Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 61.38 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.03.2014
Размер61.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Составитель: Шарыгина Юлия Александровна,

Учитель музыки МОУ «СОШ№12»

г. Сыктывкар, Республика Коми

Урок музыки в 5-м классе по теме "Музыкальный портрет"

Урок разработан в рамках программы «Музыка» 1-8 классы разработанной авторским коллективом под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского (Москва, «Просвещение», 2007 г), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Место данного урока в системе указанной программы: 5 класс, 3 четверть.

Цель: углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа произведения музыки - “Песня Варлаама” М.Мусоргского и изобразительного искусства - картины И.Репина “Протодьякон”

Задачи урока:

  • развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения;

  • выработка умения раскрыть свойства “живописной музыки” благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо-ритмических, ладовых);

Оборудование урока:

  • компьютер,

  • проектор,

  • проигрыватель CD,

  • фортепиано


Ход урока:

Орг. момент:

Здравствуйте, ребята, я очень рада, что нам с вами предстоит целый урок работать вместе и узнавать что-то новое. Вы готовы к новым открытиям?

Актуализация:

- Сегодняшний урок я предлагаю начать с игры, которая называется «Ассоциации». Я назову слово, а вам необходимо сказать ваши ассоциации к этому слову. Итак, это слово – портрет. Молодцы, вы подобрали много слов, которые так или иначе связаны со словом портрет. Я хочу добавить только одно слово – музыка.

- Как вы думаете, можно ли связать между собой эти 2 слова?

- Попробуйте составить словосочетание из этих слов.

Выход на проблему:

слайд1. Я услышала интересное словосочетание «Музыкальный портрет». Как вы понимаете, что же такое «Музыкальный портрет»?

- Почему мы не смогли дать точного ответа на поставленный вопрос?

- Что надо сделать, чтобы ответить на поставленный вопрос?

- Сегодня, мы с вами попробуем разобраться, что же такое музыкальный портрет. Прежде чем начать, обратите внимание, у вас на столе лист с тремя нотами. Ноты – это этапы урока. Вступительный этап урока прошел, я хочу попросить вас закрасить первую ноту одним из двух цветов. Желтый – если вы уже включились в работу, зеленый – если вы пока только наблюдаете за происходящим со стороны.

Слайд 2. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? А фотографию можно считать портретом? Как вы думаете, у кого фотографический портрет получится лучше, у любителя или профессионала? Настоящие шедевры, фотопортреты, как и портреты в живописи, и музыкальные портреты создавали и создают настоящие мастера своего дела.

Слайд 3. А это портрет великого русского композитора, которого зовут Модест Петрович Мусоргский. Этот портрет написал его друг Илья Репин. Почему же я предлагаю вашему вниманию портрет именно этого композитора, это вам предстоит выяснить. На столе у каждого есть лист, на котором написано несколько предложений о творчестве Мусоргского. Прочитайте и подчеркните предложения, которые доказывают, что именно творчество этого композитора поможет нам разобраться, что же такое музыкальный портрет (индивидуальная работа). Действительно, Мусоргский – величайший композитор–портретист, настоящий гений. Его очень волновали проблемы людей и народа. Слайд 4.

- В ранний период своего творчества Мусоргский создает настоящий шедевр оперной музыки – оперу “Борис Годунов” по трагедии А.С.Пушкина, признанную в наши дни одной из “чисто русских опер”. Опера рассказывает о времени царствования Бориса Годунова – боярина, которого обвиняли в убийстве законного наследника престола – малолетнего царевича Дмитрия.

- Наше внимание на сегодняшнем уроке будет приковано к интереснейшему персонажу оперы – беглому монаху Варлааму, который предпочел свободную разгульную, веселую жизнь вместо служения Богу.

Дорога нашего героя из монастыря далека и по пути он не отказал себе в удовольствии зайти в корчму на литовской границе, чтобы сытно откушать. Испив вина, Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного. Послушайте, как в опере поет Варлаам свою знаменитую песню «Как во городе было во Казани…». Обратите внимание на тембр его голоса, особенности музыки, манеру исполнения.

- слушание Песни Варлаама в записи Ф.И.Шаляпина (попутно выполняем задание: вслушаться в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер).

Слайд 5. - Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? - Дети (выбирают на доске подходящую характеристику) (молодецкая, мощная, могучая, добрая, нежная, светлая, лихая, буйная, густая, яркая).

- Каким вы увидели Варлаама? (буйный, разгульный, властный, грубый, беспечный) - Как вам рассказала об этом музыка? (музыка выразила характер героя - властность, беспечность, разгульность, грубость в исполнении). - Какими музыкальными красками композитор написал этот музыкальный портрет? (Низкий голос певца, его густой бас; низкое звучание инструментов всего симфонического оркестра; постоянно громкое звучание всей песни, разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, в котором мелодия яростно мечется по всем регистрам.)

- Можно ли назвать это произведение музыкальным портретом? В начале урока мы поставили вопрос, что же такое музыкальный портрет. Давайте вернемся и ответим на него. Что же такое музыкальный портрет? Какой облик рисует нам музыка, внешний или внутренний?

Слайд 6. Это портрет характера героя, в нем неразрывно слиты выразительная и изобразительная сила интонаций музыкального языка.

Слайд 7. - Посмотрите на картину И. Репина «Протодьякон». Можно ли в ней увидеть Варлаама?

Когда эта картина появилась на выставке передвижников, известный музыкальный критик В.Стасов увидел в персонаже этой картины один из самых истинных, глубоко национальных русских типов. «Варлаамище» из пушкинского «Бориса Годунова» - так определил он колоритную фигуру, изображенную на портрете. Точно так же Мусоргский, увидев «протодьякона», воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище! Это же целая огнедышащая гора!”

В портрете “Протодьякона” И.Е.Репин обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”.

- Так что же позволило этим двум глубоким и метким наблюдателям, композитору и художнику, обратить внимание на такого человека? (Такие люди были на Руси.)

- Песня Варлаама не была написана Мусоргским к картине Репина. Протодьякон и Варлаам – самостоятельные образы, которые изображали подобные и характерные для Древней Руси типы монахов и попов.

Слайд 8. (запись в тетрадь и просмотр видео)

-Чем отличается музыкальный портрет от портрета художника?

Второй этап урока подошел к концу, я попрошу вернуться к нашим нотам и оценить свою работу.

- Возможно ли в наши дни создание музыкальных портретов?

Давайте прослушаем музыку и попытаемся увидеть: портрет какого человека нарисовал композитор? (прослушивание “Песни о маленьком трубаче” С.Никитина и С.Крылова)

- Кого вы увидели в этом музыкальном портрете?

- Как вы думаете, мог ли бы такой человек, как Варлаам, совершить такой подвиг, какой совершил маленький трубач? Почему?

- Как мы уже говорили, в музыкальном портрете исполнитель старается ярко и выразительно передать характер героя. Давайте и мы постараемся исполнить так, чтобы получился музыкальный портрет.

(разучивание песни) Особое внимание обратить на паузы между фразами, на выразительную роль интервалов (в медленном темпе, короткими фразами проигрывается мелодия первого куплета, затем поется со словами). Призывные интонации кварты (ре-соль) и квинты (соль-ре) вместе с пунктирным маршевым ритмом придают музыке героический характер. Маленькие интервалы между звуками мелодии (примы и секунды) будто рисуют маленького героя песни. Обращаем внимание учащихся на необходимость изменения динамических и темповых красок интонации в разных куплетах

- Таким образом, если два первых музыкальных предложения песни создают внешний “портрет” героя, третье предложение передает его внутреннюю решимость стать вместе со взрослыми на защиту Отечества.

Молодцы, наш урок практически подошел к концу, и я попрошу вас снова закрасить ноту в подходящий цвет. Все ноты закрашены и сейчас я скажу, кем же вы были сегодня на уроке. Если у вас больше зеленых нот – вы настоящий критик, который впитывает информацию, слушает, а чуть позже составляет свое мнение об услышанном, если у вас больше желтых нот, вы настоящие исследователи. Спасибо за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск