ученых, используя материал учебника и дополнительную литературу; излагать материал составленных рассказов, сообщений, рефератов, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечать на них; оформлять сообщения, доклады, рефераты.
Индивидуальный.
25
Внутренне строение Земли.
1
Внутреннее строение Земли (ядро, мантия, земная кора).ядро Земли (внутреннее ядро твердое, внешнее – жидкое)мантия (твердый слой, размягченный слой, твердый слой). Рельеф.
Знать внутреннее строение Земли и её внешние оболочки.
Уметь логически мыслить; работать с учебником и картой.
Индивидуальный.
26
Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
1
Горные породы (гранит, известняк, каменный уголь, глина, песок). Классификация горных пород (плотные, рыхлые). Отличительные качества горных пород (цвет, блеск, температура плавления). Минералы. Полезные ископаемые.
Знатьпринципиальное отличие горных пород от минералов; суть термина «полезные ископаемые».
Уметь выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в тетрадях.
Индивидуальный.
27
Землетрясения.
.
1
Землетрясение. Причины землетрясения. Сейсмически активные районы. Очаг землетрясения. Эпицентр землетрясения. Шкала Рихтера.
Знать причины землетрясений.
Уметьиспользовать материалы учебника.
Индивидуальный.
28
Вулканы.
1
Вулкан (вулканический кратер, канал, очаг магмы). Причины извержения вулканов. Типы вулканов: конические, щитовые.
Знать причины вулканической деятельности.
Уметь логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний.
Индивидуальный.
29,30
Суша.
2
Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Часть света.
Знать общую характеристику материков.
Уметь показывать на карте основные материки и острова.
Фронтальный.
31
Атмосфера Земли.
.
1
Атмосфера. Состав воздуха (газы, пары и капельки воды, кристаллики льда, пыль, сажа, пепел, морская соль, пыльца растений). Кислород. Углекислый газ. Толщина атмосферы. Снег, град. Облака (перистые, слоистые кучевые). Годовое количество осадков.
Знать состав воздуха; типы облаков; закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью.
Уметьсамостоятельно работать с различными источниками знаний.
Индивидуальный.
32,33
Погода. Климат.
.
2
Погода. Прогноз погоды. Тип погоды. Климат.
Знать содержание понятий «погода», «климат»; влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Уметьсамостоятельно работать с текстом учебника, извлекать нужную информация; логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать.
Тест.
34
Ураганы. Смерчи.
.
1
Ураган = тайфун. Смерч = торнадо. Ветер.
Знать причины и результаты ураганов и смерчей.
Уметь извлекать нужную информацию из различных источников знаний; логически мыслить и оформлять результаты мыслительной операции в форме таблиц, схем.
Биологический диктант.
35,36
Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.
2
Значение воды в природе. Роль воды в природе. Гидросфера. Мировой океан. Море. Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе.
Знать составные части гидросферы; сущность круговорота воды в природе.
Уметь выполнять несложные практические работы.
Фронтальный опрос.
37
Воды суши.
1
Вода пресная. Ледники: горные, покровные. Айсберги. Подземные воды.
Знать источники пресной воды, роль каждого из них в круговороте воды, как используется пресная вода человеком.
Уметь логически мыслить: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Тест.
38,39
Уникальность планеты Земля.
2
Планета Земля. Температуры планет. Отдаленность планет от Солнца. Состав атмосферы планет.
Знатьместорасположение Земли в Солнечной системе; значение Солнца для жизни на Земле; вращение Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси; значение атмосферы для сохранения и поддержания жизни на нашей планете; роль гидросферы и круговорота воды в природе в перераспределении тепла и влаги на поверхности Земли; роль зеленых растений в поддержании постоянства газового состава атмосферы, обеспечении кислородом и органическими веществами всех живых организмов.
Уметсамостоятельно работать с текстом учебника, извлекая нужную информацию; совершать мыслительные операции: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и оформлять их в виде таблицы, схем.
Фронтальный опрос.
40
Обобщающий урок по теме «Земля»
1
Ядро. Мантия. Земная кора. Рельеф. Горная порода. Минералы. Землетрясения. Вулкан.
Континент. Архипелаг. Атмосфера. Погода. Климат. Гидросфера. Мировой океан.
Знать основные гипотезы приосхождения Земли и Солнечной системы; сущность землятресений, извержений вулканов, ураганов, смерчей; их причины и поведение людей в экстремальных ситуациях; особенности Земли, обусловившие существование на ней жизни.
Уметь отвечать на вопросы письменно и устно; извлекать из различныхз источников нужную информацию.
Фронтальный опрос.
41
Проверочная работа по теме «Земля».
1
Два варианта заданий.
Знать основные гипотезы возникновения Земли и Солнечной системы.; внутреннее строение Земли и её внешние оболочки» причины землетрясений и вулканической деятельности, общую характеристику материков.
Уметь отвечать на вопросы; совершать логические мыслительные операции: сравнивать, анализировать, обобщать.
Индивидуальная работа.
42
Развитие жизни на Земле.
1
Геохронологическая таблица. Эволюция. Изменения в растительном и животном мирах.
Знать историю развития жизни на Земле; вода – колыбель жизни; древние водные растения и животные древнейших времен; растения и животные древних лесов; происхождение земноводных и пресмыкающихся, млекопитающих и птиц, папоротников, голосеменных и цветковых растений.
Уметь из различных материалов наглядные пособия; работать с дополнительной литературой.
Фронтальный опрос.
43
Животные прошлого.
.
1
Характеристика древних животных (длина, масса, пища).
Знать историческое развитие растений и животных на Земле; переход организмов от водного образа жизни к наземному, их постепенное усложнение; доказательство развития растений и животных.
Уметь работать с дополнительной литературой; выполнять несложные практические задания; отвечать на вопросы и извлекать информацию из различного источника.
Индивидуальный опрос.
44
Живые клетки.
Практическая работа «Изучение микроскопа и растительной клетки».
1
История открытия клетки. Клетка. Клеточное строение. Главные части клетки (оболочка, цитоплазма, ядро). Особенности живой клетки (дыхание, питание, рост, деление).
Знать историю открытия клетки; роль увеличительных приборов в изучении клеточного строения растений и животных; главные части клетки: питание, дыхание, рост, размножение.
Уметь выполнять несложные практические задания; оформлять результаты практических работ.
Фронтальный опрос.
45
Разнообразие клеток.
1
Знатьразновидность клеток; их строение и жизнедеятельность; строение микроскопа и правила работы с ним.
Уметь работать с микроскопом.
Индивидуальный опрос.
46
Царства живой природы. Одноклеточные организмы.
1
Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Одноклеточные организмы: амеба, инфузория-туфелька, эвглена зеленая.
Знать царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные; одноклеточные организмы.
Уметь работать с микроскопом; выполнять несложные практические задания; работать с дополнительной литературой и делать небольшие сообщения; формулировать вопросы и отвечать на них.
Индивидуальный опрос.
47
Многоклеточные организмы (растения, грибы).
1
Грибы. Отличительные особенности грибов. Группы грибов: съедобные (белый гриб, сыроежка, подосиновик, лисички, рыжики), ядовитые (мухомор, бледная поганка, ложный опенок). Растения. Группы растений.
Знатьмногоклеточные организмы: грибы, растения, животные; отличие грибов от растений; грибы съедобные и ядовитые; многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые.
Уметь выполнять несложные практические задания; работать с дополнительной литературой.
Тест.
48
Беспозвоночные и позвоночные животные.
1
Животные. Распространение и разнообразие животных. Группы животных: одно- и многоклеточные. Отличительные особенности беспозвоночных животных. Роль животных в круговороте веществ в природе. Значение животных.
Знатьразнообразие животных, их широкое распространение на земном шаре; беспозвоночных и позвоночных животных, их многообразие, отличительные признаки; связь животных с растениями и другими организмами.
Уметьсамостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблиц, схем, выводов.
Биологический диктант
49
Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.
1
Среды обитания организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная.
Знатьмногообразие сред обитания организмов (наземно-воздушная, водная, почвенная); их роль в жизни организмов; особенности наземно-воздушной среды и приспособленность растений и животных к жизни в неё.
Уметь выполнять несложные практические задания.
Тест.
50
Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.
1
Отличия водной среды от наземно-воздушной. Приспособленность животных к водной среде. Распределение растений в водной среде на различной глубине.
Знатьотличительные особенности водной среды от наземно-воздушной среды; водных животных, особенности их строения и жизнедеятельности, обеспечивающие их обитание в водной среде; распространений в водной среде на различной глубине.
Уметь выполнять несложные практические задания.
Индивидуальный опрос.
51
Почвенная среда, приспособленность организмов к жизни в почве.
.
1
Особенности почвенной среды. Сравнение с водной и наземно-воздушной средами. Приспособленность организмов к жизни в почвенной среде.
Знать о почве – среде обитания бактерий, грибов, растений, животных; приспособленность организмов к почвенной среде.
Уметь выполнять несложные практические задания.
Фронтальный опрос.
52,53
Жизнь на разных материках.
2
Животный и растительный мир материков Земли. Растительный и животный мир Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии, Антарктиды.
Знать особенности растительного и животного мира Евразии на примере Китая; своеобразие и животный мир Африки; растительный и животный мир Северной Америки, его особенности; редкие растения и животные Южной Америки; особенности растений и животных Австралии и Антарктиды.
Уметьсамостоятельно работать с текстом и рисунками учебника: логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы.
Индивидуальный опрос.
54
Природные зоны Земли.
1
Месторасположение природных зон на планете Земля. Растительный и животный мир природных зон Земли.
Знать природные зоны Земли; расположение каждой из природных зон на планете; особенности растительного и животного мира в них; причины (условия) распространения растений и животных на суше.
Уметь показывать на карте основные природные зоны Земли; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в виде выводов, таблиц, схем; работать с гербарным материалом.
Тест.
55,56
Жизнь в морях и океанах.
.
2
Жизнь в морях и океанах. Сообщество поверхности воды. Сообщество толщи воды. Донное сообщество. Сообщество кораллового рифа. Глубоководное сообщество.
Знать о разнообразии растений и животных морей и океанов; о распространении их в прибрежной мелководной части, в толще и на дне, в коралловых рифах; о взаимосвязях и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.
Уметь выполнять практические работы; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в форме схем, таблиц.
Фронтальный опрос.
57,58
Обобщающие уроки по теме «Жизнь на Земле»
2
Клетка. Оболочка. Цитоплазма. Ядро. Среда обитания. Сообщество. Природная зона. Царства живой природы.
Знатьотличительные черты живых организмов; их клеточное строение; о средах обитания организмов и их приспособленности к жизни в них; о распределении растений и животных на материках и в океанах в важнейших зонах Земли.
Уметь логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.
Индивидуальная работа.
59
Происхождение человека. Древние предки человека.
1
Предки человека и человекообразных обезьян. Дриопитеки. Австралопитеки.
Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни.
Уметь работать с различными источниками знаний (текстом учебника, рисунками, таблицами, муляжами, коллекциями), извлекая из нужную информацию; проявлять творчество и логически мыслить.
Фронтальный опрос.
60
Первые люди.
1
Первые люди. Человек умелый. Человек прямоходящий. Неандерталец. Кроманьонец. Человек разумный.
Иметьпредставление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении поведении в процессе исторического развития.
Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
Индивидуальный опрос.
61
История географических открытий. Открытие Америки.
1
Географические карты. Глобус. Мартин Бехайм. Христофор Колумб. Фернан Магеллан. Ф.Ф.Беллинсгаузен. М.П.Лазарев.
Иметьпредставление об открытиях материков нашей планеты.
Уметь кратко характеризовать заслуги путешественников – первооткрывателей материков.
Индивидуальный опрос.
62
Открытие Австралии и Антарктиды.
1
Австралия. Антарктида. В. Янсзон. Джеймс Кук. Ф.Ф.Беллинсгаузен. М.П.Лазарев.
Знатьпервооткрывателей Австралии и Антарктиды.
Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
Фронтальный опрос.
63
Великие путешественники-первооткрыватели новых земель.
1
Васко де Гама, Афанасий Никитин. Марко Поло. Ф.Магеллан. Р.Э.Пири. Р.Амундсен. В.Беринг. Н.Пржевальский. И.Ф.Крузенштерн. Ф.Ф.Беллинсгаузен. М.П.Лазарев.
Знать, как люди открывали новые земли.
Уметь назвать имена 3-5 великих путешественников-первооткрывателей; кратко охарактеризовать их заслуги.
Индивидуальный опрос.
64
Как человек изменил Землю.
1
На протяжении своей истории человечество заметно изменило природу Земли. Возникли и требуют решения экологические проблемы, важнейшие из которых – сохранение всего живого на планете, борьба с уничтожением лесов и наступлением пустынь, защита планеты от всех видов загрязнений.
Знать последствия влияния человека на природу; экологические проблемы, которые необходимо решать на данном этапе.
Уметьсамостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него необходимую информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.
Фронтальный опрос.
65
О кислотных дождях, обозоновой дыре, парниковом эффекте.
1
Виды загрязнений (тепловое, химическое, радиоактивное). Источники химического загрязнения.
Знатьестественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы.
Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
Фронтальный опрос.
66
Жизнь под угрозой.
1
Исчезнувшие виды организмов (тарпан, квагга, дронт и др.). Исчезающие и редкие виды. Биологическое разнообразие. Заповедники, национальные парки, зоопарки, ботанические сады.
Знать последствия влияния деятельности человека на живые организмы; конкретные примеры негативной деятельности человека.
Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
Индивидуальный опрос.
67
Меры сохранение жизни на Земле.
1
Негативное влияние деятельности человека на среду обитания организмов. Загрязнение вод. Разрушение почв. Влияние человека на животный мир.
Знать основные меры сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ.
Уметь составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
Тест.
68
Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания.
1
Опустынивание. Причины опустынивания (распашка земель, чрезмерный выпас скота). Меры защиты от опустынивания.
Знать сущность понятия «опустынивание»; причины опустынивания и меры остановки и защиты Земли от этого процесса.
Уметьсамостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.
Фронтальный опрос.
69
Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»
1
Систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении человека, постепенном освоении и открытии им новых земель.
Знать влияние деятельности человека на окружающую среду.
Уметьобосновывать основные подходы к рациональному использованию природных ресурсов; отстаивать мысль о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
Индивидуальная работа.
70
Итоговый урок
1
Календарно-тематический план в 5 классе
| |