АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29
Рассмотрена на заседании
МО___________________
Протокол № ___________
«___»___________ 20___г.
| Принята на заседании НМС
Протокол №______________
«___»______________20___г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №29
___________В.Г. Тимошенко
Приказ № _______________
«____»____________20___г.
| Рабочая программа
По природоведению 5 класс.
Составитель
Шаталова Г. П.
МБОУ СОШ №29,
кв. категория 1.
г.Нижний Новгород
2013-2014 учебный год
Рабочая программа по природоведению 5 класс
А.А. Плешакова, Н.И.Сонин.
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению составлена в соответствии с
ГОС по предмету природоведение, ГОС (НРК) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение 5 класс» под редакцией А.А.Плешакова и Н.И.Сонина, М.Дрофа 2010год
Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту РФ (федеральному компоненту, Базисному учебному плану ГОС (национально – региональному компоненту)
Рабочая программа, в соответствии с федеральным компонентом учебного плана школы, рассчитана на реализацию в течение 35 учебных недель в объеме 2 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование в качестве основного средства учебной деятельности учебника, допущенного Министерством образования РФ и вошедшего в «Перечень учебно-методических изданий на 2011 -2012 учебный год, «Природоведение 5 класс», Н.И.Сонин, А.А.Плешаков, М., Дрофа 2010год
На основании программы МОРФ, содержащей требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базисный уровень.
Рабочая программа включает пять основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Здоровье человека и безопасность жизни». В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы. Второй, третьи и четвертый разделы углубляют и систематизируют знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы. Учебный материал пятого раздела об «экологии, здоровье и безопасности жизни» включен в соответствии с требованиями современной жизни и построением базисного учебного плана. Вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы включены в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни. Следует исходить из того, что учащиеся данного возраста наряду с присущим им образно – практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия.
Целью настоящей рабочей программы является создание комплекса условий для формирования у учащихся представлений об отличительных особенностях живой и неживой природы, для развития интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Принимая во внимание сформулированную цель, можно определить следующие задачи учебного процесса:
• формировать представление о живой и неживой природе и присущих ей закономерностях;
• создать условия для овладения учащимися основными предметными и начальными исследовательскими умениями: проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
• создать условия для формирования мыслительной деятельности учащихся;
• обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
• формировать умение применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, мониторинг в природе); проведение практических работ. Использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в природе, охрана окружающей среды, а также правил здорового образа жизни.
На уроках природоведения используются самые разнообразные задания, направленные на усвоение учащимися обязательного минимума знаний и умений, необходимых для понимания целостности окружающего мира, основных закономерностей природы, места в ней человека. К их числу можно отнести вопросы и задания по работе с иллюстрациями учебника, его методическим аппаратом, а также самостоятельные работы по анализу схем, таблиц оценке различных явлений природы. Особое внимание на уроках уделяю такому важному этапу урока, как проверке знаний и умений. С этой целью предлагаются вопросы и задания со свободным ответом тестового и практического характера. Развитию логического мышления, умению выполнять такие мыслительные операции, как абстрагирование, сравнение, анализ, обобщение, способствует составление таблиц по текстам учебника. Это позволит учащимся глубоко проникать в суть изучаемых вещей и запоминать, усваивать материал, минуя такую непродуктивную форму, как механическое заучивание. Важными формами деятельности учащихся являются:
практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:
работа в малых группах (2-5 человек);
подготовка сообщений/ рефератов;
информационно-поисковая деятельность;
выполнение практических и лабораторных работ.
В настоящее время актуальным является обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию. В связи с этим широко использую на своих уроках такие формы работы, как самостоятельное осмысление текста учебника и дополнительной литературы, рекомендованной учителем и самостоятельно подобранной учениками; составление школьниками докладов, сообщений, рефератов и свободное изложение их содержания своим одноклассникам; формирование вопросов слушателям и ответы на них (своеобразный диалог с целью более глубокого понимания материала).
Большую роль в развитии психических способностей детей играют практические работы. Они развивают наблюдательность, образность мышления, формируют культуру умственного труда и элементы научной деятельности. Большое внимание на каждом уроке уделяется проверке домашнего задания. Система в данном виде деятельности – залог глубоких и прочных знаний, воспитания ответственности и культуры умственного труда. Главной задачей уроков природоведения является не только формирование глубоких знаний по основам естественных наук, но и воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому, стремления сохранить нашу уникальную планету Земля.
Чтобы лучше усваивался материал, я как учитель, использую различные методы и приёмы педагогических технологий: здоровьесберегающих, коррекционно-развивающих, информационных и дифференцированный подход, потому что их применение помогает для успешного выполнения обязательного минимума и требований к уровню подготовки выпускников, которые включены в ФК ГОСа.
В школьных условиях обеспечить комплексный характер реализации стандарта можно через межпредметные общешкольные мероприятия (конференции, диспуты, олимпиады, тематические вечера и т.д.), в которых будет обеспечиваться и преемственность в реализации стандарта.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Тип программы: типовая, базового уровня
Структура программы
Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле».
Учебно-тематический план Название темы
| Количество часов
| Лабораторные работы
| Тема 1. Изучение природы
| 5
| 1
| Тема 2. Вселенная
| 6
| -
| Тема 3. Земля
| 13
| 1
| Тема 4. Жизнь на Земле
| 15
| 2
| Тема 5. Человек на Земле
| 14
| 2+4(экскурсии)
| Всего
| 53+10(лабораторные) +7(резерв)
| 10
| В программу внесены следующие изменения:
Первый раздел увеличен на 2 час (5 часов вместо 3-х) в связи с практической направленностью обучения.
Второй и третий разделы уменьшен в связи с легкостью усвоения материала.
Четвертый раздел увеличен на 1 час в связи с боле полным изучением темы «Природные зоны».
В программу внесены учебные экскурсии для более подробного знакомства с природой своего края
Резервное время можно использовать на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся
Результаты обучения
Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;
Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Методические аспекты преподавания курса природоведения
В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать / понимать:
естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
как человек появился на Земле (на уровне представлений);
как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
|