Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а





НазваниеРабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а
страница1/5
Дата публикации08.07.2014
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 116 имени В.П. Чкалова г. Нижнего Новгорода

Принято на заседании Утверждаю педагогического совета школы директор МБОУ ООШ № 116 протокол № __ от имени В.П. Чкалова «___» ____________2013 г. ______В.А. Мусатов

«____» ___________2013 г.

Рабочая программа

по предмету музыка

класс – 5а, 6а,7а

учитель начальных классов Хохрова Анна Валерьевна

II категории

2013 год




Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству;

- примерной программы по музыке для основной школы;

- программы «Музыка. 5-9 классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (Издательство «Просвещение», год издания: 2006)

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

    Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания:

— приобщение к музыке как эмоциональному, нравствен­но-эстетическому феномену, осознание через музыку жиз­ненных явлений, овладение культурой отношений, запе­чатленной в произведениях Искусства, раскрывающих ду­ховный опыт поколений;

— развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения че­рез опыт собственной музыкальной деятельности;

— воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством;

— освоение языка музыки, его выразительных возможно­стей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

      

Содержание программы. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Первая из них представлена в стандарте несколькими разделами, при изучении которых в качестве концептуального «ядра» выступают основополагающие закономерности музыки как виде искусства, а также представления о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны. При этом изучение народного музыкального творчества осуществляется в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказываются многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыке.

В содержании и структуре учебной программы по музыке для VIII-IX классов основной школы также выделяются две сквозные линии: «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала, принятая в программе V-VII классов: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход.

      Основные методические принципы построения программы VIX классов.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к яв­лениям музыкального искусства, его творческое самовыраже­ние, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкаль­ного мышления школьников во всех формах общения с музы­кой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным воспри­ятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.

Принцип тождества и контраста, сходства и различия реа­лизуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий прин­цип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с об­щедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (лите­ратурные, зрительные, пластические и др.) с опорой на вы­явление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащих­ся с народной и профессиональной музыкой других нацио­нальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблема­тики, различия стилей, музыкального языка, творческого по­черка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполните­лями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического на­следия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты как человека XXI в.?

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их личностно-ценностного отноше­ния к музыкальному искусству.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высоко­художественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интониро­вание и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклор­ных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (ори­гинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импро­визациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли от­ражение в научно-методических исследованиях в области му­зыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.

Метод художественного, нравственно-эстетического позна­ния музыки предполагает организацию такой совместной дея­тельности учителя и учащихся, при которой содержание про­изведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание ху­дожественной значимости данного сочинения в контексте куль­турных ценностей эпохи, творчества конкретного композито­ра, особенностей восприятия современного слушателя;

б) осо­знание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок уча­щихся;

в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражаю­щих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим - ценностям.

Действие этого метода предполагает активное использова­ние в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки пред­полагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонаци­онно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и осво­ению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуаль­ных стилей, опирается на проблемность вопросов и организа­цию творческих заданий, направленных на развитие способно­сти учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воп­лощения композиторами и исполнителями вечных тем искус­ства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Этому могут способствовать приемы интонационно-образ­ного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации — сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия уро­ка (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмо­циональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от кон­кретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития уче­ников класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.

Метод концентричности организации музыкального матери­ала рассматривается в программе с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения действия этого метода в организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы) повторяются одни и те же произведения с разными задачами. Во-вторых, проявление метода концентричности на конкрет­ном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Образно гово­ря, это повторение можно сравнить с движением по восходя­щей концентрической спирали, каждый виток которой выяв­ляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (пер­спективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музы­ки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Воз­вращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, «перекидывание» содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому расширяет музыкальный словарь учащихся, пополняет запас их жизненно-музыкальных впечатлений.

Метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкаль­ных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной дея­тельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьни­ков, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамбле­вого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержа­ния музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятель­ность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для V—IX классов. Изуче­ние конкретных музыкальных произведений в связи с художе­ственными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащим­ся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.

Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смыс­ла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилисти­ческие, языковые особенности определяют подходы к разра­ботке содержания урока, в котором другие ввды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духов­ном опыте человечества, помогают осознавать, вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая про­блематика концентрируется вокруг художественно-педагогичес­кой идеи — содержательного стержня урока музыки.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а iconРабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс
«Музыка» для 1-4 классов, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.)
Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка и изо)» Музыка (5-6 классы)
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-6-х классов
Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка»
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых...
Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а iconРабочая программа по предмету «Музыка» 5 класс
«Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. В данной программе нашли...
Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а iconПояснительная записка Ступень обучения (класс) начальное общее Количество часов 34 ч
Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс составлена на основании ооп ООО мбоу лсош №2
Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» 4 класс
«Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, входящей в умк «Школа России»( Школа России. Концепция и программы для...
Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 7 класса составлена...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 7 класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка»,...
Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а iconРабочая программа учебного курса «Музыка»
В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный...
Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а iconРабочая программа по учебному предмету Музыка 5 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а iconРабочая программа учебного предмета «Музыка»
Программа по предмету Музыка для 5, 6 классов составлена на основе программы разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского Программы...
Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а iconРабочая программа по предмету «Музыка (Элементарная теория музыки)» Класс 10
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» 6 «А», 6 «Б», 6 «В» классы (базовый уровень)
«Музыка» для 6»А». 6 «Б», 6 «В» классов составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка, 5-7 классы». Критской...
Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» 7 класс
Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по искусству,...
Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а iconРабочая программа по музыке 2 класс
Программа по предмету «Музыка» для I–iv классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным...
Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а iconРабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса на 2014-2015 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Прог-раммы для общеобразовательных учреждений: Музыка:...
Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а iconПрограмма по предмету «Музыка»
«Музыка» для 5-9 классов основной школы разработана авторским коллективом под руководством Д. Б. Кабалевского Москва. Просвещение,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск