РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО предмета
«Музыка»
Образовательная область: «Искусство»
основного общего образования
(5,6 классы)
на 2013 – 2014 учебный год.
Составитель:
Лукьянова Наталья Николаевна,
учитель музыки.
г. Новоалтайск
2013год
Пояснительная записка.
Программа по предмету «Музыка для 5, 6 классов составлена на основе программы. разработанной под руководством Д. Б.Кабалевского Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 8 классы. – Москва: Просвещение, 2007год;
. В программе отражена педагогическая концепция , которая органично связывает музыку с реальной жизнью. Изучение учебного предмета «Музыка» направлено на приобретение и закрепление опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков, приобретенных ранее в школе в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 8 классы. – Москва: Просвещение, 2007год;
утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Цельюпрограммы является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту формированию личности. Научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров.
Задачи программы:
Через музыкальное восприятие благотворно воздействовать на духовный мир учащихся,
Формирование нравственных качеств,
развитие познавательного интереса,
Развитие эстетического воззрения,
формирование высокого эстетического вкуса.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства Основу программысоставляют направления музыкального искусства : фольклор, музыка религиозной традиции, классической и современной музыки(академической и популярной),песенный репертуар. Данная программа предполагает широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий:
Слушание музыки и размышление о ней
Хоровое и ансамблевое пение
Пластическое интонирование
Разнообразного рода импровизации
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений). и др.
Музыкальный материал программы предполагает активное использование на уроках музыки опытов интонационно- образного анализа произведений народной и религиозной традиции .золотого фонда классической и современной музыки, личностную оценку разнообразных явлений музыкальной культуры. Самостоятельные работы учащихся по озвучиванию литературно- поэтических произведений, выражению учащимися собственных музыкальных впечатлений в вокализации, в творческих работах, художественном движении. Расширяет возможности их участия в проектной деятельности, организации досуга, занятий по дополнительному образованию.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита творческих проектов.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта:
нотная хрестоматия,
фонохрестоматия,
методические рекомендации.
В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются устный опрос, хоровое пение. игровые формы ( составление и решение кроссвордов, викторины)
Критерии оценки урока музыки.
Оценка 5 ставится если
присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
·умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
·проявление творческих способностей и стремление их проявить
Отметка «4» ставится:
·если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
·проявление творческих способностей и стремление их проявить;
·умение пользоваться некоторыми ключевыми и частными знаниями.
Отметка «3» ставится:
·проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции)
умение пользоваться некоторыми ключевыми и частными знаниями.
·проявление творческих способностей и стремление их проявить
В тематическое планирование внесена колонки«Элементы содержания», которая отражает содержание урока, обязательные дидактические единицы, «Музыкальный материал» - содержит перечень музыкальных произведений урока. В тематическом плане предусмотрены разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т.п
При реализации данной программы рекомендуется использовать современные педагогические технологии:
Интегрированное обучение,
уровневую дифференциацию,
коллективные способы обучения,
театральную деятельность,
развивающие и проектные технологии и др.
Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. — становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, изобразительного искусства, информатики.
Современный урок предполагает применение здоровьесберегающихтехнологий, таких, как
гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места), - наличие мотивационной деятельности на уроке;
количество видов учебной деятельности должно быть 4 – 7 за урок продолжительностью 7 – 10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, решение задач и т.д.);
не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);
плотность урока – на учебную работу должно тратиться 60 – 80%;
наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);
оздоровительные моменты на уроке.
Здоровьесберегающие технологии не только благотворно влияют на здоровье учащихся, формируют правильную осанку, но и повышают уровень обучаемости детей и эмоциональный настрой, приучают к порядку.
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
многообразие музыкальных образов и способов их развития;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий
определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
5 класс
Пояснительная записка
Целью уроков музыки в 5 классе является расширение представлений учащихся о жизненном содержании музыки, о преобразующей роли музыки в жизни человека, в жизни общества. В процессе этого учебного года учащимся предстоит решить проблему: как создается музыка, какое воздействие оказывает музыка на жизнь человека, на его поведение и деятельность, на его мысли, чувства, переживания. Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» - должны решаться в неразрывном единстве.
Данная рабочая программа составлена на основе программы по предмету «Музыка» Д.Б. Кабалевского.
Тема первого полугодия «Преобразующая сила музыки» реализуется через мысль, что музыка воздействует на жизнь человека и в этом ее огромная сила. Дети должны осознать, что музыка – это отражение человеческих чувств и настроений, и воздействие музыки на жизнь происходит через воздействие на человека, его характер, его отношение к жизни. Музыка оказывает влияние на всю деятельность человека, его отношение к миру, к людям, на его идейные и нравственные идеалы, на все его жизненное поведение.
Тема второго полугодия «В чем сила музыки» раскрывается через решение проблемы, в чем заключается способность музыки оказывать влияние на жизнь человека. Учащиеся должны понять, что сила воздействия музыки определяется двумя ее важными качествами: красотой и правдой. Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 8 классы. – Москва: Просвещение, 2007год;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год).
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта:нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод художественного контекста;
метод перспективы и ретроспективы;
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений). и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Современный урок предполагает применение здоровьесберегающих технологий, таких, как
гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места), - наличие мотивационной деятельности на уроке;
количество видов учебной деятельности должно быть 4 – 7 за урок продолжительностью 7 – 10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, решение задач и т.д.);
не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);
плотность урока – на учебную работу должно тратиться 60 – 80%;
наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);
оздоровительные моменты на уроке.
Здоровьесберегающие технологии не только благотворно влияют на здоровье учащихся, формируют правильную осанку, но и повышают уровень обучаемости детей и эмоциональный настрой, приучают к порядку.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Знать/понимать:
роль музыки в жизни общества;
воздействие музыки на жизнь человека, его характер, его отношение к жизни;
жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
приемы развития образов музыкальных произведений;
характерные особенности духовной и современной музыки;
имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Стравинского И., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.);
Уметь:
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Критерии оценивания.
Проблема оценок на уроке музыки актуальна и во многом спорна. Если учитель будет руководствоваться нормами оценок по Стандарту, то значительную часть учащихся с недостаточно развитыми музыкальными способностями придется оценивать отрицательными оценками. Данная рабочая программа предполагает несколько иные критерии, позволяющие не учитывать при оценивании природных способностей детей. Функция оценки - учет знаний. При выставлении отметки по предмету учитель ориентируется на следующие критерии:
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка "5" ставится:
·если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;проявление творческих способностей и стремление их проявить.
Отметка «4» ставится:
·если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); проявление творческих способностей и стремление их проявить;·умение пользоваться некоторыми ключевыми и частными знаниями.
Отметка «3» ставится:проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);·или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
·или:проявление творческих способностей и стремление их проявить.
Отметка «2» ставится: ·нет интереса, эмоционального отклика; неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;·нет проявления творческих способностей и нет стремления их проявить.
Таблица сравнения КТП с основной программой
5класс – 1 полугодие «Преобразующая сила музыки» -16часов
№ п\п
| тема
| Основная программа
| КТП
| 1
| Введение в тему «Преобразующая сила музыки».
| 1
| 1
| 2
| Влияние музыки на человека.
| 1
| 1
| 3
| Влияние музыки на человека.
| 2
| 2
| 4
| С. Прокофьев «Повесть о настоящем человеке»
| 1
| 1
| 5
| Танцевальная музыка П. Чайковского и Ф. Шопена..
| 1
| 1
| 6
| Песни, которые молчат становятся оружием в борьбе.
| 1
| 1
| 7
| Сила музыки Бетховена
| 1
| 1
| 8
| Сила музыки Баха.
| 2
| 2
| 9
| Полифония и гомофония в музыке И. Баха. и Л. Бетховена.
| 1
| 1
| 10
| Сила музыки С. Рахманинова.
| 2
| 2
| 11
| Сила музыки С. Рахманинова.
| 2
| 2
| 12
| Преобразующая сила музыки. Обобщение темы.
| 2
| 2
| 2 полугодие Тема: В чём сила музыки» -19 часов
№ п\п
| тема
| Основная программа
| КТП
| 1
| Введение в тему « В чём сила музыки».
| 1
| 1
| 2
| Сила музыки Баха.
| 2
| 2
| 3
| Сила музыки Стравинского.
| 1
| 1
| 4
| Римский-Корсаков «Снегурочка»
| 2
| 2
| 5
| Моцарт «Реквием».
| 2
| 2
| 6
| Кабалевский «Финал 3 концерта»
| 1
| 1
| 7
| Сила музыки, любимой мною.
| 1
| 1
| 8
| С. Прокофьев. Симфоническая Сюита « Зимний костёр».
| 1
| 1
| 9
| Рахманинов «Весенние воды»
| 1
| 1
| 10
| Бахор «Мараканда»
| 1
| 1
| 11
| Песни военных лет.
| 1
| 1
| 12
| Штраус. Вальс из оп. «Летучая мышь»
| 1
| 1
|
| Чайковский. 1 концерт для ф-но с оркестром.
| 2
| 2
|
| В чем сила музыки? Обобщение темы.
| 1
| 1
|
| Сила музыки. Обобщение тем года.
| 1
| 1
| Расхождения с основной программой нет
|