ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ
МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА «ТУТТИ»
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы «Тутти»
____________ / Н.Б.Пантюшова
Приказ №29/33
От 2 сентября 2013 г.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
______________/Е.Е.Фанасюткина
2 сентября 2013 г.
| РАССМОТРЕНО
На заседании МО теоретического отдела ГБОУ школы «Тутти» Протокол № 1
от 28 августа 2013 г.
Руководитель МО
_____________/Я.Е.Островская
_____________ /________________
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
______________/Г.Н.Берман
«___» сентября 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Музыка (Элементарная теория музыки)» Класс 10
2013-2014 учебный год Ф. И.О. учителя Фокина О.О.
Квалификационная категория: высшая
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
1. Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
«Музыка (Элементарная теория музыки)» 10 класс Нормативная основа программы
Программа «Музыка (Элементарная теория музыка). Программа по специальности «Инструментальное исполнительство». Составители: В.В.Нетипанова, А.Г.Вербицкий, С.П.2010 г., скорректирована, одобрена экспертным советом СПбГК им. Н.А.Римского-Корсакова. 2012 г., 70 ч..
Образовательная программа ГБОУ школы «Тутти» Центрального района Санкт-Петербурга, 2012.
Учебный план ГБОУ школы «ТУТТИ» Центрального района Санкт-Петербурга – 2013-14
Цели и задачи обучения по предмету «Музыка (Элементарная теория музыки)» в 10 классе Цели:
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с элементами музыкального языка и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель изучения элементарной теории музыки предполагает развитие у учащихся теоретических навыков, необходимых для деятельности будущих специалистов - преподавателей музыкальных школ, артистов оркестра, концертмейстеров, руководителей самодеятельного коллектива. Задачи:
развитие мышления, слуха, музыкальной памяти, творческих способностей учащихся
освоение теоретических терминов, теоретических положений о свойствах основных элементов музыкального языка;
овладение умениями правильно записывать музыку, грамотно исполнять нотный текст, анализировать музыку по нотам, выполнять переложения, обработку музыкальных образцов;
воспитание профессионального интереса к искусству музыки от древнейших образцов до нашего времени, к лучшим достижениям мировой музыкальной культуры, к музыкальному фольклору,
Данный предмет является основополагающим в системе музыкально-теоретического цикла, концентрируя элементарные сведения из курса гармонии, полифонии, анализа музыкальных форм, инструментоведения. Количество учебных часов Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение элементарной теории музыки в 10 классе составит 70 часов.
1 триместр – 24 часа
2 триместр – 22 часа
3 триместр –24 часа Из них: контрольные уроки – 3 часа, проверочные работы –9 часов. Количество часов для контроля за выполнением практической части программы
| I триместр
| II триместр
| III триместр
| За год
| Контрольная работа итоговая
| 1
| 1
| 1
| 3
| Проверочная работа текущая
| 3
| 3
| 3
| 9
| Итого 12
|
|
Межпредметные (метапредметные) связи на уроках На уроках Музыки (Элементарной теории музыки) в 10 классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами как сольфеджио, гармония, музыкальная литература, математика, физика. Учет особенностей обучающихся класса Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса: В этом возрасте учащиеся уже включаются в новый тип деятельности — учебно-профессиональный. Обучение в школе для старшеклассников является средством реализации жизненных планов. Главное место в обучении теперь занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной взрослой жизни, к будущей профессиональной деятельности. Формируются интересы к научной деятельности, поискам, самостоятельной исследовательской деятельности.
При разработке рабочей программы, выборе построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения учитывались описанные выше возрастные особенности учащихся, с целью предоставить учащимся информацию для размышления, которая будет иметь высокую степень проблемности, обеспечит разнообразие содержания обучения путем наполнения его аналитической, образной, практической по содержанию информацией, даст возможность осуществить индивидуальный подход к учащемуся в системе разноуровневого контроля, возможность выбора направления исследовательской работы учащихся, а также формирования собственной точки зрения на проблему – в проектной деятельности.
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения Формы обучения:
фронтальная (общеклассная)
групповая (в том числе и работа в парах)
индивидуальная
Традиционные методы обучения:
словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником
наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями
практические методы: устные и письменные упражнения.
Активные методы обучения:
проблемные ситуации
обучение через деятельность
групповая и парная работа
театрализация
творческая мастерская
дискуссия
метод проектов
метод эвристических вопросов
метод исследовательского изучения
Средства обучения:
для учащихся: учебники, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, пособие «Энгармонизм»), технические средства обучения (компьютер и проектор) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
Формы контроля:
проверочная работа
фронтальный опрос
индивидуальные разноуровневые задания
контрольная работа
редактирование текста
Используемый учебно-методический комплект В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
«Теория музыки». Учебник для музыкальных училищ и старших классов специальных музыкальных школ. Общая редакция Т.С.Бершадской. Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2003. Преподаватель: Фокина О.О., класс 10.
2. Содержание рабочей программы
№ п/п
| Название темы
| Необходимое количество часов для ее изучения
| Основные изучаемые вопросы темы
| 1
| Введение. Классификация искусств. Музыка в системе искусств, ее отличительные свойства. Понятие музыкальной интонации. Музыкальный жанр.
| 4
| Классификация искусств. Музыка в системе искусств и ее отличительные свойства. Понятие музыкальной интонации. Общая характеристика средств музыкальной выразительности (мелодии, лада, ритма, гармонии, фактуры).
Курс элементарной теории - основополагающий предмет в комплексе музыкально-теоретических дисциплин. Классификация музыкальных жанров.
| 2
| Звук и его физические свойства. Нотная запись. Ключи
| 8
| Звук как физическое явление. Виды звуков. Свойства и качества звука. Музыкальный звук и его специфические особенности. Строение музыкального звука (понятия: основной тон и обертоны; обертоновый ряд и его отличительные свойства). Связь строения музыкального звука с различными элементами музыкального языка (с терцовой структурой аккорда, с мажорным и минорным ладом, с удвоениями при изложении трезвучных аккордов в четырехголосии). Звук - тона - нота: сравнительные характеристики. Слоговые и буквенные обозначения звуков. Регистр, наименование октав, диапазон. Тон и полутон. Музыкальный строй и его разновидности (Пифагоров, натуральный, темперированный строй). Музыкальная система. Нотация. Виды нотаций. Элементы нотации: нотный стан, ключи, нота или другие знаки для обозначения музыкального звука. Запись длительности звука. Знаки увеличения длительности звука. Паузы. Правила написания штилей у звуков, интервалов и аккордов в элементарном виде. Знаки сокращения нотного письма (аббревиатура), их графическое изображение. Методы современной нотации. Знаки сокращения в современной нотации. Понятие цифрованного баса. Ключи. Виды ключей и их разновидности.
| 3
| Транспозиция. Мелизмы
| 2
| Транспозиция. Определение. Способы транспозиции: на интервал, на хроматический полутон, посредством замены ключа. Применение транспозиции. Транспонирующие инструменты, запись их в партитуре. Мелизмы. Определение. Способ образования мелизмов. Мелизматика. Виды мелизмов, кратка характеристика и обозначение. Короткий и долгий форшлаг, тирата, простой и двойной мордент, группетто, трель. Применение мелизмов. Их роль в образовании мелодической линии. Расшифрованные («выписанные») мелизмы. Мелизмы в музыке различных эпох, стилей и авторов (меоизмы в музыке XVH века, мелизмы у Баха и Куперена, мелизмы у венских классиков, у романтиков, в современной музыке).
| 4
| Метр. Ритм. Размер. Темп. Группировка
| 10
| Метроритм в широком смысле - основа архитектоники музыкальной формы (протяженность разделов, соотношение кульминаций, ритмика чередования нарастания и спадов, тяжелые и лёгкие такты). Метр в узком смысле -регулярность чередования равнодлительных отрезков времени, равномерность пульсации. Многоплановость метра. Единицы метра. Доля. Такт. Тактовая черта. Затакт. Синкопа, виды синкоп: внутритактовая, межтактовая, внутридолевая. Полиметрия. Гемиола. Ритм в узком смысле - последование звуков и пауз одинаковой или различной длительности. Многоплановость ритма. Простые и сложные ритмические единицы. Свойства ритмических единиц. Длительность и знаки ее увеличения. Нормативное (основное) и ненормативное (особое) деление длительности. Акцент и средства его создания. Ритмоформулы различных жанров. Полиритмия. Размер и его виды (простой, сложный, переменный, смешанный). Группировка в простых и сложных размерах. Специфика вокальной группировки. Размер и его виды (простой, сложный, переменный, смешанный). Группировка в простых и сложных размерах. Специфика вокальной группировки. Темп. Обозначение темпа. Агогика. Динамические оттенки. Артикуляция. Обозначения характера исполнения.
Значение метра, ритма и темпа в музыке.
| 5
| Лад. Ладовые структуры. Модуляция в родственные тональности.
| 4
| Лад как система упорядочения высотных соотношений музыкальных звуков с точки зрения их устойчивости и неустойчивости, тяготения и разрешения, движения и успокоения, динамики и статики. Лад - абстрактная категория: он проявляется в живом интонировании посредством чередования опорных звуков лада и тяготеющих к ним с большей или меньшей силой напряженности неопорных. Понятия: диатоника, ступень, ладовая функция, звукоряд, функциональные (ладовые) отношения тонов, разрешение. Многообразие ладовых систем в музыке.
Виды гармонических ладов: мажор, минор, мажоро-минор, миноро-мажор. Понятия: тоника, гамма, нижний и верхний тетрахорды. Группа устоев и их разновидности (абсолютный устой, относительный устой). Группа неустоев и их определение (нижний и верхний вводный тона, верхний вводный тон к квинтовому устою, нижняя и верхняя медианты). Разновидности мажора и минора (натуральный, гармонический, мелодический), специфика соотношений верхних тетрахордов в различных видах мажора и минора. Два типа функциональных связей тонов в гармонических ладах: мелодические и гармонические. Разрешение ступеней на основе гармонических и мелодических связей.
Понятие о других видах ладовых структур: лады с увеличенными секундами, целотонный лад и гамма Глинки, уменьшенный лад и гамма Римского-Корсакова, пентатоника..
Тональность - высотное положение тоники гармонического лада. Классификация по 5 признакам: 1) наклонение (мажорные, минорные); 2) характер ключевых знаков (диезные, бемольные); 3) количество ключевых знаков (с простыми знаками - без дублей, с двойными знаками - с дублями); 4) общность устоев (одноименные, однотерцовые, параллельные); 5) родство (I степени родства). Понятие ключевых и случайных знаков. Способы определения количества знаков в тональностях с двойными знаками. Степени родства тональностей: общее представление. Тональности I степени родства: определение, классификация. Модуляционные признаки тональностей I степени родства: нижний вводный тон, верхний вводный тон к квинтовому устою, ключевой знак. Их дифференциация на первичные и вторичные. Семантика тональностей. Квинтовый круг тональностей.
Модуляция в широком смысле как смена заданной структуры (смена установки). Применимость понятия модуляции к различным элементам музыкального языка (фактурная модуляция, модуляция склада, метрическая модуляция, модуляция ладовой системы и др.). Модуляция в узком смысле как переход из одной тональности в другую (тональная модуляция).
| 6
| Интервал. Диатонические интервалы на ступенях мажора и минора
| 8
| Интервал как соотношение двух музыкальных звуков по высоте. Основание и вершина интервала. Величины измерения интервала: ступеневая (количественная) и тоновая (качественная). Виды интервалов, исходя из их ступеневой и тоновой величин. Образование увеличенных интервалов от больших и чистых путем повышения вершины или понижения основания на полтона. Образование уменьшенных интервалов от малых и чистых путем понижения вершины или повышения основания на полтона. Образование дважды увеличенных или дважды уменьшенных интервалов путем одновременного повышения или понижения вершины и основания на полтона. Общее представление об обозначении интервалов по системе С.Танеева. Классификация интервалов: по форме изложения - мелодические и гармонические; по отношению к октаве - простые и составные; по положению в музыкальной системе -диатонические (включая интервалы гармонического мажора и минора) и хроматические; по положению в тональности - устойчивые и неустойчивые; по фонизму (характеру звучания) - консонансы и диссонансы. Группы консонирующих (совершенных и несовершенных) и диссонирующих интервалов. Акустический и ладовый консонанс и диссонанс. Эволюция понятий консонанса и диссонанса в музыке. Обращение интервала: определение, специфика обращения простых и составных интервалов. Представление о двойном контрапункте. Диатонические интервалы на ступенях мажора и минора: определение. Сравнительный анализ интервалов в натуральном и гармоническом мажоре и миноре по следующим пунктам: 1) какие интервалы меняют свои тоновые величины (в мажоре - содержащие VI ступень, в миноре - VII); на основе каких закономерностей (в мажоре: на VI были малыми и чистыми, а на VI г. стали большими и увеличенными; с VI в вершине - были малыми и чистыми, а стали малыми и уменьшенными; в миноре: на VII г. были большими и чистыми, а стали малыми и уменьшенными; с VI г. в вершине - были малыми и чистыми, а стали большими и увеличенными; 2) пара новых тритонов, не имеющих места в натуральных видах; 3) группа качественно новых интервалов, возникающих в гармонических видах мажора и минора: ум.7 - ув.2, ум.4 - ув.5. Представление об изменении интервалов в мелодическом мажоре и миноре в сравнении с натуральным. Устойчивые интервалы: определение, перечень, интервалы с участием Ш ступени, как характеризующие лад. Определение неустойчивых интервалов. Виды разрешений неустойчивых интервалов:
Выразительные свойства интервалов. Интервал как конструктивный элемент аккорда. Интервал как конструктивный элемент мелодии. Роль интервала в сложении музыкальной ткани: дублировка мелодической линии (терцовая или секстовая вторы); октавная дублировка баса; элемент среднего яруса фактуры и т.д. Семантика интервала (лирическая секста, интонация «lamento», квартовые «зачины», малотерцовые «баюкающие» терции и т.д.). Зависимость выразительного значения интервала от метроритмического контекста, направления движения (вверх, вниз), регистрового размещения, ладового положения.
| 7
| Созвучие и аккорд. Диатонические аккорды на ступенях мажора и минора
| 8
| Созвучие и его виды. Аккорд. Классификация на аккорды терцовой структуры и аккорды нетерцовой структуры (с заменными тонами, с внедренными тонами и собственно нетерцовые). Аккорды терцовой структуры: определение; виды (трезвучие, септаккорд, нонаккорд); наименование тонов; основной вид аккорда и его обращение.
Трезвучие и его структурные разновидности. Обращения трезвучий. Специфика звучания увеличенного трезвучия в обращениях.
Септаккорд и его структурные разновидности. Обращения септаккордов. Специфика звучания уменьшенного септаккорда в обращениях. Диатонические аккорды на ступенях мажора и минора. Понятие ладовой функции аккорда (Т, S, D). Понятие бифункционального аккорда.
Трезвучия на ступенях мажора и минора: дифференциация на главные и побочные, их функциональная характеристика; разрешение трезвучий; сравнительный анализ трезвучий в натуральных и гармонических видах мажора и минора.
Септаккорды на ступенях натурального и гармонического мажора и минора: сравнительная характеристика. Главные септаккорды: V7 (определение, функциональная характеристика, полный и неполный V7) специфика разрешения в тонику и в трезвучие VI ступени); П7 (определение, функциональная характеристика, виды разрешения, способы разрешения через аккорды доминантовой функции по правилу «креста» через V7 с обращениями и по правилу «круга» через VII7 с обращениями); VII7 (определение, функциональная характеристика, прямое и внутрифунциональное разрешения).
| 8
| Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма и альтерированные интервалы.
| 10
| Определение альтерации. Знаки альтерации (диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар). Виды альтерации: ладовая, модуляционная, мелодическая.
Ладовая альтерация: определение, альтерация неустоев в восходящем и нисходящем движении в мажоре и в миноре. Направленность ладовой альтерации на закрепление тоники. Осуществление с двойной целью: 1) обострение тяготения неустоев в близлежащие устои; 2) заполнение хода на увеличенную секунду, возникающего в гармонических видах мажора и минора (т.о. гамма с полной альтерацией минора при движении вверх - IV+, VIm. и VIIг.; гамма с полной альтерацией мажора при движении вниз - VIIm., VIг. и II-). Своеобразие VIг. ступени мажора и VIIг. ступени минора, которые исторически возникают как альтерированные, но постепенно закрепляются как диатонические ступени лада.
Модуляционная альтерация: определение, направленность на «расшатывание» основного ладотонального центра. Осуществление с целью перехода в новую тональность.
Мелодическая альтерация: определение, осуществление с целью «украшения» мелодии и гармонии. Хроматизм как ступень, возникающая при мелодической альтерации. Виды хроматизмов: проходящий, вспомогательный, взятый плавно или скачком. Возможность разрешения хроматизма скачком. Определение альтерированных интервалов. Классификация на три группы: 1) одна из ступеней - устой, другая - хроматизм); 2) одна из ступеней - неустой, другая -хроматизм); 3) оба звука являются хроматическими. Разрешение хроматических интервалов в соответствии с общей тенденцией увеличенных к расширению объема, а уменьшенных -к его сужению: при этом хроматическая ступень разрешается по направлению движения (повышенная - вверх, пониженная - вниз), а диатоническая в зависимости от ее ладового положения (устой на месте, неустой - по направлению тяготения).
Расширение группы тритонов за счет появления альтерированных ум.5 и ув.4. Возникновение альтерированных ув.2, ум.7, ув.5 и ум.4. Появление качественно новых интервалов, фигурирующих сугубо как хроматические: ум.З - ув.6, ув.З - ум.6, дважды ув.4 - дважды ум.5, дважды ув.1 - дважды ум.8. Значение альтерированных интервалов в музыке. Хроматическая гамма: определение. Диатонический и хроматический полутона. Ориентация при построении хроматической гаммы на модуляционные признаки тональностей I степени родства (первичные и вторичные). Своебразие построения хроматической гаммы минора вниз. Возможности отступления от правил построения хроматической гаммы в музыкальной практике. Представление о возможностях гармонизации хроматической гаммы побочными доминантами (в элементарном виде).
| 9
| Энгармонизм
| 2
| Энгармонизм. Определение, виды энгармонизма (реальный и мнимый). Цель осуществления энгармонической замены звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Энгармонизм интервалов: закономерности энгармонического равенства больших интервалов (равны увеличенным, стоящим после них), малых интервалов (равны уменьшенным, стоящим перед ними), увеличенных интервалов (равны малым, чистым или уменьшенным, стоящим после них) и уменьшенных интервалов (равны большим, чистым или увеличенным.
| 10
| Мелодия. Склад и фактура.
| 2
| Мелодия. Определение. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка (повторность звука, опевание, восходящее, нисходящее и волнообразное движения, плавное и поступенное движения, скачки в мелодии, закон мелодического противовеса). Роль мелодических интервалов. Средства индивидуализации мелодического рисунка. Понятие музыкальной темы в сравнении с мелодией. Мелодическая вершина или пик. Кульминация. Средства мелодического развития: точный повтор; видоизмененный повтор и его разновидности (варьированный повтор, вариантный повтор, секвентный повтор); контраст, основанный на сочетании различных по интонационному содержанию фраз; приемы обращения, увеличения, уменьшения. Понятие орнаментики в связи с мелодией. Координация мелодического рисунка с ладом и аккордом (аккордовые, неаккордовые звуки, ладовое положение опорных тонов мелодии, ладовая окраска) - источник выразительности мелодии. Вокальная и инструментальная мелодия. Значение мелодии в музыке. Партитура. Партия.
| 11
| Фигурация
| 2
| Виды фигурации: гармоническая, ритмическая, мелодическая. Применение фигурации. Разновидности и примеры мелодической фигурации: проходящие звуки. вспомогательные, предъём, задержание, камбиата. Анализ музыкального текста с различными видами фигурации, придумывание вариантов мелодии с мелодической фигурацией, подбор аккомпанемента к заданной мелодии с применением различных видов гармонических и ритмических фигураций.
| 12
|
|
|
| 13
| Секвенция
| 2
| Секвенция. Определение. Секвенция как один из приемов развития музыкального материала. Классификация секвенций: 1) по направлению движения (восходящая, нисходящая); 2) по степени точности (точная, неточная или видоизмененная); 3) по виду (тональная, модулирующая). Разновидности модулирующих секвенций: по тональностям первой степени родства, по равновеликим интервалам, по нижним и верхним медиантам.
Звено секвенции. Применение секвенций в музыке разных стран, эпох, стилей и авторов. Понятия: золотая секвенция.
| 14
| Музыкальный синтаксис
| 2
| Музыкальный синтаксис. Определение. Музыкальная форма. Цезура и средства ее создания. Элементы музыкального синтаксиса. Мотив: определение, виды мотива, моно- и полимотивные темы. Фраза. Предложение. Период и его разновидности. Кадансы и их классификация.
| 15
| Подготовка к контрольному уроку, повторение и контрольный урок.
| 6
| Повторение пройденного материала, игра цифровок, аккордов и интервалов с разрешением на фортепиано, письменные и устные задания, анализ нотных примеров.
| |