Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»





Скачать 88.61 Kb.
НазваниеУрок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
Дата публикации06.08.2014
Размер88.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок


Учитель: Маковийчук Татьяна Александровна

Учитель изобразительного искусства

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

им.М.М.Рудченко с.Пеерлюб

Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

Урок изобразительного искусства в 5 класса

по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с основными жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт).

  • Развивать познавательные потребности, интересы, творческое мышление.

  • Показать связь предметов (изобразительное искусство, литература), через интеграцию предметов.

  • Познакомить учащихся с новыми понятиями (жанр, композиция).

  • Развитие взаимоконтроля, чувства сопереживания, коллективизма.

Задачи урока:

  • Восприятие и оценка произведений искусства.

  • Ориентирование в основных произведениях различных жанров, запоминание характеристик основных жанров живописи.

  • Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.

Раздаточный материал:

  • Репродукции картин художников – по количеству учащихся в классе.

  • Карточки с описанием жанров (пейзаж, портрет, натюрморт), (приложение 1).

  • Набор шаблонов изображений различных предметов (приложение 2), три экземпляра

  • Шаблон кувшина – по количеству учащихся в классе.

  • Картон различных цветов (черный, сине-зеленый, фиолетовый)

Зрительный ряд:

  • В.Хеда «Завтрак на траве»

  • К.Петров-Водкин «Яблоки»

  • Ван Гог «Подсолнухи»

  • И.Хруцкий «Цветы и плоды»

  • М.Караваджо «Фрукты»

  • И.Крамской «Букет цветов. Флоксы»

  • Сычков «Алма-атинские яблоки»

  • И.Грабарь «Мартовский снег»

  • И.Левитан «Март»

  • В.Поленов «Московский дворик»

  • А.Куинджи «Березовая роща»

  • И.Левитан «Большая вода»

  • И.Грабарь «Февральская лазурь»

  • И.Левитан «золотая осень»

  • Д.Левицкий «портрет Елизаветы II»

  • Леонардо да Винчи. Автопортрет

  • Леонардо да Винчи «Джоконда»

  • И.Крамской. Автопортрет

  • Ф. Рокотов «Портрет Струйской»

  • В.Боровиковский «Портрет Лопухиной»

  • По три репродукции различных жанров, в том числе портрет, пейзаж, натюрморт.

Словарные слова:

  • Жанр искусства

  • Композиция

Литературный ряд

  • Ян Полонский «Портрет Лопухиной»

  • Н.Заболоцкий «Портрет»

  • И.Бунин «Листопад»

  • Г.Гладков «Картины»

Авторская презентация «Жанры живописи»

Оборудование урока:

  • Компьютер

  • Мультимедийная установка

  • Художественные принадлежности

План урока

  1. Организационный момент – 1 минута

  2. Сообщение темы и целей урока – 1 минута

  3. Поисковая работа – 5 минуты

  4. Знакомство с жанрами живописи – 20 минут

  5. Закрепление изученного материала (физ.минутка) – 5 минут

  6. Творческая работа учащихся – 10 минут

  7. Подведение итого урока – 3 минуты

Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Раздача карточек - репродукций

  1. Сообщение темы и целей урока (слайд 1)

Тема сегодняшнего урока «Жанры живописи». Наша задача на урок ответить на следующие вопросы:

А) что такое жанр?

Б) Какие существуют жанры искусства?

В) Какие характерные черты у каждого жанра?

3. Поисковая работа

Сегодня мы будем работать в группах. В начале урока каждый из вас получил репродукцию картины с определенным сюжетом. Ваша задача найти у товарищей репродукцию с подобным с подобным сюжетом и объединиться в группы.

(по итогам деления получается 3 группы: натюрморт, портрет, пейзаж)

  1. Знакомство с жанрами живописи

Давайте проверим, как вы справились с эти заданием.

Выступает каждая группа. Ребята встают, и каждый показывает, называет свою репродукцию и говорит что изображено на ней. Проверка сопровождается презентацией. В завершение выступления каждой группы находим общее среди всех репродукций в группе. (слайд 2- 25)

Легко ли вам было выполнить это задание? Если легко, то почему? (потому что сюжет картин был примерно одинаковым)

Правильно. Все картины можно разделить на группы в зависимости от сюжета картины. Это деление назвали жанром

Жанр искусства – это классификация картин по их содержанию (запись в тетради) (слайд 26). Сколько жанров мы сегодня выделили? (три)

В зависимости от сюжета картины они были разделены на отдельные жанры. У каждого жанра свое название. Как называется каждый жанр мы сейчас и выясним.

У каждой группы есть описание каждого жанра и соответственно название каждого жанра. Ваша задача определить это название. Свой ответ аргументируйте.

Каждой команде дается слово, выступление сопровождается слайдом. По ходу работы ведется запись в тетради.

После выступления каждой группы учитель обобщает ответ учащихся, немного рассказывает о возникновение каждого жанра.

Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение предметов быта, цветов, фруктов. (слайд 27)

Натюрморт-это изображение тех вещей и предметов, которые нас окружают. Развивать этот жанр начали в 18 веке голландские художники. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов.

Основной мотив мог быть дополнен изображением людей, зверей, птиц, насекомых, но предметы быта играли в картине главную роль.

Портрет – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение одного или нескольких человек. (слайд 29)

Первые портреты появились в 1 – 3 веках нашей эры в Египте. Они были выполнены горячим воском. Портреты доносят до нас не только образы эпох, отражают историческое время, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому человеку. Порой красота портретируемых побуждает поэтов писать стихи.

(звучит музыка, Шопен «Прелюдия»)

« Любите живопись , поэты!

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмя былого,

Едва закутана в атлас

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза как два тумана,

Полуулыбка, полуплач

Ее глаза как два обмана,

Покрытых мглою неудач»

Н.Заболоцкий

«Она давно прошла – и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражала

Страданье – тень любви, и мысли – тень печали…

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела:

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать.

Я.Полонский

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. (слайд 28)

Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить в росписи Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Египта. В Средние века пейзажами украшали

Стены дворцов, храмов, богатые дома.

Часто пейзаж служит фоном в живописных работах других жанров.

Художники не только стремились точно воспроизвести выбранный им пейзажный мотив, но и передать свое отношение к природе, создает свой художественный образ. Но красоту природы подмечали не только художники, но и поэты.

(звучит музыка, Римский-Корсаков «Шахарезада»)

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой светлою толпо

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небе, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой»

И. Бунин

5. Закрепление материала

Ну что же, мы теперь знаем что такое жанр, познакомились с тремя основными жанрами искусства: портрет, пейзаж, натюрморт. Я надеюсь, что теперь вы без труда сможете определить жанр любой картины. Давайте проверим.

Я порошу всех встать. Сейчас вам будут показаны репродукции картин различных жанров. Вам нужно определить, что это за жанр и команда, у которой этот жанр, должны поднять высоко руки вверх и громко себе поаплодировать.

Только будьте внимательными, потому что здесь есть маленькая неточность.

(показываются репродукции картин, среди которых 3 пейзажа, 3 портрета, 3 натюрморта, 2 бытовых картины и икона), (слай30)

Молодцы! Теперь я вас попрошу сесть на свои места, и продолжим работу.

Любая картина пишется художником по определенным правилам. Эти правила называются КОМПОЗИЦИЕЙ.

Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие (запись в тетради), (слайд31)

Давайте попробуем сочинить сами картину. У каждой команды в конвертах лежат шаблоны различных предметов, цветной картон. Вы должны собрать на этом картоне картину в соответствии с цветом картона.

(работа в группах, шаблоны на картоне фиксируются скотчем)

Каждая команда вывешивает свою «картину» на доску. Проводится анализ выполненной работы.

(на сине-зеленом фоне собирается пейзаж, день; на фиолетовом – натюрморт; на черном – ночной пейзаж)

  1. Творческая работа

А теперь поработаем художниками, Сегодня мы с вами нарисуем натюрморт «Сирень».

А) Выберем формат листа (Лист кладем вертикально, так как натюрморт будет высоким)

Б) Располагаем линию горизонта (чуть ниже середины листа)

В) Обводим шаблон кувшина ( рисунок располагаем чуть ниже середины листа, не касаясь края, большую часть листа оставляем для сирени, так это главный сюжет картины)

Г) Красим фон рисунка (Для верхнего фона берем более светлый цвет, для нижнего фона – более темный. Фон рисуется по-мокрому)

Д) Покрываем цветом кувшин (Мазки ложатся по форме кувшина, цвет густой)

Е) Рисуем сирень (используем метод «примакивание»). Сминаем лист бумаги, макаем в краску соответствующего цвета и примакиваем его к рисунку. Путем смешивания основных цветов подбираем цвета для сирени.

После завершения своих работ, учащиеся вывешивают на доску, проводится анализ работ (композиция, цвета, форма)

  1. Итог урока.

Сегодня на уроке вы много узнали нового, причем все знания вы получили почти самостоятельно. Большое спасибо вам за плодотворную работу.

А чтобы еще раз повторить жанры искусства, с которыми познакомились, давайте вместе споем веселую песенку Н.Гладкова «Картины» (слайд 32 -34)

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель т белый иней,

Или сад и облака

Или снежная равнина

Или поле и шалаш –

Обязательно картина

Называется…. ПЕЙЗАЖ

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе

Или морс в большом графине

Или розу в хрустале

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Знай, что это….НАТЮРМОРТ

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик, или балерина,

Или Колька – твой сосед

Обязательно картина

Называется…ПОРТРЕТ!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconУчебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд...
Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа составлена применительно к учебной программе...
Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по изо 2 класса, по программе Б. М. Неменского...
Программа. Государственная программа «изобразительное искусство и художественный труд»Б. М. Неменский
Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconУрок изобразительного искусства в 9 классе по программе Б. М. Неменского...
Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с историей развития отечественного кинематографа; расширить знания о киноискусстве;...
Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе...
Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвеще­ние, 2005) и рассчитано на 35 часов в учебный год...
Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа изобразительное искусство 5 класс Срок реализации:...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс
Предмет «Изобразительное искусство» в гбоу цо «1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова изучается по программе «Изобразительное искусство...
Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconОстровская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconУрок «открытия» новых знаний. Цель. Знакомство с техникой пуантилизма...
Урок в 6 классе, 2 четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» по программе Б. М. Неменского. Общеобразовательная программа «Изобразительное...
Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М....
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство»...
Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством народного художника России, академика рао б. М....
Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством народного художника России, академика рао б. М....
Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconМетодическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному...
Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной...
Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена...
Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей...
Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена...
Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей...
Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа учебного курса Изобразительное искусство для 7...
Рабочая программа для 7 классов создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа изобразительное искусство 6 класс Срок реализации:...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск