«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Руководитель
________/С.А.Гатина/ руководителя по УВР МБОУ «Надеждинская СОШ»
МБОУ «Надеждинская СОШ» ________/Р.Р.Мухина/
_________/ Н.А.Петрова/
Протокол № ___от Приказ № ___от
«____»_________ 2013 г «____»_________ 2013 г «____»_________ 2013 г
Рабочая программа
учителя
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Надеждинская средняя общеобразовательная школа
имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Ильиной Надежды Геннадьевны
второй квалификационной категории
по музыке в 4 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____от
«____»__________2013 г. 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена на основе программы «Музыка» 1-8 классы, разработанной авторским коллективом под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского (Москва, «Просвещение», 2009 г), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Данная программа составлена с учетом модернизации образования, процессами обновления содержания и технологий преподавания музыки.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
Р и ООО №7699/12 от 23.06.2012.
- Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» , утвержденный на заседании педагогического совета школы 20 августа 2012 года. Продолжительность изучения курса 34 часа ( 1 час в неделю)
Цель образовательной области «Искусство» - формирование духовной культуры человека. Искусство служит средством формирования мировоззрения ребенка, позволяет ценностно охватить весь мир в целом, в его эстетической и нравственной сущности.
Цель массового музыкального воспитания и образования обучающихся – формирование музыкальной культуры как части их духовной культуры
. На основе целевой установки программы сформулированы задачи музыкального воспитания и образования:
Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.
Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;
Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);
Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти
Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству
Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.
К каждому году обучения сформулированы более конкретные задачи.
.
Задачи предмета «Музыка» в 4 классе заключаются в следующем:
- понятие интернациональности музыкального языка;
- совершенствование умения целостно воспринимать музыку и размышлять о ней, сопоставляя интонации музыки разных стран мира;
воспитание навыков вдумчивого вслушивания в музыкальные произведения, умения анализировать их содержание и средства выразительности;
- выявление собенностей интонационно – образного воплощения содержания музыкальных произведений в творчестве И.С.Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Э.Грига.
- формирование навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски); Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и базируется на изучении школьниками основ музыкального искусства:
Жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности); интонация как носитель образного смысла музыкального произведения; основные средства музыкальной выразительности; развитие музыки на основе повтора, контраста, вариативности;
формы музыки – одночастная, двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо, вариации.
Освоение различных видов творческой деятельности, способствующих проникновению в образ, смысл произведения, проживанию его самим ребёнком.
Постижение различных пластов музыкальной культуры, стилей национальных и индивидуальных, основываясь на приеме «полистилистики» (намеренном соединении произведений различных стилистических явлений).
Музыкальная культура мира осваивается младшими школьниками при выявлении сходства и различия русской музыки и музыки других стран и народов.
Зарубежная народная и композиторская музыка, так же как и русская, трактуется в программе широко и многозначно: как искусство специфического художественно-образного выражения чувств, мыслей, отношений людей разных стран и национальностей. Акцент в отборе и организации музыкального материала делается на образцы отечественной и мировой музыкальной культуры.
Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского. Среди них: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.
Содержание программы концентрируется в учебных темах каждого полугодия. Музыкальные произведения, предлагаемые в программе, повторяются в разных учебных темах с новыми задачами. Такой принцип расположения музыкального материала условно назван принципом «концентрической спирали». Его реализация в учебно-воспитательном процессе даёт возможность возвращения школьника к уже знакомым музыкальным сочинениям, что будет служить необходимым стимулом для повторного «вживания» ребенка в их содержание, интонационно-образные особенности, будет порождать новые мысли и чувства, ассоциации с другими образцами музыки, закреплять уже полученные представления, знания, исполнительские навыки и умения. Постоянное обращение к музыке одних и тех же композиторов, смысловые повторы произведений способствуют формированию у детей основ чувства стиля уже в начальной школе.
Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания школьников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на формирование основ музыкальной культуры.
Метод драматургии урока музыки как урока искусства;
Метод создания «композиций» в форме диалога, раскрывающего содержание музыкального произведения (объединение разных форм общения с музыкой при исполнении одного произведения);
Метод создания художественного контекста. Направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её связей, понять сходство и отличие от других искусств;
Метод перспективы и ретроспективы в обучении («забегания вперед» и «возвращения к пройденному» у Д. Б. Кабалевского). Установление связей предусматривается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями;
Метод размышления о музыке. Направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей (выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения ученикам);
Метод интонационного постижения музыки (переинтонирования). Направлен на раскрытие учащимися сущностных основ музыкального искусства, раскрывает специфику жизни музыкальной интонации во времени. Самое главное – через собственно музыкальную интонацию внимание учащихся направляется на постижение человека в музыке, его чувств, мыслей, эстетических идеалов, духовных ценностей;
Метод моделирования художественно-творческого процесса. Направлен на развитие способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации. Школьники постигают смысл произведения как свой собственный, ставя себя в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника;
Метод музыкальных обобщений. Направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, воплощенных в тематизме программы; на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.
Говоря о приемах музыкального обучения, необходимо подчеркнуть то, что основным приёмом изучения программы «Музыка» и способом практического освоения её материала в начальной школе является игра. Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным. В игре развивается мышление ребенка, речь, воображение, музыкальные способности, осваиваются диалоговые формы общения с музыкой.
Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного процесса, стержнем которого является полноценная художественная деятельность детей в любой форме приобщения к искусству и где отношения «учитель-ученик» основываются на сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве. Личностно-ориентированный подход к ребенку проявляется в формировании его положительной мотивации к занятиям музыкой как искусством, созданием ситуаций успеха. Существуют также разнообразные «жанры» уроков музыки – урок- путешествие, урок- концерт, урок -размышление, урок -репортаж и другие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ 4 КЛАСС
Класс 4
Учитель: Ильина Надежда Геннадьевна
Количество часов:
всего - 34, в неделю - 1час. Учебно-тематическое планирование разработано на основе Примерной программы основного общего образования по музыке
Рабочая программа ориентирована на использование учебника
Планирование уроков музыки по программе Д.Б.Кабалевского – Составительь
Ю.Д.Изместьева.- Волгогра: Учитель – АСТ, 2003. а также методических пособий для учителя:
Поурочные планы составитель Ю.Д.Изместьева. Уроки
MULTIMEDIA – поддержка курса «Музыка»,
Классика 19 века (электронное учебное издание), МПТР Россия ВАФ № 77-41 Музыкальная образовательная композиция «Лебединое озеро» ( ЗАО Издательство детских программ «ВЕСТЬ – ТДА» 2008
ЗАО «Инфостудия Экон», 2003
Интернет-ресурсы
Аудиокассеты Музыкальное искусство издательство центр «Вентана граф» 2004
№
п/п
| Тема урока
| Кол-
во
часов
|
Тип урока
|
Форма контроля
|
Содержание урока
|
Музыкальный материал
| Дата
проведения
|
план
|
факт
| 1 полугодие.
Музыка народов Европы
| 1.
2.
| Музыка
Белоруссии
| 2.
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Изучение музыки других народов. Люди других национальностей, их речь, характер, поведение. Музыкальные лады. Анализ произведения. Казачество. Календарные обрядовые песни. Инструмент цимбалы.
Разучивание песни.
| Музыка Я.Френкеля, слова Я.Акима «Ты за партой сидишь, капитан», белорусские народные песни «Сел комарик на дубочек», «Бульба», «Савка и Гришка»,
«Реченька»
|
|
| 3.
4
| Музыка
Украины
| 2.
| Урок изучения
нового материала
| Беседа
| Знакомство с музыкой Украины. Киевская Русь славянских народов. Музыка и культура. Музыкальные инструменты. Слушание музыки.
| Украинские народные песни
«Журавель», «Весёлые гуси»,
«Веснянка»; П.И.Чайковский «Концерт для фортепиано с оркестром», «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»,
«Ой чия це хатинка» М.Муоргский
|
|
| 5.
| Музыка
Чехии
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Использование музыки других народов русскими композиторами. Истоки чешской музыкальной культуры. Творчество Дворжака Исполнение песен
| Чешские народные песни «Полька», «Пастух», «Вот волынки заиграли»,
А.Дворжак «Славянский танец №2»
|
|
| 6.
| Музыка Польши
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Викторина
| Повторение песен. Истоки Польской музыкальной культуры. Исполнение песен. Разучивание песни.
| Польские народные песни
«Жаворонок», «Пение птиц»,
«На заре», «Кукушка»,
|
|
| 7.
| Музыка Польши в творчестве русских композиторов
| 1.
| Изучение нового материала
| Тест
| Взаимопроникновение культур разных народов. Слушание. Творчество Шопена. Польский танец «Мазурка». Использование польской музыки русскими композиторами
| П.И.Чайковский «Мазурка» из «Детского альбома», Огинский «Полонез» «Польский акт» из оперы «Иван Сусанин»
|
|
| 8.
| Урок - концерт
| 1
| Контрольный урок
| Фронтальный опрос
Оценивание певческих умений
| Заключительный урок - путешествие
|
|
|
| 9.
| Музыка Болгарии
| 1.
9 ч.
| Урок изучения нового материала
| Урок высказывания
| Народная музыка славянских племён. Кукерские игры, ритуальные пляски. Разучивание песни
| Болгарские народные песни
«Посадил я полынь», «Путь в горах», «Дом под крышей голубой», Е.Поплянова «Пора начать урок».
|
|
|
|
2 четверть
| 10.
11.
| Музыка Венгрии
| 2.
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Народные музыканты-сказители. Знакомство с народными инструментами. Знакомство с композитором.
| П.Чайковский «Венгерский танец»
из балета «Лебединое озеро»,
И.Брамс «Венгерский танец» №2
|
|
| 12.
| Музыка
Молдовы
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Повторение пройденного материала. Тесная связь с творчеством славянских народов. Жанр вокальной и инструментальной музыки.
Повторение песен.
| Народный танец «Молдовеняска»
«Песенка дождя», «Свищет вьюга» муз.Е.Ботярова, сл. М.Пляцковского «Давайте дружить»
|
|
| 13.
| Музыка Балтии
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Ответить на вопросы
| Песенные жанры. Народные инструменты. Слушанье музыки и анализ произведения. Разучивание народной песни, прохлопать ритм и определить длительности, лад. Работа над песней.
| Литовские народные песни
«Добрый мельник», «Птичий ужин», латвийская народная песня «Ай я, жу-жу», эстонская народная песня «Хор нашего Яна»
|
|
| 14.
| Немецкая
музыка
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Устное высказывание
| Литературные и исторические памятники. Развитая культура народной песни. Смена бытующих жанров. Великие музыканты. Полифонический стиль.
Разучивание песни.
| Немецкая народная песня
«Гусята»
|
|
| 15.
| Швейцарская
музыка
| 1.
| Урок изучения
нового материала
| Викторина
по музыке разных народов
| Взаимодействия различных национальных традиций. Древняя культура племён.
Теоретический разбор песни-лад, разучивание по фразам.
| Швейцарская народная песня
«На коньках»
|
|
| 16.
| Обобщающий урок по теме Музыка народов Европы
| 1.
7 ч.
| Контрольный урок.
| Фронтальный опрос по теме. Оценивание певческих навыков
|
| Музыка по выбору учащихся
|
|
| 2 полугодие.
Музыка народов мира
| 3 четверть
| 17.
| Музыка Австрии
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Истоки Австрийской музыки
Композиторы классики. Сравнение песен.
| В.А.Моцарт «Весенняя»,
Л.В.Бетховен «Сурок»
|
|
| 18.
| Музыка Италии
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Развитие вокально-хоровых навыков, импровизационных способностей, интереса к самообразованию. Музыкальная культура Древнего Рима. Духовые инструменты. Слушание музыки. Самостоятельный выбор для разучивания
| дная песня «Саниа Лючия», сл. Капуро, муз. Э.Капуа «Солнышко моё», неаполитанская народна песня «Ямайка», итальянская песня «Трубочист»
|
|
| 19.
| Музыка Италии в творчестве русских композиторов
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Фронтальный опрос
| Песни венецианских гондольеров-баркаролла.
Слушание.Анализирование.
| П.И.Чайковский «Баркарола»,
«Итальянская песенка»,
«Неаполитанская песенка»;
М.И.Глинка «Венецианская ночь»
|
|
| 20.
| На пути к игре
| 1.
| Урок повторения
| Тест
| Закрепление полученных знаний.
| Французская народная песня « кораблик и юнга»
|
|
| 21.
22.
| Музыка Франции
| 2.
| Урок изучения нового материала
| Ответить на вопросы
| Фольклор кельтских, галльских и франкских племён. Жанры народных песен. Культура и светская музыка. Работа над французской народной песней. Работа над текстом.
| Французские народные песни «Кораблик и юнга», «Каде Русель»
|
|
| 23.
| Музыка Англии
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Жанр песен. Песни-баллады.
Исполнители и создатели героических песен. Слушание музыки. Определить лад. Подобрать ритмический аккомпанемент
| Песни из репертуара ансамбля «Биттлз», английская народная песня «Про котят»
|
|
| 24.
| Музыка Норвегии
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Происхождение Норвежской музыки. Музыкальные инструменты древнего происхождения. Народные наигрыши. Слушание музыки. Разучивание песни
| Э. Григ «Утро», «Шествие гномов», «В пещере горного короля», «Норвежский танец», «Заход солнца»
|
|
| 25.
| Отборочный тур конкурса исполнителей народных песен
| 1.
| Урок закрепления
| Оценивание певческих умений
| Отборочный тур конкурса исполнителей народных песен.
| «Большой хоровод», муз. Б.Савельева», сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта
|
|
| 26.
| Урок - концерт
| 1.
| Урок коррекции
| Оценивание певческих умений
|
| «Большой хоровод», муз. Л. Жигалкиной и а. Хайта
|
|
| 4 четверть
| 27.
| Музыка Испании
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Воспроизвести услышанное
| Обширная группа песен. Фламенко. Музыкальные инструменты. Испанские танцы. Культура и музыка Испании. Слушание песни. Определить жанр.
| П.И.Чайковский «Испанский танец» из балета «Щелкунчик», балет «Лебединое озеро», М. Равель «Болеро», Е. Крылатов,
Ю. Энтин «Ваши глаза»
|
|
| 28.
| Музыка США
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Устное высказывание
| Формирование музыкальной культуры. Древнее искусство североамериканских племён.
Национальные виды музыки.
Мюзикл, джаз, блюз. Знакомство с новой песней. Разбор особенностей ритма, мелодии.
| Дж. Гершвин «Колыбельная»
Гл. Миллер «Мелодия»,
американская народная песня «Бубенчики»
|
|
| 29.
| Музыка Латинской Америки
| 1.
| Урок закрепления
| Викторина
| Музыкальный фольклор.
Исполнение песен.
| Э. Вила Лобос «Прелюдия» из «Бразильской бахианы», Д. Мийо «Бразильский танец»
|
|
| 30.
| На пути к игре
| 1.
|
Урок закрепления
| Тест
| «На пути к игре»
| Итальянская народная песня «Санта Лючия» «Ваши глаза, (песня из кинофильма «Чехарда»»)
|
|
| 31.
| Музыка народов Закавказья
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Культура , традиции и обычаи народов. Закавказья. Исторические документы.
Грузинские народные инструменты. Слушание музыки. Работа над песней.
| Грузинская народная песня «Светлячок», А. Хачатурян «Колыбельная», Гусейнли «Цыплята»
|
|
| 32.
| Музыка народов Востока
| 1.
| Урок закрепления
| Устное высказывание
| Истоки Арабской музыки.
Китайской. Процесс развития музыкальных культур. Слушание музыки.
Работа над песней. Исполнение по желанию .
| Арабская народная песня
«Твоя улыбка» «Арабский танецЦ из балета п.И. Чайковского «щелкунчик», «китайская мелодия»
|
|
| 33.
| Турнир эрудитов
| 1.
| Контрольный урок
| Оценивание певческих умений
| Турнир между лидерами
исполнение песен по желанию детей – соло, по группам
|
|
|
| 34.
| Обобщение
| 1.
| Контрольный урок
| Фронтальный опрос.
|
|
|
|
|
| итого
| 34.ч.
|
|
|
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 4 класса:
- наличие интереса к предмету «Музыка», который выражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);
- знание характерных особенностей русских народных песен;
- умение определять жанры русских народных песен: былины, трудовые,
солдатские, исторические, плясовые, частушки;
- умение отличать музыку Закавказья от музыки славянских народов;
-умение высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки;
- знание названий различных видов оркестров;
- узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе (не менее 4х);
- знание имён выдающихся отечественных композиторов (П. И.Чайковский, В. А. Моцарт, Н. А. Римский – Корсаков, М. И. Глинка, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев,а также И.С Бах, Ф.Шуберт, Ф Шопен, Э.Григ.);
- знание русских народных музыкальных инструментов (гусли, баян, гармонь
балалайка, ложки, трещотка);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);
- знание гимна России.
Требования к уровню подготовки окончивших начальную школу
Требования заключаются в следующем:
Знать/ понимать
слова и мелодию гимна России;
имена великих русских и зарубежных композиторов и наиболее известные их произведения (3-4 изученных произведения);
наиболее распространённые музыкальные инструменты;
народные традиции родного края, фольклорные праздники и обряды.
Уметь
различать основные виды и жанры музыкального искусства;
узнавать изученные произведения разных жанров и называть имена их создателей;
сравнивать различные музыкальные произведения (фрагменты), определять средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика);
передавать характер музыки в пении, танцевально-пластическом движении.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения опыта восприятия музыкальных произведений;
исполнения мелодий знакомых музыкальных произведений и танцевальных движений;
участие в хоровом исполнительстве;
музицирование на детских музыкальных инструментах;
передачи музыкальных впечатлений в движении, рисунке и др.
Оценка музыкально-практической деятельности младших школьников на уроках музыки носит лишь поощрительный, стимулирующий характер. Она должна учитывать индивидуальный исходный уровень общего и музыкального развития школьника, интенсивность формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке.
Таким образом, оценка уровня музыкального развития учащихся, предлагаемая ниже, носит условный характер:
Эмоциональная отзывчивость как показатель развития интереса, желания слушать музыку;
Проявление любой творческой активности, самостоятельности;
Уровень развития музыкального мышления (образность, ассоциативность);
Умение применять «ключевые знания» о музыке;
Уровень исполнительской культуры (творческий подход, эмоциональность).
Урок музыки требует от педагога большого творческого потенциала, умения создать условия для самовыражения ребёнка; собственной деятельностью, эмоциональной выразительностью пробуждать интерес, вкус, потребность, представления о красоте.
Показателем уровня сформированности музыкальной культуры школьников может стать опыт восприятия музыки, внутреннее слышание шедевров мирового музыкального искусства и личностное заинтересованное отношение к музыке в целом и отдельным полюбившимся сочинениям прошлого и наших дней.
Список литературы
Изместьева Юлия Дмитриевна. Музыка 4 класс
Поурочное планирование уроков музыки (по программе Д.Кабалевского) ГУ «ЦГСЭН г. Волгоград: Учитель – АСТ 2004.
М.А.Давыдова «Уроки музыки» 1-4 классы – Москва «ВАКО» 201
Т.А.Затямина «Современный урок музыки: убно – методическое пособие Москва «Глобус», 2007 |