Рабочая программа по предмету «Музыка»





Скачать 211.54 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Музыка»
Дата публикации01.08.2015
Размер211.54 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» для общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского на основе государственного стандарта образования по искусству.

В процессе обучения необходимо использовать знания и умения, полученные учащимися на предметах: изобразительное искусство, литература, природоведение, православная культура и др.

Цель массового музыкального образования и воспитания— формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников— наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования школьников формулируются на основе целевой установки:

  • развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса— багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства;

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • воспитание чувства патриотизма, любви к Родному краю.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Йеменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений,

народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок.



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1.

Вводный урок. Что такое музыкальное содержание.

1

Урок формирования новых знаний.

Оформление тетради. Знакомство с особенностях содержания в музыке, на примере произведения Л.ван Бетховена "Лунная соната" (слушание)

Вводный , устный.

Расширить представление учащихся о музыке, особенностях музыкального содержания. Вдумчивое отношение к произведениям искусства. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей.

Подобрать музыкальные произведения, где воплощаются человеческие чувства (радость, печаль, восторг и т.д.)

1 неделя сентября




2.

Каким бывает музыкальное содержание. Музыкальный пейзаж.

1

комбинированный

Слушание музыкальных произведений. Разучивание песенного материала, разбор сюжета.(Б.Окуджава "Пожелание")

Текущий, устный опрос.

Усвоение основных понятий: программное произведение.

Подобрать иллюстрации отражающие различные образы природы. Знать слова песенного материала «Пожелание»

2 неделя сентября




3.

Каким бывает музыкальное содержание. Симфоническая сюита.

1

Комбинированный

Знакомство с новым жанром, анализ содержания на примере музыки Н. Римского-Корсакова "Шехерезада".

Текущий, устный, фрональный

Усвоение основных понятий: программное произведение.

Написать небольшое сочинение на тему «Мир музыки».

3неделя сентября




4.

Каким бывает музыкальное содержание. Этюд.

1

Комбинированный

Знакомство с понятием: не программные музыкальные произведения (соната, прелюдия, этюд и т.д.) Работа над песенным материалом. ("Ваше благородие")

Текущий, устный

Усвоение основных понятий: не программные произведения.

Написать в тетради какие образы и темы чаще всего отражаются в музыке.

4 неделя сентября




5.

Лирические образы в музыке.

1

комбинированный

Знакомство с музыкальными образами в сказках и реальном мире в произведениях русских и зарубежных композиторов.

Работа над песенным материалом. ("Пожелание")

Текущий, устный

Понимать возможности музыкального образа в отражении вечных проблем жизни.


Подобрать иллюстрации связанные с темой осени.


1 неделя октября




6.

Драматические образы в музыке.

1

Урок выработки и закрепления умений и навыков

Знакомство с различными видами образно-музыкального развития. Слушание и анализ муз. произведений. Работа над песенным материалом. ("Пожелание")

Текущий, устный

Умение выявлять особенности характера музыкального образа с выбором музыкального жанра.

Сделать письменный анализ прослушанного произведения.(«Лесной царь» Ф.Шуберт)

2 неделя октября




7.

Эпические образы в музыке.

1

Урок выработки и закрепления умений и навыков

Знакомство с творчеством Н.Римского-Корсакова. Слушание музыки и анализ.

Текущий, устный, фронтальный

Освоить понятия: эпический образ, былины. Понимать как средства музыкальной выразительности передают образное содержание музыки.

Нарисовать эскиз декораций к отдельным сценам (на выбор) оперы («Садко» Н. Римский-Корсаков)

3неделя октября




8.

О чем "рассказывает" музыкальный жанр.

1

комбинированный

Знакомство с различными видами жанров в музыке. Слушание и анализ музыкальных произведений. Работа над песенным материалом.("Дорога к солнцу")

Текущий, устный

Освоить и понимать, что значит "память жанра"

Подготовить реферат или презентацию на тему "Жанры в музыке".Знать текст песенного материала.

4 неделя октября




9.

Народные песни в произведениях классиков.

1

Урок выработки и закрепления умений и навыков

Слушание и анализ музыкальных произведений с использованием подлинных народных жанров.

Текущий, устный

Усвоение основных понятий: жанры народной и профессиональной музыки.

Разучить народную песню (на выбор)

5 неделя октября

1 неделя ноября



10.

Такие разные марши….

1

комбинированный

Беседа с учащимися о связи музыкальных жанров с определёнными жизненными ситуациями и определённым настроением. Слушание муз. произведений. Работа над песенным материалом.(С.Никитин "Если у вас нету тёти")

Текущий устный

Усвоение основных понятий: военный, детский, спортивный и т.д. марши, их характер.

Подобрать музыкальные примеры маршей и дать характеристику. Выучить слова песенного материала («Если у вас нету тёти»)



3 неделя ноября




11.

Я помню вальса звук прелестный….

1

комбинированный

Знакомство с творчеством Ф.Шопена, П.Чайковского.

Работа над песенным материалом.

Текущий устный

Понимание важности роли музыки в раскрытии настроения и содержания произведения.

Подобрать иллюстрации к музыкальным произведениям: П.Чайковский "Вальс цветов", Ф.Шопен "Вальс" си-минор.

4 неделя ноября




12.

13.

Форма в музыке.

2

Комбинированный

Беседа о единстве содержания и формы в музыке. Чтение стихотворения В.Брюсова «Сонет к форме». Работа над песенным материалом. (С.Никитин "Если у вас нету тёти")

Текущий фронтальный

Понимание роли формы в музыкальном искусстве.

Знать записи в тетради. Выучить слова песенного материала («Если у вас нету тёти»)


5 неделя

Ноября





1 неделя декабря




14.

Какой бывает музыкальная композиция.

1

Комбинированный

Повтор понятия музыкальные выразительные средства: мелодия, гармония, ритм и т.д. Слушание и анализ муз. произведений. Работа над песенным материалом.

Текущий устный

Понимать и определять структуру музыкальной композиции, многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении.


Повторить текст песенного материала «Пожелание»)

2 неделя декабря




15.

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).

1

комбинированный

Знакомство с малой формой – период. Слушание и анализ муз. произведения: характер, построение.

Работа над песенным материалом.(Б.Окуджава "Пожелание")

Текущий устный

Усвоение основных понятий: малая форма – период.

Сделать зарисовку к произведению Ф.Шопена «Прелюдия» ля мажор.

3 неделя декабря




16.

Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь».

1

комбинированный

Знакомство с песенной культурой Италии. Слушание и анализ муз. произведений (М.Глинка ) Работа над песенным материалом.("Дорога к солнцу")

Текущий устный

Усвоить понятия: романс, баркарола.

Сделать реферат или презентацию на тему «Музыка Италии». Выучить понятия: песенный жанр. Текст песни «Дорога к солнцу»

4 неделя декабря




17.

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки.

1

комбинированный

Беседа-рассуждение о связи музыки и поэзии на примере романса М.Глинки – А.С.Пушкина «Ночная серенада». Слушание и разбор формы и композиции муз. произведения. Работа над песенным материалом ("Дорога к солнцу")

Текущий устный

Понимать и определять структуру музыкальной композиции, многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении.


Выучить понятие: серенада. Сделать анализ прослушанного произведения М.Глинка «Ночная серенада»

3 неделя января




18.

Форма рондо.

1

комбинированный

Знакомство с новой формой – рондо. Чтение поэтических страниц, основанных на принципе повтора. (В.Брюсов) Работа над песенным материалом ("Дорога к солнцу")

Текущий фронтальный

Усвоение основных понятий: рондо, рефрен. музыкальная композиция, как результат развития музыкальной мысли.

Записать стихотворение, основанное на принципе повторности. Подобрать иллюстрации к романсу А.Бородина «Спящая княжна»

4 неделя января




19.

Многомерность образа в форме рондо.

1

Комбинированный

Работа над песенным материалом. (Б.Окуджава "До свидания мальчики")

Текущий устный

Понимать каким выразительным целям служат музыкальные формы в построении композиции произведения.

Выучить текст песенного материала Б.Окуджава «До свидания мальчики»

5 неделя января





20.

21.

Форма вариаций в современной инструментальной музыке

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича.

2

Комбинированный

Знакомство с творчеством Д.Шостаковича. Слушание и размышление о выразительности развития музыкального образа в симфонии № 7 «Ленинградская».

Работа над песенным материалом. (Б.Окуджава "До свидания мальчики")

Текущий устный

Усвоение основных понятий (эмоциональная напряженность, акценты)

многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

Подобрать репродукции живописи, фотографии к произведению (Д.Шостакович «Ленинградская »симфония)

Выучить текст песенного материала

2 неделя февраля





3 неделя февраля




22.

Музыкальная драматургия. Музыка в развитии.

1

Урок выработки и закрепления умений и навыков

Беседа с учениками, почему в музыкальном искусстве велика роль драматургии. Слушание и анализ музыкальных произведений. Работа над песенным материалом. (военные песни)

Текущий устный

Усвоение основных понятий: музыкальная драматургия.

Подобрать произведения живописи к произведению(«Старый замок» Р.Шуман) Повторить текст песни.

4 неделя февраля




23.

Музыкальный порыв.

1

Комбинированный

Беседа-рассуждение на тему: какие средства музыкальной драматургии придают звучанию выразительность, динамичность и глубину произведения. Слушание музыкальных произведений (Р.Шуман «Порыв»)

Текущий устный

Усвоение основных понятий: статическое и динамическое в музыке.

Сделать анализ прослушанного произведения и подобрать произведения живописи (Р.Шуман «Порыв»)

5 неделя февраля




24.

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

1

комбинированный

Знакомство с развитием оперы в различных эпохах и разных странах (России, Италии, Германии, Франции и т.д.) Слушание и анализ музыкальных произведений.

Текущий устный

Понимать многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении.


Выучить основные понятия: опера, хор. Какие виды искусства участвуют в организации оперного целого.

2 неделя марта




25.

И покоряясь музыке, ожили лики древних…

1

Комбинированный

Знакомство с произведением «Слово о полку Игореве» в литературе и музыке. (А.С.Пушкин, А.Бородин)

Текущий устный

Понимание важности связи музыкальной культуры с историей и образами далёкого прошлого, как показатель национальной культуры и патриотизма.

Нарисовать иллюстрацию к опере «Князь Игорь». Выучить текст песенного материала (военные песни)

3 неделя марта




26.

Образ князя Игоря в арии «О дайте, дайте мне свободу»

1

Комбинированный

Обсуждение образов основных героев оперы, слушание музыки.

Тематический

Усвоение основных понятий: ария, симфония, опера, либретто.

Написать в тетради характеристику образа князя Игоря.

4 неделя марта




27.

Образ хана Кончака в опере А.Бородина «Князь Игорь».

1

Комбинированный

Обсуждение образов основных героев оперы, слушание музыки.

Текущий устный

Усвоение основных понятий: ария, симфония, опера, либретто.

Написать в тетради характеристику образа хана Кончака.

1 неделя апреля




28.

Образ Ярославны в опере А.Бородина «Князь Игорь».

1

Комбинированный

Обсуждение образов основных героев оперы, слушание музыки.

Текущий устный

Понимание роли жанра арии в раскрытии образных характеристик главных героев.

Сделать подборку репродукций живописи на тему образ русской женщины.

2 неделя апреля




29.

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. В.А.Моцарт.

1

Комбинированный

Знакомство с жанром – симфония. Творчество В.А.Моцарта. Работа над песенным материалом. ("Ваше благородие")

Текущий устный

Усвоение основных понятий: романтизм.

Понимать идею образного противопоставления: героическое и лирическое, мужественное и женственное.

3 неделя апреля




30.

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Л.в Бетховен.

1

комбинированный

Знакомство с творчеством Л.в Бетховена. Слушание музыкальных произведений. (Л.Бетховен 9 симфония, финал «Ода к радости») Работа над песенным материалом.(С.Никитин "Разговор у елки")

Текущий устный

Усвоение основных понятий: классицизм.


Сделать презентацию по творчеству Л.в Бетховена. (на выбор)Выучить текст песенного материала (С.Никитин «Разговор у ёлки»)


4 неделя апреля




31.

Духовная и светская музыка.

1

Комбинированный

Знакомство с историей возникновения духовной музыки и ее развитием в творчестве современных композиторов.

Работа над песенным материалом. (С. Никитин "Разговор у елки")

Текущий устный

Усвоение понятия: духовное песнопение, светская музыка.

Найти произведения подтверждающие связь современной и духовной музыки.

5 неделя апреля

1 неделя мая





32.

Формула красоты.

1

Урок проверки и оценки знаний

Работа над песенным материалом. (Б.Окуджава "Пожелание")

Сам. работа №3

Тематический

Понимание важности красоты в музыке.

Сделать подборку репродукций картин к прослушанному музыкальному отрывку (на выбор)

2 неделя мая




33.

Музыка народов мира.

1

комбинированный

Освоение понятий: народная и профессиональная музыка.

Работа над песенным материалом. (Б.Окуджава "Пожелание")

Текущий устный

Различать основные жанры народной и профессиональной музыки.

Выявить особенности музыкального языка разных народов мира. Подготовить презентацию или реферат.

3 неделя мая





34.

35.

Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер.

2

Комбинированный


Итоговый

Освоение понятий: мюзикл, рок-опера. Просмотр фрагментов из фильмов:» Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А.Рыбников. .Повтор всего песенного материала.

Защита и оценка творческих работ.

Итоговый устный

Усвоение основных понятий: легкие жанры театрального искусства.

Выучить хронологию жанров и музыкальных направлений в музыке ХХ века.

Сделать подборку музыкальных примеров по жанрам.

4 неделя мая





5 неделя мая




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка и изо)» Музыка (5-6 классы)
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-6-х классов
Рабочая программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка»
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых...
Рабочая программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 7 класса составлена...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 7 класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка»,...
Рабочая программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа учебного курса «Музыка»
В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный...
Рабочая программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа учебного предмета «Музыка»
Программа по предмету Музыка для 5, 6 классов составлена на основе программы разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского Программы...
Рабочая программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс
«Музыка» для 1-4 классов, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.)
Рабочая программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» 6 «А», 6 «Б», 6 «В» классы (базовый уровень)
«Музыка» для 6»А». 6 «Б», 6 «В» классов составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка, 5-7 классы». Критской...
Рабочая программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса на 2014-2015 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Прог-раммы для общеобразовательных учреждений: Музыка:...
Рабочая программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка)»
«Музыка. 1-8 классы» Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации под руководством Д. Б. Кабалевского 3-е...
Рабочая программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка)»
«Музыка 1-8» классы. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации под руководством Д. Б. Кабалевского 3-е...
Рабочая программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету «Музыка» 5 класс
«Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. В данной программе нашли...
Рабочая программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а

Рабочая программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» 4 класс
«Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, входящей в умк «Школа России»( Школа России. Концепция и программы для...
Рабочая программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету «музыка»
Федерального государственного образовательного стандарта ноо, примерной программы по музыке. – М.: Просвещение, 2010 с учетом авторской...
Рабочая программа по предмету «Музыка» iconМетодические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании...
В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный...
Рабочая программа по предмету «Музыка» iconРассмотрено согласовано утверждаю
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск