ПРИНЯТО
Педагогическим советом МБОУ
«Никольская ООШ
им. Н.М. Рубцова»
Протокол от 29.08.2013 года
№ 1
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Никольская ООШ им.
Н.М. Рубцова»
__________(Н.А. Воронина)
| УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Никольская ООШ
им. Н.М. Рубцова»
___________ (Ю.А. Шадрина)
Приказ
от 29.08.13 года № 150
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Музыка»
4 класс
Жданова Людмила Алфеевна, учитель музыки,
2 квалификационная категория
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе:
федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;
примерной программы начального общего образования по музыке;
программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.)
Цель программы: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи предмета «Музыка» заключаются в следующем:
привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
привить основы художественного вкуса;
научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
обучить основам музыкальной грамоты;
сформировать потребность в общении с музыкой.
Общая характеристика учебного предмета
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 4 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыкальное путешествие», также акцентируется проблема, связанная с многообразием муз. произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка). Весь учебно-воспитательный процесс на уроках пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки. В установлении связей музыки с другими видами искусства. В качестве главных методов изучения учебного предмета являются метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход от частного к общему. По сравнению с 1-3 классам в 4 классе содержание углубляется за счёт привлечения широкого контекста музыкальных и других художественных явлений, систематизируется все знания за предыдущие курсы предмета. Школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья – Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстаёт в ориентации на яркие музыкальные стили: стиль выдающихся произведений, стиль творчества отдельного композитора, стиль музыкального течения, стиль направления.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
хоровое пение;
слушание музыки и размышление о ней;
игра на детских музыкальных инструментах;
музыкально-ритмические движения;
пластическое интонирование;
импровизация;
музыкально-драматическая театрализация.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Программа по предмету «Музыка» для 4 класса составлена в соответствии с объёмом учебного времени, отведённого на изучение данного предмета в учебном плане образовательного учреждения. На изучение предмета «Музыка в 4 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю)
УМК:
Музыка. 4 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.
Музыка. 4 кл.: Рабочая тетрадь: пособие для общеобразоват. учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. – 95, [1]с.: ил.
Музыка. 4 кл.: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-метод. пособие / Сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2006. с.: нот.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка» По итогам освоения программы 4 класса обучающиеся должны знать/понимать:
названия изученных произведений и авторов;
отличительные особенности музыкально-театральных жанров – оперы и балета;
основы теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лад, мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4;
уметь:
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять характер и настроение музыки с учётом терминов и образных определений, которые представлены в учебнике 2 класса;
находить простейшие ассоциации между музыкальными, живописными и поэтическими произведениями (общность темы, настроения);
передавать настроение музыки и его изменение: в пении (исполнять leqato, non leqato, правильно распределять дыхание во фразе, делать кульминацию), музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;
исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для (исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицирования на детских музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами).
Содержание учебного предмета
Главная тема 4 класса – «Музыкальное путешествие» - обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времён. В 4 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка). Школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья – Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка. «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства..
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, импровизация, инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся муз. произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. ПРИРОДА В МУЗЫКЕ. Осень в Желязовой Воле; Суровая красота Норвегии; музыка Э. Грига, Петербург. Белые ночи.
СКАЗОЧНЫЕ И БЫЛИННЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ. Арлекин и Пьеро; в Подводном царстве.
НАША РОДИНА. ГЕРОИЧЕСКАЯ И ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМА. «Россия-любимая наша страна…»; «Так полюбил я древние дороги…»; «Москва! Как много в этом звуке…»; «Россия-священная наша держава, Россия-любимая наша страна…»
МУЗЫКА-ЖИВОПИСЬ-ПОЭЗИЯ. Цвет и звук: «музыка витража»; Поэма огня «Прометей»
ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ. ВЕЛИКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Блеск и мощь полонеза; Осень в Желязовой Воле; Ноктюрны (Ф. Шопен), произведения Дж. Верди, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Э. Грига.
ЖАНРЫ МУЗЫКИ. Что такое мюзикл?
МУЗЫКАЛНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Что такое мюзикл?
ВИДЫ ОРКЕСТРОВ. Симфонический и джазовый.
Форма контроля:
устный опрос;
самостоятельная работа;
тест.
Календарно – тематическое планирование (смотри приложение)
Материально-техническое обеспечение. Дополнительная литература:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл.,: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
4. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
5. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
6. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
7. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. MULTIMEDIA – поддержка предмета 1. Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».
2. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.
3.М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
4. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
5. Шедевры музыки. «Кирилл и мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
6. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
7. Музыка. 4 кл.: Фонохрестоматия 1 кассета / В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2005.
8. Детские на аудио кассетах.
Дополнительная литература для учащихся
Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
Средства обучения
1. Печатные пособия:
- комплект портретов композиторов;
- демонстрационный материал: музыкальные инструменты.
2. Информационно-коммуникативные средства:
-«Антология русской симфонической музыки «(CD);
-«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (CD)
-«Большая энциклопедия России» (CD)
3. Технические средства обучения: компьютер, музыкальный центр.
4.Учебно-практическое оборудование:
-муз. инструменты: фортепиано, баян, бубны, свирели, ксилофон, барабаны.
Календарно – тематическое планирование 4 класса
| № п/п
| Количество Часов
| Тема урока
| Тип урока
| Элемент содержания
| Умения и виды деятельности
| Контрольно-
оценочная деятельность
| Домашнее
задание
| Общеучебн.
| Специальн.
| вид
| форма
| 1
| 1
| Россия – любимая наша страна…
| Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний/
| Слушание: С. Рахманинова 2 фортепианного концерта
Пение: С чего начинается Родина
Творческое задание: музыкально-ритмические движения.
| Представлять образы России, сравнивать музыкальные произведения и литературно-художественные
| Уметь выявлять характер музыки; слушать музыку внимательно, запоминать назва-ние произведений и их авторов; ясно, грамотно произносить текст, распреде-лять дыхание по фразам.
| Входной
| Устный опрос
| Выучить пес-ню С чего начинается Родина
| 2
| 1
| Великое содружество русских композиторов
| Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний. Урок-лекция
| Нам известно, какое огромное значение для развития русской музыки имело творчество Михаила Ивановича Глинки. К 1960 году в Петербурге создаётся содружество русских композиторов, получившие название Балакиревский кружок
| Использовать знания полученные в предыдущих курсах, уметь систематизировать и обощить знания.
| Знать определения Балакиревский кружок. Кому пренадлежало выражение «Могучая кучка»
| Текущий
| Устный опрос
|
| 3
| 1
| Тема Востока в творчестве Русских композиторов
| Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
| Слушание: 1 ч. Симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова «Шахеразада», «Море и корабль Синдбада», А Бородина «Князь Игорь»
| Разыгрывать воображаемые ситуации; договариваться, распределять работу.
| Уметь вспоминать литературный сюжет и сравнивать его с музыкальным
| Текущий
| Устный опрос
|
| 4
| 1
| Музыка Украины
| Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
| Слушание: Н. Лысенко «Элегия» Творческое задание: Р.н.п. «Во саду ли, в огороде» - Игра на детских музыкальных инст-рументах. Задание «Изобрази»
| Анализ результатов сравнения.
| Уметь выявлять общее и особен-ное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств.
| Текущий
| Устный опрос
| Р.т. стр.13.
| 5
| 1
| Музыка Белоруссии
| Урок изучения нового материала и закрепления знаний предыдущих занятий
| Слушание: «Белоруссия», «Бульба»
|
| Знать понятия: Цимбалы.
Уметь вниматель-но слушать музы-кальные произве-дения, запоминать название произве-дений и их авторов.
| Текущий
| Устный опрос
|
| 6
| 1
| Музыкант из желязовой воли
| Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
| Слушание: Ф. Шопена 2 и 3 части Первого фортепианного концерта Пение: Т. Попатенко «Листопад», Д. Васильев-Буглай «Осенняя песенка».
Творческое задание: импровизация «Музыка листопада»; нарисуй «Краски осени».
| Анализ результатов сравнения.
| Уметь выявлять общее и особен-ное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств.
| Текущий
| Устный опрос
| Р.т. стр. 19
| 7-8
| 2
| Блеск и мощь Полонеза
| Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
| Слушание: Полонезов М. Глинки и М. Огинского. Пение: «Лев и Брадобрей»
Творческое задание: вокальная импровизация (мажор - минор); передай в цвете настроение.
| Умение решать творческие зада-чи на уровне импровизаций, сравнивать.
| Уметь сравни-вать, выявлять развитие музыка-льного образа в несложных произведениях.
Знать понятия полонез, характерный ритм и ритмический рисунок
| Текущий
| Устный опрос
| Р.т. стр. 23.
| 9
| 1
| Музыкальное путешествие в Италию
| Урок закрепления знаний
| Слушание: М. Глинки «Венецианская ночь»
Пение: «Лев и Брадобрей»
| Умение решать творческие зада-чи на уровне импровизаций, сравнивать.
| Знать понятия Баркарола, каковы её особенности.
| Текущий
| Устный опрос
|
| 10
| 1
| «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди
| Урок комп-лексного применения ЗУН
| Слушание: Дж. Верди «Аида» Пение: Подари улыбку миру
| Умение систематизировать полученные знания, умения, навыки
| Уметь правильно применить термин
| Итоговый
| Тест
| Сочинить частушку.
| 11
| 1
| Музыкальная Австрия, Венские Музыкальные классики
| Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
| С древнейших времен крупнейшим музыкальным центром Европы является Австрия. С этой страной связаны имена многих выдающтхся композиторов, дирижёров, исполнителей.
| Формирование умения вести сравнение приз-наков по одному или нескольким основаниям.
| Знать что такое мелодия, оперный жанр.
Применять зна-ния основных средств музыкаль-ной выразитель-ности (мелодия, темп, тембр, динамика, лад)
| Текущий
| Устный опрос
| Выучить песню «Моя Россия»
| 12
| 1
| Знаменитая сороковая
| Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
| Слушание: В. А. Моцарт 1 части сороковой симфинии
| Умение решать творческие зада-чи.
| Сформировать первые представ-ления об особен-ностях произведе-ний Моцарта через слушание и пение.
| Текущий
| Устный опрос
|
| 13
| 1
| Героические образы Л. Бетховена
| Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
| Слушание: Л. Бетховен «Патетическая» соната
| Сравнивать изобразительное искусство с музыкальным, находить общие и отличительные черты передачи образов через данные виды искусств
| Сравнивать музыкальные и речевые интона-ции, определять их сходство и различие.
Выявлять раз-личные по смыслу интонации.
| Текущий
| Устный опрос
|
| 14
| 1
| Песни и танцы Ф. Шуберта
| Урок закрепления знаний
| Слушание: Ф. Шуберта «В путь», «Музыкальный момент»
| Умение решать творческие зада-чи, размышлять.
| Уметь определять двухчастную и трехчастную формы
| Текущий
| Устный опрос
| Выучить песню «Весёлые лягущки».
| 15
| 1
| «Не ручей – море ему имя»
| Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
| Слушание: И.С. Бах Токката ре минор, органные хоральные прелюдии.
Пение: И.С. Бах «За рекою старый дом».
Творческое задание: пластическая импровизация.
| Умение выявле-ния с помощью сравнения отде-льных призна-ков.
| Знать новые понятия: клавиа-тура, клавиши, педаль, басовый клюв; музыкаль-ные инструменты, внимательно слу-шать музыку и определять её характер.
Уметь исполнять вокальные произ-ведения с сопро-вождением и без него.
| Текущий
| Устный опрос
|
| 17-18
| 2
| Суровая красота Норвегии Э. Грига
| Урок закрепления знаний
| Слушание: Э. Григ «Пер Гюнт», в пещере горного короля и песня Сольвейг
| Умение анализи-ровать результа-ты сравнения.
| Знать новые понятия: бал, балет, артист балетат.
Уметь опреде-лять на слух основные жанры музыки; опреде-лять и сравнивать характер, настрое-ние, средства музыкальной выразительности.
| Текущий
| Устный опрос
| Подготовиться к тесту
| 19
| 1
| Так полюбил я древние дороги
| Урок комплексно-го примене-ния ЗУН
| Слушание: П. Чайковский симфонии №1 Грёзы зимнею дорогой.
| Умение элемен-тарного обосно-вания высказан-ного суждения.
| Уметь определять сохзвучия музыкальных образов и литературных
| Итоговый
| Тест, муз. викторина.
|
| 20
| 1
| Ноктюрны Ф. Шопена
| Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
| Слушание: Ф. Шопен № 8 ноктюрн
| Уметь охарактеризовать звучание музыки
| Знать определение ноктюрн
| Текущий
| Устный опрос
| Р.т. стр. 49.
| 21-22
| 2
| Музыка Шопена – это пушки прикрытые цветами
| Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
| Слушание: П. Шопена «Революционный этюд»
| Применять ЗУНы
| Знать понятия: музыкальный размер 3/4, такт, акцент.
Уметь прохло-пать ритм знако-мой песни в заданном размере.
| Текущий
| Устный опрос
|
| 23
| 1
| В подводном царстве
| Урок закрепления знаний
| Слушание: Н. Римского-Корсакова «Шествие чуд морских» из оперы «Садко»
| Применять ЗУНы
| Знать понятия: оперные либретто
| Текущий
| Устный опрос
|
| 24
| 1
| Цвет и звук: Музыка Витража
| Урок комплексно-го примене-ния ЗУН
| Слушание: Оливье Мессиана «Рождество господне», Пастухи
| Применять ЗУН
| Знать понятия: витраж, музыкальный витраж
| Текущий
| Устный опрос
|
| 25
| 1
| Вознесение к звёздам
| Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
| Слушание: Оливье Мессиана 5 часть «Турангалилы-симфонии»
| Применять ЗУН
| Знать разновид-ности ритмических рисунков, определять на слух
| Текущий
| Устный опрос
|
| 26-27
| 2
| Симфонический оркестр
| Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
| Слушание: П. Чайковский Вальс из «Детского альбома».
Пение: М. Славкин «Лошадка пони».
Творческое задание: придумать аккомпанемент к вальсу на детских музыка-льных инструментах, задание «Сравни».
| Умение догова-риваться, рас-пределять рабо-ту.
| Знать выразите-льные и изобрази-тельные возмож-ности музыкаль-ного аккомпане-мента; понятия ритм, ритмиче-ский рисунок, пауза, партитура
| Текущий
| Устный опрос
|
| 28
| 1
| Поэма огня Прометей.
| Урок закрепления знаний
| Слушание: А. Скрябина «Прометей» Пение: подари улыбку миру
Творческое задание: р.т. стр.61, нарисовать афишу праздничного концерта.
| Использование приобретённых знаний в повседневной жизни.
| Уметь исполь-зовать приобре-тённые знания в повседневной жизни.
| Текущий
| Самостоя-тельная работа
| Сочини мелодию маме.
| 29-30
| 2
| Джазовый оркестр
| Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
| Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»
| Применять ЗУН
| Знать определение банджо
| Текущий
| Устный опрос
|
| 30-31
| 2
| Под небом Парижа
| Урок закрепления знаний
| Слушание: Эстрадных мелодий Эдит Пиаф
| Элементарное обоснование высказанного суждения.
|
| Текущий
| Устный опрос
|
| 32
| 1
| Петербург Белые ночи
| Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
| Слушание: Май. Белые ночи из фортепианного цикла П. Чайковского Времена года
| Умение решать творческие зада-чи, размышлять.
| Знать понятия: диез, бемоль, бекар.
Уметь применять знания в практической деятельности.
| Текущий
| Самостоя-тельная работа
| Прочитать стр. 96-108
| 33-34
| 1
| Москва… как много в этом звуке…
| Урок закрепления знаний
| Слушание: П. Чайковского Торжественная увертюра «1812»
| Применять ЗУН
| Знать слова гимна РФ
Уметь определять характер звучания
| Итоговый
| тест
|
| |