Рабочая программа учебного предмета «Музыка»





Скачать 430.16 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного предмета «Музыка»
страница1/5
Дата публикации31.08.2014
Размер430.16 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
c:\documents and settings\admin\рабочий стол\заголовокновый.jpg



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО предмета

«Музыка»

Образовательная область: «Искусство»

основного общего образования

(5,6 классы)

на 2013 – 2014 учебный год.

Составитель:

Лукьянова Наталья Николаевна,

учитель музыки.


г. Новоалтайск

2013год

Пояснительная записка.

Программа по предмету «Музыка для 5, 6 классов составлена на основе программы. разработанной под руководством Д. Б.Кабалевского Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 8 классы. – Москва: Просвещение, 2007год;

. В программе отражена педагогическая концепция , которая органично связывает музыку с реальной жизнью. Изучение учебного предмета «Музыка» направлено на приобретение и закрепление опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков, приобретенных ранее в школе в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 8 классы. – Москва: Просвещение, 2007год;

  • утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Цельюпрограммы является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту формированию личности. Научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров.

Задачи программы:

  • Через музыкальное восприятие благотворно воздействовать на духовный мир учащихся,

  • Формирование нравственных качеств,

  • развитие познавательного интереса,

  • Развитие эстетического воззрения,

  • формирование высокого эстетического вкуса.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства Основу программысоставляют направления музыкального искусства : фольклор, музыка религиозной традиции, классической и современной музыки(академической и популярной),песенный репертуар. Данная программа предполагает широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий:

  • Слушание музыки и размышление о ней

  • Хоровое и ансамблевое пение

  • Пластическое интонирование

  • Разнообразного рода импровизации

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений). и др.

Музыкальный материал программы предполагает активное использование на уроках музыки опытов интонационно- образного анализа произведений народной и религиозной традиции .золотого фонда классической и современной музыки, личностную оценку разнообразных явлений музыкальной культуры. Самостоятельные работы учащихся по озвучиванию литературно- поэтических произведений, выражению учащимися собственных музыкальных впечатлений в вокализации, в творческих работах, художественном движении. Расширяет возможности их участия в проектной деятельности, организации досуга, занятий по дополнительному образованию.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита творческих проектов.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта:

  • нотная хрестоматия,

  • фонохрестоматия,

  • методические рекомендации.

В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются устный опрос, хоровое пение. игровые формы ( составление и решение кроссвордов, викторины)

Критерии оценки урока музыки.

Оценка 5 ставится если

  • присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);

  • ·умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

  • ·проявление творческих способностей и стремление их проявить

Отметка «4» ставится:

  • ·если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
    жизненной позиции);

  • ·проявление творческих способностей и стремление их проявить;

  • ·умение пользоваться некоторыми ключевыми и частными знаниями.

Отметка «3» ставится:

  • ·проявление  интереса  (эмоциональный   отклик,   высказывание   своей
    жизненной позиции)

  • умение пользоваться некоторыми ключевыми и частными знаниями.

  • ·проявление творческих способностей и стремление их проявить

В тематическое планирование внесена колонки«Элементы содержания», которая отражает содержание урока, обязательные дидактические единицы, «Музыкальный материал» - содержит перечень музыкальных произведений урока. В тематическом плане предусмотрены разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т.п

При реализации данной программы рекомендуется использовать современные педагогические технологии:

Интегрированное обучение,

уровневую дифференциацию,

коллективные способы обучения,

театральную деятельность,

развивающие и проектные технологии и др.

Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. — становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, изобразительного искусства, информатики.

Современный урок предполагает применение здоровьесберегающихтехнологий, таких, как

  • гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места), - наличие мотивационной деятельности на уроке;

  • количество видов учебной деятельности должно быть 4 – 7 за урок продолжительностью 7 – 10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, решение задач и т.д.);

  • не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);

  • плотность урока – на учебную работу должно тратиться 60 – 80%;

  • наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);

  • оздоровительные моменты на уроке.

Здоровьесберегающие технологии не только благотворно влияют на здоровье учащихся, формируют правильную осанку, но и повышают уровень обучаемости детей и эмоциональный настрой, приучают к порядку.

В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий

  • определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.


5 класс

Пояснительная записка

Целью уроков музыки в 5 классе является расширение представлений учащихся о жизненном содержании музыки, о преобразующей роли музыки в жизни человека, в жизни общества. В процессе этого учебного года учащимся предстоит решить проблему: как создается музыка, какое воздействие оказывает музыка на жизнь человека, на его поведение и деятельность, на его мысли, чувства, переживания. Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» - должны решаться в неразрывном единстве.

Данная рабочая программа составлена на основе программы по предмету «Музыка» Д.Б. Кабалевского.

Тема первого полугодия «Преобразующая сила музыки» реализуется через мысль, что музыка воздействует на жизнь человека и в этом ее огромная сила. Дети должны осознать, что музыка – это отражение человеческих чувств и настроений, и воздействие музыки на жизнь происходит через воздействие на человека, его характер, его отношение к жизни. Музыка оказывает влияние на всю деятельность человека, его отношение к миру, к людям, на его идейные и нравственные идеалы, на все его жизненное поведение.

Тема второго полугодия «В чем сила музыки» раскрывается через решение проблемы, в чем заключается способность музыки оказывать влияние на жизнь человека. Учащиеся должны понять, что сила воздействия музыки определяется двумя ее важными качествами: красотой и правдой. Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 8 классы. – Москва: Просвещение, 2007год;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год).

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта:нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод художественного контекста;

  • метод перспективы и ретроспективы;

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений). и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Современный урок предполагает применение здоровьесберегающих технологий, таких, как

  • гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места), - наличие мотивационной деятельности на уроке;

  • количество видов учебной деятельности должно быть 4 – 7 за урок продолжительностью 7 – 10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, решение задач и т.д.);

  • не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);

  • плотность урока – на учебную работу должно тратиться 60 – 80%;

  • наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);

  • оздоровительные моменты на уроке.

Здоровьесберегающие технологии не только благотворно влияют на здоровье учащихся, формируют правильную осанку, но и повышают уровень обучаемости детей и эмоциональный настрой, приучают к порядку.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Знать/понимать:

  • роль музыки в жизни общества;

  • воздействие музыки на жизнь человека, его характер, его отношение к жизни;

  • жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • приемы развития образов музыкальных произведений;

  • характерные особенности духовной и современной музыки;

  • имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Стравинского И., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.);

Уметь:

  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Критерии оценивания.

Проблема оценок на уроке музыки актуальна и во многом спорна. Если учитель будет руководствоваться нормами оценок по Стандарту, то значительную часть учащихся с недостаточно развитыми музыкальными способностями придется оценивать отрицательными оценками. Данная рабочая программа предполагает несколько иные критерии, позволяющие не учитывать при оценивании природных способностей детей. Функция оценки - учет знаний. При выставлении отметки по предмету учитель ориентируется на следующие критерии:

  1. Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).

  2. Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

Отметка "5" ставится:

·если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;проявление творческих способностей и стремление их проявить.

Отметка «4» ставится:

·если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции); проявление творческих способностей и стремление их проявить;·умение пользоваться некоторыми ключевыми и частными знаниями.

Отметка «3» ставится:проявление  интереса  (эмоциональный   отклик,   высказывание   своей
жизненной позиции);·или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;

·или:проявление творческих способностей и стремление их проявить.

Отметка «2» ставится: ·нет интереса, эмоционального отклика; неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;·нет  проявления  творческих  способностей и  нет  стремления  их проявить.

Таблица сравнения КТП с основной программой

5класс – 1 полугодие «Преобразующая сила музыки» -16часов

№ п\п

тема

Основная программа

КТП

1

Введение в тему «Преобразующая сила музыки».

1

1

2

Влияние музыки на человека.

1

1

3

Влияние музыки на человека.

2

2

4

С. Прокофьев «Повесть о настоящем человеке»

1

1

5

Танцевальная музыка П. Чайковского и Ф. Шопена..

1

1

6

Песни, которые молчат становятся оружием в борьбе.

1

1

7

Сила музыки Бетховена

1

1

8

Сила музыки Баха.

2

2

9

Полифония и гомофония в музыке И. Баха. и Л. Бетховена.

1

1

10

Сила музыки С. Рахманинова.

2

2

11

Сила музыки С. Рахманинова.

2

2

12

Преобразующая сила музыки. Обобщение темы.

2

2

2 полугодие Тема: В чём сила музыки» -19 часов

№ п\п

тема

Основная программа

КТП

1

Введение в тему « В чём сила музыки».

1

1

2

Сила музыки Баха.

2

2

3

Сила музыки Стравинского.

1

1

4

Римский-Корсаков «Снегурочка»

2

2

5

Моцарт «Реквием».

2

2

6

Кабалевский «Финал 3 концерта»

1

1

7

Сила музыки, любимой мною.

1

1

8

С. Прокофьев. Симфоническая Сюита « Зимний костёр».

1

1

9

Рахманинов «Весенние воды»

1

1

10

Бахор «Мараканда»

1

1

11

Песни военных лет.

1

1

12

Штраус. Вальс из оп. «Летучая мышь»

1

1




Чайковский. 1 концерт для ф-но с оркестром.

2

2




В чем сила музыки? Обобщение темы.

1

1




Сила музыки. Обобщение тем года.

1

1

Расхождения с основной программой нет

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» iconРабочая программа Музыка рабочая программа учебного предмета «Музыка»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ужовская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» iconРабочая учебная программа учебного предмета «Музыка»
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Место...
Программа музыка; рассчитана на три года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» iconРабочая программа учебного предмета «Музыка»
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» iconПрограмма учебного предмета «Музыка»
«Музыка» для V – IX классов образовательного учреждения разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» iconРабочая программа учебного предмета «Природоведение»
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе стандартов образования, примерной программы по природоведению...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск