Скачать 0.66 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 849 Принято Согласовано Утверждаю на педагогическом Совете Управляющим Советом Директор ГБОУ СОШ № 849 Протокол № 1 от 28.08.2013г. 29.08.2013г. _________М.Н. Бородина Приказ № 107 от 2.09.2013г. Рабочая программа по предмету «Музыка» 5 класс Волкова М.И. Москва 2013-2014г. Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П. и Критской Е.Д. для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, новые педагогические технологии. Программа ориентирована на реализацию компенсаторской функции искусства: восстановление эмоционально – энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся. Цель направлена на развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемая часть духовной культуры. Задачи:
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозных традиций, золотой фонд классической музыки, сочинение современных композиторов) их взаимодействие с произведениями других видов искусства. Приоритетное - введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, к своему народу и настроенности на восприятие иных культур обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира. К основным методическим принципам программы относятся принцип увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования). Принцип триединства деятельности композитора - исполнителя-слушателя ориентирует на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Принцип интонационности как ведущий принцип, регулирует процесс развития музыкальной культуры. Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох культур. Все принципы ориентированы на социализацию учащихся в формировании их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству. Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях распространения поп-культуры в средствах массовой информации. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:
Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики. Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию совместной деятельности учителя и учащихся с разных сторон:
Предполагаются формы общения, как диалог, так и коллективное обсуждение, дискуссия и другие. Метод интонационно-стилевого постижения музыки. Действие этого метода опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями. Приемы интонационно-образного анализа музыки проявляются в:
Метод эмоциональной драматургии урока. Метод концентричности организации музыкального материала Рассматривается в двух направлениях:
Метод забегания вперед и возвращение к пройденному. Метод создания композиций направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Метод художественного контекста обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания музыки. Метод музицирования связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе собственной внутренней активности. Позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости его способностей, умений. Метод соучастия позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности. Позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве. Метод «учебный брейнсорминг» направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи. Метод погружения позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека. Метод фонопедических упражнений направлен как на развитие качественных характеристик голоса, так и на формирование певческо-исполнительских навыков. Метод проектов позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы, предпочтения. Метод «синквейн» является одним из методов развития критического мышления. Помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке. Цифровой диктант – метод, который позволяет за короткое время проверить и оценить знание музыкального материала. Викторина. Метод позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием. В программе для 5 –х классов рассматриваются явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образцами других искусств - литературы (проза, поэзия), изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура, графика, книжные иллюстрации), театра (опера, балет, оперетта, мюзикл, рок-опера), кино. Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры; Задачи: - научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; - научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний; - развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве; - воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; - воспитывать культуру мышления и речи. В 5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь. Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы: - метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; - метод эмоциональной драматургии; - метод интонационно-стилевого постижения музыки; - метод художественного контекста; - метод создания «композиций»; - метод междисциплинарных взаимодействий; - метод проблемного обучения. - метод художественного контекста. -метод музицирования. -метод соучастия. -метод «учебный брейнсорминг». -метод погружения. -метод фонопедических упражнений. -Метод проектов. -метод «синквейн» . -цифровой диктант. -викторина. Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного, деятельностного подхода. При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
Содержание образовательной программы раскрывается в 4-х крупных разделах – «Что стал бы с музыкой, если бы не было литературы», «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки», «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?». Поурочный тематизм, плавно переходящий от урока к уроку, позволяет показать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между всеми искусствами; помогает осознать, что искусства возникают не на пустом месте – они рождены самой жизнью. Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах. Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
Требования к уровню подготовки учащихся.
различать звучание муз. инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;
Календарно - тематическое планирование для 5-х классов рассчитано на 1 час в неделю, или 34 часа в год. Содержание программы
Музыка и литература.
|
Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс «Музыка» для 1-4 классов, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.) | Рабочая программа по предмету «Искусство (музыка и изо)» Музыка (5-6 классы) Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-6-х классов | ||
Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а | Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых... | ||
Пояснительная записка Ступень обучения (класс) начальное общее Количество часов 34 ч Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс составлена на основании ооп ООО мбоу лсош №2 | Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 4 класс «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, входящей в умк «Школа России»( Школа России. Концепция и программы для... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 7 класса составлена... Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 7 класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка»,... | Рабочая программа учебного курса «Музыка» В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный... | ||
Рабочая программа по учебному предмету Музыка 5 класс Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа» | Рабочая программа учебного предмета «Музыка» Программа по предмету Музыка для 5, 6 классов составлена на основе программы разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского Программы... | ||
Рабочая программа по предмету «Музыка (Элементарная теория музыки)» Класс 10 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа | Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 6 «А», 6 «Б», 6 «В» классы (базовый уровень) «Музыка» для 6»А». 6 «Б», 6 «В» классов составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка, 5-7 классы». Критской... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 7 класс Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по искусству,... | Рабочая программа по музыке 2 класс Программа по предмету «Музыка» для I–iv классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным... | ||
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса на 2014-2015 учебный год Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Прог-раммы для общеобразовательных учреждений: Музыка:... | Программа по предмету «Музыка» «Музыка» для 5-9 классов основной школы разработана авторским коллективом под руководством Д. Б. Кабалевского Москва. Просвещение,... |