Скачать 1.05 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология» Факультет: Дефектологический Направление: Дефектология Кафедра точных и естественных наук Составитель: к.б.н., доцент Сашков В.А. Москва-2013 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова» Утверждаю зав.кафедрой точных и естественных наук Власовым Д.А. Решение заседания кафедры Протокол № __ «___» ___________200_г. Рабочая программа по дисциплине «Экология» Факультет: Дефектологический Направление: Дефектология Кафедра естественных и точных наук Составитель: Сашков В.А. Москва-2013
Дисциплина «Экологии» является разделом биологической науки и изучает организм и надорганизменные системы как целостные природный объект, со всеми внутренними и внешними взаимосвязями и взаимозависимостями, находящийся под влиянием производственной деятельности современной цивилизации. Поэтому, с одной стороны, влияние современной цивилизации на живую и неживую Природу следует рассматривать в контексте влияния естественнонаучных дисциплин, с другой стороны, в контексте социальных дисциплин, что обусловлено значением социальных процессов для учета и нейтрализации последствий антропогенного влияния на Природу. Такой подход обусловлен двойственностью природы человека, которая в равной степени испытывает влияние биологических задатков и социальных факторов окружающей среды. Двойственность человеческой природы требует создания особых условий для изучения экологических объектов и явлений, находящих под влиянием современной цивилизации. Поэтому рассмотрение экологических проблем современности, вызванных производственной деятельностью людей, нуждается в интегративном междисциплинарном подходе, что требует обращения к знаниям различной дисциплинарной направленности. Назначение дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у слушателей отношение к окружающей людей живой и неживой Природе как важнейшему условию благополучного существования человечества как биологического вида. Место дисциплины в учебном процессе объясняется концептуальной важностью понимания экобиологической природы человека любым специалистом и ее воспитательным влиянием на формирование личности. 1.1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины: сформировать целостные представления об окружающей человека живой и неживой Природы как открытой и динамичной, развивающейся и саморегулирующейся биосоциальной системе. Задачи дисциплины
Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ. Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ. В соответствии с групповой и кластерной принадлежностью дисциплина «Экология» обеспечивает формирование компетенций. Модуль направлена на формирование следующих компетенций: Осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития соврменной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-12) Трудоемкость модуля в зачетных единицах Объем дисциплины - 1 зачетная единица. Время изучения дисциплины: 2 курс, 1 семестр. В соответствии с видами профессиональной деятельности, зафиксированными в ФГОС бакалавра по направлению «Педагогическое Дефектология», выделяются профессиональные задачи, которые должен уметь решать выпускник после успешного овладения материала теоретического модуля. Требования к уровню освоения модуля По окончании изучения дисциплины выпускник должен владеть: - владеть экологической культурой, знаниями в области экологии человека и природы; - владеть умениями природосообразной деятельности и поведения; Формы освоения модуля:
Формы контрольных и учебных заданий: - задания 1-го уровня сложности нацелены на выявление фактических знаний и предметных понятий и включают тесты с закрытой формой (с однозначным и многозначным выбором ответа), устный и письменный опрос по теме, тесты на соответствие, тесты с заданиями на группировку информации, тесты с заданиями установление последовательности; - задания 2-го уровня сложности нацелены на выявление мыслительных операций и включают открытые тесты с заданиями на установление логических связей, классификацию, ранжирование, умение решать типовые учебные задачи; - задания 3-его уровня сложности нацелены на выявление профессиональных компетенций и включают: способность к пониманию и интерпретации экологического материала, умению осмысленно работать со специальной информацией, готовности нести ответственность за состояние окружающей среды и организовывать мероприятия по пропаганде ответственного отношения к природе; это поисковые виды деятельности, не имеющие готовых решений – разработка проектов, учебных планов и воспитательных программ. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы соответствует кластерной принадлежности (мировоззренческий модуль): 70% / 30%. 2. Технологическая карта образовательного модуля
Объем модуля/дисциплины и виды учебной работы
3. Содержание модуля/дисциплины 3.1. Разделы модуля/дисциплины и виды занятий
3.2. Содержание разделов учебной дисциплины
Определение экологии. Объект и предмет экологии. Теоретические и практические задачи экологии как науки. Зарождение экологических взглядов в науке. Вклад средневековой науки в накопление экологических знаний. Обобщение материалов экологии в трудах учёных. Обособление экологии в отрасль знаний. Экология как научное направление и мировоззрение. Структура современной экологии. Понятие «метод исследования». Наблюдение и эксперимент. Специфика объектов экологических исследований. Качественное и количественное изучение экологических явлений. Теоретические и эмпирические методы изучения природных объектов и явлений. Моделирование экологических явлений: определение, назначение, принципы, объекты, условия, результаты. Экологические факторы среды: определение, характеристики, многообразие, классификация. Абиотические, биотические, антропогенные факторы. Общие закономерности действия экологических факторов. Закон лимитирующих факторов Блэкмана. Закон компенсации. Закон незаменимости фундаментальных факторов Вильямса. Закон экологическая индивидуальность видов. Экологические группы организмов по степени толерантности к определённым факторам. Понятие о среде обитания. Соотношение понятий «среда обитания» и «местообитание». Среды жизни: основные характеристики. Учение о популяции. Основные характеристики популяции как надорганизменной системы. Вид как система популяций. Концепция иерархии популяций. Биоценоз как совокупность фитоценоза, зооценоза, микоценоза и микробоценоза. Фитоценоз. Зооценоз. Микробоценоз. Микоценоз. Структура биоценоза. Видовая структура. Биотические связи в биоценозе. Трофические связи. Форические связи (форезия). Фабрические связи. Симбиотические связи. Экологическая ниша. Фундаментальная и реализованная ниши. Антропогенная инсуляризация. Сохранение биоразнообразия – фактор устойчивости и стабильности биосферы. Международная конвенция о биологическом разнообразии. Концепция экосистемы. Трофические уровни. Закон пирамиды энергий. Концепция биогеоценоза. Биогеоценоз. Значение фитоценоза. Экотоп. Сукцессия: определение понятия, история. Классификация смен растительности. Динамика биоценоза. Донные экосистемы. Биосферология: определение, предмет, краткая история. Биосфера, границы, эволюция. Виды веществ биосферы. |
Рабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по... Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций | Человек. Экология. Здоровье Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
Экология и природопользование В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета... | Тема: Экология как наука о взаимодействии организмов друг с другом Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Экология животных» «Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология.... | «Экология» По дисциплине «Экология» Для специальности 270102. 65 «Промышленное и гражданское строительство» Форма подготовки очная/заочная | ||
Рабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая... Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»... | Программа курса "глобальная экология" для студентов, обучающихся... Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
2 Естественные науки (естествознание) 20. 1 Человек и окружающая... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | Рабочая программа элективного курса по биологии «экология человека» Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает... | ||
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 (05. 03. 06) Экология... | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"... | ||
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» | Безопасность жизнедеятельности «Экология», 011600 «Биология», 013500 «Биоэкология», 012300 «Биохимия», направлений 511100 «Экология и природопользование», 510600... | ||
’’экология’’ В более общем смысле экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания (в... | Зоопланктон наливного водохранилища-охладителя харанорской грэс (забайкалье):... Использование в отчётном году акционерным обществом видов энергетических ресурсов 20 |