Рабочая программа по предмету «музыка»





НазваниеРабочая программа по предмету «музыка»
страница1/8
Дата публикации10.08.2014
Размер1.23 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8


ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБОУ «Никольская СОШ

им. Н.М.Рубцова»

Протокол от 29.08.2013 года

№ 1


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ «Никольская СОШ

им. Н.М.Рубцова»

_________ ( Н.А.Воронина)

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Никольская СОШ

им. Н.М.Рубцова»

__________ (Ю.А.Шадрина)

Приказ

от 29.08.13 года № 150



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«МУЗЫКА»

1 – 3 КЛАСС
Жданова Людмила Алфеевна, учитель музыки,

2 квалификационная категория

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, примерной программы по музыке. – М.: Просвещение, 2010 с учетом авторской программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы» В. В. Алев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак, М.: Дрофа, 2010.
Цель предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи предмета «Музыка» заключаются в следующем:

  1. формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;

  2. развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки – искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей;

  3. формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя.

  4. формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.



Общая характеристика учебного предмета
Концепция предметной линии учебников по музыке предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:

– в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

– в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

– в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев;

– в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных образов и их развития в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт;

– в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:

- адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

- освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

- целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребенка;

- взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.

Погружение ребенка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определенным этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребенка.

Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижеров» и эскизные постановки оперных сцен – это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями академической музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане

Программа по предмету «Музыка» для 1 - 3 составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в учебном плане образовательного учреждения. На изучение предмета «Музыка» в 1 – 3 классах отводится 101 час (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–III классах).

УМК:

  1. Алеев, В. В. Музыка. 1 класс (Текст): учеб. Для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. – М.:Дрофа, 2011.

  2. Алеев, В. В. Музыка. 1 класс (Текст): рабочая тетрадь: пособие для общеобразовательных учреждений/В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. – М.:Дрофа, 2011

  3. В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений «Музыка». 2 класс. Издательство «Дрофа». Москва – 2012 г.

  4. В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь «Музыка». 2 класс. Издательство «Дрофа». Москва – 2012 г.

  5. В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. «Дрофа». Москва, «Музыка». 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, 2013 г.

  6. В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. «Дрофа». Москва, «Музыка». 2 класс. Рабочая тетрадь,2013



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Российская музыкальная культура  одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет формирования у школьников национального и гражданского самосознания  гордости за непреходящие художественные ценности России.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;

  • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.


Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

  • осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;

  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью;

  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.


Учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.


Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.


Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

  • приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.


Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;

  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);

  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

  • воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать свое отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;

  • планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

  • творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).



Содержание учебного предмета

1 класс

«Нас в школу приглашают задорные звонки»

Первая встреча со школой. Музыка встречает ребят в первый школьный день. Разговор о настроении: радостном, весёлом, торжественном, серьёзном.

Слушание песни В. Шаинского «Чему учат в школе». Пение песни Г. Струве «Мы теперь ученики». Рабочая тетрадь стр.3 – раскрасить рисунок. Чтение сказки А.О. Морено «Сказка».

«Музыка, музыка всюду нам слышна»

Звучание музыки в окружающей жизни. Отличие музыкальные звуки от немузыкальных. Понятия: песня, характер музыки (задорно, весело, радостно, звонко). Пение песни Г. Струве «Весёлая песенка».

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»

Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Характер музыки – спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно. Пение песни Г. Струве «Так уж получилось», её театрализация.

Зрительный ряд: К. Моне «Кувшинки», У. Брюс «Пейзаж с маками», Г. Манге «Пейзаж с маками», В. Дмитриевский «Улыбка весны», Н. Крымов «После весеннего дождя».

Краски осени

Разговор об осенней природе, о чувствах, которые вызывает она. Характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно. Пение песен В. Иванникова «Осенняя сказка»; А. Филиппенко «Мы на луг ходили». Музыкально-ритмические движения.

Зрительный ряд: И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка», Д. Буторин «Пастушок», В. Поленов «Золотая осень», В.Ван Гог «Тополиная аллея осенью».

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла

Продолжение разговора об осенней природе. Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло. Слушаем П. Чайковский Ноктюрн, соч. 19 №4 (фр-т). Пение песни В. Николаева «Песенка об осеннем солнышке». Музыкально-ритмические движения. Задание «Сравни».

Музыкальное эхо

Эхо в природе, динамика (громко - тихо) – в музыке. Пение песен Е. Попляновой «Эхо», «Камышинка-дудочка». Игра на детских музыкальных инструментах, театрализация, импровизация.

Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!

Значение слова «каникулы». Новое понятие – темп (быстрый - медленный). Слушаем М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки». Пение песни Г. Струве «Переменка». Ритмическая импровизация. Просмотр: М.П. Мусоргский «Картинки с выставки».

Обобщающий урок по темам 1 четверти.

Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать

Особенности и разновидности музыкального жанра танец. Вальс (тихо, нежно, плавно), полька (громко, быстро), карнавал. Слушаем Д. Шостакович «Вальс-шутка»; А. Спадавеккиа «Добрый жук». Пение немецкой н.п. «Потанцуй со мной, дружок», «Гусята». Музыкально-ритмические движения.

Ноги сами в пляс пустились

Особенности и разновидности музыкального жанра танец. Хоровод, пляска (весело, быстро, задорно). Слушаем П. Чайковский «Камаринская». Пение р.н.п. «Во поле берёза стояла». Музыкально-ритмические движения. Р.н.п. «Ах вы, сени» - игра на детских музыкальных инструментах.

Русские народные музыкальные инструменты.

Оркестр русских народных музыкальных инструментов

Музыкальные инструменты русского народа – гармошка, баян, балалайка, бубен, свирели, рожок, колокольчики, ложки (внешний вид, тембр). Оркестр – коллектив музыкантов-исполнителей, играющих на различных музыкальных инструментах. Состав оркестра русских народных инструментов. Слушаем р.н.п. «Светит месяц», «Во поле берёза стояла» (в исполнении оркестра р.н.и.). Пение р.н.п. «Во поле берёза стояла». Р.н.п. «Коробейники» - игра на детских музыкальных инструментах.

Марш деревянных солдатиков

Особенности марша и его разновидности. Слушаем П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков». Пение английской н.п. «Встанем в круг». Музыкально-ритмические движения.

Зрительный ряд: В. Павлова «Марш деревянных солдатиков», А. Бенуа «Азбука в картинках» (иллюстрация).

Детский альбом П.И. Чайковского

Музыка для детей великого русского композитора П.И.Чайковского «Детский альбом». Слушаем П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла». Характер музыки – грустно, печально, горестно, радостно, восторженно. Пение песни Г. Струве «Маленькая мама» (импровизация).

Зрительный ряд: В. Павлова «Болезнь куклы», «Новая кукла».

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки

В. Одоевский «Городок в табакерке» - чтение. Любой музыкальный инструмент имеет свой механизм. Нужно бережно с ним обращаться. Слушаем А. Лядов «Музыкальная табакерка», Р. Шуман «Дед Мороз». Пение песен Г. Вихаревой «Ёлочка любимая» (музыкально-ритмические движения), Г. Струве «Пёстрый колпачок» (импровизация).

Новый год! Новый год! Закружился хоровод

Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новому году. Музыкальный инструмент - челеста. Слушаем П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Пение песен Г. Струве «Новогодний хоровод», Г. Вихаревой «Дед Мороз» (музыкально-ритмические движения). Просмотр фрагментов балета «Щелкунчик». Итоговый тест.

Зимние игры

Разговор о зимних каникулах, о зимних играх. Слушаем П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». Пение песен Н. Перунова «Белый пух», «Мороз, мороз» (импровизация). Слуховой контроль пения (чистота интонации), выразительного исполнения.

Водят ноты хоровод

Элементы музыкальной грамоты: ноты, звукоряд. Слушание и пение песен В. Герчик «Нотный хоровод», А. Островский «До, ре, ми, фа, соль…» Сказка «Семь спящих принцесс и звенящая радуга».

Кто-кто в теремочке живёт?

Слушание р.н.п. «Теремок», пение, театрализация, игра на детских муз. инструментах. Инструменты погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон.

Весёлый праздник Масленица

Народный праздник на Руси – Масленица. Проводы зимы. Встреча весны. Слушаем И. Стравинский «Русская» из балета «Петрушка». Пение песен р.н.п. «Едет Масленица дорогая», «Перед весной», попевки «Мы давно блинов не ели».

Просмотр фрагментов балета «Петрушка».

Где живут ноты?

Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ. Путешествие в музыкальную страну. Пениепесни Г. Струве «Песенка о гамме». В Лунин сказка «Песенка». Контрольная работа по нотной грамоте.

Весенний вальс

Посвящён самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Слушаем П. Чайковский Вальс. Пение песен А. Филиппенко «Весенний вальс»; Е. Соколова «Сегодня мамин день».

Природа просыпается

Весеннее настроение в музыке и произведениях живописи. Слушание: П. Чайковский «Песня жаворонка». Пение укр.н.п. «Ой, бежит ручьём вода» (игра на детских музыкальных инструментах), «Веснянка».

Зрительный ряд: К. Юон «Мартовское солнце», Н. Ромадин «Розовый вечер».

Проверка степени развития у учащихся культуры слушания музыки.

В детском музыкальном театре

Введение первоклассников в мир музыкального театра (артисты, оркестр, дирижёр). Правила поведения в театре. Слушаем И. Стравинский «У Петрушки» из балета «Петрушка». Пение песни И. Брамс «Петрушка» (импровизация, игра на детских муз. инструментах).

Просмотр фрагментов балета «Петрушка».

Мелодии и краски весны

Весеннее настроение в музыке и произведениях живописи. Понятие мелодия. Светлые мелодии, радостные мелодии. Грустные мелодии, печальные мелодии. Слушаем И. Стравинский тема «весеннего произрастания» из балета «Весна священная»; В.А. Моцарт «Тоска по весне»; П. Чайковский «Старинная французская песенка». Пение песен В. Николаева «Песня ручья»; Я. Дубравина «Капли и море».

Зрительный ряд: К. Писсаро «Красные крыши», И. Левитан «Весна. Большая вола», Н. Ромадин «Цветущий бугор».

Мелодии дня

Мелодии дня в музыке и живописи. Слушаем Р. Шуман «Май, милый май»; В. А. Моцарт «Колыбельная»; С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами». Пение песни Е. Поплянова «Песенка про двух утят».

Зрительный ряд: И. Левитан «Весна в Италии», М. Нестеров «Овражек», И. Бродский «Новолуние», И. Левитан «Сумерки. Луна».

Музыкальные инструменты. Тембры краски

Встреча с музыкальными инструментами – арфой, флейтой, скрипкой, пианино. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Слушание: С. Прокофьев тема птички из симф. сказки «Петя и волк»; К. Дебюсси «Лунный свет»; Н. Римский-Корсаков тема Шехеразады из симф. сюиты «Шехеразада». Пение песен Е. Тиличеевой «Догадайся, кто поёт»; Г. Левкодимова «Весёлые инструменты» (импровизация, игра на детских муз. инструментах).

Зрительный ряд: Д. Левицкий «Портрет Глафиры Ивановны Алымовой», Э. Мане «Флейтист», О. Ренуар «Девушки за пианино», неизвестный художник «Мальчик со скрипкой».

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

Н.Носов «Как Незнайка был музыкантом» - чтение. Исполнитель кто это? Легко ли им стать? Пение песни М. Завалишина «Музыкальная семья» (театрализация).

На концерте

Новое понятие – концерт. Правила поведения на концерте. Пение песни В. Дементьева «Необычный концерт».

Но на свете почему-то торжествует доброта

(музыка в мультфильмах)

Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы. Слушаем А. Шнитке Рондо из «Concerto grosso»; Б. Савельев «Неприятность эту мы переживём». Пение песни В. Шаинского «Голубой вагон». Итоговый тест.

«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей

Путешествие в музыкальную страну опера. Новые понятия – опера, хор, солист. Слушаем В. Алеев «Песня графа Вишенки», «Песня синьора Помидора», «Я – весёлый Чиполлино». Пение песни В. Алеев «Я – весёлый Чиполлино» (театрализация).
2 класс


«Музыкальная прогулка» Знакомство с понятием «Музыкальная прогулка», средства музыкальной выразительности, общий характер музыки. Музыкальные произведения.

«Картинки с выставки» Значение интонации для передачи состояний, настроений, характера музыки. Продолжение знакомства с творчеством М. Мусоргского.

«Осенины» Роль праздника в жизни людей, календарные праздники, песни об осени, осенние заклички.

«Крмпозитор-сказочник Н. Римский-Корсаков» Продолжение знакомства с творчеством этого композитора. Опера-жанр музыкально-драматического искусства. Строение оперы «Сказка о царе Салтане». Либретто-литературная основа оперы.

«В оперном театре» Жанры музыки. Опера-музыкальный жанр, объединяющий музыку и драму, живопись и балет. Увертюра-вступление к большому спектаклю. Где звучат темы всех героев в инструментальном исполнении. Исполнение русских народных песен.

«Осень: поэт, художник, композитор» Природа в музыке. Краски и звуки осенней природы. Осень глазами художников, поэтов, композиторов. Могут ли звуки рассказать об осени, нарисовать картину засыпающей природы.

«Весело-грустно» Основы музыкальной грамоты. Лад в музыке (минорный, мажорный). Музыкальный строй. Исполнение грустных и весёлых песен.

«Озорные частушки» Частушка-русский фольклорный жанр, короткая народная песня, обычно юмористического содержания. Умение исполнять частушки.

«Мелодия-душа музыки» Мелодия-душа музыки, многосоставный элемент музыки. Мелодическая линия. Чистое интонирование мелодии.

«Творчество Моцарта» Знакомство с биографией и творческим наследием композитора, с многообразием его деятельности: клавенист-виртуоз, скрипач, органист, дирижёр, импровизатор.

«Интонации в музыке» Что называется интонацией в музыке. Интервал в музыке: прима, секунда, терция, кварта, квинта.

«Ноты долгие и короткие» Сюита. Длительность звука. Ноты долгие и короткие (целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые).

«Величественный орган» Орган-самый большой клавишный духовой инструмент. Ведущие органисты мира. Шпильтиш (кафедра)-место органиста, клавиатура (мануаль). Инструментальная полифония.

«Балет» Балет-жанр музыки, мир выразительных танцевальных движений, жестов, мимики. Происхождение балета. Составные части балета. Балетные спектакли. Балетные исполнители. Балетные костюмы. Особенности балетной хореографии.

«П. Чайковский. Балет «Щелкунчик» «Щелкунчик-классика русских балетов, новаторское сочинение. Выразительное пение разучиваемых произведений.

«Зима: поэт, художник, композитор» Природа в музыке. Краски и звуки зимней природы. Могут ли звуки рассказать о зиме, нарисовать картину спящей природы? Исполнение песен о зиме.

«Музыкальный размер» Размер в музыке-количество и тип метрических единиц (долей) в такте; своеобразный пульс в музыке, определяемый количеством долей в одном такте. Простые размеры, сложные размеры.

«Марш Черномора» М. Глинки» Различие жанров музыкальных произведений. Особенности звучания марша Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

«Инструмент-оркестр. Фортепиано» Фортепиано-собирательное название клавишно-струнных музыкальных инструментов (рояль и пианино). Выразительные возможности фортепиано. Аккомпанемент.

«Праздник бабушек и мам» Самовыражение в музыке; поделимся своей радостью в песенках о маме и бабушке. Праздничный концерт-музыкальное поздравление. Песни о маме и бабушке.

«Снегурочка»-весенняя сказка Н. Римского-Корсакова» Великие композиторы, великие произведения. Строение произведения, общий характер музыки и музыкальная характеристика героев.

«Диезы, бемоли, бекары» Основы музыкальной грамоты. Повышение и понижение звука. Пять знаков альтерации: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар.

«Где это видано…» Воплощение в музыке чувств, настроения, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Самовыражение в музыке. Исполнение весёлых песен.

«Тема весны в музыкальных произведениях» Краски и звуки весенней природы. Выразительные возможности музыки в описании весенней природы. У разных композиторов весна разная. Исполнение песен о весне.

«Звуки-краски» Окраска звука-тембр. Свойство звуковой окраски: отличие одного голоса или инструмента от другого. Исполнение русских народных песен.

«Звуки клавесина» Клавесин-щипковый музыкальный инструмент. Механизм, устройство клавесина, его выразительные возможности. Сходство и различие в звучании клавесина и фортепиано. Известные клавесинисты.

«Тембры-краски» Свойство звуковой окраски-тембр. Продолжение знакомства со звучанием отдельных музыкальных инструментов. Чистое интонирование мелодий.

«Эту музыку лёгкую… называют эстрадною…» Лёгкая музыка: эстрадная музыка, джаз, поп-музыка, рок и т. д. Популярные исполнители. Вокально-инструментальный ансамбль. Исполнение песен из мультфильмов.

«Музыка из детских кинофильмов» Знакомство с музыкальными произведениями из детских к/ф. Известные отечественные детские композиторы, их произведения для детского кинематографа: В. Шаинский, А. Рыбников. Песни из к/ф: «Приключения Буратино», «Про Красную шапочку» и др. Исполнение песен из детских к/ф.

«Крупнейшие оперные театры и их роль в культуре» Мариинский театр (Санкт-Петербург), Ла Скала (Италия), Гранд-Опера (Париж), Ковент-Гарден (Лондон). Повторение изученных песен.
3 класс
«Картины природы в музыке». Изобразительность в музыке. Пространственные возможности в музыке. Симфонические картины. Картины природы в изобразительном искусстве и в музыке.

«Может ли музыка нарисовать портрет?» Изобразительность в музыке. Музыкальный портрет и портрет в живописи. Выразительные возможности в изображении портрета: тема, динамика, тембр, ритм, регистр, движение мелодии.

«Сказка в музыке. В сказочной стране гномов» Музыкальная сказка. Музыкальный образ. Выявление содержательной общности между музыкой, поэзией, живописью.

«Многообразие в единстве вариации» Многообразие в единстве. Вариации-музыкальное произведение, состоящее из завершённой по форме темы и последующего ряда её видоизменённых повторений в фактуре, ладе, тональности, гармонии, тембре. Вариации в балете.

«Дела давно минувших дней…» Русская музыка: народная и композиторская. Запев-начало хоровой песни. Запевала-певец, начинающий пение, подхватываемое хором. Ротный запевала. Голосистый запевала.

«Там русский дух, там Русью пахнет…» Творческое наследие А.П. Бородина. Гениальность его музыки: воплощение героико-исторической тематики родного Отечества.

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…» Героико-патриотическая тема. Кантата-крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Жанр вокально-инструментальной музыки. История создания и содержание кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева.

«Бег по кругу рондо» Основы музыкальной грамоты. Рондо-движение по кругу-форма в музыке или пьеса, в основе которой лежит несколько раз повторяющаяся (не менее 3 раз) одна главная тема, чередующаяся с отличающимися друг от друга эпизодами. «Рондо Фарлафа» (из оперы «Руслан и Людмила»)

«Какими бывают музыкальные интонации» Интонация=воплощение художественного образа в музыкальных звуках: изменение высоты нот, на какие ноты произносятся слоги. Выразительность в музыкальных произведениях М. Мусоргского, Моцарта, Бетховена.

«Знаки препинания в музыке: паузы, фермата» Знаки препинания в словесной и музыкальной речи. Лига, цезура, синкопа. Музыкальное предложение: фраза, кода, фермата, затакт, метр.

«Мороз и солнце, день чудесный…» Музыкальные средства выразительности: мелодия, лад, ритм, регистр, темп, динамика. Музыкальные образы, созданные композиторами по впечатлениям от природы. (П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке»

«Рождество Твое, Христе Боже наш» Церковное песнопение в произведении А. Лядова «Рождество Твое, Христе Боже наш…» Музыка Православной церкви как часть художественной культуры России.

«Колокольные звоны на Руси» В основе церковного колокольного звона лежит определённая мелодическая и ритмическая последовательность звуков, извлекаемых из различно настроенных колоколов. Ростовские колокольные звоны.

«Музыка в храме» Песенность в вокальном жанре. Церковное песнопение в произведении П. Чайковского «В церкви», М. Мусоргского. Пролог из оперы «Борис Годунов» Музыка Православной церкви как часть художественной культуры России.

«М. Глинка-основоположник классической музыки» Великие произведения композитора: «Арагонская хота» и др. Знакомство с биографией и творчеством М. Глинки.

«Что такое патриотизм?» Патриотизм- любовь к Родине, готовность служить ей и защищать от врагов. Патриотизм в музыкальных произведениях: М. Глинка, А. Машистов «Патриотическая песня»

«Русский национальный герой Иван Сусанин» М.И Глинка. Первая народная опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). История создания оперы. Либретто. Музыкальная драматургия, содержание и музыкальные характеристики героев.

«Прощай, Масленица!» Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка»

«Музыкальная имитация» Понятие «имитация», «фуга» Полифония в произведении В. Шаинского «Весёлая фуга»

«Композиторы детям» Великие композиторы-классики, сочинявшие музыку для детей: П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев, В-А. Моцарт. Слушание и анализ муз. произведений.

«Картины, изображающие музыкальные инструменты» Музыкальные инструменты. Виды оркестров. Живописные полотна с изображением муз. инструментов и исполнителей.

«Жизненные правила для музыкантов Р. Шумана» Изучение развития музыки на примере произведений Р. Шумана (Циклы «Бабочки»). «Жизненные правила юного музыканта». Музыка немецкого романтизма в творчестве Р. Шумана.

«Струнные смычковые инструменты» Музыкальные смычковые инструменты (виола, скрипка, альт, виолончель, контрабас). Виды оркестров: симфонический, эстрадный, джазовый,,духовой, парадных инструментов.

«С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» Жанры музыки. Музыкальная характеристика действующих лиц. Музыкальные инструменты в роли героев и действующих лиц симфонической сказки.

«Вечная память героям. День Победы» Знакомство с фронтовыми песнями, их жанрами, тематикой, особенностями. Рекрутская песня-единство противоположных мотивов: патриотического и бытового. Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

«Легко ли быть музыкальным исполнителем?» Исполнитель-музыкант-инструменталист или певец, исполняющий музыкальное произведение или отдельную партию в хоре, опере, оркестре.

«Выдающиеся музыканты-исполнители» Музыкальное исполнительство. Знакомство с выдающимися отечественными музыкантами-исполнителями-пианистом С. Рихтером и певцом И. Козловским. Слушание произведений в исполнении С. Рихтера и И. Козловского.

«Концертные залы мира» Большой зал Московской консерватории им. П. Чайковского. Золотой зал музыкального собрания (Вена). Кода-дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения.

Календарно – тематическое планирование (смотри приложение)

Материально – техническое обеспечение.

Литература

Методические пособия для учителя:

  1. Музыка. 1 класс (Текст): нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учеб-метод пособие/сост. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2007.-144с.: ноты.

  2. Музыка. 1 класс (Электронный ресурс): фонохрестоматия на 2 CD/ В. В. Алеев. – М.: Дрофа, 2009. – 2 электрон. Опт. Диска (CD-Rom).

  3. Музыка. 1 – 4 классы (Текст): конспекты уроков, рекомендации, планирование ( из опыта работы) / авт.-сост. Г. В. Стюхина. – Волгоград: Учитель,2010.

  4. Золина, Л. В. Уроки с применением информационных технологий. 1-8 классы (Текст): методическое пособие / Л. В. Золина. – М.: Глобус,2008.

  5. Замятина, Т. А. Современный урок музыки (Тукст) Т. А. Замятина. – М.: Глобус, 2008.

  6. Курушина, Т. А. Музыка. 1 – 6 классы (Текст) : творческое развитие учащихся : конспекты уроков / Т. А. Курушина. – Волгоград : Учитель, 2009.


Дополнительная литература для учащихся:

  1. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература (Текст) / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. – М.: Музыка, 1984.

  2. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов (Текст) / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. – СПб.: ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.

  3. музыка. Большой энциклопедический словарь (Текст) / гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

  4. Финкельштейн, Э. И. Музыка от А до Я (Текст) / Э.И. Финкельштейн. – СПб.: Композитор,1997


Средства обучения.

  1. Печатные пособия.

  • комплект портретов композиторов;

  • демонстрационный материал: Музыкальные инструменты. Комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы (Харьков: Ранок,2007).




  1. Информационно-коммуникативные средства:

  • «Антология русской симфонической музыки» (8 СD).

  • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (8 CD).

  • «Большая энциклопедия России: Искусство России» (1 CD).

  • «Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (1 CD).




  1. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.




  1. Учебно-практическое оборудование:


- музыкальные инструменты: фортепиано, баян, бубны, свирели, ксилофон, барабаны

Приложение

Календарно – тематическое планирование 1 класс



п/п

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «музыка» iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка и изо)» Музыка (5-6 классы)
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-6-х классов
Рабочая программа по предмету «музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка»
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых...
Рабочая программа по предмету «музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 7 класса составлена...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 7 класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка»,...
Рабочая программа по предмету «музыка» iconРабочая программа учебного курса «Музыка»
В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный...
Рабочая программа по предмету «музыка» iconРабочая программа учебного предмета «Музыка»
Программа по предмету Музыка для 5, 6 классов составлена на основе программы разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского Программы...
Рабочая программа по предмету «музыка» iconРабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс
«Музыка» для 1-4 классов, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.)
Рабочая программа по предмету «музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» 6 «А», 6 «Б», 6 «В» классы (базовый уровень)
«Музыка» для 6»А». 6 «Б», 6 «В» классов составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка, 5-7 классы». Критской...
Рабочая программа по предмету «музыка» iconРабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса на 2014-2015 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Прог-раммы для общеобразовательных учреждений: Музыка:...
Рабочая программа по предмету «музыка» iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка)»
«Музыка. 1-8 классы» Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации под руководством Д. Б. Кабалевского 3-е...
Рабочая программа по предмету «музыка» iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка)»
«Музыка 1-8» классы. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации под руководством Д. Б. Кабалевского 3-е...
Рабочая программа по предмету «музыка» iconРабочая программа по предмету «Музыка» 5 класс
«Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. В данной программе нашли...
Рабочая программа по предмету «музыка» iconРабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а

Рабочая программа по предмету «музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» 4 класс
«Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, входящей в умк «Школа России»( Школа России. Концепция и программы для...
Рабочая программа по предмету «музыка» iconМетодические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании...
В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный...
Рабочая программа по предмету «музыка» iconРассмотрено согласовано утверждаю
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по предмету «музыка» iconРабочая программа по предмету «Музыка» для V-VII клас­сов разработана...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск