Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе





Скачать 132.06 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе
Дата публикации23.12.2014
Размер132.06 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №
Утверждена приказом по школе

№____________

от «___» ___________ 200 __г

Рабочая программа



Учебного курса ______________________

______класса
 


Учителя_______________________
 
_____________________________

 
 


 
200__г.

Методические рекомендации по преподаванию курса
«Музыка в формировании духовной культуры человека»
в 9 классе


Курс «Музыка в формировании духовной культуры человека» проводится в 9 классе по Базисному учебному плану (приказ Министерства образования №1312 от 9.03.2004) в 1 полугодии. В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный курс является обобщающим по отношению к предмету «Музыка» и в то же время пропедевтическим по отношению к предмету «Мировая художественная культура».

Основная цель курса – формирование представлений о музыкальной культуре как части духовной культуры, содержащей нравственную опору и ценностные ориентиры.

В процессе освоения данного курса решаются следующие задачи:

  • Осознание назначения искусства в духовной жизни человека;

  • Выявление специфики музыки как вида искусства и ее места в ряду других видов искусства;

  • Установление взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • Определение художественных особенностей русской и западноевропейской музыки;

  • Развитие у учащихся прочной и устойчивой потребности в общении с произведениями искусства.

  • Развитие способности к эмоционально-ценностному познанию и художественно-эстетической оценке музыкального произведения;

  • Развитие творческой индивидуальности учащихся через реализацию творческих идей в проектной деятельности.

Содержание данного курса основано на материале раздела «Музыка в формировании духовной культуры личности» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству, рекомендованного для изучения в 9 классе («Вестник образования России», №13, 2004. - С. 50). Данный курс прошел апробацию в экспериментальных школах Ярославской области в 2004/2005 учебном году.

Строение курса основано на блочно-модульной системе и включает следующие разделы: предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; отражение вечных проблем жизни в музыкальном искусстве; своеобразие видения картины мира в музыкальных культурах Запада и Востока; специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств.

Содержание курса реализуется на основе следующих методов: проблемно-поисковый метод, метод коллективного осмысления, метод обобщения, метод проектов.

Освоение элективного курса включает различные формы организации: лекции, практикумы с использованием видеофрагментов, организационно-деятельностные игры, дискуссии, зачет по защите коллективного проекта.

В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы рефераты и доклады по творчеству композиторов, практикум по анализу стилистических особенностей того или иного музыкального направления, музыкальная викторина, творческие задания на развитие ассоциативного мышления и т.д.

В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания по следующим обобщающим темам: «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего», «Искусство как система образных языков», «Человек в мире искусства», «Спасет ли мир красота?», «Искусство XXI века». По форме проектное задание может представлять собой композицию, подготовленную группой учащихся. В проекте могут использоваться факты биографии различных композиторов, записки из воспоминаний, фрагменты музыкальных произведений, стихи, философские размышления, творческие работы, личные впечатления и т.д.

В результате изучения данного курса учащиеся должны

  • знать/понимать:

    • Специфику музыки как вида искусства;

    • Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

    • Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

    • Стилистические особенности русской и западноевропейской музыки;

  • уметь:

  • Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • Устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

  • Выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных выступлений и высказываний.

Учебно-тематический план курса
«Музыка в формировании духовной культуры человека»




Тема урока

Кол-во часов

I.

Введение

1 ч.

1

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности

1 ч.

II.

Отражение вечных проблем жизни в музыкальном искусстве

4 ч.

2

Философское размышление о жизни в музыке И.С. Баха

1 ч.

3

Отражение темы жизни и смерти в музыкальном искусстве

1 ч.

4

Противопоставление личности и общества, иллюзии и реальности в музыке романтиков

1 ч.

5

Интерпретация темы любви и ненависти в произведениях У. Шекспира, С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского

1 ч.

III.

Своеобразие видения картины мира в музыкальных культурах Запада и Востока

6 ч.

6

Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств

1 ч.

7

«Золотой век» русского искусства

1 ч.

8

А.С. Пушкин и русская музыка

1 ч.

9

Поиски нового видения мира и стилевое многообразие музыки XX века

1 ч.

10-11

Западная музыкальная культура

2 ч.

IV

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств

5 ч.

12

Единство и специфика музыкального и изобразительного искусства

1 ч.

13

Родство лирических образов русских композиторов и художников

1 ч.

14

Роль музыки в театральном искусстве

1 ч.

15

Роль музыки в киноискусстве

1 ч.

16

Обобщающий урок

1 ч.

Итого

16 ч.

Содержание курса “Музыка в формировании духовной культуры человека”




Тема урока

Содержание урока

Музыкальный материал




I. Введение




1

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности

Искусство как специфическая форма отражения и обобщения действительности в художественных образах. Многофункциональность музыки как социального вида искусства. Воздействие музыки на внутренний мир человека.
Роль музыкального искусства в жизни современного человека.

1.Чайковский П.И. «Концерт №1» для фортепиано с оркестром.
2.Глюк Х. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
3.Бах И.С. «Шутка».




2

Философское размышление о жизни в музыке И.С. Баха.

Нравственно-эстетические темы музыки Баха И.С.: сила и красота человеческого духа и разума, сопереживание и сострадание человеку.
Мир образов музыки Баха И.С.

1.Вокально-инструментальные произведения: ария альта «Аgnus Dei», «Kyrie eleison» из «Мессы» си минор.
2.Органные произведения: «Токката и фуга» ре минор, органные прелюдии.
3.Оркестровые произведения: «Бранденбургский концерт №1».
4.Клавирные призведения: «Прелюдия и фуга» до мажор из «Хорошо темперированного клавира».




3

Отражение темы жизни и смерти в музыке.

Особенности жанра «Реквиема».
Трагический конфликт жизни и смерти, человека и судьбы.
Музыкальные каноны жанра заупокойной мессы в музыке В.А. Моцарта.
«Светский» характер музыки Д. Верди.
Характеристика музыкальных образов: грозной, неумолимой силы судьбы и страдающего человечества («Dies irаe» и «Lacrimosa»).
Современные трактовки жанра «Реквиема»: Б. Бриттена, Д.Б. Кабалевского

1.В.А.Моцарт «Реквием»: «Dies irаe» и «Lacrimosa».
2.Д.Верди «Реквием»: «Dies irаe» и «Lacrimosa».
3.Д.Б.Кабалевский «Реквием»: «Наши дети», «Помните!».




4

Противопоставление личности и общества, иллюзии и реальности в музыке романтиков.

Разочарование в идеалах эпохи Просвещения, стремление к раскрепощению духовных сил человека, к высшим законам справедливости.
Трагический конфликт между героем и окружающей его средой.Раскрытие духовного мира человека, обращение к лирико-психологическим образам, тема «лирической исповеди».

Творчество одного из композиторов по выбору:
1.Шопен Ф. «Революционный этюд», «Прелюдия № 24» ре минор.
2.Шуман Р. Пьесы из цикла «Карнавал» - «Эвсебий» и «Флорестан», «Шопен» и«Паганини», «Киарина» и «Эстрелла».
3.Шуберт Ф. «В путь», «Мельник и ручей» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»;«Шарманщик», «Ворон» из вокального цикла «Зимний путь».




5

Интерпретация темы любви и ненависти в произведениях У. Шекспира, С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского.

Трагедия Шекспира - гимн торжествующей любви.
Воплощение бессмертного сюжета в музыке (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев).
Темы-лейтмотивы увертюры-фантазии П.И. Чайковского.
Музыкальные характеристики героев балета С.С. Прокофьева.
Сравнение трактовок и музыкального языка Прокофьева и Чайковского.

1.П.И.Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
2.С.С.Прокофьев. Отрывки из балета «Ромео и Джульетта».




III. Своеобразие видения картины мира в музыкальных культурах Запада и Востока

6

Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств.

Храмовое действо как синтез искусств.
Понятие духовной музыки. Творцы духовных произведений.
Характерные черты духовной музыки.
Основные жанры духовной музыки: всенощная, литургия, духовный концерт

1.Греческий распев XVII века «Богородице Дево, радуйся».
2.Рахманинов С.В. «Богородице Дево, радуйся», «Херувимская».
3.Духовные концерты Березовского М.С., Бортнянского Д.С.4.В. Гаврилин «Молитва» из симфонии-действа «Перезвоны».




7

«Золотой век» русского искусства.

Русская музыка начала 19 века. Творческое содружество «Могучая кучка», характеристика идейных принципов – «художественная правда, красота, народность».
Расцвет реализма в русской музыке 19 века (на примере творчества русских композиторов: Бородина А.П., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П., Чайковского П.И.)

Музыкальные произведения Бородина А.П., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П., Чайковского П.И.




8

А.С. Пушкин и русская музыка.

Музыкальность и образность поэтического языка А.С. Пушкина. Вечные темы в творчестве А.С. Пушкина. Воплощение сюжетов А.С. Пушкина в музыке М.И. Глинки, Чайковского П.И., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П., Свиридова Г.В.

Музыка на сюжеты литературных произведений А.С. Пушкина:
отрывки из опер Чайковского П.И. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», из оперы Римского-Корсакова Н.А. «Золотой петушок», из оперы Мусоргского М.П. «Борис Годунов».
Свиридов Г.В. Романсы из цикла «Пушкинский венок».
Романсы Глинки М.И., Чайковского П.И.




9

Поиски нового видения мира и стилевое многообразие музыкиXX века.

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве XX века.
Музыкальный язык современности.
Творчество Свиридова Г.В., Гаврилина В., Шнитке А., Щедрина Р.

Гаврилин В. Симфония-действо «Перезвоны».
Свиридов Г. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».
Шнитке А. «Concerto grosso №1», «Поток».




10-11

Западная музыкальная культура.

Стилистические особенности западноевропейской музыки. Музыкальное путешествие по стилям и направлениям:

 Эпоха Барокко (Бах, Вивальди);

 Венская классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен);

 Романтизм (Шопен, Лист, Шуман);

 Импрессионизм (Дебюсси, Равель).

Фрагменты музыкальных произведений по выбору:
Бах И.С. Произведения по выбору.
Вивальди А. «Времена года».
Альбиони Т. «Адажио».
Боккерини Л. «Менуэт».
Гайдн Й. «Симфония № 103».
Моцарт В. «Симфония № 40», «Маленькая ночная серенада».
Бетховен Л. «Симфония № 9», 4 часть «Ода к радости», «К Элизе».
Дебюсси К. «Море», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет».




IV. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств

12

Единство и специфика музыкального и изобразительного искусства.

Ассоциативные связи различных видов искусства. Истоки синкретизма видов искусств в эпоху первобытности.
Виды ассоциативных связей:

 По принадлежности к исторической эпохе;

 По жанровой принадлежности;

 По образному единству;

 По личным аналогиям и т.д.
Выразительные средства музыкального и изобразительного языка.

Дебюсси К. «Лунный свет», «Облака», «Прелюдии» - картины художников-импрессионистов.
Римский-Корсаков Н.А. «Шехеразада», вступление к опере «Садко» - картины художников-маринистов.




13

Родство лирических образов русских композиторов и художников.

Художественный образ как средство отражения жизни и внутреннего мира творца.
Тайны художественного образа: условность, абстрактность, обобщенность.
Образы природы и России в творчестве русских художников и музыкантов.

Чайковский П.И. Цикл «Времена года».
Рахманинов С.В. «Прелюдии» и «Этюды-картины».
Картины русских художников Левитана И.И., Саврасова А.К., Шишкина И.И., Куинджи А.И.




14

Роль музыки в театральном искусстве.

Синтетические жанры оперы и балета. Особенности оперы и балета как театрального жанра. Истоки возникновения и история развития жанра оперы. Основные жанры и элементы классического танца. Особенности современного балета.

Чайковский П.И. Отрывки из опер «Евгений Онегин» или «Пиковая дама», балета «Лебединое озеро».
Щедрин Р. Отрывки из балета «Конек-Горбунок».




15

Роль музыки в киноискусстве.

Синтетическая природа современных экранных искусств. История кинематографа.,br>Роль музыки в немом кино.
Особенности создания музыки к кинофильмам. Музыка – полноценный компонент драматургии фильма.

Прокофьев С.С. Музыка к кинофильму «Александр Невский».
Петров А.П. Музыка к кинофильму «Жестокий романс».
Музыка Дунаевского М., Доги Е. к кинофильмам




16

Обобщающий урок.

Защита рефератов и проектных заданий.







Данное планирование является одним из вариантов преподавания предмета «Искусство» в 9 классе; музыкальный материал по желанию учителя может быть заменен.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе iconРабочая программа по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной...
Курс «Синтез искусств» базируется на программе Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс»
Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе iconРабочая программа учебного курса «Музыка»
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...
Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе iconРабочая программа учебного курса «Музыка»
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...
Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе iconКурса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство...
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся...
Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе iconПрограмма по мхк (Мировая художественная культура) разработана на...
Данный учебный предмет включает содержание раздела «Синтез искусств» из федерального компонента государственного образовательного...
Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе iconМетодические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе iconЛекция по теме: «Методические рекомендации по преподаванию русского...
Здравствуйте, господа слушатели курсовой переподготовки. В самом начале нашего общения прошу вас заполнить табличку
Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе iconРабочая программа Учебного курса «Технология»
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной...
Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 20 список...
Учебно-методический комплекс курса «Психофизиология человека» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных,...
Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические...
Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (5-й семестр) отделения логопедии
Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе iconМетодические рекомендации по преподаванию специальности Учебные планы
Учебно-методическое объединение по высшему медицинскому и фармацевтическому образованию
Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе iconМетодические рекомендации по преподаванию комплексного
«Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск