Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем





Скачать 165.81 Kb.
НазваниеКурса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем
Дата публикации14.03.2015
Размер165.81 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
МОУ «Кармалинская СОШ» Нижнекамского района РТ



«Согласовано»

Руководитель МО

____ /____________/

ФИО

Протокол №____ от

«__» ______ 20__г.



«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

____/_Зитонова В.Н._/

ФИО

«__» ________ 20__г.


«Утверждаю»

Руководитель

_____/_Шишкин Ю.Е._/

ФИО

Приказ №______ от

«___» ________ 20__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

_______Мишакиной Г.Н.______________

Ф.И.О., категория

по ___изобразительному искусству 6 класс__

предмет, класс и т.п.

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________ от

«____» __________ 20 __г.

2010 - 2011 учебный год

Учебно-тематическое планирование
по изобразительному искусству

Классы _____6________

Учитель Мишакина Галина Николаевна

Количество часов

Всего 34__ часа; в неделю _1__ час.

Планирование составлено на основе программы Б.М. Неменского

Учебник ________________________________________________________

название, автор, издательство, год издания

Введение
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

В задачи преподавания изобразительного искусства входит:

формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

формирование художественно-творческой активности;

овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.

В программе выделены три способ художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный, конструктивный.

Пояснительная записка

Общая тема курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б.М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем.

Программа 6 класса начинает второй этап обучения, который, базируясь на представлениях об искусстве, полученных учащимися в начальной школе, закладывает основы художественных знаний и умений школьников в области разных видов искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.

Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его зык, художетвенно-образная природа, а также его связь с жизнью общества и человека. Полученные знания по разным видам искусства обобщаются при изучении архитектуры, монументальных, синтетических видов искусства, художественных стилей.

Теоретическая деятельность учащихся на занятиях искусством связана с уроками истории и литературы. Практическая деятельность (в архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном искусстве) – с уроками технологии.

В задачу 6 класса входит сознательное освоение художествен-образных закономерностей изобразительных видов искусства и их систематизация. Беседы об искусстве занимают самостоятельное место в программе. Они начинают изучение конкретного жанра искусства и завершают его.

От урока к уроку постепенно развивается и усложняется понимание детьми роли изобразительного искусства в жизни общества. В течение учебного года

учащиеся изучают многие виды и жанры изобразительного искусства, и в первую очередь, основу основ – рисунок, живопись, композицию. Большое внимание уделено истории искусства, изучению искусствоведческого материала, знакомству с жизнью и творчеством великих художников. Укреплению межпредметных связей (литература, история,музыка).

Планирование уроков рассчитано 1 час в неделю, 34 урока в год.
1-я четверть. Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» - 9 ч.

2-я четверть. Тема «Мир наших вещей. Натюрморт» - 7 ч.

3-я четверть. Тема «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» - 10 ч.

4-я четверть. Тема «Человек и пространство в изобразительном искусстве» - 8ч.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА.
Учащиеся должны знать:

  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

  • о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образны языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи

  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

  • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзаж и натюрморта в истории искусства;

  • ряд выдающихся художников и произведений искусств в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • особенности творчества и значение в отечественной куль туре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • — основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

  • — о ритмической организации изображения и богатстве вы разительных возможностей; — о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

  • — пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • — видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета

  • и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной

  • и воздушной перспективы;

  • — видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения ПРИ изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.



Основное содержание тем учебного курса (34)

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (9ч)

Виды искусства, их деление на группы: изобразительные, конструктивные, декоративные.

Виды изобразительного искусства : живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный этап. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Линейные графические рисунки известных художников.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное-светлое. Тональная шкала. Линия и пятно.

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета.

Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Живое смешение красок. Выражение в живописи эмоциональных состояний.

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево, - их выразительные свойства.
Мир наших вещей. Натюрморт (7ч)

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Выражение авторского отношения к изображаемому. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение.

Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела. Формы простые и сложные.

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Освещение как средство выявления объема предмета. Понятия «свет. Блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма и оттиск.

Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Вглядываясь в человека. Портрет (10ч)

История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Парадный и лирический портреты. Проблема сходства в портрете. Выражение в портрете характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Образ человека в графическом портрете.

Человек- основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изменение образа человека при различном освещении.

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Роль рук в раскрытии образов портретируемого.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Выражение творческой индивидуальности художника в создании им портретных образов. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Человек и пространство в изобразительном искусстве (8ч)

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Тематическая картина: бытовой и исторические жанры. Перспективы в изобразительном искусстве. Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов. Точка схода. Правила воздушной перспективы.

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Пейзаж-настроение как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природа в течении суток. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.

Разные образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Городской пейзаж».

Календарно – тематические планы по ИЗО в 6 классе.



№ урока

Наименование разделов

темы

Кол-во часов

Основные понятия

Задание для учащихся

Дата проведения


1 четверть. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

1

Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

Искусство , конструктивное, декоративное, изобразительное

Сбор информации по теме




2

Рисунок – основа изобразительного искусства

1

Рисунок, Виды рисунка, набросок, графический

Принести словари по изобразительному искусству




3-4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

2

Пятно, силуэт, ритм, тон

Найти работы русских художников о природных явлениях




5

Цвет.

Основы цветоведения

1

Цвет, цветовой круг, дополнительные цвета

Подбор иллюстраций сказочных изображений царств, страны, планеты




6

Цвет в произведениях живописи

1

Локальный цвет, тон, колорит, гармония

Сбор информации по теме




7

Объемные изображения в скульптуре

1

Скульптура, материалы: глина, камень, металл, дерево

Сбор информации по теме




8

Основы языка изображения

1

Виды изобразительного искусства: скульптура, архитектура, живопись, графика

Поиск информации по теме




9

Итоговый урок четверти

1











2 четверть. Мир наших вещей. Натюрморт

1

Художественное познание: реальность и фантазия

1

Условности и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность, фантазия

Написать мини рассказ к рисунку




2

Изображение предметного мира - натюрморт

1

Жанр натюрморта. Плоскостное изображение

Подобрать изображения натюрморта




3

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

Понятие формы, линейные, плоскостные и объемные формы

Сбор информации по теме




4

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива

1

Плоскость и объем, перспектива, ракурс

Сбор информации по теме




5

Освещение. Свет и тень

1

Свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень

Сбор информации по теме




6

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте

1

Ритм, пятна, пропорции, движение и покой, случайность и порядок

Подобрать изображение с натюрмортом




7

Выразительные возможности натюрморта

1

Предметный мир.








3 четверть. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.

1

Образ человека – главная тема искусства

1

Портрет. Характер, внутренний мир

Подобрать иллюстрации с образом человека




2

Конструкция головы человека и её пропорция

1

Средняя линия, пропорция лица, форма, мимика

Сбор информации по теме




3

Изображение головы человека в пространстве

1

Ракурс, поворот

Сбор информации по теме




4-5

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

2

Линия, пятно, характер, настроение

Описание внешности и характера литературного героя




6

Портрет в скульптуре

1

Выразительность, скульптура, портрет

Описание внешности и характера литературного героя




7

Сатирические образы человека

1

Художественное преувеличение, обострение образов

Подбор иллюстраций по теме




8

Портрет в живописи

1

Образ человека, натура

Сбор информации по теме




9

Роль цвета в портрете

1

Цвет и тон, фактура

Подобрать материал на тему «Великие портретисты»




10

Великие портретисты (обобщение темы)

1

Доклад.








4 четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве.

1

Жанры в изобразительном искусстве

1

Предмет изображения, разные эпохи

Проиллюстрировать в словарях жанры изо




2

Изображение пространства

1

Перспектива, искусство Др. Египта, Др. Греции

Проиллюстрировать в словарях жанры изо




3-4

Правила линейной и воздушной перспективы

2

Перспектива, точка зрения. Точка схода

Сбор информации по теме




5

Пейзаж – большой мир.

1

Пейзаж, эпический, романтический. Высота горизонта

Сбор иллюстраций с изображением пейзажа




6

Пейзаж – настроение. Природа и художник

1

Колорит, изменение характера в пейзаже, красота пейзажа

Выполнить наброски пейзажа с натуры




7

Городской (сельский) пейзаж

1

Образ города, села, пейзаж

Подготовить реферат о работах художников – пейзажистов




8

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1

Обобщение материала года. Средства выразительности.
















Итого за год: 34 ч.









ЛИТЕРАТУРА


  1. Свиридова О. В. Изобразительное искусство, 5 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского.

  2. Свиридова О. В. Изобразительное искусство, 6 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского.

  3. Свиридова О. В. Изобразительное искусство, 7 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского.

  4. Горяева Н. А., Островская О. В.. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

  5. Неменская Л. А.. Искусство в жизни человека. Москва «Просвещение», 2008.

  6. Питерских А. С., Гуров Г. Е.. Дизайн и архитектура в жизни человека, М. «Просвещение», 2008.

  7. Волков И. П.. Художественная студия в школе. Москва «Просвещение», 1993г.

  8. Кузин В. З.. Наброски и зарисовки. Москва «Просвещение», 1981г.

  9. Сурьянова Н. Синие цветы Гжели. - М.: Малыш, 1987.

  10. Сидоров В. Жостовский букет // Юный художник. - № 8. - 1978.

  11. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: - учебник для учащихся 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 2001.

  12. Газета «Первое сентября», 2001. - № 20.

  13. Костерин Н. П. Учебное рисование. - М.: Просвещение, 1980.

  14. Елена Енькка. Родной край, Чебоксары,2005.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем iconКонспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор...
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» в 5 классе. Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной...
Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем iconУрок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского...
Показать связь предметов (изобразительное искусство, литература), через интеграцию предметов
Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем iconОстровская О. В. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное...
«Изобразительное искусство»: прогр. /Сост. Б. М. Неменский. М.: Просвещение. Программа детализирует, раскрывает и определяет общую...
Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем iconУчебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд...
Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа составлена применительно к учебной программе...
Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем iconУрок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского...
Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с историей развития отечественного кинематографа; расширить знания о киноискусстве;...
Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем iconОстровская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» : Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гуровой и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы....
Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем iconФио фио фио
Сборник нормативных документов. – М.: Просвещение, 2009г. «Изобразительное искусство и жизнь человека» 1–9 классы / под редакцией...
Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем iconУрок «открытия» новых знаний. Цель. Знакомство с техникой пуантилизма...
Урок в 6 классе, 2 четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» по программе Б. М. Неменского. Общеобразовательная программа «Изобразительное...
Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем iconМетодическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному...
Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной...
Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем iconРабочая программа учебного курса Изобразительное искусство для 7...
Рабочая программа для 7 классов создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем iconРабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс
Предмет «Изобразительное искусство» в гбоу цо «1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова изучается по программе «Изобразительное искусство...
Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем iconПояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе...
Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвеще­ние, 2005) и рассчитано на 35 часов в учебный год...
Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Содержание входящих в умк учебника «Изобразительное искусство» для 2 класса и творческой тетради к нему в соответствии с утвержденной...
Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем iconРабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М....
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство»...
Курса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство и мир интересов человека». Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем iconРабочая программа по изобразительному искусству 7 класс
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск