Скачать 132.06 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № Утверждена приказом по школе №____________ от «___» ___________ 200 __г Рабочая программаУчебного курса ______________________ ______класса Учителя_______________________ _____________________________ 200__г. Методические рекомендации по преподаванию курса |
№ | Тема урока | Кол-во часов |
I. | Введение | 1 ч. |
1 | Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности | 1 ч. |
II. | Отражение вечных проблем жизни в музыкальном искусстве | 4 ч. |
2 | Философское размышление о жизни в музыке И.С. Баха | 1 ч. |
3 | Отражение темы жизни и смерти в музыкальном искусстве | 1 ч. |
4 | Противопоставление личности и общества, иллюзии и реальности в музыке романтиков | 1 ч. |
5 | Интерпретация темы любви и ненависти в произведениях У. Шекспира, С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского | 1 ч. |
III. | Своеобразие видения картины мира в музыкальных культурах Запада и Востока | 6 ч. |
6 | Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств | 1 ч. |
7 | «Золотой век» русского искусства | 1 ч. |
8 | А.С. Пушкин и русская музыка | 1 ч. |
9 | Поиски нового видения мира и стилевое многообразие музыки XX века | 1 ч. |
10-11 | Западная музыкальная культура | 2 ч. |
IV | Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств | 5 ч. |
12 | Единство и специфика музыкального и изобразительного искусства | 1 ч. |
13 | Родство лирических образов русских композиторов и художников | 1 ч. |
14 | Роль музыки в театральном искусстве | 1 ч. |
15 | Роль музыки в киноискусстве | 1 ч. |
16 | Обобщающий урок | 1 ч. |
Итого | 16 ч. |
№ | Тема урока | Содержание урока | Музыкальный материал | |
I. Введение | | |||
1 | Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности | Искусство как специфическая форма отражения и обобщения действительности в художественных образах. Многофункциональность музыки как социального вида искусства. Воздействие музыки на внутренний мир человека. Роль музыкального искусства в жизни современного человека. | 1.Чайковский П.И. «Концерт №1» для фортепиано с оркестром. 2.Глюк Х. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». 3.Бах И.С. «Шутка». | |
2 | Философское размышление о жизни в музыке И.С. Баха. | Нравственно-эстетические темы музыки Баха И.С.: сила и красота человеческого духа и разума, сопереживание и сострадание человеку. Мир образов музыки Баха И.С. | 1.Вокально-инструментальные произведения: ария альта «Аgnus Dei», «Kyrie eleison» из «Мессы» си минор. 2.Органные произведения: «Токката и фуга» ре минор, органные прелюдии. 3.Оркестровые произведения: «Бранденбургский концерт №1». 4.Клавирные призведения: «Прелюдия и фуга» до мажор из «Хорошо темперированного клавира». | |
3 | Отражение темы жизни и смерти в музыке. | Особенности жанра «Реквиема». Трагический конфликт жизни и смерти, человека и судьбы. Музыкальные каноны жанра заупокойной мессы в музыке В.А. Моцарта. «Светский» характер музыки Д. Верди. Характеристика музыкальных образов: грозной, неумолимой силы судьбы и страдающего человечества («Dies irаe» и «Lacrimosa»). Современные трактовки жанра «Реквиема»: Б. Бриттена, Д.Б. Кабалевского | 1.В.А.Моцарт «Реквием»: «Dies irаe» и «Lacrimosa». 2.Д.Верди «Реквием»: «Dies irаe» и «Lacrimosa». 3.Д.Б.Кабалевский «Реквием»: «Наши дети», «Помните!». | |
4 | Противопоставление личности и общества, иллюзии и реальности в музыке романтиков. | Разочарование в идеалах эпохи Просвещения, стремление к раскрепощению духовных сил человека, к высшим законам справедливости. Трагический конфликт между героем и окружающей его средой.Раскрытие духовного мира человека, обращение к лирико-психологическим образам, тема «лирической исповеди». | Творчество одного из композиторов по выбору: 1.Шопен Ф. «Революционный этюд», «Прелюдия № 24» ре минор. 2.Шуман Р. Пьесы из цикла «Карнавал» - «Эвсебий» и «Флорестан», «Шопен» и«Паганини», «Киарина» и «Эстрелла». 3.Шуберт Ф. «В путь», «Мельник и ручей» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»;«Шарманщик», «Ворон» из вокального цикла «Зимний путь». | |
5 | Интерпретация темы любви и ненависти в произведениях У. Шекспира, С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского. | Трагедия Шекспира - гимн торжествующей любви. Воплощение бессмертного сюжета в музыке (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев). Темы-лейтмотивы увертюры-фантазии П.И. Чайковского. Музыкальные характеристики героев балета С.С. Прокофьева. Сравнение трактовок и музыкального языка Прокофьева и Чайковского. | 1.П.И.Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». 2.С.С.Прокофьев. Отрывки из балета «Ромео и Джульетта». | |
III. Своеобразие видения картины мира в музыкальных культурах Запада и Востока | ||||
6 | Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств. | Храмовое действо как синтез искусств. Понятие духовной музыки. Творцы духовных произведений. Характерные черты духовной музыки. Основные жанры духовной музыки: всенощная, литургия, духовный концерт | 1.Греческий распев XVII века «Богородице Дево, радуйся». 2.Рахманинов С.В. «Богородице Дево, радуйся», «Херувимская». 3.Духовные концерты Березовского М.С., Бортнянского Д.С.4.В. Гаврилин «Молитва» из симфонии-действа «Перезвоны». | |
7 | «Золотой век» русского искусства. | Русская музыка начала 19 века. Творческое содружество «Могучая кучка», характеристика идейных принципов – «художественная правда, красота, народность». Расцвет реализма в русской музыке 19 века (на примере творчества русских композиторов: Бородина А.П., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П., Чайковского П.И.) | Музыкальные произведения Бородина А.П., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П., Чайковского П.И. | |
8 | А.С. Пушкин и русская музыка. | Музыкальность и образность поэтического языка А.С. Пушкина. Вечные темы в творчестве А.С. Пушкина. Воплощение сюжетов А.С. Пушкина в музыке М.И. Глинки, Чайковского П.И., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П., Свиридова Г.В. | Музыка на сюжеты литературных произведений А.С. Пушкина: отрывки из опер Чайковского П.И. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», из оперы Римского-Корсакова Н.А. «Золотой петушок», из оперы Мусоргского М.П. «Борис Годунов». Свиридов Г.В. Романсы из цикла «Пушкинский венок». Романсы Глинки М.И., Чайковского П.И. | |
9 | Поиски нового видения мира и стилевое многообразие музыкиXX века. | Традиции и новаторство в музыкальном искусстве XX века. Музыкальный язык современности. Творчество Свиридова Г.В., Гаврилина В., Шнитке А., Щедрина Р. | Гаврилин В. Симфония-действо «Перезвоны». Свиридов Г. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». Шнитке А. «Concerto grosso №1», «Поток». | |
10-11 | Западная музыкальная культура. | Стилистические особенности западноевропейской музыки. Музыкальное путешествие по стилям и направлениям: Эпоха Барокко (Бах, Вивальди); Венская классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен); Романтизм (Шопен, Лист, Шуман); Импрессионизм (Дебюсси, Равель). | Фрагменты музыкальных произведений по выбору: Бах И.С. Произведения по выбору. Вивальди А. «Времена года». Альбиони Т. «Адажио». Боккерини Л. «Менуэт». Гайдн Й. «Симфония № 103». Моцарт В. «Симфония № 40», «Маленькая ночная серенада». Бетховен Л. «Симфония № 9», 4 часть «Ода к радости», «К Элизе». Дебюсси К. «Море», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет». | |
IV. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств | ||||
12 | Единство и специфика музыкального и изобразительного искусства. | Ассоциативные связи различных видов искусства. Истоки синкретизма видов искусств в эпоху первобытности. Виды ассоциативных связей: По принадлежности к исторической эпохе; По жанровой принадлежности; По образному единству; По личным аналогиям и т.д. Выразительные средства музыкального и изобразительного языка. | Дебюсси К. «Лунный свет», «Облака», «Прелюдии» - картины художников-импрессионистов. Римский-Корсаков Н.А. «Шехеразада», вступление к опере «Садко» - картины художников-маринистов. | |
13 | Родство лирических образов русских композиторов и художников. | Художественный образ как средство отражения жизни и внутреннего мира творца. Тайны художественного образа: условность, абстрактность, обобщенность. Образы природы и России в творчестве русских художников и музыкантов. | Чайковский П.И. Цикл «Времена года». Рахманинов С.В. «Прелюдии» и «Этюды-картины». Картины русских художников Левитана И.И., Саврасова А.К., Шишкина И.И., Куинджи А.И. | |
14 | Роль музыки в театральном искусстве. | Синтетические жанры оперы и балета. Особенности оперы и балета как театрального жанра. Истоки возникновения и история развития жанра оперы. Основные жанры и элементы классического танца. Особенности современного балета. | Чайковский П.И. Отрывки из опер «Евгений Онегин» или «Пиковая дама», балета «Лебединое озеро». Щедрин Р. Отрывки из балета «Конек-Горбунок». | |
15 | Роль музыки в киноискусстве. | Синтетическая природа современных экранных искусств. История кинематографа.,br>Роль музыки в немом кино. Особенности создания музыки к кинофильмам. Музыка – полноценный компонент драматургии фильма. | Прокофьев С.С. Музыка к кинофильму «Александр Невский». Петров А.П. Музыка к кинофильму «Жестокий романс». Музыка Дунаевского М., Доги Е. к кинофильмам | |
16 | Обобщающий урок. | Защита рефератов и проектных заданий. | | |
Рабочая программа по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной... Курс «Синтез искусств» базируется на программе Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» | Рабочая программа учебного курса «Музыка» Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной... | ||
Рабочая программа учебного курса «Музыка» Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной... | Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство... Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся... | ||
Программа по мхк (Мировая художественная культура) разработана на... Данный учебный предмет включает содержание раздела «Синтез искусств» из федерального компонента государственного образовательного... | Методические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной... Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях | ||
Лекция по теме: «Методические рекомендации по преподаванию русского... Здравствуйте, господа слушатели курсовой переподготовки. В самом начале нашего общения прошу вас заполнить табличку | Рабочая программа Учебного курса «Технология» Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной... | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 20 список... Учебно-методический комплекс курса «Психофизиология человека» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных,... | Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают... «человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное... | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические... Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (5-й семестр) отделения логопедии | ||
Методические рекомендации по преподаванию специальности Учебные планы Учебно-методическое объединение по высшему медицинскому и фармацевтическому образованию | Методические рекомендации по преподаванию комплексного «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области |