Скачать 201.17 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Монаковская школа »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Музыка» 4 класс Неведрова Ирина Васильевна 2013г Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета « Музыка» для 4 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе авторской программы «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, входящей в УМК «Школа России»( Школа России. Концепция и программы для начальных классов.В 2 ч. Ч. 2 / [Е. В. Алексеенко, Л. П. Анастасова, В. Г. Горяев и др.].—2-е изд.— М. : Просвещение, 2008.) Цель программы: Ввести учащихся в мир большого музыкального искусства. Задачи: • Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; • Формирование эмоционального отношения к музыке; • Развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия учащимися лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно - образного словаря, первоначальных знаний о музыке для ориентации учащимися в сложном мире музыкального искусства; • Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувствами музыки как основы музыкальной грамотности; Особенностью этой программы, является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Все побочные, второстепенные темы подчинены основным темам и изучаются в связи с ними. При таком построении программы усвоение материала идет успешнее. В процессе музыкальных занятий учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, анализируют характер, настроение музыки, разучивают и исполняют песни - учатся чисто интонировать, передают комплексе задач музыкального воспитания, развитие и обучения учащихся способствует формированию общей музыкальной культуры. Программа носит интегрированный характер. Плавно вплетает в канву музыкального познания связь с другими предметами и задачами: обучения грамоте, литературному чтению, изобразительному искусству. Программа предполагает включение разнообразных видов занятий: комбинированный урок, урок – ознакомления, урок - закрепления знаний. Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений советских композиторов. Одной из основных задач школьного образования является формирование общей культуры личности, в том числе и её неотъемлемого компонента – эстетической культуры. Формирование эстетической культуры личности, сознательности и образованности, происходит под воздействием разных видов искусства, но наиболее сильное эмоциональное воздействие на неё в младшем школьном возрасте оказывает Музыка. Эстетическое, художественное восприятие развивает чувственно-образные формы восприятия человеком окружающего мира под воздействием произведений искусства. В начальных классах происходит закладывание фундамента музыкальной культуры учащегося. Это выражается в том, что учащегося подготавливают к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, развивают у него адекватное музыкальное восприятие, способствуют накоплению им опыта музыкально-творческой деятельности. Музыкальное образование младших школьников направлено на развитие целостного представления о музыкальном искусстве, на то, чтобы дать им опорные ключевые знания, умения и навыки музыкальной деятельности в системе, обеспечивающей младшим школьникам в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкальным искусством. Искусство совершенствует и развивает чувства, через них учащийся не только познает окружающую действительность, но и осознает и утверждает себя как личность, ибо искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всестороннее, влиять на его духовный мир в целом. Оно развивает, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию, заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы, расширяет кругозор, укрепляет идейные позиции, рождает идеалы. В современных условиях перестраивается ориентация на личность учащегося, как носителя художественной национальной культуры. Знание национальной музыки помогает подрастающим поколениям решить проблему выбора жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений, и поэтому необходимо предоставить учащимся возможность приобщить к искусству своего народа и народов мира. Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В программе раскрываются наиболее значимые для формирования личности качеств ребенка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и др., запечатленные в художественных образах. Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса младших школьников, снятие нервно-психических перегрузок учащихся. Рабочая программа составлена на 35 часов Количество часов в неделю – 1 В программу внесены изменения. Так как увеличено количество рабочих недель, то в рабочую программу добавлен 1 час на изучение темы «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» УМК - Музыка. 4 класс: учебник, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2010 Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс. Авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2010 Критерии уровня музыкального развития учащихся: • Насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней; • Умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; • Умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них; • Каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях, содержание и характер исполняемых произведений. Содержание программы
Календарно-тематическое планирование
Содержание тем учебного курса4 класс (34 ч) Россия – Родина моя Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике. Музыкальный материал: Концерт №3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части; «Вокализ». С.Рахманинов; «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня; «Песня о России». В.Локтев, слова О.Высотской; Русские народные песни: «Колыбельная» в обработке А.Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обработке М.Балакирева, Н.Римского-Корсакова; «Александр Невский» (фрагменты из кантаты). С.Прокофьев; «Иван Сусанин» (фрагменты из оперы). М.Глинка; «Родные места». Ю.Антонов, слова М.Пляцковского. День, полный событий «В краю великих вдохновений...». Один день с А.Пушкиным. Музыкально-поэтические образы. Музыкальный материал: «В деревне». М.Мусоргский; «Осеняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П.Чайковский; «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г.Свиридов; «Зимнее утро» из «Детского альбома», «У камелька» (январь) из цикла «Времена года». П.Чайковский; «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер», «Зимняя дорога». В.Шебалин, стихи А.Пушкина; «Зимняя дорога». Ц.Кюи, стихи А.Пушкина; «Зимний вечер». М.Яковлев, стихи А.Пушкина; «Три чуда» вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.Римский-Корсаков; «Девицы, красавицы», «Уж как по мосточку, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П.Чайковский; Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М.Мусоргский; «Венецианская ночь». М.Глинка, слова И.Козлова. «О России петь – что стремиться в храм» Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Музыкальный материал: «Земле Русская», стихира; «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых; Симфония №2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А.Бородин; «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М.Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П.Пипков, слова С.Михайловски; Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире», слова А.Толстого; Тропарь праздника Пасхи. «Ангел вопияше», молитва. П.Чесноков; «Богородице Дево, радуйся», №6 из «Всенощной». С.Рахманинов. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день. Музыкальный материал: народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские; «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская; «Солнышко вставало», литовская; «Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская; «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская; и др.; Концерт №1 для фортепиано с оркестром (фрагмент 3-й части), «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П.Чайковский; Троицкие песни; «Музыкант-чародей», белорусская сказка. В музыкальном театре Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Музыкальный материал: «Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; Песня Марфы («Исходила младешенька») и «Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М.Мусоргский; «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М.Глинка; «Колыбельная» и «Таней с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян; «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». М.Штраус; «Джаз». Я.Дубравин, слова В.Суслова; «Острый ритм». Дж.Гершвин, слова А.Гершвина. В концертном зале Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Музыкальный материал: «Ноктюрн» из Квартета №2. А.Бородин; «Сирень». С.Рахманинов, слова Е.Бекетовой; «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М.Мусоргский; «Песня франкского рыцаря» в редакции С.Василенко; «Желание». Ф.Шопен, слова С.Витвицкого; «Венецианская ночь». М.Глинка; «Арагонская хота». М.Глинка; «Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П.Чайковский. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Музыкальный материал: Прелюдия (до-диез минор). С.Рахманинов; Соната №8 («Патетическая»). Л.Бетховен; «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Э.Григ; народные песни: «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская в обработке Ж.Векерлена; «Песня о друге». Слова и музыка В.Высоцкого; «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С.Никитин; «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М.Мусоргский. Контрольные материалы Тест для учащихся IV класса. Второе полугодие 1. Звучит финал Сонаты №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Вопросы и задания: а) напиши название произведения, фамилию композитора его сочинившего; б) найди на доске первоначальную интонацию главной темы сочинения (поставь нужную цифру); в) в какой форме написано это сочинение: трехчастная, вариации, рондо? (Нужное — подчеркни.) 2. Звучат в записи два фрагмента: «Богородице Лево, радуйся!» и Вокализ С. Рахманинова. Вопросы и задания: а) напиши названия произведений, фамилию композитора; б) в чем сходство между ними, в чем — различие? 3. Звучит джазовая импровизация «К Жако» Дж. Рейнхардта. Вопрос: а) к какой музыке — «серьезной» или «легкой» можно отнести это произведение? (Нужное — подчеркни.) Объясни свой выбор. 4. Назови известных тебе певцов-исполнителей, которые аккомпанируют себе на гитаре. 5. Назови полюбившиеся тебе песни из программы по музыке для IV класса. 6. К какому знакомому тебе музыкальному произведению относятся эти слова (учитель читает): «Эта гениальная музыка превосходно звучит не только в оперном театре, но и в концертном зале, включенная в программу наряду с другими симфоническими произведениями. Она и в таком исполнении будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света от почти полной темноты до пусть не слишком еще яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которой он добавил к своей музыке две очень точные изобразительные подробности, мастерски уточняющие всю нарисованную им картину этого рассвета: сперва коротенькие, пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на утреннюю перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола, возвещающие о начале раннего утреннего богослужения». Вопросы: а) Как называется это сочинение? б) Кто его сочинил? в) Какой принцип развития использует композитор? 7. Назови полюбившиеся тебе музыкальные произведения из программы по музыке для IV класса. Учебно-методические средства обучения 1. Музыка. 4 класс: учебник, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2010 2.Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс. Авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2010 3. Критская Е.Д.Музыка :1-4 классы: Методическое пособие М.,2005. Список методической литературы 1. Абрамян Музыкальная азбука. - М., 1985. 2. Абызова Е.Н. Картинки с выставки Мусоргского. – М.,1987. 3. Алиев Б.Б. Настольная книга учителя музыки. - М..2000 4. Анисимов В.П.. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие. М.,2004. 5. Артоболевская А.Первая встреча с музыкой. Учебное пособие.- М.,1985 6. Арчажникова Л.Г.Профессия – учитель музыки. – М., 1984 7. Барановская А.Что ты знаешь о музыке. – М., 1987. 8. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие. - М.,2002. 9. Беркман Т.Л. Учитель и музыка. – М., 1990 10. Беседы о музыке. – М.,1996 11. Благинина Т.И. Музыка Иоганна Баха в начальной школе: Из опыта работы М.,1986 12. Богино Г. Игры, задачи. – М., 1974. 13. Будаева Т.Б.Бурятское музыкальное искусство. Улан-Удэ 2001. 14. Булучевский Ю. Краткий музыкальный словарь. – М., 1998. 15. Булучевский Ю. Старинная музыка. Словарь. – М., 1996 16. Вайнкоп Ю. Краткий биографический словарь композиторов. – М., 1979. 17. Варшавский А. Судьбы шедевров. – М., 1984. 28. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. – М..1999 19. 50 Великих русских художников. – М.,2008. 20. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.,2000 21. Владимиров В. Музыкальная литература. – М.,1992 22. Волков К. Слово о музыке. – М.,1998. 23. Газарян С. В мире музыкальных инструментов – М., 1985 24. Головинский Г. Книга о музыке – М.,1988 25. Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы. Просвещение 1982. 26. Григорович В.Б. Слово о музыке: Русские композиторы М.,1990 27. Даттель Е.Л. Музыкальное путешествие. – М.,1978. 28. Дмитриева Л.Г.Методика музыкального воспитания в школе.- М..1998 29. Домрина Е.Н. Беседы о музыке. Просвещение.1982 30. Зильберквит М. Мир музыки. – М., 1988 31. Зорина А. Могучая кучка. – М., 1977. 32. Иглицкая И.М. Изучение русского музыкального фольклора в детской музыкальной школе. – М., 1999 33. Изместьва Ю.Д. Музыка. – В., 2002 34. Искусство в школе. Научно- методический журнал. 35. История мировой культуры. Справочник школьника – М.,1997 36. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 2005 37. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М.,1981 38. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. – М.,1084 39. Келдыш Г. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. 40. Кленов А. Там, где музыка живет.- М..1997 41. Козлов Н.И. Методика музыкального воспитания в общеобразовательной школе.1994 42. Критская Е.Д.Музыка :1-4 классы: Методическое пособие М.,2005. 43. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов. – М.,1998 44. Медушевский Энциклопедический словарь юного музыканта. Педагогика.1985. 45. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника.- М.,2000 46. Михайлова М.А. Игры, фокусы, забавы.2000. 47. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - М.,1997 48. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.,1996 49. Могилевская С. У лиры семь струн. – М., 1981. 50. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания.- М.,1985 51. Музыка в школе. Научно-методический журнал. 52. Музыка и ты. Альманах для школьников 53. Музыка наших дней. Современная энциклопедия. – М.,2002. 54. Науменко Т. Музыка Дрофа. – М..2005. 55. 25 оперных шедевров. – М.,1980. 56. Осовицкая З.Е. Музыкальная литература. – М.,2001 57. Пионерский музыкальный клуб. – М.,1986 58. Покровский Б.А. Беседы об опере. – М., 1981 59. Попова Т.В. Зарубежная музыка XIX века. – М.,1981. 60. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе. – М., 1999 61. Прозорова. Первые шаги в мир музыки Терра.2005. 62. Радынова О.П.Музыкальные шедевры. – М., 2000 63. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Методика. – М.,2008. 64. Разумовская О.К. Русские композиторы.- М.,2008 65. Рогов А.П.Мир русской души. История русской народной культуры.М.,2003 66. Русские композиторы: История отечественной музыки в биографиях её творцов.2001 |
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых... | Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 7 класса составлена... Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 7 класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка»,... | ||
Рабочая программа по учебному предмету Музыка 5 класс Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа» | Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 6 «А», 6 «Б», 6 «В» классы (базовый уровень) «Музыка» для 6»А». 6 «Б», 6 «В» классов составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка, 5-7 классы». Критской... | ||
Рабочая программа По учебному курсу «Музыка»» 1 класс Разработана на основе: программы «Музыка» авторы: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной | Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 7 класс Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по искусству,... | ||
Программа по мхк (Мировая художественная культура) разработана на... Данный учебный предмет включает содержание раздела «Синтез искусств» из федерального компонента государственного образовательного... | Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс «Музыка» для 1-4 классов, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.) | ||
Рабочая программа по предмету «Искусство (музыка и изо)» Музыка (5-6 классы) Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-6-х классов | Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» включает в себя следующие разделы | Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 5, 6, 7, 8 класс комплекта разработана на основании | Рабочая программа Рыкаловой Елены Николаевны по учебному предмету «Музыка» Школяр М.; Вентана – Граф, 2011(Начальная школа 21 века), инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Музыка» в общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по предмету музыка класс 5а, 6а,7а | Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» 9 класс (базовый уровень) «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» М, «Просвещение», 2010 г. Положением орабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин... |