Скачать 67.21 Kb.
|
Составитель: Шарыгина Юлия Александровна, Учитель музыки МАОУ «СОШ№12» г. Сыктывкар, Республика Коми Урок музыки во 4 классе Урок разработан в рамках программы «Музыка» 1-8 классы разработанной авторским коллективом под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского (Москва, «Просвещение», 2007 г), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации по технологии проблемно – диалогического урока. Место данного урока в системе указанной программы: 4 класс, 4 четверть. Тема: Японский журавлик – символ борьбы за мир и жизнь на земле. Цель: привести к мысли о взаимосвязи русской и японской музыки в процессе разучивания песни «Японский журавлик» Задачи:
Планируемые результаты. УУД . 1) предметные:
2) метапредметные:
3) личностные:
Тип урока: урок углубления и развития смысловых аспектов темы; Музыкальный материал: Д.Б.Кабалевский, Вариации на японскую народную песню «Вишня», С.Туликов «Японский журавлик», видео «Взрыв в Хиросиме» Дидактический материал: презентация, карточки с тестовым материалом о символах: голубь мира, сакура, бумажный журавлик, Садако Сасаки, бумажные лучики желтого и голубого цвета на двустороннем скотче, картинки символов, желтый мел. УМК: нотный материал к песенному репертуару, мультимедийный проектор, музыкальный центр, компьютер, экран, фортепиано. Орг. момент: -Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня встретиться с вами, познакомиться, рада тому, что нам предстоит целый урок работать вместе и открывать что-то новое. Вы готовы к новым открытиям? (Давайте поздороваемся по-японски – поклонившись друг другу). Актуализация: - На предыдущих уроках вы знакомились с музыкой разных народов мира, и сегодняшний урок я хочу начать с музыки. Вспомните её. Что вы о ней знаете? (слушают Вариации на японскую тему «Вишня» Д.Б. Кабалевского) - Что вы знаете об этой музыке? - Почему Кабалевский, русский композитор, использовал в своем произведении мелодию японской народной песни? (чтобы рассказать о красоте японской народной музыки, поделиться своими впечатлениями об увиденной красоте цветущих вишневых садов) - Изменялась ли в музыке мелодия? (Да) - Как? (спокойная тихая мелодия постепенно становилась напряженной и драматичной). - Почему же композитор так её изменил? Что он хотел этим показать? (выразил своё отношение к трагедии японского народа, взрыву атомной бомбы в 1945 году, после окончания ВОв, в результате которой стерлись с лица земли 2 японских города, Хиросима и Нагасаки. Погибло огромное количество японского народа, в т.ч. и детей. А впоследствии от радиации люди заболевали и умирали. Отголоски этой трагедии сохраняются до сих пор.) Просмотр видео Выход на проблему: - А вы знаете, почему Кабалевский рассказал об этой трагедии музыкой? (он хотел передать свое отношение к трагедии японского народа, чтобы мы узнали об этом, почувствовали сопереживание к японскому народу …) - Правильно, но есть что-то еще очень важное, о чем хотел сказать композитор. Хотите узнать? - Тогда какую цель мы с вами поставим? (Дети скажут: Что хотел передать своей музыкой композитор Кабалевский?) Но не только Кабалевский рассказал об этой трагедии музыкой. Я скажу немного по-другому: Почему русские композиторы обращаются к музыке японского народа? (Поместить напечатанный на листе проблемный вопрос на магниты на доску) - Вспомните, мелодию какой песни использовал композитор в своей музыке? (Японской нар. песни «Вишня») - А что значит вишня в Японии? (дерево-символ, священное дерево) - Какие вы знаете еще символы? А если бы я вас попросила рассказать подробно, точно о каком-либо предмете, к чему бы вы обратились? Где бы стали искать информацию? (В учебнике, в энциклопедии, в Интернете…). Ведь сегодня говорят: «Тот, кто владеет информацией, тот владеет миром». Оказывается, очень важно знать, важно стремиться к знанию. На доске находятся еще 2 образа, что вы о них знаете? - Поработаем в парах по колонкам, чтобы точно узнать, что за этими образами стоит, подтвердятся наши предположения или нет. Работая, подчеркните 2-3 самых важных, ключевых слова. 4-я группа получает задание – рассказ о девочке. - Итак, 1 колонка, какие вы выбрали слова? (на доске или на слайде появляются главные слова) 3 колонка и 2 колонка. - Посмотрите, что у нас получилось. Голубь – символ мира, вишня – символ жизни, а журавлик – символ и мира, и жизни (стал он таким символом после 2-й мировой войны). Почему и для чего в Японии бумажного журавлика сделали символом? (чтобы сохранить на земле мир и чтобы трагедия больше не повторилась). Как мы озвучим тему нашего урока? - Японский журавлик - символ борьбы за мир и жизнь на земле. - О журавликах слагались легенды, сочинялись рассказы и даже песни. И с одной из них я хочу вас сегодня познакомить, её написали композитор Серафим Туликов и поэт Владимир Лазарев. (учитель исполняет песню «Японский журавлик») - О чем вам рассказала эта песня? (О девочке Сасаки Садако). - 4-я группа получила рассказ об этой девочке. Расскажите о судьбе Сасаки Садако классу и гостям. (СТИХОТВОРЕНИЕ в исполнении девочки) Летний день, в окне сверкая На осколки мелкие дробится. Умирает девочка Садако, Умирает в атомной больнице. Устремлен куда-то взгляд раскосый, Словно видит свет иного края. И чернеют на подушке косы С девочкою рядом умирая. Сколько люди мира ни старались, Не помогут девочке подняться. И уже беспомощно над нею Белые журавлики кружатся. - Я думаю, несмотря на прошедшее после трагедии время, мы с вами также сочувствуем японскому народу и выучим песню «Журавлик». (разучивание песни) - А теперь исполним эту песню так, чтобы слушатели почувствовали и поняли, о чем вы хотите рассказать. Выразите в своем исполнении сочувствие и сострадание к японскому народу.(исполнение песни) - Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели еще одну тему нашей четверти. Что мы можем сказать про нашу проблему, которую поставили мы в начале урока? (Композиторы обращаются к музыке японского народа, чтобы отразить в музыке свое отношение к трагедии, сохранить на земле МИР и чтобы никогда эти трагедии не повторились). - Вернемся к нашим символам. Как мы можем их объединить? Какой геометрической фигурой мы их объединим? ( на доске обвести все 3 символа в круг и закрасить в желтый цвет) В какое место нашего круга мы поместим девочку? В центр. А почему? (Мир на земле зависит от человека. А дети – это наше будущее) Русские композиторы рассказали в своей музыке о японском народе. Нам это было понятно? Почему? (Между музыкой разных народов нет границ. Музыкальный язык понятен без перевода). - У вас на столе 2 лучика – голубой и желтый. Я хочу, чтобы вы выбрали один из них и прикрепили на доску к нашему желтому кругу. Желтый – если вы сегодня активно работали, эмоционально откликнулись, вам было все понятно и интересно, а синий – если вы были простым слушателем. - Посмотрите, что у нас получилось? (СОЛНЦЕ) А говорили о музыке русского народа и народа Страны Восходящего Солнца. - А солнце – это тоже символ жизни. Спасибо вам за работу на уроке. До новых встреч! На память о нашем уроке примите в подарок японских журавликов. (Или домашнее задание: Сделать японского журавлика). |
Урок разработан в рамках программы «Музыка» Урок разработан в рамках программы «Музыка» 1-8 классы. Авт коллектив под руководством Д. Б. Кабалевского. М.,2006 | Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» «музыкальный пейзаж», расширить знания о внутренней связи музыки, литературы, изобразительного искусства; стимулировать развитие... | ||
Урок музыки в 1 классе тема: «Музыка осени» Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности... | Урок по данной теме разработан согласно рабочей программы "Математика",... Данный урок, как открытый, прошёл в рамках городского семинара в моу «оош №8», на котором присутствовали коллеги школ города, специалисты... | ||
Урок музыки в 5 классе по теме «Музыка в театре, кино, на телевидении» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок разработан в рамках программы «Музыка» 1-8 классы разработанной авторским коллективом под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского... | ||
Урок музыки в 5 классе Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость... | Урок разработан и проведен в рамках авторской технологии «Перспектива» Урок разработан и проведен в рамках авторской технологии «Перспектива» Прищепа Т. А., ориентированной на использование кейс-метода.... | ||
Урок-концерт в 5 классе Авторы: Р. А. Степанникова, учитель музыки... Расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки, живописи | Урок в рамках метод-моста в 10 классе «Межмуниципальная методическая Интернет-конференция «О, урок!- ты солнце! Мой самый необычный урок» | ||
Содержание программы класс преобразующая сила музыки ( 8 часов ) Наш вечный спутник. Музыка – душа времени. Мелодии, звучавшие много веков назад. Какой бывает музыка. Музыка огромная сила, способная... | Урок музыки 2 класс. 2 четверть раздел «О чем говорит музыка» тема... Программа «Музыка» 1-4кл. Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой (Образовательная система «Школа 2100»): Баласс, 2011 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки» | Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок был разработан и проведен мной в рамках обучения на дистанционных курсах Эйдос "Как разработать и провести эвристический... | Урок в 6 классе «Преобразующая сила музыки» Цель: познакомить ребят со своеобразием и красотой звучания музыки Моцарта, определить стиль музыкального языка композитора |